Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития. Социологические школы о развитии общества и культуры.

Поиск

http://www.studfiles.ru/preview/5441286/page:3/

С самого начала своего возникновения социология рассматривает взаимодействия человека и общества не только и не столько в статике, сколько в динамике, в процессе социальных изменений. Очевидно, что в обществе нет неизменяемых объектов и субъектов: изменяются социальные связи и взаимодействия между людьми, их социальные институты и роли; изменяется социальная структура общества, доминирующие в нем ценности, нормы и стандарты поведения и т.д. Все эти перемены в общественной жизни охватываются понятием «социальные изменения».

В широком смысле слова под социальными изменениями понимают переход любого социального объекта из одного состояния в другое, любую модификацию в социальной структуре общества, в его институтах, в представлениях людей об обществе. В более узком и точном смысле термин «социальные изменения» означает многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

Обычно в социологии всю совокупность социальных изменений подразделяют на пять основных видов.

1. К первому виду социальных изменений относятся перемены, происходящие в различных социально-структурных компонентах общества, например, в структуре профессиональной общности, в структуре господствующих в обществе ценностей и т.д. Этот вид социальных изменений называют структурными социальными изменениями. Наряду со стабильными, относительно неизменными состояниями социальной системы, в определенные моменты времени происходят структурные изменения, дифференциация системы, когда ее основные структурные единицы приобретают более сложные функции или осуществляется структурная реорганизация, т.е. переструктурирование системы. Одновременно с такими изменениями происходит дифференциация профессиональных ролей, выполняемых различными индивидами, в том числе возникает структурализация работающих на руководителей и подчиненных, возникают и становятся более сложными и разнообразными нормативные компоненты структуры, создаются обобщенные комплексы производственных, социальных норм, применимых не к одной структуре коллектива, а ко многим разноструктурным системам.

2. Второй вид социальных изменений включает в себя обширную и многообразную совокупность социальных процессов, таких, например, как изменение поведения индивидов и их групп в различных социальных ситуациях, изменение взаимодействия людей. Сюда входят изменения, в ходе которых осуществляются взаимодействия типа солидарность, например, ассимиляция, конфликтность и т.п. Этот вид перемен называется поведенческими социальными изменениями.

3. Большая совокупность социальных изменений связана с трансформацией функций различных социальных систем, сообществ, организаций. Например, в результате всенародного референдума, проведенного в Беларуси в ноябре 1996 г., произошли существенные перемены в верховных органах законодательной власти республики – вместо прежнего Верховного Совета сформирован новый двухпалатный парламент, в котором значительно изменились выполняемые им функции, произошло их уточнение, распределение между Советом республики и Народной палатой, обогатилось и углубилось их содержание. Подобного рода перемены и трансформации называются функциональными социальными изменениями.

4. В социодинамике общественного развития важную роль играют перемены, происходящие в сфере мотивации индивидуальной и групповой деятельности людей. Мотивация представляет собой процесс развертывания содержания потребностей, для удовлетворения которых субъект социального действия разворачивает и осуществляет активную, целенаправленную деятельность. Это означает, что мотивация сама представляет собой процесс изменений и одновременно предполагает активную деятельность, направленную на изменения как объекта действия, так и самого действующего субъекта. Происходящие в обществе социальные изменения, с одной стороны, обусловливают перемены в мотивации деятельности, а с другой – сами являются результатом перемен в мотивационной сфере. Совокупность подобного рода перемен в сфере мотивов называется мотивационными социальными изменениями.

5. Большую группу социальных переменных, выполняющих важные интеграционные, нормативные, регулятивные функции в обществе, составляют социокультурные изменения. Подобного рода социальные изменения представляют собой сложный многоплановый процесс социокультурной динамики, в ходе развертывания которой меняются не только системы ценностей, норм, образцов поведения, но и сами основополагающие принципы культуры.

Инновационные изменения – это возникновение новых способов и результатов деятельности людей, которых не существовало на предыдущих стадиях общественного развития. Сущность этих изменений составляет инновационная деятельность индивидов и их групп, а их содержание – комплексный процесс создания, распространения и практического использования различных новшеств для удовлетворения социальных потребностей, изменяющихся под воздействием развития общества или вновь возникающих.

Сам термин инновация вошел в социологию в конце 19-оговека через антропологию и этнографию, где используется при исследовании процессов изменений в субкультуре, выступая в качестве антонима термину традиция, затем стал широко применяться при исследовании изменений в сферах экономики, политики, науки, техники.

Обычно в социологии выделяются четыре взаимосвязанных компонента в структуре инновационных изменений.

1. Первым из них является само новшество, в какой бы сфере оно ни проявлялось – в экономической, политической, социальной, научной и т.п. К числу нововведений относятся и новые научные идеи, и новые технические изобретения, и новые политические структуры, и новые социальные роли.

2. Второй элемент нововведений составляют новаторы, т.е. люди, создающие новшества или осуществляющие их реализацию в той или иной сфере общественной жизни. Новаторы, как правило, выделяются своими развитыми способностями, целеустремленностью, высокими волевыми качествами, умением сконцентрировать все свои интеллектуальные и физические ресурсы на решении той или иной задачи, достижении поставленной цели.

3. Третий компонент инновационных изменений – распространители нововведений. Это, как правило, ученики и соратники новатора, создающего новые идеи, проекты, технические средства и т.п. Именно такую роль играли, например, апостолы в распространении христианского миропонимания.

4. Четвертым компонентом инновационных изменений являются восприемники появляющихся новшеств. Социальная оценка нововведений постоянно сопровождает инновационные изменения, но при ее социологическом анализе можно выделить экспериментальную фазу и следующую за ней фазу принятия решений. Первоначальное принятие нововведений небольшим кругом лиц представляет собой экспериментальную фазу, а последующее более широкое их применение приводит к фазе принятия решений – применять ли предложенные нововведения, а если применять, то в каких сферах и в каких масштабах. В принятии решений относительно применения нововведений могут существовать три возможные ситуации:

- отвержение временно принятого нововведения;

- полное принятие новых типов структур и отношений при соответствующем вытеснении прежних структур и отношений;

- непрочное, противоречивое следование ранее существовавшим и новым ценностям, нормам, способам поведения.

В обществе существуют эволюционные и революционные социальные изменения.

Первый из этих типов изменений составляют постепенные количественные перемены, преимущественно необратимого характера, проистекающие в различных социальных системах и общностях – экономике, политике, культуре, социальной жизни, в функционировании семьи, организации и т.п. Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления новых элементов, свойств, функций, приводящих, в конечном счете, к изменению всей системы. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы. В таких случаях они приобретают характер социальных реформ – преобразования, переустройства какой-либо стороны социальной системы в целях совершенствования ее структуры или функций без разрушения самих оснований этой системы. Однако эволюционные социальные изменения могут носить и стихийный неорганизованный характер, примером чего служит урбанизация – процесс сосредоточения населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанного с этим распространения некоторых черт и особенностей городского образа жизни в сельской местности.

Революционные социальные изменения коренным образом отличаются от эволюционных. Это, во-первых, изменения, прежде всего, не количественного, а качественного характера, направленные на радикальное преобразование социальной системы, будь то экономика, политическая система или научная теория. Во-вторых, эти изменения неразрывно связаны с социальным кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят. В-третьих, такие изменения захватывают не второстепенные, не периферийные структуры и функции данной системы, а ее основные структуры и функции, само ее существование. В-четвертых, революционные изменения, чаще всего, опираются на насилие и сопровождаются применением насилия. В-пятых, в случае своего удачного осуществления они приводят к возникновению на основании старой системы радикально отличающейся от нее качественно новой социальной системы. Социальные революции именно в силу их радикальности осуществляемых ими преобразований и крупномасштабного применения не только сил созидания нового, но и разрушения старого, включая и революционное насилие, вызывают ожесточение и диаметрально противоположные оценки представителям различных социальных групп.

Важную роль в развитии общества выполняют циклические социальные изменения, представляющие собой совокупность явлений, процессов, событий, - последовательность которых складывается в определенный кругооборот, совершающийся в течение некоторого промежутка времени. Наглядным примером циклического характера социальных изменений может служить динамика различных поколений людей. Каждое поколение рождается, проходит период социального становления и возмужания, затем – период активной социальной деятельности, за ним – период старения, и, наконец, период естественного завершения жизненного цикла.

В последние годы обострился интерес к проблеме больших циклов (длинных волн) в экономических и социальных изменениях. Существенный вклад в изучение циклических изменений внес широко известный российский экономист Н.Д.Кондратьев. Он доказал наличие длинных циклов в экономическом развитии, в ходе которых изменяется динамика большинства экономических показателей от фазы восхода к фазе спада, причем в процессе развития этих циклов скачкообразное изменение производительных сил и соответствующих им экономических отношений взаимосвязано с аналогичными изменениями всех социальных структур. Волна первого из исследованных Н.Д.Кондратьевым большого цикла начинается со значительного изменения в основных условиях хозяйственной жизни общества, когда в разгар промышленной революции конца 18-ого– начала 19-ого веков совершаются крупнейшие технические изобретения, создаются новые отрасли промышленности, а сами эти циклические изменения сопровождаются крупными социальными потрясениями – революциями и войнами – Великая Французская революция, наполеоновские войны и др. Таким образом, войны и социальные потрясения включаются в процесс развития больших циклов и оказываются не исходными силами этого процесса, а формой его проявления. В частности, считал он, войны возникают на почве повышения темпа и напряженности хозяйственной жизни, обострения экономической борьбы за рынки и сырье, а социальные потрясения – в период натиска новых хозяйственных сил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.233 (0.008 с.)