Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прочитайте текст. Разделите текст на части и определите их типы.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет 1 Работа с текстом Прочитайте текст и выполните задания. (1)В эпоху мезолита изменились климатические условия на планете. (2) Одни животные, на которых охотились, исчезли — им на смену пришли другие. (3)Стало развиваться рыболовство. (4) Люди создали новые виды орудий труда, оружия, приручили собаку.(5)Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.(6)Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании. (7) Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображенные в стремительном движении. (8) Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. (9) Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мед.(10)Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. (11) Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу забрасывая ее стрелами, наносят последний смертельный удар или удирают от разъяренного раненого животного.(12)В это же время появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. (13)Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны.(14)На смену большим живописным произведениям пришли малые. (15)Зато поражают масштабы композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. (16)Человеческие фигуры очень условны, это, скорее, символы, которые служат только для того, чтобы изображать массовые сцены. (17)Художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения, второстепенного, что помешало бы передавать и воспринимать сложные позы, движение, саму суть происходящего. (18)Человек для него — это воплощенное действие. Задания: 1. Из предложения 5 выпишите слово, соответствующее схеме ПРИСТАВКА-КОРЕНЬ-ОКОНЧАНИЕ. 2. Из предложения 11 выпишите слово, соответствующее схеме ПРИСТАВКА-КОРЕНЬ-ДВА СУФФИКСА. 3. Из предложения 9 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
4. Каким способом образовано слово НАСКАЛЬНОЙ (предложение 10)? 5. Каким способом образовано слово ЖИВОПИСНЫМ (предложение 14)?
Билет 2
НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ Я сидел на лесной полянке, любовался зеленью лета. А вблизи, в овражке, игриво журчал ручеек. Светлый, чистый, прозрачный, он брал истоки из энергично бьющих ключей. Зачерпнешь в пригоршню родниковой водицы и видишь в ней кусочек синеющего неба, легкого белого облачка. Мне захотелось пройти по течению говорливого ручейка. Его поверхность была словно вылитой из зеркального стекла. Он открывал взору всю свою чистоту до самого дна. Какое чудо: ведь ни днем, ни ночью не смолкает его мелодично поющая струна. Я шел вдоль ручейка, а он чем дальше, тем звонче журчал и журчал. В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. В летнюю пору, в зной, поди, не один человек преклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. Солнце играло в переливах воды, будто сверкало бриллиантами. А ручеек искрился, все пел и пел: о радости лета, о радости жизни, рассказывая, как дорога родниковая водичка для всего живого. Он нес свою воду в реку, но, вливаясь в ее мощный поток, вдруг... замолчал. Мне стало грустно. Я всмотрелся в воду и увидел грязно-желтоватую муть. Куда же делись те светлые, звонкие струи? Невольно вспомнилось: сколько по земле течет таких хрустальных ручейков, почему они не в силах высветлить, скажем, Оку? Видимо, этим ручейкам нужна помощь человека, всех нас, тогда и речки станут такими же хрустально чистыми и звонкими. (Л. Марин.)
1. Найдите в тексте предложения с обобщающим словом при однородных членах и объясните знаки препинания в них. 2.Сделайте словобразовательный разбор слова родниковой. 3. Найдите в тексте предложение, где есть уточняющее слово 4.Сделайте разбор выделенного предложения. 5. Выполните фонетический разбор слова делись
Билет3 НА ОХОТЕ
Точь-в-точь в такой день я охотился за тетеревами. В течение дня я настрелял довольно много дичи; наполненный рюкзак немилосердно резал мне плечо. Вечерняя заря погасла, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами восходящего солнца, начали густеть и разливаться холодные тени. Быстрыми шагами прошел я кусты, взобрался на небольшой холм и вместо ожидаемой знакомой равнины с белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, незнакомые мне места. У ног моих тянулась узкая долина, а справа возвышался частый осинник. Я остановился в недоумении и оглянулся. «Да, - подумал я, - куда же это я попал? Видимо, я чересчур забрел влево». Я поскорее выбрался на другую сторону холма и пошел, забирая вправо. Я добрался до леса, но там не было никакой дороги: какие-то нескошенные низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я уже с трудом различал отдаленные предметы, только одно поле белело вокруг... Около получаса шел я так, с трудом переставляя ноги. Казалось, что отроду не бывал я в таких пустынных местах: нигде не было видно ни огонька, не слышно ни звука. Бесконечно тянулись поля, кусты, словно из-под земли вставали перед самым моим носом. Я уже собирался прилечь где-нибудь до утра, как неожиданно узнал, куда зашел. Эта местность была известна у нас под названием Бежин Луг. (И.С.Тургенев) Билет4 Прочитайте текст и выполните задания (1)История украшения начальных букв (инициалов, буквиц), привлекающих внимание читателей к началу текста, насчитывает более полутора тысяч лет. (2)<…> самые древние инициалы обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV — начала V века, от которой сохранились считаные листы: большие красочные буквицы в начале каждой страницы художник составил из геометрических фигур, наподобие мозаики. (3)Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей, и, как гнездо, украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу: выполненная со вкусом и тактом, она радует глаз. 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) История украшения начальных букв, которые привлекают внимание читателей к началу текста, насчитывает более полутора тысяч лет. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). • Вопреки этому, 3 Выполните фонетический разбор слова украшения
4. Начертите схему 1 предложения, чем оно осложнено?
5.Найдите и выпишите причастия и причастные обороты в тексте.
Билет 5 Прочитайте текст и выполните задания 1)...(2)С самого его рождения жизнь семьи подчиняется светлой мечте о необыкновенном будущем чудо-ребенка. (3)Дитя развивают, обучают, видят в нем проблески множества талантов, рассказывают всем вокруг о его невероятных достижениях. (4)Родители не жалеют времени и денег, чтобы вывести ребенка в люди, становятся, по сути, его продюсерами, вкладывая в «проект» максимум сил. (5)В итоге иногда действительно получается более или менее успешный теннисист, или музыкант, или просто привыкший много работать человек с широким кругозором. (6)... чаще вырастает не в меру самоуверенный, не умеющий общаться, зависимый от чужих оценок человек. 1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Знание темперамента и врожденных особенностей организации нервной системы очень важно. 2) Плодотворная почва для развития — заботливые умные родители, талантливые педагоги и творческие сверстники. 3) Многие психологи убеждены, что стоит избавить человека от внешних и внутренних барьеров, как заключенный в нем творец освободится. 4) Единственный ребенок в семье нередко становится жертвой игры «в вундеркинда».
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении? 1) Для того чтобы 2) Однако 3) Поэтому 4) Потому что
3. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста. 1) простое, осложненное 2) сложноподчиненное 3) сложное бессоюзное 4) сложносочиненное
4. В каком предложении есть страдательное причастие? 1) 5 2) 6 3) 3 4) 4
5. Какое слово в тексте имеет лексическое значение «слабое проявление чего-нибудь»? 1) мечта (предложение 2) 2) проблеск (предложение 3) 3) талант (предложение 3) 4) достижение (предложение 3)
Билет 6 Прочитайте текст и выполните задания
1. Какое из приведённых ниже слов (или сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ (6) предложении текста? 2. Укажите правильную характеристику ПЯТОГО (5) предложения текста. 3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВБЛИЗИ из четвёртого (4) предложения текста. 4. Укажите значение слова ТОЧКА в предложении 4. 5. Выполните фонетический разбор слова меньше Билет 7 Прочитайте текст и выполните задания.
….(2) Металлы, керамика, строительный камень состоят из кристаллических зерён, сцепленных между собой. (3) И от того, насколько велика сила сцепления, зависит прочность материала. (4) Очень важную роль здесь играют размеры зёрен: крупнозернистый материал непрочен, легко разрушается по границам кристаллов; мелкозернистая структура прочнее — мелкие кристаллы плотнее прилегают друг к другу и сцепляются с больше силой. (5) Одними из первых много веков назад это поняли кузнецы. (6) …тогда они ничего не знали о структуре металла, но заметили, что изделие становится более прочным, если его обработать молотом.
5 Начертите схему 2 предложения, чем оно осложнено?
Билет8 Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания. Еще в те годы, когда я, читая книги о знаменитых путешественниках, увлекся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль: на самолете Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. С каким трудом он продвигался день за днем по бесконечной снежной пустыне. Он шел два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. А на самолете он долетел бы до Южного полюса за сутки! Эта простая мысль неожиданно помогла мне понять, кем я хочу стать, и заставила поверить в себя. Теперь я каждое утро делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. Я вырезал из газет заметки о первых полетах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. На первой странице этой книги было написано: «Вперед!» – так назывался корабль Амундсена. Это стало моим девизом. Я мысленно летел на самолете за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. А раз в моем распоряжении находился самолет, нужно было заняться его устройством. Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено — исполни», я прочитал «Теорию самолетостроения». Ох, что это была за мука! Но все, что я не понял, я, на всякий случай, выучил наизусть. Так я воспитывал волю. Летчики должны верить в себя! Каждый день я разбирал свой воображаемый самолет. Я изучил его мотор и винт, оборудовал его новейшими приборами. Я знал его как свои пять пальцев. Одного только я еще не знал: как на нем летать. Но именно этому я и хотел научиться! Я твердо решил стать летчиком. Мое решение было тайной для всех. Мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «Новое увлечение». Это было не увлечение. Мне казалось, что я давно решил сделаться летчиком, еще в тот день, когда мы с моим другом Петькой лежали в саду, раскинув руки, и старались днем увидеть луну и звезды, когда похожий на крылатую рыбу самолет легко обошел облака и пропал на той стороне речки Песчинки. Конечно, это мне только казалось. Но все же недаром так запомнился мне этот самолет. Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли, стало моей мечтой, заставило поверить в себя…
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик захотел стать летчиком?»
1) Профессия летчика казалась герою текста легкой и увлекательной. 2) На выбор профессии героем текста повлиял его друг Петька, мечтавший стать астронавтом. 3) Профессия летчика требовала мужества и смелости, была полезной для окружающих, учила мечтать о высоком и ставить благородные цели. 4) Мальчик часто и ненадолго увлекался разными идеями, в том числе – мечтал о небе и звездах, что и заставило его на короткое время сделать выбор в пользу профессии летчика. 2. Укажите в тексте примеры, которые помогают понять, какими, по мнению героя текста, качествами должен обладать настоящий летчик. 3. Выполните разбор слова по составу увлечение, летчиком, запомнился 4. Выполните фонетический разбор слова новое 5. Определите стиль и тип речи текста.
1) публицистический стиль; рассуждение 2) художественный стиль; повествование и рассуждение 3) научные стиль; рассуждение 4) художественный стиль; описание Билет 9 Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания. Мне всегда хотелось, чтобы у меня появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий. Однажды я даже сделал из бумаги птичку, похожую на летающее блюдце. Совсем круглую, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. И разрисовал голубя: нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце и на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек. Я пустил голубка с балкона, и ветер унес его за тополя. И я подумал: вот найдет кто-нибудь, догадается, придет ко мне. Но ничего такого не случилось. Наступила осень. Потом пришла зима и потекли обыкновенные дни: с уроками, с книгами, с телевизором, с воскресными прогулками с мамой. За зиму я прочитал толстенный шеститомник Купера, все романы про Тарзана, книгу «Загадки Космоса», поэмы Пушкина, «Путешествие на "Снарке"» Джека Лондона и большую «Историю авиации». И вот тогда, прочитавши эту книгу, я вспомнил о самолетике из дяди-Юриной коробки и склеил его. Это был спортивный одноместный биплан L-5. Судя по знакам на крыльях, французский. Славный вышел аэропланчик — просто как настоящий, только крошечный. Я подвесил его на нитке над своей тахтой и часто им любовался. И даже воображал, что я там, в кабине... Только этот самолетик пробыл у меня недолго. Под Новый год пришла к нам в гости тетя Эля со своим семилетним племянников Ванюшей. Конопатый такой первоклассник, любитель книжек (вроде меня), в космических вопросах разбирается. Мы с ним хорошо поиграли и поболтали про много всего интересного. Но я видел, что самое интересное для Ванюшки — моя модель L-5. Поговорит, поговорит, а потом опять подойдет к ней, тронет пальцем и смотрит, как она качается на нитке. Ну... я вздохнул про себя, отрезал нитку: — Это тебе подарок на Новый год... Ох и засиял Ванюшка! И мама заулыбалась. Понравилось ей, какой я щедрый. Конечно, жаль модель, но Ванюшка так смотрел на нее 1. Определите стиль и тип речи текста. 1. публицистический стиль; описание 2. научный стиль; описание 3. публицистический стиль; рассуждение 4. художественный стиль; повествование, рассуждение, описание 2. Какое высказывание соответствует содержанию текста? 1. Настоящими друзьями героя повествования были книги; дружить со сверстниками мальчику было неинтересно. 2. Ванюшка был старшеклассником и потому знал много о космосе. 3. Модель самолетика не нравилась герою повествования, поэтому он решил подарить ее гостю. 4. Мальчик мечтал о настоящей дружбе; ради друга он готов был сделать многое. 3. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Зачем герою повествования нужен был настоящий друг»?
1) Мальчику было скучно, а вместе с другом можно было весело провести время, послушать музыку, сыграть в шахматы. 2) По мнению героя повествования, настоящий друг готов разделить с тобой и радость, и печаль; это тот, кому ты можешь доверять и ради которого готов на все; настоящий друг всегда придет на помощь в трудную минуту. 3) Герой повествования знал о дружбе из книжек и хотел с кем-нибудь подружился из любопытства. 4) Герой повествования любил пускать с балкона бумажных голубей; друг ему нужен был для того, чтобы этих голубей собирать. 4. Определите, о чем этот текст. Укажите, какая пословица передает основную мысль автора.
1) Соха не плуг, приятель не друг. 2) Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. 3) Легко друзей найти, да трудно сохранить. 4) Лучше матери друга не сыщешь. 5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
5. Я пустил голубка с балкона, и ветер унес его за тополя. 6. Но ничего такого не случилось. 7. Поговорит, поговорит, а потом опять подойдет к ней, тронет пальцем и смотрит, как она качается на нитке. 8. Это был спортивный одноместный биплан L-5.
Билет 10 БЕРЕЗОВЫЙ ЗВОН
Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими сережками еще сохранили свой осенний коричневый цвет. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительной стала роща по утрам, на заре, когда сюда проникли лучи солнца, - она вся сверкала рубинами и алмазами. И, словно соблазненные зимней красотой березовой рощи, сюда заспешили стайки чернышей. Тяжелые птицы лазили по ветвям, встряхивали их и рушили с них хрустальную осыпь инея. Раскрываясь, береза будто тощала, худала, и птицы под лучами сами становились ее украшением. Билет 11
Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве. (По А.П. Чехову) Билет12. Прочитайте текст и выполните задания. (1) Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2) И все-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) (…) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.
Билет13 Прочитайте текст и выполните задания к тексту. (1)Известно, что предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексически богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) (…) так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.
Билет 14. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2) Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) (…) очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться. Билет 15. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространенные минералы, — чрезвычайно твердые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3) (…) всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.
Билет 16. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) (…) при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
Билет 18. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)На своем видимом пути Солнце пересекает двенадцать созвездий зодиака. (2)В каждом из этих созвездий Солнце бывает примерно месяц. (3) (…) наблюдать Солнце в том зодиакальном созвездии, в котором оно находится в данный момент года, можно только во время полного солнечного затмения.
Билет 19. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Более полутора тысяч рисунков Пушкина разбросано по сотням страниц черновых рукописей, на отдельных листках, в альбомах друзей. (2)Учёным постепенно удается установить, кто же изображён на том или ином из них. (3) (…) об этом рассказывается в книге Татьяны Григорьевны Цявловской, замечательной исследовательницы жизни и творчества Пушкина.
Билет 20. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Американские энтомологи внесли немалый вклад в изучение перелётов бабочки. (2) Им было легче, чем европейским коллегам, провести такие исследования, (…) в США и Канаде водится монарх — классический образец перелётной бабочки. (3)Регулярно в строго определенное время, весной и осенью, эти красивые бабочки совершают дальние путешествия.
Билет 21 Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной берёзы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени тихо скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в тёмный армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы. Наскучив его безмолвием, я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далёком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянно ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти чёрную зелень. Где-нибудь далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плёса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака - и вот вдруг всё это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, - всё заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее лепетанье, похожее на бесконечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби. Вы не двигаетесь - вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце. (И.С.Тургенев)
Билет 22
Бахаревский дом стоял в конце Нагорной улицы. Он был в один этаж и выходил на улицу пятнадцатью окнами. Что-то добродушное и вместе с тем уютное было в физиономии этого дома (как ни странно, но у каждого дома есть своя физиономия). Небольшие светлые окна, заставленные цветами и низенькими шелковыми ширмочками, смотрели на улицу с самой добродушной улыбкой, как умеют смотреть хорошо сохранившиеся старики. Прохожие, торопливо сновавшие по тротуарам Нагорной улицы, с завистью заглядывали в окна дома, где всё дышало полным довольством и тихим семейным счастьем. Каменные массивные ворота вели на широкий двор, усыпанный, как в цирке, мелким желтым песочком. Самый дом выходил на двор двумя чистенькими подъездами, между которыми была устроена широкая, с низенькими ступеньками терраса, затянутая теперь вьющейся зеленью. В глубине двора стояли крепкие деревянные службы. Между ними и домом тянулась живая стена акаций и сиреней, зеленой щеткой поднимавшихся из-за красивой чугунной решетки с изящными столбиками; параллельно с зданием главного дома тянулся длинный деревянный флигель, где помещались кухня, кучерская и баня. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
Определите тип текста. Билет 23
Первое впечатление, которое производил на вас вид этого человека, было чувство какой-то грубой, тяжелой, но неотразимой силы. Сложен он был неуклюже, «сбитнем», как говорят у нас, но от него так и несло несокрушимым здоровьем, и - странное дело - его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации, происходившей, может быть, от совершенно спокойной уверенности в собственном могуществе. Трудно было решить с первого разу, к какому сословию принадлежал этот Геркулес; он не походил ни на дворового, ни на мещанина, ни на обедневшего подьячего в отставке, ни на мелкопоместного разорившегося дворянина - псаря и драчуна: он был, уж точно, сам по себе. Вел он себя не то что скромно - в нем вообще не было ничего скромного, - но тихо; он жил, словно никого вокруг себя не замечал и решительно ни в ком не нуждался. Дикий барин (так его прозвали; настоящее же его имя было Перевлесов) пользовался огромным влиянием во всей округе; ему повиновались тотчас и с охотой, хотя он не только не имел никакого права приказывать кому бы то ни было, но даже сам не изъявлял малейшего притязания на послушание людей, с которыми случайно сталкивался.
(По И.С. Тургеневу) Билет 24 Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Билет 25 ПУШКИН У памятника на закате летом Играют дети. И, склонив главу, Чуть озаренную вечерним светом, Он с возвышенья смотрит на Москву. Шуршат машины, цепью выбегая. На площадь из-за каждого угла. Шумит Москва - родная, но другая - И старше и моложе, чем была. А он все тот же. Только год от года. У ног его на площади Москвы Все больше собирается народа И все звучнее влажный шум листвы. Участник наших радостей и бедствий: Стоит, незыблем в бурю и в грозу, Там, где играл, быть может, в раннем детстве, Как те ребята, что снуют внизу. (С. Маршак.)
Билет 26 В горах
Горы. Жгучее солнце, холодные воды… На западе могучий хребет, скалистые его плечи круты, а на груди - раздольные луга, белопенная речка; близ нее - длинные ряды юрт - на зеленных буграх и у самого берега, врезанного в обнаженный камень. Над лугами сосновые дремучие боры, похожие на мохнатые брови. Но местами сосны, редея клиньями сбегают с вершин к лугам, и тогда они смахивают на редкие бороды, точь-в-точь как у казахов. Русла горных ручьев, сухие и влажные, рассекают кручи, напоминая чистые мягкие морщины. Вдоль них всползает зелень лугов, она чем выше, тем нежней и горит, как румяна на смуглой каменной коже. Лицо гор мужественно и моложаво. Краток вечер в горах. Но и его резкие быстрые тени не сразу гасят зеленый огонь лугов. Бледно розовеют кроны старых сосен за аулом. В густой хвое протяжно вздыхает студеный вечерний ветерок. Под соснами уже темным-темно. А в ярком небе все еще кувыркается и звенит жаворонок. Дружно поют за холмом мальчишки - юные чабаны. Куда ни глянь - табуны и отары. Овцы забираются дальше всех, пасутся тесно, не разбредаясь, и их так много, что издалека кажется: они клубятся как облака. Кони разномастны и ходят вольней. По вечерам, когда пустеют пастбища, голос аула доносится до лесов и гор, заглушая летний гром реки. Есть своя гармония в жизни аула. Но вся прелесть аульного бытия открывается по вечерам. Это час слаженной, кипучей работы, завершающей медленные труды долгого летнего дня, когда в ауле безлюдье и скучная тишина. К вечеру и горы, и луга оживляются. Небо дышит прохладой. (по М. Ауэзову) Билет 27 ... Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Сал-тане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю... Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. (А.Твардовский.)
1 .Выразительно прочитайте текст. Определите тип текста. Билет 1 Работа с текстом Прочитайте текст и выполните задания. (1)В эпоху мезолита изменились климатические условия на планете. (2) Одни животные, на которых охотились, исчезли — им на смену пришли другие. (3)Стало развиваться рыболовство. (4) Люди создали новые виды орудий труда, оружия, приручили собаку.(5)Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.(6)Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании. (7) Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображенные в стремительном движении. (8) Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. (9) Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мед.(10)Центральное место в наскальной живописи занимали сцен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.42 (0.023 с.) |