Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Несмотря на то, что management в буквальном смысле означает «управление», эти понятия не тождественны. Менеджмент - это управление экономическими процессами во всех сторонах человеческой деятельности. Управление же является более широким понятием и включает в себя в качестве составной части и менеджмент. Менеджмент - представляет собой современную структуру управления образовательными учреждениями, ориентированную на лучшее удовлетворение общественных потребностей путем производства образовательных услуг в условиях рыночной экономики. Это совокупность приемов и методов управления, используемых для повышения эффективности создания экономических благ. Менеджмент является и наукой, и искусством, и практической деятельностью по более продуктивному управлению интеллектуальными, материальными и финансовыми ресурсами для наилучшего функционирования и достижения более высоких результатов учебным заведением и любой другой организацией. Менеджмент в сфере образования включает в себя следующие основные компоненты: • прогнозирование и планирование деятельности учебных заведений, правильная постановка целей, их субординация по степени важности; • рациональная расстановка кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами и управление этими связями; •организация системы образовательной информации и эффективности её использования; • мониторинг, контроль, анализ и своевременная корректировка для предупреждения и ликвидации недостатков; • надлежащая квалификация и опыт менеджеров образовательных учреждений и система повышения их мастерства. Менеджер - человек, профессионально осуществляющий функции управления на базе современных научных методов руководства (профессиональный руководитель). Менеджер должен быть организатором инновационного процесса - результата творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов продукции, современных технологий, внедрение современных организационных форм и методов управления. В зависимости от функциональных обязанностей и роли, которую играют менеджеры в процессе управления образовательными учреждениями, выделяют три группы (уровня) менеджеров в школе: 1 уровень → директор и его заместители 2 уровень → руководители методических и других творческих объединений педагогов 3 уровень → учителя и другие педагогические работники К 1 уровню, высшему относятся директор и его заместители. По уставу ОУ руководство всей его деятельностью осуществляет директор, который организует работу и руководит всеми видами деятельности учреждения: учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной, социально-экономической. Он несёт ответственность за результаты работы, выполняет обязательства перед учредителем, родительской общественностью, заказчиками. Директор без доверенности действует от имени ОУ, представляет его во всех организациях и учреждениях, распоряжается имуществом школы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета. В пределах своей компетентности директор издает приказы и другие распоряжения, обязательные для всех работников ОУ, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников. Явление ОУ директор ведет на принципах оптимального единоначалия с самоуправлением коллектива. Он реализует представленные учреждению права, связанные с его деятельностью и по установленному им распределению обязанностью между должностными лицами, находящимися в его подчинении. В решении хозяйственных дел директору помогает его заместитель по хозяйственной части. Заведующий хозяйством, назначенный директором, отвечает за сохранность школьных зданий и школьного имущества, материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, за соблюдение санитарно-технического режима, за своевременную подготовку школы к началу учебных занятий, за противопожарную охрану и правильную организацию работы обслуживающего персонала. На этом же уровне управления ОУ находятся и заместители директора по учебно-воспитательному процессу (УВП) ((завучи), которые организуют учебно-воспитательный процесс и его научно-методическую базу. Их основные задачи следующие: - обеспечить жизнедеятельность коллектива ОУ на базе четкой организации - изыскать возможность для обновления учебно-воспитательного процесса в соответствии с прогнозируемыми состояниями; - организовать работу методической службы, направленную на развитие профессионального мастерства педагогов. Вторая группа менеджеров ОУ - руководители методических и других творческих объединений. Эта группа не входит в административный персонал и не наделена властными полномочиями. Деятельность руководителей методобъединений учителей по той или иной учебной дисциплине более конкретна и предметна, глубока, поскольку приближена к содержанию и методике преподавания определенного программного курса. Для успеха деятельности менеджера этой группы особенно важна компетентность в той области знания, которая объединяет учителей соответствующей специальности. Ко второй группе надо отнести и классных руководителей. Третью группу менеджеров занимают сами педагогические работники, учителя, организующие управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Преподаватель ставит цели деятельности и добивается, чтобы цели были осознаны и приняты учениками. Объектом управления педагогов выступают учащиеся и их деятельность. Компетентность ОУ установлена в ст. 32 Закона РФ «Об образовании». В ней записаны полномочия ОУ. Управление государственного, муниципального ОУ строится на принципе единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются: - общее собрание; - совет, попечительский совет; - педагогический совет; - другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ОУ. По уставу школы высшим органом самоуправления является Конференция, которая: - избирает Совет школы, его председателя и определяет срок их полномочий - принимает Устав школы, её законы и вносит в них изменения; - утверждает основные направления развития школы, повышения качества учебно-воспитательного процесса. Решения Конференции и Совета школы, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для администрации и всех членов коллектива школы. Непосредственное управление ОУ осуществляет администрация во главе с руководителем, прошедшим соответствующую аттестацию. Порядок назначения руководителя определяется в уставе ОУ. Ст. 35 Закона РФ «Об образования» содержит 3 варианта избрания и назначения руководителя. Таким образом, в соответствии с Уставом руководитель государственного (муниципального) ОУ может быть: 1. Избран коллективом ОУ; 2. Избран коллективом ОУ при предварительном согласовании кандидатуры с учредителем 3. Избран коллективом ОУ с последующим утверждением учредителе» 4. Назначен руководителем с предоставлением Совету ОУ права вето; 5. Назначен учредителем 6. Нанят учредителем. Процесс стратегического управления школой, как и любые другие процессы управления, нуждается в системе, которая будет его осуществлять, - внутришкольной системе стратегического управления. Система внутришкольного управления - это «целеустремлённая» система, служащая не просто для реализации функции управления с помощью управленческой деятельности, но прежде всего - для получения при этом определённых результатов. Поэтому систему управления в этом понимании вполне разумно и естественно рассматривать без отрыва от этих результатов, вместе с ними, рассматривая их в качестве важнейшей системообразующей части (точно так же как результаты обучения включаются в характеристику системы обучения, а школу как систему невозможно описать и понять, не рассматривая результаты жизнедеятельности). Управляющий совет в школе Федеральный закон № ФЗ-83 прямо не влияет на установленные к моменту его выхода в свет полномочия и функции управляющего совета в школе, однако отдельные существенные изменения в порядке организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетного образовательного учреждения позволяют ввести в практику новые функции и полномочия управляющего совета, а также расширить уже апробированные и закреплённые за ним ранее. ПОЛНОМОЧИЯ Закон № 83-ФЗ позволяет управляющему совету реализовать следующие полномочия (если они закреплены в уставе школы): - утверждать или согласовывать финансовый план, штатное расписание, смету расхождения средств, полученных школой из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы, порядок и условия оплаты труда лиц, занятых в приносящей доход деятельности, включая деятельность по реализации платных дополнительных образовательных услуг; утверждать отчёт руководителя о выполнении финансового плана, об исполнении сметы расходования средств, полученных из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг) и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы. Финансовый план школы будет состоять из двух принципиально различных разделов, включающих сметы расходования денежных средств. В первом разделе - расходы бюджетных средств, полученных школой в качестве финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания. Второй раздел представляет собой план, а скорее - прогноз поступления внебюджетных средств (средств, полученных от приносящей доход деятельности, целевых безвозмездных взносов и благотворительных пожертвований физических и юридических лиц, спонсорских взносов) и смету расходования этих средств, полученных из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы). Финансовое планирование Новая законодательная реальность позволяет расширить полномочия управляющего совета не только в контроле расходования бюджетных и внебюджетных средств на стадии заслушивания и утверждения отчётов руководителя по финансовым вопросам, утверждения или согласования финансового раздела публичного доклада школы, но также и в финансовом планировании деятельности, в формировании ресурсной базы школы. В ведение управляющего совета теперь правомерно передать утверждение или согласование раздела финансового плана о привлечении внебюджетных средств, включая доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг от иной, предусмотренной уставом приносящей доход деятельности (добровольные денежные и имущественные безвозмездные взносы, благотворительные пожертвования и т.д.). Управляющему совету можно доверить планирование и привлечение дополнительных внебюджетных доходов от спонсоров и благотворителей. Управляющий совет, в зависимости от состава его членов, имеет возможность не только принимать принципиальные решения о регламентации такой деятельности в школе, но и принимать силами своих членов непосредственное участие в привлечении спонсоров и спонсорских взносов. Участие управляющего совета также видится и в планировании расходования привлечённых в таком порядке средств. Бюджетное финансирование Закон № 83-ФЗ предусматривает отказ от финансирования по смете. Как новой ситуации видится участие управляющего совета в финансовом планировании контроле за исполнением бюджета школы? Пока не установились порядок и практика финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением, трудно прогнозировать роль и возможности влияния управляющего совета на размер бюджетного финансирования школы. Можно предположить, что учредитель, заинтересованный в развитии государственно-общественного характера управления в образовании, найдет роль место для управляющего совета и муниципального общественного совета по образованию при обсуждении проекта муниципального задания и объёмов его финансового обеспечения. В том случае, если ранее были предусмотрены процедуры контроля управляющим советом за исполнением сметы бюджетного финансирования, это не отменяет участия управляющего совета в контроле исполнения финансового плана школы. Управляющий совет может, согласно уставу, утвердить или не утвердить отчёт руководителя об исполнении муниципального задания и исполнении финансового плана школы. Управляющий совет оценивает использование бюджетного финансирования и с позиций выполнения руководителем программы развития школы. Сохраняется роль управляющего совета в утверждении или согласовании публичного доклада, в котором есть раздел о финансовой отчётности как по бюджетным, так и внебюджетным средствам. Можно прогнозировать расширение полномочий управляющего совета при утверждении или согласовании финансового плана школы взамен согласования бюджетной заявки как при планировании исполнения муниципального задания так и планировании расходования средств из внебюджетных источников (от приносящей доход деятельности, включая реализацию дополнительных платных образовательных услуг, благотворительные пожертвования и целевые безвозмездные взносы, спонсорские взносы). Регламентация Поскольку увеличивается масштаб деятельности школы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, встаёт вопрос о функциях управляющего совета в регламентации этой деятельности. Полномочия и, соответственно, функции управляющего совета в вопросах регулирования деятельности, приносящей доход, в частности, деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, определяются уставом школы, где могут быть предусмотрены следующие полномочия управляющего совета: утверждение (согласование) перечня и порядка реализации платных дополнительных услуг, утверждение (согласование) существенных условий и текстов договоров школы с потребителем платных дополнительных образовательных услуг. В этом случае управляющий совет вправе и обязан устанавливать, реализацию каких платных дополнительных образовательных услуг необходимо организовать руководителю школы и педагогическому коллективу; определять расценки на такие услуги (но не выше расценок, установленных учредителем); разрабатывать систему и процедуры оценки качества таких услуг и удовлетворённости услугами основных потребителей - учащихся и их родителей. Для решения этих вопросов управляющему совету необходимо организовать взаимодействие с педагогическим советом школы. Именно его экспертные заключения и рекомендации позволят управляющему совету правильно ориентироваться в организации платной образовательной деятельности, исходя из имеющихся ресурсов (прежде всего, кадровых) и возможностей привлечь ресурсы извне. Возможна ситуация, когда про роль и функции управляющего совета в вопросах реализации платных дополнительных образовательных услуг ничего не сказано, но при этом за ним закреплено право согласовывать или утверждать программу развития школы. В этой программе может быть предусмотрен специальный раздел о развитии приносящей доход деятельности и, в частности, деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг. В этом разделе на планируемый промежуток времени управляющий совет может установить перечень таких услуг, которые школа должна оказать в установленные программой развития сроки, а также принципы и порядок реализации таких услуг. Рамками и ориентирами для такого рода решений управляющего совета должны служить Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 в редакции постановления Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 181), нормативные правовые акты соответствующих органов местного самоуправления, устанавливающие условия реализации платных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями и предельные допустимые расценки на них. Именно в этом правовом поле управляющий совет вправе определять задачи развития платной дополнительной образовательной деятельности в соответствующем разделе программы развития школы. Утверждённая или согласованная управляющим советом программа развития, таким образом, становится локальным правовым актом школы, обязательным для исполнения. Преимущества Можно указать на преимущества, которые имеет управляющий совет в рении вопросов организации приносящей доход деятельности: • общественное участие в разработке маркетинговой стратегии платных образовательных услуг повышает шансы сделать её ориентированной на потребителя; • стратегия ценообразования, согласованная с общественностью, также будет больше ориентирована на реальный потребительский спрос и может получить конкурентные преимущества в сравнении с аналогичными стратегиями других образовательных учреждений; • управляющий совет в некоторых случаях (в зависимости от привлечённых в него членов) может заметно расширить возможности школы в привлечении дополнительных квалифицированных кадров и ресурсов работодателей (особенно в вопросах профильного обучения и профориентационной деятельности); • наконец, очень важно, что коллегиальные (с участием общественности и потребителей) решения такого рода вопросов, как взаимоотношения с потребителем, могут содержать меньше рисков: реже возникают претензии, включая судебные иски, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребителей». Внебюджетные средства С утверждением в мае 2010 года Федерального закона № 83-ФЗ заработанные школой от реализации платных дополнительных образовательных услуг денежные средства исключены из составов соответствующих бюджетов - муниципального или государственного (в зависимости от того, кто является учредителем). Таким образом, эти средства снова стали внебюджетными средствами, которыми школа вправе распоряжаться самостоятельно по решению того органа управления школы, за которым право такого решения закреплено Иначе говоря эти средства не могут быть включены в финансовое обеспечение муниципального (государственного) задания школе из соответствующего бюджета. Практика федерального эксперимента 2004-2006 годов по апробации модели управляющих советов школы, расширение общественного участия в управлении образованием в последние годы позволили апробировать такие роли и полномочия управляющего совета, как утверждение или согласование сметы расходования средств из внебюджетных источников, утверждение отчетов руководителя об исполнении такой сметы. Новая законодательная ситуация позволяет закрепить и расширить роль и полномочия управляющего совета в решении такого рода вопросов. В этом случае повышается роль и ответственность управляющего совета в общем ресурсном планировании развития школы. Соответственно, решая вопросы организации платных дополнительных образовательных услуг, управляющий совет будет основываться не только на учёте мнений и интересов потребителя этих услуг, но также учитывать задачи ресурсообеспечения школы, эффективного исполнения её дополнительных ресурсов. * * * В школах, заинтересованных совместно со своим учредителем в развитии государственно-общественного характера управления, роль управляющего совета в финансовой сфере может расшириться до его участия в формировании ресурсной базы школы, включая и планирование развития кадрового ресурса только с количественной, но и с качественной стороны: участия в планировании затрат на повышение квалификации педагогического персонала, утверждении или согласовании штатного расписания школы. 2.6. Формирование заказа на образовательные услуги на федеральном уровне Концепция социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает высокий уровень общественного участия в управлении образовательной системой через органы государственно-общественного управления. Принятый в 2010 году федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривается как инструмент консолидации государственного, социального и гражданского заказов образованию, а значит, требует демократических подходов к его внедрению. Социальный и гражданский заказ системе образования Демократизация образования и образовательной деятельности в целом обеспечивается стандартом, предусматривая прямое и непосредственное участие общественности, то есть родителей учащихся, представителей общественных организаций и бизнеса в управлении образованием, решении ключевых вопросов его развития посредством муниципальных общественных советов, Управляющих советом школ, процедуры общественной экспертизы. Личность, общество и государство - это трио заказчиков, которые определяют цели, содержание и результаты образовательного процесса, формируют социальный заказ системе образования: государству нужен здоровый и свободный человек. Система образования должна сделать всё возможное для воспитания граждан-патриотов, имеющих полноценное общее образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы; обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации поддерживать своё здоровье. Социальный заказ находит отражение и в гражданском заказе системе образования, выражаемом непосредственными потребителями образовательных услуг - учащимися и их родителями. В самом общем виде гражданский заказ можно сформулировать как требование на обеспечение современного качественного образования, доступного каждому учащемуся, независимо от места его проживания. Нет сегодня общепринятых критериев объективной оценки выполнения гражданского заказа, за исключением, пожалуй, одного - успешности человека, получившего образование, на рынке труда (в пределе - на рынке глобальном). Если призвать этот критерий обоснованным и спроецировать его на общее среднее образование, можно с достаточной степенью надёжности предположить, что задача этого уровня – создание условий, обеспечивающих развитие в ребёнке и подростке неких базовых компетентностей, необходимых ему для становления в качестве обладателя персонального человеческого потенциала высокой потребительной стоимости. Формирование гражданского заказа на уровне отдельного образовательного учреждения заключается а том, чтобы отразить образовательные запросы учащихся и их родителей в основной образовательной программе образовательного учреждения. Центром любой образовательной программы становится ребёнок, относительно удовлетворения образовательных интересов, которого договариваются две стороны - школа и родительское сообщество. Общественный договор государства, общества и образовательной системы Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования по своему общественному статусу реализует современную миссию российского образования - формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны. ФГОС - это общественный договор о солидарной ответственности государства, общества и образовательной системы за качество предоставляемого образования. Смысл договора - согласованный социальный образовательный заказ на подготовку граждан страны, отвечающих по своим духовно-нравственным установкам, знаниям, навыкам и компетенциям потребностям инновационной экономики, идеалам демократии, правового государства, общечеловеческим и традиционным национальным ценностным установкам. Инструмент реализации ФГОС начального общего образования на практике в каждом образовательном учреждении - основная образовательная программа начального общего образования, формируемая в соответствии со спецификой образовательного учреждения, гражданским заказом и требованиями стандарта. Эта программа содержит обязательную и вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса. В содержании программы учитывается тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы учащихся. На основании этого в вариативной части закладывается гражданский заказ образовательному учреждению, формируемый родителями и учащимися. В стандарте впервые закреплены требования к созданию условий, обеспечивающих возможность: • участия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной граммы общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; • эффективного использования времени, отведённого на реализации образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами учащихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения и с учётом особенностей субъекта РФ. Анкета для родителей (законных представителей) В Саратовской области существует положительный опыт реализации этой позиции стандарта, который позволяет выявить, сформулировать и структурировать заказ Учащихся, их родителей или их законных представителей образовательному учреждению на образовательные услуги. Методика формирования заказа, используемая в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 3 им. А.С. Пушкина г. Саратова» (директор Т.А. Денисова, кандидат педагогических наук) позволяет разработать образовательную программу ступени начального общего образования с учётом индивидуализации образовательных маршрутов как классов в целом, так и отдельных учащихся сначала изучаем образовательные потребности учащихся посредством заполнения анкет родителями (зконными представителями) (см. табл. 1). Далее учащимися и их родителями совместно составляется индивидуальная заявка на образовательные услуги (см. табл. 2) Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 4883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.01 с.) |