Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №48. Новая экономическая политика. Особенности экономического развития в 1920-е годы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. В 1921 — 1941 гг. экономика РСФСР и СССР прошла в развитии два этапа: — 1921 — 1929 гг. — период нэпа, в ходе которого государство временно отошло от тотальных административно-командных методов, пошло на частичное разгосударствление экономики и допуск мелкой и средней частнокапиталистической деятельности; — 1929 — 1941 гг. — период возвращения к полному огосударствлению экономики, коллективизации и индустриализации, перехода к плановой экономике. 2. Существенное изменение экономической политики страны в 1921 г. было вызвано тем, что: политика «военного коммунизма», оправдавшая себя в самый разгар гражданской войны (1918 — 1920), становилась неэффективной при переходе страны к мирной жизни; — «военизированная» экономика не обеспечивала государство всем необходимым, неэффективным был принудительный неоплачиваемый труд; — в крайне запущенном состоянии находилось сельское хозяйство; произошел экономический и духовный разрыв города и деревни, крестьян с большевиками; — по стране начались антибольшевистские выступления рабочих и крестьян (круппейчше: «антоновшина» — крестьянская война против большевиков в Тамбовской губернии под предводительством Антонова; Кронштадтский мятеж); — популярными в обществе становились лозунги "За советы без коммунистов'', «Вся власть советам, а не партиям!», «Долой диктатуру пролетариата.» При дальнейшем сохранении «военного коммунизма», трудовой повинности, безденежного обмена и распределения благ государством большевики рисковали окончательно потерять доверие большинства народных масс — рабочих, крестьян и солдат, поддержавших их в годы гражданской войны. В коние 1920 — начале 1921 гг. происходит существенное изменение экономической политики большевиков: — в конце декабря 1920 г. на VIII съезде советов принимается план ГОЭЛРО; — в марте 1921 г. на Л1 съезде ВКП(б) принимается решение о прекращении политики «военного коммунизма» и начале новой экономической политики (нэпа); — оба решения, особенно о нэпе, принимаются большевиками после ожесточенных дискуссий, при активном влиянии В.И. Ленина. 3. План ГОЭЛРО — Государственный план по электрификации России предполагал в течение 10 лет провести работы по электрификации страны. Данным планом предусматривалось строительство по всей стране электростанций, линий электропередач; распространение электротехники как в производстве, так и в быту. По мнению В.И. Ленина, электрификация должна была стать первым шагом по преодолению экономической отсталости России. Важность данной задачи подчеркивалась В.И. Лениным фразой: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». После принятия плана ГОЭЛРО электрификация стала одним из основных направлений экономической политики советского правительства. К началу 1930-х гг. в СССР в целом была создана система электросетей, применение электричества было распространено в промышленности и быту, в 1932 г. на Днепре была пушена первая крупная гидроэлектростанция — Днепрогэс. В дальнейшем строительство гидроэлектростанций началось по всей стране. 4. Первыми шагами нэпа были: — замена продразверстки в деревне продналогом; — отмена трудовой повинности — труд перестал быть обязанностью (подобно воинской) и стал свободным; — постепенный отказ от распределения и внедрение денежного обращения; — частичное разгосударствление экономики. При проведении нэпа большевиками исключительнтьо командно-административные методы стали заменяться: — государственно-капиталистическими методами в крупной промышленности; — частно-капиталистическими методами в мелком и среднем производстве, сфере обслуживания. 5. В начале 1920-х гг. по всей стране создаются тресты, которые объединяли множество предприятий, иногда — отрасли, и управляли ими. Тресты пытались работать как капиталистические предприятия (самостоятельно организовывали производство, сбыт продукции исходя из экономических интересов; находились на самофинансировании), но при этом находились в собственности Советского государства, а не отдельных капиталистов. В силу этого данный этап нэпа получил название государственного капитализма (в противовес «военному коммунизму», его управлению-распределению и частному капитализму США и других стран). Крупнейшими трестами советского государственного капитализма были: — «Донуголь»; — «Химуголь»; — «Югосталь»; — «Государственный трест машиностроительных заводов» («ГОМЗА»); — «Северлес»; — «Сахаротрест». В мелком и среднем производстве, сфере обслуживания государство пошло на разрешение частнокапиталистических методов. Наиболее распространенные сферы применения частного капитала: — сельское хозяйство; — мелкая торговля; — кустарный промысел; — сфера обслуживания. По стране создаются частные магазины, лавочки, рестораны, мастерские, частные хозяйства на селе. Наиболее распространенной формой ведения мелкого частного хозяйства была кооперация — объединение нескольких лиц с целью проведения хозяйственной или иной деятельности. По России создаются производственные, потребительские, торговые, иные виды кооперативов. 6. В период нэпа были также проведены реформы в макроэкономической сфере: — возрождена банковская система; — в 1922 — 1924 гг. проведено несколько денежных реформ, в частности, две деноминации (сокращение номинала денег, «уменьшение нолей») и сокращение денежной массы; — в 1924 г. наряду с находящимися в обращении обесцененными советскими деньгами («совзнаками») была параллельно введена еще одна валюта — червонец, денежная единица, равная 10 дореволюционным «царским»рублям и обеспеченная золотом; — в силу того, что червонец (в отличие от других денег) был обеспечен золотом, он быстро приобрел популярность в России и стал международной конвертируемой валютой России; — по всей стране постепенно началось вытеснение натурального товарообмена денежным; — начались расчеты деньгами и выплата зарплат. Если в 1921 г. трудящиеся 95 — 100% заработанного получали в виде пайков или иных товаров, то в 1925 г. 80 — 90% зарплаты выдавалось в денежной форме. Политика нэпа привела к некоторому оздоровлению экономики: — основная масса населения уже не испытывала голода, хотя уровень жизни продолжал оставаться очень низким; — рынок насытился предметами первой необходимости, которых не хватало в гражданскую войну (хлебом, одеждой, солью, спичками, мылом и др.); — началось улучшение общей экономической ситуации (подъем производства, при этом производство находилось на уровне 50 — 70% от довоенного); — развитие внутренней торговли, деятельность банковской сферы; — снизилась напряженность между городом и деревней — крестьяне стали производить продукцию, зарабатывать деньги; часть крестьян стала зажиточными сельскими предпринимателями; по стране прекратились крестьянские бунты, поскольку была ликвидирована их социальная основа (продразверстка и полная нищета). Таким образом, нэп помог выйти из режима «военного коммунизма», перейти к мирной жизни, удовлетворил элементарные потребности населения. 7. В то же время нэп не решил главных стратегических задач — отставание России от развитых капиташстических государств продолжалось, Россия через 10 лет после революции оставалась экономически слабым аграрным государством. В 1926 — 1929 гг. начался кризис нэпа, который выражался в: — крахе червонца — к 1926 г. основная масса предприятий и граждан страны стала стремиться производить расчеты в червонцах, в то время как государство не могло обеспечить золотом растущую массу денег, в результате чего червонец стал обесцениваться, а вскоре государство перестало обеспечивать его золотом; червонец, как и вся остальная валюта СССР («совзна-ки»), перестал быть конвертируемым — это был сильный удар как по внутриэкономическому развитию, так и по международному престижу СССР; — кризисе сбыта — у большей части населения, мелких предприятий не было достаточного количества конвертируемых денег, чтобы покупать товары, в результате целые отрасли не могли сбыть свой товар. Причины кризиса нэпа были предопределены самой его половинчатой природой — невозможно было строить гибрид капитализма и социализма без главного средства — капитала. Капитала в Советской России в 1920-е гг. явно не хватало, не было условий его свободного обращения (свободного рынка), Россия была полностью отрезана от мировой экономики и иностранных инвестиций, что также способствовало финансовому голоду. Кроме того, нэп не решал задачи ускорения промышленного развития, способствовал возрождению буржуазных отношений в деревне, в перспективе — подрывал власть большевиков. В силу указанных обстоятельств к концу 1920-х гг. нэп себя исчерпал и был обречен. 8. В 1928 — 1929 гг. большевистское руководство отказалось от нэпа. Экономика была вновь огосударствлена. Страна перешла к плановой экономике. Начались индустриализация и коллективизация. Билет №49. Образование СССР. Дипломатическое признание СССР и его внешняя политика в 1920-е годы. Деятельность Коминтерна. Предпосылки объединения социалистических республик. После окончания гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики - РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны - Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния (Польша к тому же присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию). В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали необходимым объединение всех наций и народностей для выполнения своей главной цели - построения социалистического общества. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость национальных районов. Объединение имело и внешнеполитическую причину - необходимость совместного выживания однотипных политических режимов перед лицом враждебного окружения. К тому же идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю. В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией были заключены союзные договоры в области военно-хозяйственной и дипломатической деятельности. Республики объединили под руководством высших государственных органов РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. А Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), который предусматривал создание единой энергетической сети и развитие на этой базе экономики всех советских республик. Принципы построения союзного государства. В самой большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным "Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками". Первый пункт этого документа гласил: "Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР..." В. И. Ленин подверг "план автономизации" резкой критике. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждой республикой должно было сохраниться право свободного выхода из союза. ЦК партии одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства. Теперь первый пункт указанной резолюции звучал так: "Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза..." Образование СССР. Первая Конституция СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве собрались делегации республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Декабрьский съезд вошел в историю как первый съезд Советов СССР. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей - и имел свой руководящий орган - Президиум ЦИК. Совет Союза избирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов съезда. Совет национальностей образовывался из представителей республик и национальных областей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров СССР. В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы. В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной. Национальная политика и межнациональные отношения. На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов. Довольно гибкая политика проводилась и в отношении малочисленных народов Севера, занимавшихся охотой, рыболовством, оленеводством. Им предоставлялось право на самоуправление с учетом обычаев и традиций (родовые Советы и их съезды, туземные управы, исполкомы и т.п.), создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада. Особое внимание центральные органы власти уделяли вопросам развития малых народностей СССР. В первую очередь весьма значительные средства выделялись на развитие народного образования, а также на организацию национальных издательств. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В Москве и Петрограде (который после смерти Ленина в 1924 г. был переименован в Ленинград) были открыты институты народов Востока и народов Севера. Одним из направлений национальной политики в 20-е гг. являлась так называемая "коренизация". Ее целью было привлечение представителей местных народностей к государственному управлению. На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. Через систему льгот, "национальных наборов" в вузы началась ускоренная подготовка кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные административно-управленческие должности и привилегированное социальное положение. В то же время политика "коренизации" на деле нередко оборачивалась ущемлением прав других национальностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.012 с.) |