Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №48. Новая экономическая политика. Особенности экономического развития в 1920-е годы.

Поиск

1. В 1921 — 1941 гг. экономика РСФСР и СССР прошла в развитии два этапа:

— 1921 — 1929 гг. — период нэпа, в ходе которого государство временно отошло от тотальных административно-командных методов, пошло на частичное разгосударствление экономики и допуск мелкой и средней частнокапиталистической деятельности;

— 1929 — 1941 гг. — период возвращения к полному огосударствлению экономики, коллективизации и индустриализации, перехода к плановой экономике.

2. Существенное изменение экономической политики страны в 1921 г. было вызвано тем, что:

политика «военного коммунизма», оправдавшая себя в самый разгар гражданской войны (1918 — 1920), становилась неэффективной при переходе страны к мирной жизни;

— «военизированная» экономика не обеспечивала государство всем необходимым, неэффективным был принудительный неоплачиваемый труд;

— в крайне запущенном состоянии находилось сельское хозяйство; произошел экономический и духовный разрыв города и деревни, крестьян с большевиками;

— по стране начались антибольшевистские выступления рабочих и крестьян (круппейчше: «антоновшина» — крестьянская война

против большевиков в Тамбовской губернии под предводительством Антонова; Кронштадтский мятеж);

— популярными в обществе становились лозунги "За советы без коммунистов'', «Вся власть советам, а не партиям!», «Долой ди­ктатуру пролетариата.»

При дальнейшем сохранении «военного коммунизма», трудовой повинности, безденежного обмена и распределения благ государством большевики рисковали окончательно потерять доверие большинства народных масс — рабочих, крестьян и солдат, поддержавших их в годы гражданской войны. В коние 1920 — начале 1921 гг. происходит существенное изменение экономической политики большевиков:

— в конце декабря 1920 г. на VIII съезде советов принимается план ГОЭЛРО;

— в марте 1921 г. на Л1 съезде ВКП(б) принимается решение о прекращении политики «военного коммунизма» и начале новой экономической политики (нэпа);

— оба решения, особенно о нэпе, принимаются большевиками после ожесточенных дискуссий, при активном влиянии В.И. Ленина.

3. План ГОЭЛРО — Государственный план по электрификации России предполагал в течение 10 лет провести работы по элек­трификации страны. Данным планом предусматривалось строительство по всей стране электростанций, линий электро­передач; распространение электротехники как в производстве, так и в быту. По мнению В.И. Ленина, электрификация должна была стать первым шагом по преодолению экономической отсталости России. Важность данной задачи подчеркивалась В.И. Лениным фразой: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». После принятия плана ГОЭЛРО электрификация стала одним из основных направлений экономической политики советского правительства.

К началу 1930-х гг. в СССР в целом была создана система электросетей, применение электричества было распространено в промышленности и быту, в 1932 г. на Днепре была пушена первая крупная гидроэлектростанция — Днепрогэс. В дальнейшем строительство гидроэлектростанций началось по всей стране.

4. Первыми шагами нэпа были:

— замена продразверстки в деревне продналогом;

— отмена трудовой повинности — труд перестал быть обязанностью (подобно воинской) и стал свободным;

— постепенный отказ от распределения и внедрение денежного обращения;

— частичное разгосударствление экономики.

При проведении нэпа большевиками исключительнтьо командно-административные методы стали заменяться:

— государственно-капиталистическими методами в крупной промышленности;

— частно-капиталистическими методами в мелком и среднем производстве, сфере обслуживания.

5. В начале 1920-х гг. по всей стране создаются тресты, которые объединяли множество предприятий, иногда — отрасли, и управляли ими. Тресты пытались работать как капиталистические предприятия (самостоятельно организовывали производство, сбыт продукции исходя из экономических интересов; находились на самофинансировании), но при этом находились в собственности Советского государства, а не отдельных капиталистов. В силу этого данный этап нэпа получил название государственного капитализма (в противовес «военному коммунизму», его управлению-распределению и частному капитализму США и других стран).

Крупнейшими трестами советского государственного капитализма были:

— «Донуголь»;

— «Химуголь»;

— «Югосталь»;

— «Государственный трест машиностроительных заводов» («ГОМЗА»);

— «Северлес»;

— «Сахаротрест».

В мелком и среднем производстве, сфере обслуживания государство пошло на разрешение частнокапиталистических методов. Наиболее распространенные сферы применения частного капитала:

— сельское хозяйство;

— мелкая торговля;

— кустарный промысел;

— сфера обслуживания.

По стране создаются частные магазины, лавочки, рестораны, мастерские, частные хозяйства на селе.

Наиболее распространенной формой ведения мелкого частного хозяйства была кооперация — объединение нескольких лиц с целью проведения хозяйственной или иной деятельности. По России создаются производственные, потребительские, торговые, иные виды кооперативов.

6. В период нэпа были также проведены реформы в макроэкономической сфере:

— возрождена банковская система;

— в 1922 — 1924 гг. проведено несколько денежных реформ, в частности, две деноминации (сокращение номинала денег, «уменьшение нолей») и сокращение денежной массы;

— в 1924 г. наряду с находящимися в обращении обесцененными советскими деньгами («совзнаками») была параллельно введена еще одна валюта — червонец, денежная единица, равная 10 дореволюционным «царским»рублям и обеспеченная золотом;

— в силу того, что червонец (в отличие от других денег) был обеспечен золотом, он быстро приобрел популярность в России и стал международной конвертируемой валютой России;

— по всей стране постепенно началось вытеснение натурального товарообмена денежным;

— начались расчеты деньгами и выплата зарплат. Если в 1921 г. трудящиеся 95 — 100% заработанного получали в виде пайков или иных товаров, то в 1925 г. 80 — 90% зарплаты выдавалось в денежной форме.

Политика нэпа привела к некоторому оздоровлению экономики:

— основная масса населения уже не испытывала голода, хотя уровень жизни продолжал оставаться очень низким;

— рынок насытился предметами первой необходимости, которых не хватало в гражданскую войну (хлебом, одеждой, солью, спичками, мылом и др.);

— началось улучшение общей экономической ситуации (подъем производства, при этом производство находилось на уровне 50 — 70% от довоенного);

— развитие внутренней торговли, деятельность банковской сферы;

— снизилась напряженность между городом и деревней — крестьяне стали производить продукцию, зарабатывать деньги; часть крестьян стала зажиточными сельскими предпринимателями; по стране прекратились крестьянские бунты, поскольку была ликвидирована их социальная основа (продразверстка и полная нищета).

Таким образом, нэп помог выйти из режима «военного коммунизма», перейти к мирной жизни, удовлетворил элементарные потребности населения.

7. В то же время нэп не решил главных стратегических задач — отставание России от развитых капиташстических государств продолжалось, Россия через 10 лет после революции оставалась экономически слабым аграрным государством. В 1926 — 1929 гг. начался кризис нэпа, который выражался в:

— крахе червонца — к 1926 г. основная масса предприятий и граждан страны стала стремиться производить расчеты в червонцах, в то время как государство не могло обеспечить золотом растущую массу денег, в результате чего червонец стал обесце­ниваться, а вскоре государство перестало обеспечивать его золотом; червонец, как и вся остальная валюта СССР («совзна-ки»), перестал быть конвертируемым — это был сильный удар как по внутриэкономическому развитию, так и по международному престижу СССР;

— кризисе сбыта — у большей части населения, мелких предприятий не было достаточного количества конвертируемых денег, чтобы покупать товары, в результате целые отрасли не могли сбыть свой товар.

Причины кризиса нэпа были предопределены самой его половинчатой природой — невозможно было строить гибрид капитализма и социализма без главного средства — капитала. Капи­тала в Советской России в 1920-е гг. явно не хватало, не было условий его свободного обращения (свободного рынка), Россия была полностью отрезана от мировой экономики и иностранных инвестиций, что также способствовало финансовому голоду. Кроме того, нэп не решал задачи ускорения промышленного развития, способствовал возрождению буржуазных отношений в деревне, в перспективе — подрывал власть большевиков. В силу указанных обстоятельств к концу 1920-х гг. нэп себя исчерпал и был обречен.

8. В 1928 — 1929 гг. большевистское руководство отказалось от нэпа. Экономика была вновь огосударствлена. Страна перешла к плановой экономике. Начались индустриализация и коллективизация.

Билет №49. Образование СССР. Дипломатическое признание СССР и его внешняя политика в 1920-е годы. Деятельность Коминтерна.

Предпосылки объединения социалистических республик. После окончания гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики - РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны - Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния (Польша к тому же присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию).

В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали необходимым объединение всех наций и народностей для выполнения своей главной цели - построения социалистического общества. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость национальных районов. Объединение имело и внешнеполитическую причину - необходимость совместного выживания однотипных политических режимов перед лицом враждебного окружения. К тому же идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией были заключены союзные договоры в области военно-хозяйственной и дипломатической деятельности. Республики объединили под руководством высших государственных органов РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. А Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), который предусматривал создание единой энергетической сети и развитие на этой базе экономики всех советских республик.

Принципы построения союзного государства. В самой большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным "Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками". Первый пункт этого документа гласил: "Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР..."

В. И. Ленин подверг "план автономизации" резкой критике. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждой республикой должно было сохраниться право свободного выхода из союза. ЦК партии одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства. Теперь первый пункт указанной резолюции звучал так: "Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза..."

Образование СССР. Первая Конституция СССР. 30 декабря 1922 г. в Москве собрались делегации республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Декабрьский съезд вошел в историю как первый съезд Советов СССР. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей - и имел свой руководящий орган - Президиум ЦИК. Совет Союза избирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов съезда. Совет национальностей образовывался из представителей республик и национальных областей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров СССР.

В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г., были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы.

В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторявшие положения общесоюзной.

Национальная политика и межнациональные отношения. На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов.

Довольно гибкая политика проводилась и в отношении малочисленных народов Севера, занимавшихся охотой, рыболовством, оленеводством. Им предоставлялось право на самоуправление с учетом обычаев и традиций (родовые Советы и их съезды, туземные управы, исполкомы и т.п.), создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада.

Особое внимание центральные органы власти уделяли вопросам развития малых народностей СССР. В первую очередь весьма значительные средства выделялись на развитие народного образования, а также на организацию национальных издательств. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В Москве и Петрограде (который после смерти Ленина в 1924 г. был переименован в Ленинград) были открыты институты народов Востока и народов Севера.

Одним из направлений национальной политики в 20-е гг. являлась так называемая "коренизация". Ее целью было привлечение представителей местных народностей к государственному управлению. На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. Через систему льгот, "национальных наборов" в вузы началась ускоренная подготовка кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные административно-управленческие должности и привилегированное социальное положение. В то же время политика "коренизации" на деле нередко оборачивалась ущемлением прав других национальностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.012 с.)