Билет №14. Внешняя политика Ивана III: освобождение от ордынской зависимости, подчинение Новгорода и Твери. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №14. Внешняя политика Ивана III: освобождение от ордынской зависимости, подчинение Новгорода и Твери.



Присоединение Новгорода.

Присоединение Новгорода произошло насильственным путем. Его боярство во главе с посадницей Марфой Борецкой, боясь лишиться своих привилегий, оказывало упорное сопротивление. Бояре заключили договор с литовским князем, согласившись перевести Новгород в вассальную зависимость от Литвы. Обвинив новгородцев в отступлении от православия, Иван III организовал в 1471 году против них поход. Новгородское войско было разбито московским князем на реке Шелони. В 1478 году Новгородская республика капитулировала окончательно. Росту политического влияния великого князя способствовал его брак с племянницей византийского императора Софьей Палеолог. Женитьба повысила статус Ивана III как государя всея Руси.

 

Присоединение Твери.

Из всех русских земель формальную независимость к середине 80-х годов сохраняла только Тверь. Между Тверью и Москвой шла своего рода малая пограничная война, в которой участвовали феодалы обеих сторон, спорящие о землях. Но за спиной московских землевладельцев стоял госу дарь всея Руси, а Тверские никакой реальной помощи от своего великого князя получить не могли. И не удивительно, что они стали переходить на службу к наиболее могущественному сеньору. Не располагая могучими внутренними ресурсами, не имея надежной поддержки даже у собственных феодалов, великий князь Тверской мог расчитывать только на помощь ко роля Каземира. Зимой 1484-1485 годов он принял решение жениться на внучке короля. Это означало вступление Твери в союз с Литвой. Факти чески, это было нарушением московско-тверского договора, крупным пово ротом в тверской политике, возвращением традиционной ориентации на Литву. Союз с Каземиром был последним шансом для Михаила Борисовича, если только он не хотел разделить судьбу ярославских и ростовских кня зеи, превратиться в вассала государя всея Руси. Реакция Москвы последовала молниеносно. Войска великого князя вторглись в Тверскую землю. Михаил Борисович вынужден был просить ми ра. По новому договору ему приходилось признать себя "младшим братом" и "подручным" Ивана Васильевича. Тверь впервые формально присоедини лась к Москве, но Михаил Борисович не терял надежды на помощь Каземира и продолжал с ним тайные переговоры. В Августе 1485 года последовал новый поход великокняжеских войск. Тверь, "город святого Спаса", была обложена со всех сторон. В ночь на 12 сентября Михаил Борисович бежал в Литву. Тверская земля во главе со своим "великим князем" стала частью единого Русского государства. Падение последнего независимого от Москвы русского княжества совпало с важным событием в самой Москве. "Июля 19 заложена бысть на Москве на реке Стрельница". Так летом 1485 года с заклата Тайницкой башни началось строительство нового Кремля главной крепости объединенного Русского государства.

Важным достижением внешней политики Ивана III была ликвидация ордынского ига. К этому времени Золотая Орда ослабла и почти распалась. Из ее состава выделились Казанское, Крымское, Астраханское ханства. В 1476 году московский князь отказался подчиняться ордынскому ханству. Готовясь к неизбежному столкновению с Ордой, Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. Летом 1480 года ордынский хан Ахмат выступил в поход против Руси. Союзником Ахмата был литовский князь Казимир. Ордынское войско встретилось с основными силами русских на реке Угре. Внутренние усобицы в Литовском княжестве помешали Казимиру прийти на выручку Ахмату. Попытки ордынцев форсировать Угру окончились неудачей.

В самом начале XVI века Золотая Орда окончательно перестала существовать.

 

Билет №15. Основные направления русской культуры XIII – XV вв.: архитектура, иконопись, литература.

В развитии русской культуры этого периода появились первые признаки подъема. Это было связано с объединением русских земель вокруг Москвы, которая стала центром развивающейся культуры.

Культура Руси в период монголо-татарского ига (1240 — 1480 гг.) носила сильный религиозно-православный и патриотический оттенок:

• расцвела иконопись (выдающийся представитель — (Андрей Рублев);

• православно-патриотическая проза (Сергий Радонежский);

• поэтическо-патриотическая проза («Задонщина»);

• патриотические былины («Сказание о Евпатии Коловрате», «Садко»);

• исторические хронографы.

 

Во 2-й половине 14 в. и 1-й половине 15 в. центральной темой становится борьба русского народа за свержение монголо-татарского ига. На смену былинным героям приходят конкретные исторические личности. Победе Донского над Мамаем были посвящены наполненные глубоким патриотическим смыслом произведения. В поэме «Задонщина» автор объединяет православный героизм с глубокой скорбью о погибших, этой же теме посвящается произведение «Сказание о Мамаевом побоище».

Во 2-й половине 15 в. в русской литературе продолжается развитие жанра «хождений» -описание путешествий. Россия, высвободившись из-под татарского ига, начинает осваивать мир. Наиболее значимым произведением стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, достигшего Индии в 60-е годы 15 в. Наш соотечественник опередил великого Васко да Гама и первым купечествовал на берегу Малабара, беседуя с жителями о премудростях их веры.

Школа Архитектура Изобразительное искусство
Фрески Иконопись
Новгородская Небольшие по размерам здания, украшенные каменной резьбой (церковь Спаса на Ильине улице, церковь Федора Стратилата) Храм Успения на Волотовом поле, Михайловской церкви, церкви Сковородского монастыря, церкви Спаса на Ильине улице (Феофан Грек) Декоративность и мажорная красочность. К числу лучших произведений относятся «Битва суздальцев с новгородцами», «Деисус и молящиеся новгородцы», «Георгий Победоносец». В Новгороде работал Феофан Грек
Владимиро-Суздальская, московская Древнейшие сохранившиеся постройки: Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, Спасский собор Андронникова монастыря в Москве. Строительство белокаменных (вторая половина 14 века), а затем кирпичных (конец 15 века) стен Московского Кремля. Застройка ансамбля Московского Кремля: Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Грановитая палат(Марко Руффо, Пьетро Солари) Успенского собора во Владимире (Андрей Рублев, Даниил Черный) Творчество Андрея Рублева, которому принадлежат иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Самое знаменитое произведение – «Троица»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.86.122 (0.007 с.)