Вопрос 26. Экологические движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 26. Экологические движения.



экологические движения — это неформальные, самоорганизованные, автономные и независимые от легитимных центров общественной силы общественные группы, имеющие целью устранение причин и последствий экологического кризиса.

Формальные экологические движения — это организованные движения людей, которые зарегистрированы как движения, партии. Они, как правило, имеют и политический характер. Так, в либерально-демократических обществах оформляются и особые экологические политические партии, например в Германии — "партия зеленых". Эта партия ведет борьбу за место в парламенте. Члены этой партии понимают, что это единственное место, где экологические проблемы могут эффективно решаться.

Важная характеристика экологического движения - его лидеры. А также механизмы взаимодействия практического и информационного обмена с другими социальными объектами, само по себе экологическое движение как механизм субъективации социальной жизни - все это составляет предмет анализа субъектного аспекта экологического движения.

В возникновении и развитии экологических движений исследователи выделяют шесть основных этапов:

1.Вторая половина 60-х гг. - этап массового экологического протеста или алармистский этап. Он характеризовался “взрывным” расширением социальной базы движения, однако определяющими факторами для успеха или неудач природоохранного движения выступали его социальная неоднородность и аморфность, а также его организационная разобщенность. Основными формами борьбы являлись уличные демонстрации, в которых нередко участвовали десятки и даже сотни тысяч людей. Социальный протест, таким образом, осуществлялся в русле философии “малых дел”.

2.Конец 70-х гг. - этап осознания широкой общественностью недемократического характера многих аспектов экополитики правящих кругов. Отличительными чертами этого этапа стали борьба за мир и разоружение, выступления по проблемам инфляции, безработицы, расовой дискриминации и т.п., эпизодические попытки выдвижения требований социально-экономического характера.

3.Начало 80-х гг. Происходит перерастание природоохранного движения в странах Запада из социального в социально-политическое, экологическое, возникли партии “зеленых”. Экологические партии и группы получали реальную возможность в течение короткого периода времени укрепить свое положение в политической структуре общества, заполнив вакуум, образовавшийся из-за неспособности традиционных партий взять на себя решение экологических проблем.

4.Середина 80-х гг. - “зеленые”, наряду с другими экологическими партиями, стали уделять большое внимание социальным проблемам. Важное место в их программах начали занимать требования демократизации налоговой системы, введения экологического налога, реформирование банковской системы и т.д.

5.Рубеж 80-90-х гг. - экологисты поставили вопрос о спасении окружающей среды в более общем контексте: о судьбах индустриальной цивилизации вообще, о глубинных изъянах ее способа производства. Произошло сближение экологических партий с профсоюзами и рабочими партиями, что оказало положительное влияние на проведение действенной экополитики.

6.Вторая половина 90-х гг. - комплексный подход к решению экологических проблем способствовал превращению “зеленых” в самостоятельную политическую силу. В качестве примера можно привести ФРГ. По результатам выборов в бундестаг в сентябре 1998 г. пост вице-канцлера здесь занял один из лидеров партии “зеленых”. Это позволяет им активно влиять на проведение государственной экополитики, а также выступать гарантом организации социально-экономических отношений и политического процесса с учетом экологических императивов.

Конечно же, защита и улучшение окружающей среды - первоочередная цель экологических движений. И хотя они для осуществления этой цели также занимаются анализом и критикой, а при определении своих позиций в межчеловеческих отношениях и учитывают отношение людей к природе, тем не менее все эти движения имеют и политический характер (цели, роль, влияние), а отдельные их объединения имеют форму политических партий.

основной целью экологические движения выдвигают требования экономии потребления энергии, ее повторного использования (через децентрализацию), которая сделала бы возможным использование экологически приемлемых технологий.

В области общественной жизни они требуют возврата к простой жизни, приведения в соответствие развития и возможностей, не нарушающих границ природы, и понимания труда как средства для самоформирования и самоутверждения человека.

В области политики экологические движения подчеркивают необходимость расширения участия граждан в принятии решений о жизненно важных проблемах направления развития общества и осуществления элементарных жизненных потребностей для всех людей.

В области культуры экологические движения выступают за рост экологического сознания и изменение системы ценностей в направлении ее большего соответствия свободному и демократическому обществу с целью осуществления нового качества жизни, которое позволило бы человеку в полной мере проявить себя творческим и свободным существом.

 

Вопрос 27 Роль правоохранительных органов в области охраны окружающей среды

 

В лекции.

 

Вопрос 28 Экологические функции прокуратуры. Особенности деятельности природоохранных прокуратур.

 

Осуществляет надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды.

Прокуратура не вправе дублировать деятельность природоохранительных органов, она осуществляет надзор за их деятельностью. Это означает, что прокуроры вправе требовать от природоохранительных органов:

А) Проведения проверок.

Б) Выделения специалистов для данных проверок.

В) Предъявления исков в суды и арбитражные суды.

Г) Представления в прокуратуру соответствующих материалов и сведений.

 

+Протест (На противоречащий законы акт), представление (Выносится органу, который правомочен устранить конкретные нарушения), постановление

+Своевременное/Полное выявление/устранение нарушения природоохранительного законодательства. Проверка исполнения законодательства об экологических фондах.

+Надзор за исполнением М/У народных обязательств, принятых в целях решения глобальных экологических проблем.

 

 

Природоохранительные прокуратуры. Начало создания системы природоохранных прокуратур - 1986 год (Связанно с аварией ЧАЭС).

Природоохранительные прокуратуры осуществляют свою деятельность лишь в области охраны окружающей среды.

Создание природоохранительных прокуратур призвано обеспечить:

Самостоятельность и независимость прокуроров по вопросам исполнения природоохранительного законодательства.

Усиление взаимодействия с природоохранными и контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства.

Повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет целенаправленной специализации кадров.

 

+Каспийская бассейновая прокуратура, межрайонные прокуратуры на Байкале, Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях. Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура.

 

Вопрос 29 Экологические функции судов (Общей и специальной компетенции, арбитражных судов)

Суды общей компетенции:

А) Возмещение экологического вреда гражданам

Б) Возмещение экономического вреда имуществу граждан

В) Рассматривание негаторного иска (Иск направлен на устранение помех мешающих собственнику пользоваться его имуществом)

Г) Частные определения

 

Арбитражные суды — рассматривают имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде.

+Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности в связи с производственной деятельностью (Так как взаимосвязь с хозяйственными интересами природопользователя)

А) Договорные - возмещение вреда по договорам (нарушение условий договора).

Б) Внедоговорные — возмещение вреда вне договора (Уничтожение природных объектов)

В) Управленческие споры (Отмена решений вышестоящих органов)

 

Конституционный Суд — проверка законов и других актов соответствию конституции. Право граждан на конституционную жалобу.

 

 

Вопрос 30 Понятие природных объектов

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и, составляющая их, компоненты природной среды.

Объекты правового регулирования экологического права должны обладать признаками: Естественное происхождение Экологическая зависимость и состояние в цепи экосвязей Выполнение жизнеобеспечивающих функций, определяющих их социально-экологическую ценность для общества и человека Природа включает в себя три вида экологических систем: Естественные Модифицированные (видоизмененные системы в процессе хозяйственной деятельности) Трансформированные (системы преобразованные деятельностью человека – например, мелиорация)

Природные объекты подразделяются на природные ресурсы и природные комплексы. Природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в качестве источников энергии, продуктов производства и потребления и имеют потребительскую ценность. Природные комплексы – это функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками. Комплексы подразделяются на три категории по режиму охраны: Полностью исключенные из хозяйственного или рекреационного (отдых, восстановление) использования (заповедники) Исключенные полностью или частично из хозяйственного использования (заказники) С ограниченным режимом использования ресурсов (Национальные парки)

31 вопрос Право соб-ти

Лекция+

виды природ.ресурсов:

1. исчерпаемые и неисчерпаемые

2. невозобновимые,относ-но возобновимые и возобновимые,

3. космические,климатические,водные

4. по происхождению: ресурсы природных компонентов и ресурсы природно-территориальных комплексов.

5. По принадлежности к компонентам ландшафтной оболочки выделяют ресурсы:

1) минеральные,

2) климатические,

3) водные,

4) растительные,

5) земельные,

6) почвенные,

7) животного мира.

И т д.

 

Вопрос 32 Типичные основания прекращения права польз-я.

19. Основания возникновения и прекращения права природопользования.

Право природопользования производно от права собственности. Поэтому собственники природных объектов, за исключением публичных образований, становятся субъектами права природопользования с момента возникновения права собственности на природный объект.
Право собственности на природный объект возникает на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт собственника и акт государственной регистрации права.
Распорядительные акты подразделяются на две группы: гражданско-правовые и административно-правовые.
К гражданско-правовым актам относятся:
• сделки, направленные на передачу природного объекта в собственность (договор купли-продажи, дарения и т. д.);
• наследование;
• правопреемство.
К административным актам относится государственный акт о передаче природного объекта в частную собственность.
К факультативным видам оснований возникновения права собственности относятся судебные решения, которые заменяют первые два вида оснований в случае возникновения спора о праве на природный объект.
Государство или муниципальное образование реализует свои правомочия собственника природных ресурсов посредством наделения правом природопользования других субъектов и определения требований, предъявляемый к природопользованию.
Осн
ования возникновения производного права природопользования классифицируются в зависимости от вида пользования на две группы: основания возникновения общего природопользования и основания возникновения права специального природопользова-ния.
Общее природопользование возникает непосредственно из закона и не требует государственной регистрации. Характеризуется: производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов -обоснованных опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т. е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.
Право специального природопользования появляется на основании совокупности юридических фактов, включающих распорядительный акт и акт государственной регистрации права. Распорядительными актами могут являться:
1) административный акт о предоставлении природного объекта в пользование;
2) договор на природопользование;
3) лицензия на природопользование;
4) решение суда.
Перечень оснований для возникновения права пользования природными ресурсами определяется отраслевым природоресурсным законодательством. Так, основанием возникновения права недропользования является совокупность следующих юридических фактов: лицензия на осуществление недропользования и административный акт о предоставлении в пользование конкретного участка недр.
Общими основаниями прекращения права природопользования являются:
1) смерть гражданина, ликвидация юридического лица, являвшихся природопользователями;
2) прекращение оснований права пользования, а именно, расторжение договора о природопользовании, истечение срока лицензии и другие основания;
3) отказ от права природопользования;
4) применение санкции в виде прекращения права природопользования в случае нарушения природопользователем экологического законодательства;
5) изъятие природного объекта для государственных либо муниципальных нужд.
Так же основанием для прекращения права природопользования является понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает совершение ограниченной возможности по совершению и сделок и возможностью находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе. Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

 

 

Вопрос 33 Лицензии на право потребления природных ресурсов

Лицензирование природопользования: это деятельность компетентных государственных органов, связанная с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям, учреждениям, ИП на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Функции лицензирования:
А) Превентивная — предотвращение экологического вреда.
Б) Информационная — собирание/накопление информации о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности.
В) Регулятивная — установление пределов хозяйственной деятельности и негативного воздействия на природные объекты.
Г) Контрольная — наблюдение за состоянием природного объекта и проверка соблюдения экологического законодательства.

Лицензия является средством обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Лицензия — именной документ.

Виды лицензирования: лицензии на использование отдельных видов природных объектов и лицензии на комплексное природопользование. Долгосрочные и Краткосрочные. Экономического характера (хозяйственное использование ресурсов) и Экологического характера (лицензии на выброс).

 

Вопрос 34 Лимитирование природопользования

Лимиты — это экологически обоснованные предельно допустимые объемы изъятия природных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду, действующие в течение установленного периода времени.

Три вида:

Территориальные — устанавливаются для субъектов Федерации.

Отраслевые — в пределах районов, подведомственных отраслевому министерству или ведомству (в пределах бассейнов рек, лесхозов).

*Лесхоз - предприятие лесного хозяйства, занимающееся учётом, воспроизводством, охраной и защитой лесов.

Индивидуальные — для конкретных природопользователей.

Введение института лимитирования обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью рациональной организации их использования.

+ 2 вида лимитов:

А) Лимиты использования природных ресурсов.

Б) Лимиты вредного воздействия на окружающую среду (лимиты сбросов вредных веществ, лимиты размещения вредных веществ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.034 с.)