ТОП 10:

Вопрос 36. Эколог экспертиза и условия.



Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям. Ее цель – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду.

ñ лекция.

 

Вопрос 37 Порядок проведения,права и обяз-ти.

Лекция.

 

Вопрос 38 Эколого прав. Мех-м оос

в лекции.

 

 

Вопрос 39 Нормирование качества ОС. Виды нормативов, основные требования к ним Нормативы качества ОС устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Виды: А) нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества. Б) нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла. В) нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов. Г) иные нормативы качества окружающей среды. Требования. Необходимо учитывать природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.    

 

Вопрос 40 Основные экологические нормативы качества и воздействия на окружающую природную среду могут быть разделены на санитарно-гигиенические, производственные и комплексные. К санитарно-гигиеническим нормативам относятся предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК) и допустимый уровень физических воздействий — шума, вибрации, ионизирующих излучений и др. Производственные нормативы — допустимый выброс и сброс вредных веществ, допустимое изъятие компонентов природной среды, норматив образования отходов производства и потребления. Комплексные показатели — допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — представляет собой такое количество загрязняющего вещества в единице объема или массы почвы, воздуха или воды, которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. В настоящее время в России действует более 1900 нормативов ПДК вредных химических веществ для водной среды, более 500 для атмосферного воздуха и более 130 для почв.

Для нормирования содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе установлены два норматива — максимально разовая и среднесуточная ПДК. Максимально разовая ПДК— это такая концентрация вредного вещества в воздухе, которая не должна вызывать при вдыхании его в течение 30 минут рефлекторных реакций в организме человека — ощущения запаха, изменения световой чувствительности глаз и др. Среднесуточная ПДК— это такая концентрация вредного вещества в воздухе, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом воздействии. При содержании в воздухе или воде нескольких загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (синергизмом), например диоксидов серы и азота; озона, диоксида азота и формальдегида, сумма отношений фактических и ПДК не должна превышать единицы. Требования к качеству воды в водных объектах, используемых для рыбохозяйствен-ных целей, в большинстве случаев являются более жесткими, чем для водных объектов хозяйственно-бытового назначения. Так, рыбохозяйственные ПДК для ряда моющих веществ в 3 раза ниже санитарных норм, нефтепродуктов — в 6 раз, а тяжелых металлов (цинка) — даже в 100 раз. Объясняется это тем, что при переходе вредных веществ по пищевой (трофической) цепи происходит их биологическое накопление в животных и растительных организмах до опасных для жизни пределов.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) радиационного воздействия на окружающую среду — это уровень, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. Установлены также ПДУ воздействий шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.

Вопрос 42Экономическое регулирования в области охраны ОС. ФЦП

Федеральные целевые программы — разрабатываются в целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды, в области экологического развития РФ (+ реализуются на уровне субъектов Федерации).

Порядок разработки — в соответствии с федеральным (субъектным) законодательством. Планирование осуществляется с учетом государственного прогнозирования в сфере: социально-экономического развития, экологического развития. + опирается на научные исследования, направленные на решения задач в области охраны окружающей среды.

ФПЦ:

А) Мировой океан

Б) Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации

В) Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года

Г) Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года

 

Вопрос 44 Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду
Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются ФЗ «Об охране окружающей среды РФ» и иными ФЗ.
Виды негативного воздействия на окружающую среду:
А) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Б) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В) загрязнение недр, почв.
Г) размещение отходов производства и потребления.
Д) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Е иное негативное воздействие.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

 

44)Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются ФЗ «Об охране окружающей среды РФ» и иными ФЗ.
Виды негативного воздействия на окружающую среду:
А) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Б) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В) загрязнение недр, почв.
Г) размещение отходов производства и потребления.
Д) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Е иное негативное воздействие.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

 

 

45)Экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач. Они представляют собой единую систему внебюджетных государственных экологических фондов, объеди­няющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.
За счет каких источников образуются экологические фонды?
Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических и физических лиц, в том числе:
платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;
сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;
средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добытой с их помощью продукции;
полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским дипози-там, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности пред­приятий и иных юридических лиц;
инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.


46. Экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием ОС, оценки и прогноза изменений состояния ОС под воздействием природных и анторопогенных факторов. Гос.ЭМ – мониторинг ОС, осуществляемые ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Цели ЭМ. Ст.63 ФЗ.

1) наблюдение за состоянием ОС, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия

2) наблюдение за воздействием антропогенных источников на ОС

3) обеспечение потребностей государства, ЮЛ,ФЛ, в достоверной информации, необходимой для предотвращения и или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.

Информация, полученная в результате проведения гос.ЭМ-га, может представляться для использования:

1)ОГВ РФ

2)ОГВ субъектов РФ

3)ОМСУ

Сведения, полученные при проведении гос.ЭМ-га, предназначены для разработки:

1)прогнозов соц-о-эконом развития и принятия соответствующих решений

2)федеральных программ в области эколог развития РФ

3)целевых программ в области ООС субъектов

Информация состояния ОС может распространяться 2мя способами:

- бесплатно в виде текстов в письменной форме

-по договорам (специализированная информация)

На современном этапе проводится госЭМ:

1)водных объектов

2)водных биоресурсов

3)качества и безопасности пищевых продуктов,здоровья населения

4)атмосферного воздуха

С этой целью создана ведомственная наблюдательная сеть. Требования зак-ва ЭМ распространяются на ЮЛ,ФЛ, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней сфер.

 

47.Экологический контроль -важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

 

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности - контроль и надзор.

 

В систему экологического контроля входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный и общественный контроль.

 

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:

 

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;

- обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;

- прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;

- обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

 

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий - мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой - мониторинг природных объектов.

 

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства.

 

Таким образом, экологический контроль состоит из тесно связанных этапов:

 

- Сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть вызваны не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха - качество природной среды.

 

Осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач этого этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две - предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля.

 

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

 

Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

 

48. Экологическая ответственность. Понятие, формы, механизм.

ЭО - ответственность государства, общества, человека перед обществом, настоящими и будущими поколениями людей, перед конкретным человеком и природопользователем. Эколого-правовая ответственность - означает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Э.о. выполняет три функции: стимулирующую, компенсирующую и превентивную. Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих к охране экологических интересов; компенсирующая функция направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная функция принудительно воздействует на поведение участников экологических отношений путем применения мер наказания и взыскания ущерба. Э.о. имеет две формы - экономическую и юридическую. Экономическая форма базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами, прежде всего материальной заинтересованностью загрязнителя экологии в сокращении отходов. Она вытекает из общего принципа взаимоотношения общества и природы: "загрязнитель платит". Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. В целом эти формы образуют институт экологической ответственности. Эколого-экономичес-кая ответственность, в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.

 

49. Классификация экологических правонарушений.


Экологические правонарушения можно классифицировать по несколь­ким основаниям:

- по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделя­ются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законода­тельства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;

- по характеру причиненного вреда - загрязнение окружающей природ­ной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, унич­тожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточны­ми водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бы­товыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков ме­сторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным поте­рям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сель­скохозяйственных земель и др.);

- по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида на­ступающей ответственности, - уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

- по степени общественной опасности - экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административ­ные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.244.18 (0.011 с.)