Вопрос 9 Основания випгрпр эколог.правоотношений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9 Основания випгрпр эколог.правоотношений



9Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических иравоотношений являются юридические факты. Юридические факты — это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Все юридические факты делятся на действия и события. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой права юридических последствий. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся направомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки. Юридические акты — действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. Юридические поступки — это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. События в отличие от действий происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления -землетрясения, наводнения и другие, порождающие стихийные бедствия.

 

10. Предмет,метод и функции ЭП.

Предмет-совок-ть урегулир. Прав нормами отношений,через кот.обеспечивается взаимосвязь общества и природы как целостной системы. Это есть самост. Направление в деят-ти гос-ва в области прав.регулирования природопользования и оос.

Метод ЭП- совок-ть приемов,способов и форм выражения,установленный способ правового воздействия.

1- императивный (предписания,запреты при использ-и прир.ресурсов,меры юрид.ответ-ти за совершение эколог.правонаруш-й.

2-диспоз-й (право выбора совершения сделок и т д)

3-метод экологизации-направлен на гармонизацию прир.ресурсов.

4-админ-правовой-определяет предписания,дозволения,запреты

5-гражд-прав-участники эколог.отнош-й выступают как равные s-ты,заключают соглашения.

6-историко-прав.-позволяет опеределить динамику развития эколог.проблем.

Функции ЭП.

Эк фун ЭП заключается в реализации общ-х отнош в области охраны природы и рац-го природопользования в целях создания безопасных благоприятных условий жизни. Воздействие R на эк отношения проявляется следующим образом:

1.внормах права закрепляются научно- обоснованные правила природопользования и охраны природы (закон об ООС,ВК,ЗК,фз о недрах,санпины и т д)

2.в нормах ЭП закрепляются ф и обязанности субъектов эк отношений-как првило отношения регулируются в ГК

3.в нормах ЭП закр-ся меры юр ответс-ти (Фед закон об ООС и т д)

В охране окружающей среды принимают участие почти все отрасли Рос-кого права (ЭП -комплексная отрасль; основные принципы обеспечивается конституцией — ст 9 и ст 36)

 

Функции:

Достижение гармоничных отношений общества и природы – главная цель ЭП.

Общеправовые и Специальные:

Общеправовые — регулятивная и охранительная функции.

Специальные — воспитательная, восстановительная, организационная (регламентация деятельности органов управления сфере охраны окружающей среды, порядок участия общественности в вопросах природы, порядок проведения экологической экспертизы), образовательная (подготовка специалистов в сфере природопользования).

 

11. Система ЭП

Как отрасли права. Основой явл-ся эколого-правовые нормы,кот.расчитаны на неоднократное применение. Они объединены в институты и подинституты,кот. В свою очередь связаны с отраслью права и представляют собой несколько частей - Она состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

 

Общая часть - положения, обслуживающие институты особенной части.

1. Право собственности на природные объекты.

2. Право природопользования.

3. Эколого-правовая ответственность.

4. Государственное регулирование природопользования и т. п.

Особенная часть - институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны).

1. Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром.

2. Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов.

3. Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: ЭП режим и охрана сельскохозяйственных объектов, ЭП режим населенных пунктов, ЭП режим рекреационных и лечебно-оздоровительных зон. + Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.

Специальная часть - экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

 

12. Основные принципы ЭП

Это нормат-прав.начала,кот.определяют сущность и содержание основных институтрв эколого-прав.регулирования и способов их реализации.

1-принцип целевого использя прир.объектов — они должны исп-ся по назначению.

2-обеспечение благоприятных условий для жизни,труда и отдыха населения.

3- принцип платного использ-я прир.объектов

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость государственного экологического надзора;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 

13. Особенность Источников ЭП и понятие.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. (Источник права-это внешняя форма выражения права)

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

 

14. Закон об оос и его прав.характ-ка

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

16 глав, 69 статей.

-Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

-ФЗ определяет прав.основы гос.политики в области оос

-укрепляет законность и эколог.правопорядок окруж.среды

-направлен на обеспечение эколог.безоп-ти нынешнего и будущего поколения.

Задачи:

- сохранение ос

- предупреждение оказывания вредного влияния людей на приролу

- оздоровление и улучшение качества жизни

- генеральная задача-обеспечение научно-обоснованного сочетания экологической и экономической функции ЭП

 

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды

1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

7. Отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

 

15. Источники- в лекции.

 

16. Природо-ресурсное и природо-охранное зак-во.

Система Экологического зако-ва подразделяется на 2 подсистемы:

1. Природо-охранительная

2.природо-ресурсная

В прир-охр. Входят:

- закон РФ об Оос

- ФЗ от 1995 г об эколог экспертизе

- ФЗ от 1999 г о санит-эпидем благополучии населения

Прир-рес:

- закон об охране атмосф воздуха

- водный кодекс от 2006г

- зем кодекс от 2001 г

- ФЗ о животном мире и его использовании от 1995 г и др.

Экологич.закон-во в области природо-охр. Регулирует отношения, непосредственно направленные на сохранение, улучшение прир среды, предотвращение и устранение вредных последствий.

Окруж среда выступает при этом как целостный объект.

Прир-ресурсная система регулирует отношения по поводу использования прир среды для удовлетворения экономических и соц-культурных потребностей.

 

17. Источники междунар.права

Это м/у нар. НПА содержащие м/у нар. Нормы ЭП. Они содержатся в договорах,конвенциях, резолюциях, постановлениях и конференциях. Они действительны для того или иного гос-ва при условии удовлетворения потребностей. Они существуют в целях единообразного регулирования эколог.отношений.

Существенное значение в регулировании экологических отношений име­ют нормы международных договоров Российской Федерации. Ст. 15 Консти­туции РФ закрепила приоритет международного права над национальным, поэтому на территории Российской Федерации применяются правила между­народных договоров РФ, даже если внутренним российским правом установ­лены иные нормы, чем международным договором.

Важное место среди актов международного права занимают документы международных конференций по охране окружающей природной среды, в частности, Стокгольмской 1972 г., Бразильской 1992 г., Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др.

Российская Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Согла­шения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез­новения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др.

1. Установление новой всемирной концепции экологической безопасности, под которой понимается взаимосвязанная и взаимозависимая система экологических составляющих планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса между ними. Согласно этой концепции устанавливается прямая связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью. Правовое содержание экологической безопасности заключается в обязанности государств осуществлять свою деятельность так, чтобы исключить усиливающееся воздействие экологических стрессов на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

2. Развитие международного сотрудничества в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. В рамках решения данного вопроса на общемировом уровне в 1972 г. была учреждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Основные задачи ЮНЕП:

1) содействие международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций;

2) общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН;

3) разработка и обсуждение периодических докладов;

4) содействие прогрессивному развитию международного права охраны окружающей среды;

5) повышение действенности норм, защищающих природную среду во время войны (нормы Санкт—Петербургской декларации 1868 г., Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. и Положения к ней, Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны, Дополнительного протокола I 1977 г., Конвенции 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и Конвенции 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые закрепляют принцип защиты окружающей среды и запрещают применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий. Также запрещается превращать окружающую среду как таковую в объект нападения); реализация на практике международной ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде (по принципу «платит загрязнитель»).

 

18. Стратегия безопасности до 2020 года

создана указом президента от 12 мая 2009 года

 

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу в области ЭП заключаются в экологии живых систем и рациональном природопользовании, поддержании которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны. Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Экология живых систем и рациональное природопользование

85. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
86. На состояние национальной безопасности в экологической сфере негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов.
87. Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых.
88. Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и рационального природопользования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества создают условия для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

 

19. Экологическая доктрина РФ

Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на:

ñфундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук;

ñоценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;

ñпризнании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов;

ñучёте глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.231 (0.018 с.)