Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение экологической безопасности при использовании атомной энергии.

Поиск

Общественные отношения в такой потенциально-опасной сфере чело­веческой деятельности, как использование атомной энергии в мирных и обо­ронных целях, требуют всесторонней правовой регламентации.

В настоящее время сложилась совокупность правовых норм и институ­тов, регулирующих указанные общественные отношения и образующих ком­плексную отрасль российского права - атомное право. Комплексный харак­тер этой отрасли обусловлен сочетанием в ней норм конституционного, гра-


жданского, административного, экологического, земельного и других отрас­лей права.

Нормы атомного права, создающие правовые основы деятельности в области использования атомной энергии, должны быть направлены на сба­лансированность политических, экономических, оборонных, а также соци­альных и экологических интересов государства в этой области; прав и охра­няемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной задачей право­вого регулирования в области использования атомной энергии является обеспечение безопасного для человека и окружающей природной среды и экономически или военно-политически (при использовании атомной энергии в оборонных целях) целесообразного и эффективного использования атом­ных технологий. Атомное право должно обеспечивать:

- в области - правовые предпосылки для участия органов законода­тельной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного само­управления, организаций и отдельных граждан в решении вопросов исполь­зования атомной энергии, равноправное и независимое участие России в ме­ждународном сотрудничестве в области использования атомной энергии;

- в области обороны - суверенитет и независимость России в условиях изменяющейся геополитической обстановки при сохранении паритета ядер­ных вооружений как гарантии предотвращения внешней агрессии и крупных военных конфликтов;

- в области экономики - дальнейшее расширение и повышение эконо­мической эффективности использования атомной энергии в условиях рыноч­ной экономики;

- в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды -создание правовых основ для минимизации риска от радиационного воздей­ствия до столь низкого уровня, который может считаться приемлемым как для отдельных граждан России, так и для общества в целом, а также для ок­ружающей природной среды;

- в области охраны прав человека (в том числе имущественных), защи­ты правопорядка и обеспечения социальной защиты - обеспечение социаль­ных гарантий для населения и работников объектов использования атомной энергии; возмещение ущерба, причиненного жизни, здоровью и всем видам собственности в результате радиационного воздействия; установление ответ­ственности за правонарушения в области использования атомной энергии; создание приоритетных социальных условий для регионов размещения атом­ных объектов.


Атомное право решает стоящие перед ним задачи при помощи атомно­го законодательства - иерархической совокупности входящих в правовую систему РФ международных договоров РФ, законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области исполь­зования атомной энергии.

До 1995 г. в России не было законов, устанавливающих правовую ос­нову и принципы безопасности при использовании атомной энергии, защи­щающих жизнь, здоровье и имущество граждан и окружающую среду от возможных негативных воздействий использования атомной энергии и функционирования ядерного комплекса России. Однако за последние годы в этой области произошли значительные изменения. Приняты и работают ба­зовые законы, регулирующие использование атомной энергии в стране - «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения РФ», «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов», «О специальных экологических программах реаби­литации радиационно-загрязненных участков территорий», законодательные акты по социальной защите граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф и т.д. В развитие указанных законов приняты многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, входящие в систему правового ре­гулирования использования атомной энергии в РФ. Особое, концептуальное значение имеют принятые недавно Основы государственной политики в об­ласти обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Феде­рации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утвержденные Президентом РФ 04.12.2003 г.)

Тот факт, что в нормативном правовом массиве увеличился удельный вес законов (ранее в правовом регулировании преобладали подзаконные акты - правительственные и ведомственные) следует отметить как позитивное яв­ление. Тенденция к примату законодательного регулирования отношений должна служить фактором последовательной реализации конституционного принципа разделения властей и построения в России правового государства.

В то же время, существующее правовое обеспечение деятельности в области использования атомной энергии нельзя признать удовлетворитель­ным, в полной мере обеспечивающим интересы развития ядерного энергети­ческого и ядерного оружейного комплекса страны. Во-первых, на протяже­нии ряда лет не принимаются (или остаются по тем или иным причинам «за­мороженными» на различных стадиях законодательной процедуры), много­численные законодательные акты, направленные на регулирование ключевых


вопросов атомной энергии в мирных и оборонных целях. Во-вторых, осново­полагающие законодательные акты, регулирующие вопросы использования атомной энергии, в частности, законы об использовании атомной энергии и о радиационной безопасности населения, требуют дальнейшего развития, вне­сения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам отрасли и не обеспечивают ее эффективного функционирования. В-третьих, проведение современных экономических и организационных реформ и дальнейшее развитие правовой системы России, требуют приведения в соответствие с ними норм атомного законодательства, ставя перед последним новые задачи (в частности, в области совершенство­вания государственного управления и государственного регулирования безо­пасности в области использования атомной энергии; развития форм собст­венности и организационно-правовых форм организаций атомной энергети­ки, а также правового режима их имущества; лицензирования видов деятель­ности; технического регулирования и т.д.).

Изложенное позволяет заключить, что действующее атомное законода­тельство нуждается в серьезном пересмотре, обновлении и дальнейшем раз­витии. Научной и методологической основой совершенствования законо­творческой деятельности в области использования атомной энергии должна стать подготовленная учеными и специалистами в области использования атомной энергии и утвержденная (согласованная) заинтересованными орга­нами Концепция атомного права.

101. Правовые требования охраны атмосферного воздуха в сфере промышленного производства.

Правовые требования охраны атмосферного воздуха в сфере промыш­ленного производства устанавливаются Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха»:

- устанавливается нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (существуют ги­гиенические и экологические нормативы, технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы);

- устанавливается государственная регистрация вредных (загрязня­ющих) веществ и потенциально опасных веществ, устанавливается обяза­тельность получения специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух для стационарных источников;


- закреплено требование о том, что производство и использование топ­лива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, под­тверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воз­духа;

- запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасно­сти которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

- зап рещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбро­сами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных пе­редвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбро­сах которых превышает установленные технические нормативы выбросов;

- устанавливаются обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; и многое другое.

В рамках правовых мер, направленных на охрану атмосферного возду­ха, законодатель установил:

ПДВ — нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

ПДК — нормативы предельно допустимых концентраций заг­рязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допус­тимых уровней вредных физических воздействий и ряд других.

102. Организационно-правовые меры охраны атмосферного

воздуха.

Организационно-правовые меры охраны атмосферного воздуха осуще­ствляются Правительством РФ непосредственно или через специально упол­номоченный федеральный орган исполнительной власти (МПР России), а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Принципами государ­ственного управления в рассматриваемой сфере являются, в том числе:

- недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного
воздуха для окружающей природной среды;


- обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воз­действий на него;

- гласи ость, полнота и достоверность информации о состоянии атмо­сферного воздуха, его загрязнении;

- научная обоснованность, системность и комплексность подхода к ох­ране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

- обязательность соблюдения требований федерального законодатель­ства в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за его нару­шение.

Среди основных функций государственного управления в сфере охра­ны атмосферного воздуха следует назвать: выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредное воз­действие на атмосферный воздух; государственный учет воздействий на атмосферный воздух и их источников; осуществление государственного мо­ниторинга атмосферного воздуха и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Согласно ст.14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источни­ком допускается на основании разрешения, выданного специально уполно­моченным государственным органом (МПР России). При этом разрешением на выброс таких веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмо­сферного воздуха.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух также до­пускаются на основании разрешений.

В соответствии со ст.21 Закона об охране атмосферного воздуха юри­дические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух и источники вредных воздействий на атмо­сферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязня­ющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха согласно ст.23 этого Закона является составной частью государственного экологического мониторинга и осуществляется органами Росгидромета, МПР России и Гос­санэпиднадзора в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов


государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

Статья 24 Закона об охране атмосферного воздуха устанавливает, что государственный контроль за охраной атмосферного воздуха призван обес­печить соблюдение:

- условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загряз­няющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздейст­вия на него;

- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмо­сферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух;

- выполнения федеральных целевых программ, программ субъектов
РФ, а также различных мероприятий по его охране.

Регламентация контрольных действий специально уполномоченных государственных органов изложена в Положении о государственном контро­ле за охраной атмосферного воздуха, утвержденном постановлением Прави­тельства РФ от 15.01.01 №31, а также в постановлении Правительства РФ от 28.11.02 № 847 «О порядке ограничения- приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух».

103. Ответственность за нарушение законодательства об охране

атмосферного воздуха.

Как и в других случаях, это один из наиболее развитых правовых ин­струментов. Административная ответственность установлена в КоАП РФ, уголовная - в УК РФ (ст. 251). Разнообразны по основаниям и возможностям реализации меры дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой от­ветственности.

Составы нарушений законодательства об охране атмосферного воз­духа предусмотрены УК РФ, КоАП РФ, специальным экологическим законо­дательством. Как и применительно к иным экологическим преступлениям и проступкам, для привлечения виновных к юридической ответственности не-


обходимо установить противоправность деяния, обращаясь к большому ко­личеству законодательных и подзаконных актов.

Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха пред­ставляет собой виновное, противоправное деяние (действие или бездей­ствие), состоящее в нарушении требований и правил, установленных в целях охраны атмосферного воздуха, предотвращения вреда здоровью людей и ок­ружающей среде, защиты экологического правопорядка и обеспечения эко­логической безопасности населения и территорий.

Статья 251 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за на­рушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния по­влекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха либо (по ч. 2) причинение по неосторожности вреда здоровью человека или (по ч. 3) причинение смерти человеку.

Статьи 8.21-8.23 КоАП РФ предусматривают административную от­ветственность за различные по своему содержанию нарушения законо­дательства об охране атмосферного воздуха, в частности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, нарушение правил эксплуатации, а так­же неиспользование оборудования или аппаратуры для очистки газов и кон­троля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания за­грязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, эксплуата­цию таких средств с превышением нормативов загрязняющих веществ в вы­бросах и др.

Как правило, указанные статьи КоАП РФ содержат несколько составов нарушений, являющихся формальными. Последствия в виде угрозы загряз­нения атмосферного воздуха (т. е. состав поставления в опасность) указаны лишь в ч. 3 ст. 8.21.

Объектом рассматриваемых нарушений являются общественные от­ношения по охране атмосферного воздуха, а также порядок деятельности промышленных и других предприятий и организаций, в результате которой может быть оказано вредное воздействие на состояние атмосферного возду­ха. Объективная сторона состоит в деянии (действии и часто в бездействии) виновных; в материальных составах (ст. 251 УК РФ) она включает также по­следствия и причинную связь между деянием и последствиями. Субъектив-


ная сторона - умышленная или неосторожная вина, а в составах преступле­ний, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 251 УК РФ - двойная форма вины. Субъек­том могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов административных проступков - только должностные лица, а также юриди­ческие лица.

104. Понятие, категории и виды особо охраняемых природных

территорий.

Особо охраняемые природные территории и объекты являются важ­нейшим средством сохранения биоразнообразия. Человечество накопило ог­ромный опыт заповедного дела. Национальные парки, заповедники и т. п. созданы в разных странах и успешно решают задачи охраны живой природы, экологического воспитания и научных исследований. Традиционно эта часть экологического законодательства относится к числу наиболее развитых, ста­бильных и, следовательно, не вызывающих споров.

По российскому законодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рек­реационное и оздоровительное значение. Существует несколько их катего­рий: 1) государственные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки; 7) ботанические сады; 8) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Специфическое место среди указан­ных категорий занимает такая разновидность государственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему био­сферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический монито­ринг, и биосферные полигоны, на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера. Перечисленные и иные особо охраняемые территории и объекты в совокупности образуют природно-заповедный фонд страны (ч. 3 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Кроме того, в законодательстве как особый объект охраны выделена Байкальская природная территория (Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г.), а также встречается понятие «природный ком­плекс, взятый под охрану государства» (например, в ст. 243 УК РФ). Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих


статуса особо охраняемой природной территории, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены при­родные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, му­зеи-усадьбы и пр.). Федеральный закон «Об охране окружающей среды» оп­ределяет природный комплекс как комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географически­ми и иными соответствующими признаками, а природный ландшафт - как территорию, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых клима­тических условиях (ст. 1). Особое место среди охраняемых законом при­родных комплексов имеют музеи-заповедники, т. е. обладающие специ­альным статусом особо охраняемых историко-культурных центров тер­ритории со значительной природной составляющей (на конец 1996 г. та­ковыми были признаны 87 музеев-заповедников, на 1 января 2000 г. - 88, в том числе Ясная Поляна, Михайловское, Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» и др.). По харак­теристикам близки к ним музеи-усадьбы, которые образуют неразрывное ор­ганичное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшафтами (например, музей-усадьба «Ар­хангельское», Государственный мемориальный музей-усадьба А. В. Суворо­ва в Новгородской области и многие другие), охраняемые объекты ланд­шафтной архитектуры (исторические парки-памятники, мемориальные ландшафты, например парковый комплекс XVII-XVIII вв. и историческая зо­на Лефортово в Москве). Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. (СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519) введена новая категория «историко-культурный заповедник», которая, по мнению специалистов, ох­ватывает понятия «музей-заповедник» и «музей-усадьба». В соответствии с этим законом выделяются особо ценные объекты культурного наследия наро­дов РФ, многие из которых имеют экологическую составляющую. На конец 2002 г. в их Свод было занесено 62 таких объекта, например Архангельский государственный музей деревянного зодчества «Малые Карелы», Государст­венный музей-заповедник «Петергоф», включающие не только выдающиеся историко-культурные памятники, но и ценные в научном, познавательном и эстетическом отношении природные комплексы, в том числе сельскохозяй­ственные ландшафты, лесные массивы, водные объекты и т. д. Памятники


общероссийского значения - это, как правило, особо ценные объекты, значи­мые для социальной и исторической памяти народов России, общепризнан­ные благодаря своей роли и получившие соответствующий статус. Ряд при­родных комплексов включен в Список объектов всемирного культурного и природного наследия, ежегодно обновляемый во исполнение Конвенции ЮНЕСКО 1972 г., в который по состоянию на 1 января 2002 г. входят по ка­тегориям: «культурное наследие» - 554, «природное наследие» - 144, «при-родно-культурное наследие» - 23. Из числа этих природных комплексов в Российской Федерации зарегистрировано 11 культурных объектов и 7 отно­сящихся к природному наследию, в частности «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», представляющий собой огромный ареал - Байкальский ре­гион площадью несколько миллионов гектаров, «Вулканы Камчатки», вклю­чающий всемирно известный Кроноцкий заповедник и четыре природных парка, а также один федеральный заказник, «Золотые горы Алтая», «Курш-ская коса» (в пределах России), Центральный Сихотэ-Алинь, «Западный Кав­каз».

Природно-заповедный фонд страны составляют (по данным на 31 де­кабря 2002 г.) 100 государственных природных заповедников, 35 националь­ных парков, 69 государственных природных заказников федерального и 2854 регионального значения, 36 памятников природы федерального и более 9000 регионального значения, 54 природных парка, 116 лечебно-оздоровительных местностей и курортов, 85 ботанических садов и дендрологических парков.

Согласно Федеральному закону «О территориях традиционного при­родопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Даль­него Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. вводится новая кате­гория особо охраняемых, обладающих специфическим правовым режимом территорий. Размеры их определяются с учетом следующих условий: под­держания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различ­ных видов традиционного природопользования; сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей; сохранения целостности объектов историко-культурного наследия. Границы территорий традицион­ного природопользования федерального, регионального и местного значения утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнитель­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.


Основными чертами правового статуса особо охраняемых природных территорий и объектов являются следующие: а) их принадлежность к объек­там общенационального достояния; б) полное или частичное изъятие из хо­зяйственного использования; в) установление особого режима охраны; г) включение в объекты государственной собственности; д) наличие особого порядка получения статуса (решение уполномоченного органа исполнитель­ной власти - от Правительства РФ до органов местного самоуправления); е) наделение определенным значением - федеральным, региональным, мест­ным; ж) включение в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий; з) установление статусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов - федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории; и) установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых при­родных территорий и объектов; к) исключение из объектов, которые могут быть приватизированы.

105. Правовой режим государственных природных заповедников

и национальных парков.

Государственные природные заповедники. Они учреждаются поста­новлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в пределах которого они расположены. Территория их полностью изымается из хозяйственного оборота. Имущество государственных природных заповедников является фе­деральной собственностью. При этом запрещается изъятие или иное прекра­щение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в заповедник. Они полностью изымаются из гражданского оборота и не мо­гут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами. На прилегающих к территории заповедника участках земли и водного про­странства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природополь­зования.

Режим охраны заповедника предусматривает установление ряда за­претов и ограничений. Так, на его территории запрещается: а) любая дея­тельность, противоречащая его задачам и режиму; б) интродукция живых ор­ганизмов в целях их акклиматизации; в) всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выделенных (эталонных) участках. Ог­раничениями являются: а) специальный порядок доступа посторонних граж-


дан на территорию заповедника, который возможен только с разрешения ди­рекции или органа, в ведении которого находится заповедник; б) возмож­ность частичного хозяйственного использования отдельных участков для обеспечения функционирования заповедника и жизнеобеспечения прожи­вающих на его территории граждан; г) проведение мероприятий и деятель­ность только в целях сохранения в естественном состоянии природных ком­плексов, их восстановления и предотвращения их изменений; поддержания условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, устранения угроз жизни людей и населенным пунктам в результате стихий­ных бедствий, осуществления экологического мониторинга, научных иссле­дований, эколого-просветительской работы, контроля и надзора.

Национальные парки. В отличие от заповедников природные ресурсы, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются им в пользование (владение), а в их границах могут находиться земельные участ­ки, принадлежащие другим пользователям либо собственникам, хотя нацио­нальные парки имеют исключительное право на приобретение таких участ­ков за счет средств федерального бюджета или иных. Положение о конкрет­ном национальном парке утверждается органом, в ведении которого он нахо­дится, по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ. Как и в отношении заповедников, вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Задачи этих учрежде­ний во многом сходны, но национальные парки более широко занимаются экологическим просвещением, а также создают условия для регулируемого туризма и отдыха. Поэтому на их территории вводится дифференцированный режим охраны и выделяются различные функциональные зоны, в том числе: а) заповедная с запретом любой хозяйственной и рекреационной деятельно­сти; б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечивается сохранение природных объектов, но допускается строго регулируемое посещение; в) по­знавательного туризма, предназначенная для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями; г) рекреационная; д) охраны ис­торико-культурных объектов; е) обслуживания посетителей, включающая места ночлега, палаточные лагеря, иные объекты обслуживания; ж) хозяйст­венного назначения для обеспечения функционирования национального пар­ка.

При этом российское законодательство устанавливает ряд запретов на деятельность, которая может нанести ущерб охраняемым объектам либо про­тиворечит целям и задачам национального парка, а именно: на разведку и


разработку полезных ископаемых; на деятельность, влекущую нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, изменения гидрологическо­го режима; на предоставление садоводческих и дачных участков, строитель­ство коммуникаций, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функ­ционированием национального парка; на рубки главного пользования, про­ходные рубки, заготовку живицы, промысловые охоту и рыболовство, про­мышленную заготовку дикорастущих растений, сбор биологических коллек­ций, интродукцию живых организмов, любую деятельность, нарушающую среду обитания; на движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, прогон скота вне специальных мест, сплав леса, организацию массовых спортивных, зрелищных мероприятий, туристских стоянок, разведение костров вне отве­денных для них мест; вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность.

Кроме того, земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации, а на землях, расположенных в пределах территории национального парка, но находящихся в пользовании (собственности) иных лиц, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Законодатель предусматривает единственное ис­ключение - на территории национальных парков все же возможно выделение зон экстенсивного хозяйственного использования, но только для обеспечения нужд граждан, относящихся к коренным малочисленным народностям, ве­дущим традиционный образ жизни.

Природные парки. В отличие от других категорий особо охраняемых природных объектов природные парки являются природоохранными рекреа­ционными учреждениями и находятся в ведении субъектов РФ, которые и принимают решения об их образовании. Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для от­дыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ресурсов. Этим в первую очередь и объясняются различия в их правовых режимах. Здесь соз­даются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функ­циональные зоны. Законодательством в более общем, чем для других ООПТ, виде устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая мо­жет повлечь снижение экологической, эстетической или рекреационной цен­ности природного парка.


106. Правовой режим государственных природных заказников и

памятников природы.

Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.

Они учреждаются двумя способами - с изъятием земель или без тако­вого, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т. е. быть: а) комплексными (ландшафтными), предна­значенными для сохранения и восстановления ландшафтов; б) биологиче­скими (ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления ред­ких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйст­венном, научном и культурном отношении; в) палеонтологическими - для охраны ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими); д) геологическими - для сохранения неживой природы. Запреты и ограничения, установленные федеральным законодательством, но­сят общий характер: речь идет о деятельности, противоречащей целям заказ­ников или наносящей вред охраняемым объектам. Закон предусматривает возможность пользования природными ресурсами в особых формах на тер­ритории заказников только для представителей этнических общностей, ве­дущих традиционный образ жизни.

Виды государственных природных заказников:

1) комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

2) биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и жи­вотных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

3) палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

4) гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназна­ченные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и эколо­гических систем;

5) геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.


213 Цели объявления природных комплексов государственными природ­ными заказниками:

1) сохранение природных комплексов в естественном состоянии;

2) сохранение, воспроизводство природных ресурсов (объектов);

3) поддержание экологического баланса.

Охрана государственных природных заказников осуществляется сила­ми специальной службы охраны, которая входит в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники, а также должностными ли­цами специально уполномоченных государственных органов по охране окру­жающей природной среды, осуществляющих государственный экологиче­ский контроль.

Специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды осуществляет контроль за соблюдением уста­новленного режима государственных природных заказников. Государствен­ные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного ор­гана РФ в области охраны окружающей природной среды.

Виды деятельности, которые запрещены на территории государствен­ных природных заказников:

1) распашка земель;

2) рубка главного пользования и другие виды рубок;

3) промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добы­вание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды поль­зования животным миром;

4) сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;

5) предоставление земельных участков под застройку, а также для кол­лективного садоводства и огородничества;

 

6) проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геолого­разведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;

7) строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;

8) применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических
средств защиты растений и стимуляторов роста;

9) сплав леса;

10) взрывные работы;


11) проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств;

12) любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановле­нию и воспроизводств<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.239.254 (0.019 с.)