Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие охоты и ее правовой режим.

Поиск

Этот вид пользования животным миром имеет глубокие исторические и национальные традиции. Охота - это изъятие диких животных (наземных и морских, птиц и зверей) в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использова­ния шкур, жира и т. д.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях. Охота осуществляется в особом разрешительном порядке. Различают активную охоту, т. е. с использованием охотничьего оружия или ловчих животных, путем выслеживания и добычи, пассивную - с помощью капканов, сетей, иных стационарно устанавливаемых средств до­бычи, промысловую - для получения продукции (пушнины, мяса и т. п.), спортивную (любительскую).

Правовое регулирование охоты. Базовые положения содержатся в Фе­деральном законе «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. Они кон­кретизируются в Типовых правилах охоты в РСФСР от 4 января 1988 г., ут­вержденных Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров СССР, в постановлениях Правительства РФ (напри­мер, «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 26 июля 1993 г.; «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира» от 27 декабря 1996 г., Правилах оборота слу-


жебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федера­ции от 21 июля 1998 г.), а также в ведомственных нормативных актах (т, е. приказах Минприроды РФ или Минсельхоза РФ: «Об утверждении такс для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира» от 4 мая 1994 г., «Об утверждении Поло­жения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» от 26 июня 2000 г., «Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» от 4 января 2001 г., «О выдаче удостоверений на право охоты» от 25 мая 1998 г. и др.). Значителен объем нормативного материала, принимаемого в этой облас­ти субъектами РФ и органами местного самоуправления. Они регулируют сроки охоты, выделяют территории для нее, устанавливают плату, решают другие вопросы организации и контроля, в том числе информируют населе­ние о предоставляемых разрешениях или вводимых по видовому, количест­венному, временному, территориальному и другим признакам ограничениях.

Право на охоту. Охота представляет собой один из видов пользования животным миром и заключается в выслеживании или преследовании живот­ных с целью добычи и собственно в добыче животных. Но даже нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, ловчими птицами, иными орудиями охоты приравнивается к охоте.

Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосроч­ными или именными разовыми лицензиями либо охотничьими билетами.

Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты или охотничьими животными может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, сдавшими испытание по правилам охоты, обращения с охотничьим оружием, технике безопасности на охоте и упла­тившими государственную пошлину в установленном размере. Право на лю­бительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензи­ей на добычу определенного количества объектов животного мира в опреде­ленном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осущест­вления охоты, т. е. охотничьим билетом. Охотничий билет выдается государ­ственным органом управления охотхозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо наличие разрешения на хранение и ношение охот­ничьего оружия. Право на любительскую и спортивную охоту может быть


предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выда­ваемым в установленном порядке.

Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Эти категории лиц получают право на охоту с 14-летного возраста после уплаты государствен­ной пошлины и могут не быть членами охотничьих обществ.

Специальные правила установлены в отношении права на охоту для тех граждан РФ, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков (граждане, принад­лежащие к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединения).

За незаконную охоту, т. е. осуществляемую лицом, не обладающим правом на охоту, не отвечающим иным установленным законом требо­ваниям, без разрешения, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, добыва­ние животных с нарушением условий лицензии и т. п., российским законода­тельством установлена административная и уголовная ответственность (ст. 258, ч. 2 ст. 256 УК РФ, ст. 8.37 КоАП РФ).

90. Правовой режим рыболовства. Правые меры охраны рыбных

ресурсов.

Под рыболовством и добычей водных ресурсов понимается процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из природной среды водных жи­вотных; отрасль хозяйства, специфический вид пользования животным ми­ром. Различают рыболовство, спортивный, любительский лов рыбы, осуще­ствление лова с помощью судов, стационарных или береговых орудий и спо­собов лова, летних или зимних удочек всех видов, спиннингов и т.п.

Правовое регулирование рыболовства и охраны водных биоресурсов осуществляется Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995г., главой 25 ПК РФ, постановлениями Правительства РФ, например, «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причи­ненный уничтожением, незаконным ловом или добычей водных биоресур­сов» от 25 мая 1994 г. с изменениями от 26 сентября 2000 г., «Об утвержде­нии Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбовод­ства» от 26 сентября 1995 г., «Об утверждении Положения о лицензировании


деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных ви­дов рыб, водных животных и растений» от 26 сентября 1995 г., Типовыми правилами любительского и спортивного рыболовства от 12 апреля 1983 г., а также правилами рыболовства и охраны водных биоресурсов, действующими на территории бассейновых управлений, субъектов РФ, иных территориях. Правила добывания водных биоресурсов континентального шельфа установ­лены Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Феде­рации» от 30 ноября 1995 г., постановлениями Правительства РФ, например, «Об утверждении правил отлова и транспортировки китообразных для науч­но-исследовательских, культурно-просветительных и иных непромысловых целей» от 25 февраля 2000 г., «О квотах на вылов (добычу) водных биологи­ческих ресурсов» от 20 ноября 2003 г. и другими актами. Правила рыболов­ства содержатся также в актах международного права, в том числе многосто­ронних и двусторонних договорах, соглашениях.

Вопросы сроков, выделения водоемов для любительского и спортив­ного рыболовства, платы за него, информирования населения об огра­ничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации рыбо­ловства и контроля за его осуществлением решаются в нормативных право­вых актах субъектов РФ и органов местного самоуправления в установлен­ном законом порядке.

Право на добывание водных биоресурсов. Промышленное рыболовство в Российской Федерации осуществляется юридическими лицами, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предприни­мателей, на основании лицензии - специального разрешения, выдаваемого федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства,17 либо органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на срок не менее трех лет. Законодательством определены порядок, сроки и условия ре­гистрации лицензий в реестре и другие вопросы. Наличие лицензии на про­мышленное (промысловое) рыболовство обязательно для получения в уста­новленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, разрешений на право промысла водных биоресурсов. Общие объемы квот ежегодно ут-

В связи с реформой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти эта функция пере­дается соответствующей федеральной службе. См. постановление Правительства РФ «Вопросы Федераль­ного агентства по рыболовству» от 7 апреля 2004 г. № 182 (С3 РФ. 2004. № 15. Ст. 1475), по которому выда­ча такого рода лицензий не входит в компетенцию указанного агентства и его территориальных (бас­сейновых) органов. Согласно подп. «в» п. 6 постановления Правительства РФ «Вопросы Федеральной служ­бы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 8 апреля 2004 г. № 201 (С3 РФ. 2004. № 15. Ст. 1493) данная Служба «выдает разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, водными биологическими ресурсами».


185

верждаются Правительством РФ с распределением их по субъектам добычи (например, для личного потребления коренных малочисленных народов и эт­нических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока, для иностранных государств), по целям добычи (научно-исследовательские, учебные, про­мышленные и др.), по акваториям (во внутренних морских водах, на конти­нентальном шельфе РФ, в Азовском и Каспийском морях и т. п.), Порядок определения долей в общем объеме квот для российских заявителей, расчет долей, порядок рассмотрения заявок, основания расторжения договора о за­креплении доли регулируются упомянутым выше постановлением Прави­тельства от 20 ноября 2003 г..18 Закрепление долей за заявителями оформля­ется договором на пять лет.

Право на бесплатные любительский лов рыбы и добычу водных био­ресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ в водоемах обще­го пользования, т. е. не входящих в состав особо охраняемых природных тер­риторий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомни­ками и другими, для которых установлен специальный режим водопользова­ния (право публичного сервитута).

Лицензионный лов рыбы разрешается всем гражданам РФ по платным лицензиям в водоемах или их участках, определенных органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или органом местного само­управления. В лицензии определяются количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки (сутки, месяц, сезон) и иные условия.

Специальные правила (с учетом правовых обычаев) устанавливаются для граждан РФ и их объединений, являющихся представителями малочис­ленных народов и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

За нарушение правил рыболовства российское законодательство ус­танавливает административную и уголовную ответственность (ст. 8.37 КоАП РФ, ст. 256 УК РФ). Применение административных или уголовных санкций не освобождает от обязанности возмещения ущерба и сопровождается, как правило, конфискацией незаконно добытого, изъятием орудий и средств ло­ва.

C3 РФ. 2003. № 47. Ст. 4553


91. Правовая охрана редких и исчезающих видов животных.

Красная книга РФ.

Редкие и исчезающие виды животных и растений играют чрезвычайно важную роль в различных биосистемах (от отдельных фито- и зооценозов до биосферы в целом), во многих случаях являясь надежными индикаторами их состояния и характера развития.

На начало 2005 года редкими и находящимися под угрозой исчезнове­ния видами флоры и фауны России, которые занесены в Красную книгу Рос­сийской Федерации, признаны 415 видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов; 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза охраны природы. Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, даль­невосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все ки­тообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует специально разработанных меро­приятий на федеральном уровне.

Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений на тер­ритории Российской Федерации обеспечивается в настоящее время рядом российских законодательных актов и международных конвенций.

В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (г. Рио -де - Жанейро, 1992 г.) Россия обязана осуществлять мероприятия по сохра­нению редких и исчезающих видов животных и растений. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 158 "О Красной книге Российской Федерации" Государственным комите­том Российской Федерации по охране окружающей природной среды утвер­ждены Положение о порядке ведения Красной книги Российской Федерации (1996 год) и перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Крас­ную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Россий­ской Федерации (1997 год). Однако нормативно - правовое обеспечение в сфере охраны редких и исчезающих видов животных и растений не охваты­вает всего спектра проблем.

Цель правовой охраны - сохранение и восстановление редких и нахо­дящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на террито­рии Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих ос­новных задач: создание нормативной базы охраны редких и исчезающих ви-


дов животных и растений и мест их обитания, а также разработка докумен­тов, регламентирующих ведение кадастров животного и растительного мира и Красных книг; сохранение редких и исчезающих видов животных и расте­ний в первую очередь на особо охраняемых природных территориях; созда­ние искусственных популяций, в том числе путем разработки и осуществле­ния мероприятий по восстановлению популяций редких и исчезающих видов животных и растений.

Результатами реализации правовой охраны должны являться: форми­рование системы кадастровых оценок редких и исчезающих видов животных и растений; создание экономических механизмов, обеспечивающих сохране­ние редких и исчезающих видов животных и растений; создание типовых нормативных документов по ведению Красных книг; образование террито­рий различного статуса в местах обитания редких и исчезающих видов на­земных и водных животных, растений и растительных сообществ; создание сети питомников по сохранению популяций редких и исчезающих видов на­земных и водных животных, растений и растительных сообществ; создание искусственных популяций редких и исчезающих видов животных и расте­ний; создание системы мер по контролю за вывозом с территории Россий­ской Федерации редких объектов флоры и фауны.

Красная книга РФ - официальный документ, содержащий свод сведе­ний о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на террито­рии РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Красная книга РФ ведется Министерством природных ресурсов РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популя­ций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (про­израстающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне РФ. Объекты животного и растительного мира, включаемые в Красную книгу РФ:

1) объекты животного и растительного мира, нуждающиеся в специ­альных мерах охраны:

а) объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения;


б) уязвимые, узкоэндемичные, эндемичные и редкие объекты животно­
го и растительного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и
фауны различных природно-климатических зон;

в) объекты животного и растительного мира, реальная или потенциаль­
ная хозяйственная ценность которых установлена, и при существующих тем­
пах эксплуатации их запасы поставлены на грань исчезновения, в результате
чего назрела необходимость принятия срочных мер по их охране и воспроиз­
водству;

д) объекты животного и растительного мира, которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоя­нием в силу их уязвимости;

2) объекты животного и растительного мира, подпадающие под дейст­вие международных соглашений и конвенций;

3) объекты животного и растительного мира, занесенные в Междуна­родную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ.

Ведение Красной книги РФ:

1) сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира обеспечивается в результате проведения необходимых обследований и госу­дарственного мониторинга;

2) организация мониторинга состояния объектов животного и расти­тельного мира. Государственный мониторинг - система регулярных на­блюдений за распространением, численностью, состоянием указанных объ­ектов, структурой, качеством и площадью среды их обитания;

3) создание и пополнение банка данных по объектам животного и рас­тительного мира;

4) занесение в Красную книгу РФ (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира;

5) подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ;

6) подготовку и реализацию предложений по специальным мерам ох­раны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и ге­нетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;

7) выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;


8) выдачу разрешений на добывание объектов животного и раститель­ного мира, занесенных в Красную книгу РФ.

Финансирование работ, связанных с ведением и периодическим изда­нием Красной книги РФ, производится за счет средств федерального бюдже­та.

92. Гражданско-правовая ответственность из причинения вреда, вызванного нарушением законодательства о животном мире.

Возмещение причиненного, животному миру вреда в денежном выра­жении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии со ст. 87 Закона «Об охране окру­жающей природной среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответ­ствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методи­ками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничье­го), а также необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая — наказание ви­новного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19 ию­ня 1996г., таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем ви­дам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим жи­вотным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксо­вая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным за­пасам — также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномочен­ными государственными органами.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соот­ветствующие таксы или методики подсчета.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба. Наиболее типичным фактором причинения экологического вреда животному миру является авария на техногенном объекте. Для решения про-


блемы возмещения такого вреда важно собрать и оформить должным обра­зом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расче­тов компенсации за ущерб, причиненный в результате аварии.

Факт аварии и величины вредного воздействия на окружающую среду оформляется протоколом о нарушении экологических требований законода­тельства РФ. В протоколе должны содержаться сведения о времени и месте аварии; времени проведения обследования; лицах, составивших протокол; реквизитах юридического или физического лица, виновного в аварии; харак­тере аварии и ее последствий (воздействие на окружающую среду); краткая оценка состояния окружающей среды, сведения о виде, размере и продолжи­тельности воздействия на природную среду (повреждение или гибель расти­тельного и животного мира), месте нанесения вреда и его проявлениях; о статьях законодательных актов и пунктах нормативных документов, наруше­ние которых констатируется при обследовании; о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследова­ния; обязательства виновной стороны по ликвидации последствий аварии. Результаты обследования, зафиксированные в протоколе, подтверждаются подписями всех участников обследования и представителем виновной сторо­ны, а также свидетелями. В случае несогласия с какими-либо обстоятельст­вами, указанными в протоколе, каждый из них вправе изложить особое мне­ние. Итогом работы по расследованию аварии является расчет денежных средств, характеризующий размеры ущерба и убытков.

Решение о подготовке и направлении претензии или искового заявле­ния принимается на основании Протокола о нарушении экологических тре­бований законодательства РФ, доказательств, собранных в процессе рассле­дования, и произведенного расчета ущерба и убытков. К исковому заявлению или претензии прилагаются.

- протокол о нарушении экологических требований законодательства РФ;

- фотодокументы; картосхемы;

- акты об отборе и анализах проб;

- заключение о массе загрязняющего вещества и другая количественная оценка гибели и заражения биоты, повреждения растительного и почвенного покрова;

- свидетельские показания (имеющиеся);

- экспертная оценка косвенного ущерба от аварии;


- расчет ущерба и убытков, причиненных негативным воздействием на окружающую природную среду;

- доказательства правового положения ответчика;

- иные документы.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» (ч. 2 ст. 87) суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражно­го суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, уч­реждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в ок­ружающей среде (до принятия Закона эти суммы перечислялись в государст­венный бюджет) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании (фонд Байкала, Волги и т.п.).

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций). Данное положение ч. 3 ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» соотносится со ст. 1080 ПС РФ об ответственности за совместно причиненный вред.

93. Административная ответственность за нарушение законодательства о животном мире.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за:

- пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст.7.11);

- уничтожение мест обитания животных (ст.8.29);

- нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции жи­вотных (ст.8.33);

- нарушение установленного порядка создания, использования или
транспортировки биологических коллекций (ст.8.34);

- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (ст.8.35);

- нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (8.36);

- нарушение правил пользования объектами животного мира (ст.8.37);


- нарушение правил охраны рыбных запасов (ст.8.38). Субъектами РФ
также может устанавливаться административная ответственность за наруше­
ние законодательства об охране и использовании объектов животного мира.

94. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о

животном мире.

УК предусматривает уголовную ответственность за совершение пре­ступлений, предусмотренных:

- ст.256 (незаконная добыча водных животных и растений);

- ст.257 (нарушение правил охраны рыбных запасов);

- ст.258 (незаконная охота);

- ст.259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, за­несенных в Красную книгу РФ);

95. Права и обязанности пользователей животным миром.

Экологическое законодательство регулирует право пользования жи­вотным миром, исходя из права государственной собственности на него, и устанавливает общие и приоритетные права. При этом наличие приоритетно­го права пользования животным миром не меняет его статуса государствен­ной (федеральной или субъектов Федерации) собственности.

Приоритетным правом обладают согласно гл. VI Федерального закона «О животном мире» коренные малочисленные народы и этнические общно­сти, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, при­надлежащие к этим группам населения, и их объединения. Данное право ог­раничивается по территориальному признаку -территорией традиционного расселения и хозяйственной деятельности, а не только по субъектному. Со­держанием приоритетного права являются: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отношении сроков и районов добыва­ния объектов животного мира, полового и возрастного состава и количества добываемых объектов и продуктов жизнедеятельности животных; предостав­ление исключительного права на добывание определенных объектов и про­дуктов жизнедеятельности животных (например, в порядке исключения по специальному разрешению Правительства РФ в 1996 г., с уведомлением Ме­ждународной китобойной комиссии и Правительства США было предостав­лено право на добычу двух гренландских китов; оно оговаривалось рядом ус-


ловий: обязательным научным сопровождением и использованием мяса и других продуктов переработки только для местного употребления, т. е. обес­печения потребностей жителей Чукотского национального округа - предста­вителей малочисленных коренных народов)19.

Общими видами пользования животным миром являются охота, ры­боловство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млеко­питающих, добыча объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, использование полезных свойств жизнедеятельности животных и извлечение их, получение продуктов жизнедеятельности, а также изучение, исследование и иное использование животных без изъятия из ок­ружающей среды.

Пользователи животным миром обязаны: осуществлять только ука­занные в лицензии виды пользования; соблюдать установленные нормы, сро­ки, правила пользования; применять при пользовании животным миром спо­собы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; обес­печивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, и т.п.

Самовольная переуступка права пользования объектами животного ми­ра, а равно самовольное пользование объектами животного мира, на пользо­вание которыми требуется получение разрешения, запрещаются.

Пользователи объектов животного мира также обязаны вести учет ис­пользуемых ими объектов, объемов и ежегодно предоставлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за ор­ганизацию и ведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами ведения учета.

96. Государственное управление и контроль в области охраны

Атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воз­дух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмо­сферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных поме-

См.: распоряжения Правительства РФ // С3 РФ.. 1996. № 44. Ст. 5050; 1997. 29. Ст. 3562 и т. д.


щений. «Озоновый слой — это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от радиацион­ного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулированию и охране

подлежат производство и применение озоноразрушающих веществ, измене-го ния целостности озонового слоя, температурного режима и т.п.».

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха согласно ст. 4 Закона об охране атмосферного воздуха осуществляется Пра­вительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (МПР России), а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Принципами государственного управ­ления в рассматриваемой сфере являются, в том числе:

- недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

- обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воз­действий на него;

- гласи ость, полнота и достоверность информации о состоянии атмо­сферного воздуха, его загрязнении;

- научная обоснованность, системность и комплексность подхода к ох­ране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

- обязательность соблюдения требований федерального законодатель­ства в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за его нару­шение.

Среди основных функций государственного управления в сфере охра­ны атмосферного воздуха следует назвать: выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредное воз­действие на атмосферный воздух; государственный учет воздействий на атмосферный воздух и их источников; осуществление государственного мо­ниторинга атмосферного воздуха и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Согласно ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источни­ком допускается на основании разрешения, выданного специально уполно­моченным государственным органом (МПР России). При этом разрешением на выброс таких веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно

Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: TK Велби, Проспект, 2003. С. 340


допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмо­сферного воздуха.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух также до­пускаются на основании разрешений.

В соответствии со ст.21 Закона об охране атмосферного воздуха юри­дические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух и источники вредных воздействий на атмо­сферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязня­ющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха согласно ст.23 этого Закона является составной частью государственного экологического мониторинга и осуществляется органами Росгидромета, МПР России и Гос­санэпиднадзора в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

Статья 24 Закона об охране атмосферного воздуха устанавливает, что государственный контроль за охраной атмосферного воздуха призван обес­печить соблюдение:

- условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загряз­няющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздейст­вия на него;

- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмо­сферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух;

- выполнения федеральных целевых программ, программ субъектов
РФ, а также различных мероприятий по его охране.

Регламентация контрольных действий специально уполномоченных государственных органов изложена в Положении о государственном контро­ле за охраной атмосферного воздуха, утвержденном постановлением Прави­тельства РФ от 15.01.01 №31, а также в постановлении Правительства РФ от 28.11.02 № 847 «О порядке ограничения приостановления или прекращения


выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух».

97. Регулирование вредных выбросов в атмосферный воздух.

Основой регулирования вредных выбросов в атмосферный воздух яв­ляется Закон об охране атмосферного воздуха, в котором закрепляются пол­номочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в рассматривае­мой сфере, определяются функции государственного управления, формули­руются требования к охране атмосферного воздуха при осуществлении хо­зяйственной и иной деятельности.

Детализация положений названного Закона нашла свое отражение в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановление от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него».

Доля нормативных правовых актов федеральных органов исполни­тельной власти в рассматриваемой сфере крайне незначительна. В качестве примера можно привести Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферно­го воздуха, утвержденные Минприроды России 02.11.92.

Субъекты РФ в рамках своей компетенции достаточно активно участ­вуют в правовом регулировании вопросов охраны атмосферного воздуха. Так, постановлением Правительства Москвы от 14.10.97 № 724 были утвер­ждены Временные экологические требования при эксплуатации автотранс­портных средств в городе Москве.

98. Экологическое нормирование в области охраны атмосферного воздуха.

Это важнейший инструмент охраны атмосферного воздуха. В на­стоящее время в систему нормативов включены: а) ПДУ (предельно до­пустимые уровни), отражающие предельно допустимый максимальный уро­вень физического воздействия, при котором отсутствуют вредные воздейст­вия на здоровье человека и окружающую среду; б) ПДН, т. е. предельно до­пустимые нормативы вредного физического воздействия, устанавливаемые для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и иного физического воздействия, при котором вредное физическое воздейст-


вие от данного и от всех иных источников не приведет к превышению ПДУ; в) технические нормативы выброса устанавливаются для передвижных и ста­ционарных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.32 (0.014 с.)