Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие охоты и ее правовой режим.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот вид пользования животным миром имеет глубокие исторические и национальные традиции. Охота - это изъятие диких животных (наземных и морских, птиц и зверей) в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. д.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях. Охота осуществляется в особом разрешительном порядке. Различают активную охоту, т. е. с использованием охотничьего оружия или ловчих животных, путем выслеживания и добычи, пассивную - с помощью капканов, сетей, иных стационарно устанавливаемых средств добычи, промысловую - для получения продукции (пушнины, мяса и т. п.), спортивную (любительскую). Правовое регулирование охоты. Базовые положения содержатся в Федеральном законе «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. Они конкретизируются в Типовых правилах охоты в РСФСР от 4 января 1988 г., утвержденных Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров СССР, в постановлениях Правительства РФ (например, «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 26 июля 1993 г.; «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира» от 27 декабря 1996 г., Правилах оборота слу- жебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации от 21 июля 1998 г.), а также в ведомственных нормативных актах (т, е. приказах Минприроды РФ или Минсельхоза РФ: «Об утверждении такс для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира» от 4 мая 1994 г., «Об утверждении Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» от 26 июня 2000 г., «Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» от 4 января 2001 г., «О выдаче удостоверений на право охоты» от 25 мая 1998 г. и др.). Значителен объем нормативного материала, принимаемого в этой области субъектами РФ и органами местного самоуправления. Они регулируют сроки охоты, выделяют территории для нее, устанавливают плату, решают другие вопросы организации и контроля, в том числе информируют население о предоставляемых разрешениях или вводимых по видовому, количественному, временному, территориальному и другим признакам ограничениях. Право на охоту. Охота представляет собой один из видов пользования животным миром и заключается в выслеживании или преследовании животных с целью добычи и собственно в добыче животных. Но даже нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, ловчими птицами, иными орудиями охоты приравнивается к охоте. Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями либо охотничьими билетами. Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты или охотничьими животными может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, сдавшими испытание по правилам охоты, обращения с охотничьим оружием, технике безопасности на охоте и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты, т. е. охотничьим билетом. Охотничий билет выдается государственным органом управления охотхозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Право на любительскую и спортивную охоту может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке. Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Эти категории лиц получают право на охоту с 14-летного возраста после уплаты государственной пошлины и могут не быть членами охотничьих обществ. Специальные правила установлены в отношении права на охоту для тех граждан РФ, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков (граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединения). За незаконную охоту, т. е. осуществляемую лицом, не обладающим правом на охоту, не отвечающим иным установленным законом требованиям, без разрешения, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, добывание животных с нарушением условий лицензии и т. п., российским законодательством установлена административная и уголовная ответственность (ст. 258, ч. 2 ст. 256 УК РФ, ст. 8.37 КоАП РФ). 90. Правовой режим рыболовства. Правые меры охраны рыбных ресурсов. Под рыболовством и добычей водных ресурсов понимается процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из природной среды водных животных; отрасль хозяйства, специфический вид пользования животным миром. Различают рыболовство, спортивный, любительский лов рыбы, осуществление лова с помощью судов, стационарных или береговых орудий и способов лова, летних или зимних удочек всех видов, спиннингов и т.п. Правовое регулирование рыболовства и охраны водных биоресурсов осуществляется Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995г., главой 25 ПК РФ, постановлениями Правительства РФ, например, «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным ловом или добычей водных биоресурсов» от 25 мая 1994 г. с изменениями от 26 сентября 2000 г., «Об утверждении Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства» от 26 сентября 1995 г., «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений» от 26 сентября 1995 г., Типовыми правилами любительского и спортивного рыболовства от 12 апреля 1983 г., а также правилами рыболовства и охраны водных биоресурсов, действующими на территории бассейновых управлений, субъектов РФ, иных территориях. Правила добывания водных биоресурсов континентального шельфа установлены Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г., постановлениями Правительства РФ, например, «Об утверждении правил отлова и транспортировки китообразных для научно-исследовательских, культурно-просветительных и иных непромысловых целей» от 25 февраля 2000 г., «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов» от 20 ноября 2003 г. и другими актами. Правила рыболовства содержатся также в актах международного права, в том числе многосторонних и двусторонних договорах, соглашениях. Вопросы сроков, выделения водоемов для любительского и спортивного рыболовства, платы за него, информирования населения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации рыболовства и контроля за его осуществлением решаются в нормативных правовых актах субъектов РФ и органов местного самоуправления в установленном законом порядке. Право на добывание водных биоресурсов. Промышленное рыболовство в Российской Федерации осуществляется юридическими лицами, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании лицензии - специального разрешения, выдаваемого федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства,17 либо органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на срок не менее трех лет. Законодательством определены порядок, сроки и условия регистрации лицензий в реестре и другие вопросы. Наличие лицензии на промышленное (промысловое) рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, разрешений на право промысла водных биоресурсов. Общие объемы квот ежегодно ут- В связи с реформой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти эта функция передается соответствующей федеральной службе. См. постановление Правительства РФ «Вопросы Федерального агентства по рыболовству» от 7 апреля 2004 г. № 182 (С3 РФ. 2004. № 15. Ст. 1475), по которому выдача такого рода лицензий не входит в компетенцию указанного агентства и его территориальных (бассейновых) органов. Согласно подп. «в» п. 6 постановления Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 8 апреля 2004 г. № 201 (С3 РФ. 2004. № 15. Ст. 1493) данная Служба «выдает разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, водными биологическими ресурсами». 185 верждаются Правительством РФ с распределением их по субъектам добычи (например, для личного потребления коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока, для иностранных государств), по целям добычи (научно-исследовательские, учебные, промышленные и др.), по акваториям (во внутренних морских водах, на континентальном шельфе РФ, в Азовском и Каспийском морях и т. п.), Порядок определения долей в общем объеме квот для российских заявителей, расчет долей, порядок рассмотрения заявок, основания расторжения договора о закреплении доли регулируются упомянутым выше постановлением Правительства от 20 ноября 2003 г..18 Закрепление долей за заявителями оформляется договором на пять лет. Право на бесплатные любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ в водоемах общего пользования, т. е. не входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и другими, для которых установлен специальный режим водопользования (право публичного сервитута). Лицензионный лов рыбы разрешается всем гражданам РФ по платным лицензиям в водоемах или их участках, определенных органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта РФ или органом местного самоуправления. В лицензии определяются количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки (сутки, месяц, сезон) и иные условия. Специальные правила (с учетом правовых обычаев) устанавливаются для граждан РФ и их объединений, являющихся представителями малочисленных народов и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни. За нарушение правил рыболовства российское законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность (ст. 8.37 КоАП РФ, ст. 256 УК РФ). Применение административных или уголовных санкций не освобождает от обязанности возмещения ущерба и сопровождается, как правило, конфискацией незаконно добытого, изъятием орудий и средств лова. C3 РФ. 2003. № 47. Ст. 4553 91. Правовая охрана редких и исчезающих видов животных. Красная книга РФ. Редкие и исчезающие виды животных и растений играют чрезвычайно важную роль в различных биосистемах (от отдельных фито- и зооценозов до биосферы в целом), во многих случаях являясь надежными индикаторами их состояния и характера развития. На начало 2005 года редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны России, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации, признаны 415 видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов; 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза охраны природы. Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует специально разработанных мероприятий на федеральном уровне. Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений на территории Российской Федерации обеспечивается в настоящее время рядом российских законодательных актов и международных конвенций. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (г. Рио -де - Жанейро, 1992 г.) Россия обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 158 "О Красной книге Российской Федерации" Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей природной среды утверждены Положение о порядке ведения Красной книги Российской Федерации (1996 год) и перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (1997 год). Однако нормативно - правовое обеспечение в сфере охраны редких и исчезающих видов животных и растений не охватывает всего спектра проблем. Цель правовой охраны - сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач: создание нормативной базы охраны редких и исчезающих ви- дов животных и растений и мест их обитания, а также разработка документов, регламентирующих ведение кадастров животного и растительного мира и Красных книг; сохранение редких и исчезающих видов животных и растений в первую очередь на особо охраняемых природных территориях; создание искусственных популяций, в том числе путем разработки и осуществления мероприятий по восстановлению популяций редких и исчезающих видов животных и растений. Результатами реализации правовой охраны должны являться: формирование системы кадастровых оценок редких и исчезающих видов животных и растений; создание экономических механизмов, обеспечивающих сохранение редких и исчезающих видов животных и растений; создание типовых нормативных документов по ведению Красных книг; образование территорий различного статуса в местах обитания редких и исчезающих видов наземных и водных животных, растений и растительных сообществ; создание сети питомников по сохранению популяций редких и исчезающих видов наземных и водных животных, растений и растительных сообществ; создание искусственных популяций редких и исчезающих видов животных и растений; создание системы мер по контролю за вывозом с территории Российской Федерации редких объектов флоры и фауны. Красная книга РФ - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Красная книга РФ ведется Министерством природных ресурсов РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Объекты животного и растительного мира, включаемые в Красную книгу РФ: 1) объекты животного и растительного мира, нуждающиеся в специальных мерах охраны: а) объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения; б) уязвимые, узкоэндемичные, эндемичные и редкие объекты животно в) объекты животного и растительного мира, реальная или потенциаль д) объекты животного и растительного мира, которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием в силу их уязвимости; 2) объекты животного и растительного мира, подпадающие под действие международных соглашений и конвенций; 3) объекты животного и растительного мира, занесенные в Международную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ. Ведение Красной книги РФ: 1) сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира обеспечивается в результате проведения необходимых обследований и государственного мониторинга; 2) организация мониторинга состояния объектов животного и растительного мира. Государственный мониторинг - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, состоянием указанных объектов, структурой, качеством и площадью среды их обитания; 3) создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира; 4) занесение в Красную книгу РФ (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира; 5) подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ; 6) подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; 7) выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; 8) выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ. Финансирование работ, связанных с ведением и периодическим изданием Красной книги РФ, производится за счет средств федерального бюджета. 92. Гражданско-правовая ответственность из причинения вреда, вызванного нарушением законодательства о животном мире. Возмещение причиненного, животному миру вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии со ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая — наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19 июня 1996г., таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам — также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами. По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба. Наиболее типичным фактором причинения экологического вреда животному миру является авария на техногенном объекте. Для решения про- блемы возмещения такого вреда важно собрать и оформить должным образом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов компенсации за ущерб, причиненный в результате аварии. Факт аварии и величины вредного воздействия на окружающую среду оформляется протоколом о нарушении экологических требований законодательства РФ. В протоколе должны содержаться сведения о времени и месте аварии; времени проведения обследования; лицах, составивших протокол; реквизитах юридического или физического лица, виновного в аварии; характере аварии и ее последствий (воздействие на окружающую среду); краткая оценка состояния окружающей среды, сведения о виде, размере и продолжительности воздействия на природную среду (повреждение или гибель растительного и животного мира), месте нанесения вреда и его проявлениях; о статьях законодательных актов и пунктах нормативных документов, нарушение которых констатируется при обследовании; о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследования; обязательства виновной стороны по ликвидации последствий аварии. Результаты обследования, зафиксированные в протоколе, подтверждаются подписями всех участников обследования и представителем виновной стороны, а также свидетелями. В случае несогласия с какими-либо обстоятельствами, указанными в протоколе, каждый из них вправе изложить особое мнение. Итогом работы по расследованию аварии является расчет денежных средств, характеризующий размеры ущерба и убытков. Решение о подготовке и направлении претензии или искового заявления принимается на основании Протокола о нарушении экологических требований законодательства РФ, доказательств, собранных в процессе расследования, и произведенного расчета ущерба и убытков. К исковому заявлению или претензии прилагаются. - протокол о нарушении экологических требований законодательства РФ; - фотодокументы; картосхемы; - акты об отборе и анализах проб; - заключение о массе загрязняющего вещества и другая количественная оценка гибели и заражения биоты, повреждения растительного и почвенного покрова; - свидетельские показания (имеющиеся); - экспертная оценка косвенного ущерба от аварии; - расчет ущерба и убытков, причиненных негативным воздействием на окружающую природную среду; - доказательства правового положения ответчика; - иные документы. В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» (ч. 2 ст. 87) суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей среде (до принятия Закона эти суммы перечислялись в государственный бюджет) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании (фонд Байкала, Волги и т.п.). При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций). Данное положение ч. 3 ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» соотносится со ст. 1080 ПС РФ об ответственности за совместно причиненный вред. 93. Административная ответственность за нарушение законодательства о животном мире. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за: - пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст.7.11); - уничтожение мест обитания животных (ст.8.29); - нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст.8.33); - нарушение установленного порядка создания, использования или - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (ст.8.35); - нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (8.36); - нарушение правил пользования объектами животного мира (ст.8.37); - нарушение правил охраны рыбных запасов (ст.8.38). Субъектами РФ 94. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о животном мире. УК предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных: - ст.256 (незаконная добыча водных животных и растений); - ст.257 (нарушение правил охраны рыбных запасов); - ст.258 (незаконная охота); - ст.259 (уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ); 95. Права и обязанности пользователей животным миром. Экологическое законодательство регулирует право пользования животным миром, исходя из права государственной собственности на него, и устанавливает общие и приоритетные права. При этом наличие приоритетного права пользования животным миром не меняет его статуса государственной (федеральной или субъектов Федерации) собственности. Приоритетным правом обладают согласно гл. VI Федерального закона «О животном мире» коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения. Данное право ограничивается по территориальному признаку -территорией традиционного расселения и хозяйственной деятельности, а не только по субъектному. Содержанием приоритетного права являются: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового и возрастного состава и количества добываемых объектов и продуктов жизнедеятельности животных; предоставление исключительного права на добывание определенных объектов и продуктов жизнедеятельности животных (например, в порядке исключения по специальному разрешению Правительства РФ в 1996 г., с уведомлением Международной китобойной комиссии и Правительства США было предоставлено право на добычу двух гренландских китов; оно оговаривалось рядом ус- ловий: обязательным научным сопровождением и использованием мяса и других продуктов переработки только для местного употребления, т. е. обеспечения потребностей жителей Чукотского национального округа - представителей малочисленных коренных народов)19. Общими видами пользования животным миром являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, использование полезных свойств жизнедеятельности животных и извлечение их, получение продуктов жизнедеятельности, а также изучение, исследование и иное использование животных без изъятия из окружающей среды. Пользователи животным миром обязаны: осуществлять только указанные в лицензии виды пользования; соблюдать установленные нормы, сроки, правила пользования; применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, и т.п. Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, а равно самовольное пользование объектами животного мира, на пользование которыми требуется получение разрешения, запрещаются. Пользователи объектов животного мира также обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов и ежегодно предоставлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учета соответствующих объектов животного мира, в порядке, установленном правилами ведения учета. 96. Государственное управление и контроль в области охраны Атмосферного воздуха. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных поме- См.: распоряжения Правительства РФ // С3 РФ.. 1996. № 44. Ст. 5050; 1997. 29. Ст. 3562 и т. д. щений. «Озоновый слой — это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулированию и охране подлежат производство и применение озоноразрушающих веществ, измене-го ния целостности озонового слоя, температурного режима и т.п.». Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха согласно ст. 4 Закона об охране атмосферного воздуха осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (МПР России), а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Принципами государственного управления в рассматриваемой сфере являются, в том числе: - недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; - обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; - гласи ость, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; - научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом; - обязательность соблюдения требований федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за его нарушение. Среди основных функций государственного управления в сфере охраны атмосферного воздуха следует назвать: выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредное воздействие на атмосферный воздух; государственный учет воздействий на атмосферный воздух и их источников; осуществление государственного мониторинга атмосферного воздуха и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Согласно ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного специально уполномоченным государственным органом (МПР России). При этом разрешением на выброс таких веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: TK Велби, Проспект, 2003. С. 340 допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух также допускаются на основании разрешений. В соответствии со ст.21 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету. Государственный мониторинг атмосферного воздуха согласно ст.23 этого Закона является составной частью государственного экологического мониторинга и осуществляется органами Росгидромета, МПР России и Госсанэпиднадзора в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха. Статья 24 Закона об охране атмосферного воздуха устанавливает, что государственный контроль за охраной атмосферного воздуха призван обеспечить соблюдение: - условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; - стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; - режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; - выполнения федеральных целевых программ, программ субъектов Регламентация контрольных действий специально уполномоченных государственных органов изложена в Положении о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.01.01 №31, а также в постановлении Правительства РФ от 28.11.02 № 847 «О порядке ограничения приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух». 97. Регулирование вредных выбросов в атмосферный воздух. Основой регулирования вредных выбросов в атмосферный воздух является Закон об охране атмосферного воздуха, в котором закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в рассматриваемой сфере, определяются функции государственного управления, формулируются требования к охране атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Детализация положений названного Закона нашла свое отражение в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановление от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него». Доля нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере крайне незначительна. В качестве примера можно привести Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха, утвержденные Минприроды России 02.11.92. Субъекты РФ в рамках своей компетенции достаточно активно участвуют в правовом регулировании вопросов охраны атмосферного воздуха. Так, постановлением Правительства Москвы от 14.10.97 № 724 были утверждены Временные экологические требования при эксплуатации автотранспортных средств в городе Москве. 98. Экологическое нормирование в области охраны атмосферного воздуха. Это важнейший инструмент охраны атмосферного воздуха. В настоящее время в систему нормативов включены: а) ПДУ (предельно допустимые уровни), отражающие предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия, при котором отсутствуют вредные воздействия на здоровье человека и окружающую среду; б) ПДН, т. е. предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия, устанавливаемые для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и иного физического воздействия, при котором вредное физическое воздейст- вие от данного и от всех иных источников не приведет к превышению ПДУ; в) технические нормативы выброса устанавливаются для передвижных и стационарных
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.32 (0.014 с.) |