Правовой режим водоохранных зон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим водоохранных зон.



Специальным нормативным правовым актом, регулирующим охрану и режим водоохранных зон водных объектов, является постановление Прави­тельства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о во­доохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах».

Водоохранная зона — это территория, примыкающая к акватории вод­ного объекта, на которой устанавливается специальный режим использова­ния и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной дея­тельности. Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Размеры и границы водоохранных зон должны устанавливаться в по­рядке, предусмотренном вышеуказанным постановлением Правительства РФ в зависимости от ширины водных объектов, здесь же устанавливается мини-


165 мальная ширина водоохранных зон. Водоохранные зоны не устанавливаются только для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы.

Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос ус­танавливается:

- для рек, стариц и озер — от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

- для водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

- для морей — от максимального уровня прилива;

- для болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегаю­щих к ним территориях.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока:

до 10 км — 50 м;

от 10 до 50 км— 100м;

от 50 до 100 км — 200 м;

от 100 до 200 км — 300 м;

от 200 до 500 км — 400 м;

от 500 км и более — 500 м.

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточ­няются в проектах водоохранных зон. Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется в соответствии с нормативно-методическими документами и должно утверждаться органами исполнитель-


ной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других террито­риальных органов управления использованием и охраной водного фонда МПР РФ. До утверждения проектов водоохранных зон органы исполнитель­ной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других террито­риальных органов управления использованием и охраной водного фонда МПР РФ устанавливают минимальные размеры водоохранных зон и при­брежных защитных полос, которые наносятся на генеральные планы застрой­ки городов и других поселений, планы землепользования, а также иные пла­ново-картографические материалы.

В пределах водоохранных зон запрещается:

- проведение авиационно-химических работ;

- применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

- использование навозных стоков для удобрения почв;

- размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горю­че-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимиката­ми, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захороне­ния промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

- складирование навоза и мусора;

- заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

- размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водо­охранных зон менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий бо­лее 3°;

- размещение стоянок транспортных средств, в том числе на тер­
риториях дачных и садово-огородных участков;

- проведение рубок главного пользования;

- проведение без согласования с бассейновыми и другими терри­
ториальными органами управления использованием и охраной водного фон­
да МПР РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуни­
каций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых,
землеройных и других работ.

В пределах прибрежных защитных полос также запрещается:

- распашка земель;

- применение удобрений;

- складирование отвалов размываемых грунтов;


- выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования тра­диционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

- установка сезонных стационарно-палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивиду­альное строительство;

- движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

80. Правовая охрана источников питьевого водоснабжения.

Водные объекты могут использоваться с целью питьевого и хозяйст­венно-бытового водоснабжения. Данный вид использования водных объек­тов является приоритетным. Для питьевого и хозяйственно-бытового во­доснабжения должны использоваться только защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Загрязнение вод­ных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество по­верхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты пред­метов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих ис­пользование водных объектов.

Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для пить­евого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государствен­ным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитар­ной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Подземные воды, пригодные для питьевого водоснабжения в исклю­чительных случаях, с разрешения органов исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченным государственным орга­ном управления использованием и охраной водного фонда и с государствен­ным органом управления использованием и охраной недр, могут быть ис­пользованы для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением на территории, где отсутствуют поверхностные водные объекты, которые могут быть использованы для хозяйственных и других це­лей.


На случай возникновения чрезвычайных ситуаций для обеспечения на­селения водой, пригодной для питьевого водоснабжения, осуществляется ре­зервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.

Виды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населе­ния:

1) централизованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснаб­жение населения, при котором забор воды из водных объектов осуществля­ется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование;

2) нецентрализованное питьевое и хозяйственно-бытовое водо­снабжение населения, при котором граждане и юридические лица вправе осуществлять забор воды непосредственно с поверхностных и подземных водных объектов.

Для целей здравоохранения используются водные объекты, содержа­щие природные лечебные ресурсы. Водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, могут использоваться для питьевого водоснабжения насе­ления или иных целей в исключительных случаях по согласованию со специ­ально уполномоченным государственным органом управления использова­нием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государствен­ным органом, осуществляющим управление курортами.

81. Нормирование и лимитирование в сфере водопользования.

Нормирование в области использования и охраны водных объек­тов заключается:

1) в установлении лимитов водопользования;

2) в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.

Перед заключением договора требуется получение лицензии на водо­пользование, а также принятие соответствующего решения органа государст­венной власти в установленных водным законодательством случаях. В ли­цензиях обязательно должны быть отражены лимиты водопользования — как предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного пе­риода времени.


Лимиты водопользования устанавливаются в целях устойчивого удовлетворения потребностей в воде населения и отраслей экономики, под­держания оптимальных условий водопользования, рационального использо­вания водных ресурсов и обеспечения благоприятного экологического и са­нитарно-эпидемиологического состояния водных объектов. Лимиты водо­пользования устанавливаются также для субъектов РФ Министерством при­родных ресурсов РФ на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов РФ потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов. Бассейном водного объекта явля­ется территория, включающая водосборные площади гидравлически связан­ных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро (ст. 1 ВК РФ).

82. Государственное управление использованием и охраной

водных объектов.

К числу основных функций государственного управления в сфере ох­раны и использования водных объектов относятся: осуществление государ­ственного мониторинга водных объектов, ведение государственного учета поверхностных и подземных вод и государственного водного кадастра, про­ведение государственной экспертизы предпроектной и проектной докумен­тации, лицензирование водопользования и осуществление государственного контроля за охраной и использованием водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов согласно ст. 78 ВК представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состоя­ния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

В соответствии со ст. 79 ВК государственный учет поверхностных и подземных водных объектов осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объек­тов, их восстановления и охраны. В свою очередь государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.

см. п. 15, 16 постановления Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383


Государственная экспертиза предпроектной и проектной документа­ции на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нор­мативной документации по проектированию и строительству.

Лицензирование водопользования представляет собой выдачу хозяйст­вующему субъекту разрешения на тот или иной вид водопользования и осу­ществляется в соответствии с Правилами предоставления в пользование вод­ных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользова­ние и распорядительной лицензии, утвержденными постановлением Прави­тельства РФ от 03 04.97.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объ­ектов согласно ст. 81 ВК призван обеспечивать соблюдение:

- порядка использования и охраны водных объектов;

- лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

- стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;

- режима использования территорий водоохранных зон. Порядок рабо­ты контролирующих органов регламентирован Положением об осуществле­нии государственного контроля за использованием и охраной водных объек­тов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.97 № 71 б.

83. Гражданско-правовая ответственность из причинения вреда, вызванного нарушением водного законодательства.

Особенности возмещения вреда, причиненного источником повышен­ной опасности(нефти). ГК РФ к объектам повышенной опасности относит транс­портные средства (а значит и водный транспорт), механизмы, электрическую энергию высокого напряжения, атомную энергию, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды и т.п., а также осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др. Возмещение вреда, причиненного ис­точником повышенной опасности для окружающей среды, характеризуется существенной спецификой. Она проявляется в том, что ответственность за причиненный им экологический вред наступает без вины. В мировой практи­ке такая ответственность называется строгой, или абсолютной. Специфиче­скими являются также объекты причинения экологического вреда.

Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей по­вышенную опасность для окружающих, регулируется ст. 1079 ГК РФ.

Обязанность возмещения такого вреда возлагается на юридическое ли­цо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверен­ности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения


172 соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности

и т.п.).

Названные субъекты освобождаются от ответственности, если дока­жут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потер­певшего. К действию непреодолимой силы относятся стихийные бедствия или явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.), а также аварии, ка­тастрофы. Владелец источника повышенной опасности может быть также освобожден судом от ответственности полностью или частично если возник­новению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность само­го потерпевшего (п. 2 ст. 1083). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положе­ния. Исключение при этом составляют случаи, когда вред причинен умыш­ленно.

Наконец, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответст­венность за вред несут в таких случаях лица, противоправно завладевшие ис­точником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно им завладевшее.

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответ­ственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источни­ков (столкновения транспортных средств, перевозящих, к примеру, опасные вещества) третьим лицам, по общим основаниям, предусмотренным в ст. 1079 ГК РФ.

84. Административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства.

Нарушители законодательства об охране и использовании водных объ­ектов в зависимости от характера нарушения могут нести дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную от­ветственность.

КоАП предусматривает наступление административной ответствен­ности за:

- уничтожение специальных знаков (ст.7.2 ч.2);


- самовольное занятие водного объекта или пользование им без разре­шения (лицензии) (ст.7.6);

- самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной поло­сы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водо­снабжения (ст.7.8);

- нарушение порядка предоставления в пользование и режима исполь­зования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст.8.12);

- нарушение правил охраны водных объектов (ст.8.13);

- нарушение правил водопользования (ст.8.14);

- нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохран­ных сооружений и устройств (ст.8.15).

Субъектами РФ также может устанавливаться административная от­ветственность за нарушение водного законодательства.

УК устанавливает уголовную ответственность за совершение престу­плений, предусмотренных ст. 250 (загрязнение вод) и ст. 252 (загрязнение морской среды).

85. Понятие животного мира. Правовые меры охраны животного мира и среды обитания объектов животного мира.

Животный мир — совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и нахо­дящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природ­ным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.

Федеральный закон «О животном мире» и конкретизирующие его нор­мативные правовые акты регламентируют цели, последовательность, порядок установления системы запретов и ограничений на использование объектов животного мира; систему требований к хозяйственной деятельности (на всех ее этапах - начиная с размещения и проектирования и заканчивая эксплуата­цией производственных и иных объектов) и гарантирующих их санкций (приостановление работ, прекращение финансирования и т. п.); режимы осо­бо охраняемых природных территорий; разрешительный порядок акклимати­зации и гибридизации новых для Российской Федерации объектов животного мира, а также содержания и разведения животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; требования к обращению с агрохи-микатами и другими средствами в сельском и лесном хозяйстве, а также сис­тему предотвращения заболеваний и гибели объектов животного мира при нарушении карантинных, ветеринарных и иных правил борьбы с заразными болезнями; ведение научных исследований; перемещение объектов животно­го мира через границу РФ и другие вопросы.

Второй блок законодательства составляют указы Президента РФ, ре­гулирующие охрану ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и другие отношения, возникающие в связи с пользо­ванием животным миром. Но главное - это постановления Правительства, касающиеся охраны и регулирования различных ви дов пользования живот­ным миром, например «

Третий блок образуют ведомственные нормативные акты органов ох­раны окружающей среды, рыбоохраны, охотнадзора, ветеринарной службы и т. п. Они принимаются приказами руководителей соответствующих ведомств или решениями коллегий и являются разнообразными по форме: типовые правила, таксы, порядки и методические указания и т. п.


Наконец, значителен объем нормативно-правовых актов, принимаемых в субъектах РФ законодательными органами, губернаторами и другими уполномоченными органами. В них отражается специфика регионов, деталь­но определяются задачи, плата за пользование животным миром, другие во­просы.

Часть законодательства об охране и использовании животного мира -акты международного

Помимо указанных источников определенную роль играют акты об­щественных организаций, занимающихся охраной животного мира и осуще­ствляющих общественный контроль за его использованием, а также право­вые обычаи. Значение правового обычая как источника права определено Федеральным законом «О животном мире» (гл. VI), в котором устанавлива­ется право приоритетного пользования животным миром для коренных ма­лочисленных народностей и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

Как и экологическое законодательство в целом, данный раздел не ко­дифицирован пока должным образом, что снижает эффективность его реали­зации.

Охрана животного мира — это одно из важнейших и наиболее разви­тых направлений охраны окружающей среды, представляющее собой сово­купность (систему) национальных и международных, общегосударственных и региональных, организационных, экономических, правовых, экологиче­ских, воспитательных мероприятий по сохранению популяционно-видового состава и поддержанию численности диких животных на оптимальном для их существования уровне, а также сохранению среды их обитания.


Правовые меры по охране животного мира состоят: в разработке, принятии и применении законодательных и иных нормативных правовых ак­тов, регламентирующих охрану и пользование животным миром; в установ­лении лимитов использования животного мира, а также стандартов и норма­тивов охраны и использования животного мира и среды обитания; в создании правовой базы для охраны отдельных категорий животных и среды их обита­ния, в первую очередь редких и исчезающих видов (Красная книга РФ и дру­гие акты), а также для регулирования охраны особых территорий (заповедни­ков, заказников, национальных парков и иных); установлении системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране жи­вотного мира и среды обитания животных; проведении правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования жи­вотного мира и среды обитания животных; правовом воспитании и про­филактике нарушений.

86. Право собственности на животный мир.

Животный мир в пределах РФ является государственной соб­ственностью. Животный мир может быть предоставлен в пользование юри­дическим и физическим лицам для следующих видов пользования: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопи­тающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объек­тов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окру­жающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объ­ектов животного мира. Данный перечень исчерпывающим не является, и иные виды пользования животным миром возможны при прямом установле­нии конкретного вида в иных нормативно-правовых актах.

Право собственности на животный мир определяется Федеральным за­коном «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., ст. 4 которого однозначно относит животный мир в пределах территории РФ к государственной собст­венности (федеральной или субъектов РФ). Правовой статус объектов животного мира, находящихся в государственной собственности, определяется несколькими характеристиками: это должны быть дикие животные, постоянно или временно населяющие территорию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и рас­поряжению такими животными регулируются как специальным экологиче­ским, так и гражданским законодательством.

Поскольку владение, пользование и распоряжение животным миром относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, определение круга (перечня) объектов животного мира, право собственности на которые является федеральным и его реализация входит в компетенцию РФ (напри­мер, при решении вопросов о выдаче лицензий, квот на добычу и пр.), очень важно. Объектами федеральной собственности являются:

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ;

- обитающие на особо охраняемых территориях федерального зна­чения;

- населяющие территориальное море, континентальный шельф и ис­ключительную экономическую зону РФ;

- подпадающие под действие международных договоров РФ;

- отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйственном от­ношении;

- естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

 

Пользователи объектами животного мира обязаны вести учет ис­пользуемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять эти


и другие данные уполномоченным органам. Государственный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам с использованием унифицированных форм хранения информации.

Статья 58 Федерального закона «О животном мире» предусматривает недействительность сделок, совершенных в отношении животного мира, а ст. 7.2, 7.11 и 8.20 КоАП РФ - административную ответственность за посяга­тельства, нарушающие право собственности, в том числе самовольную пере­уступку права пользования животным миром и др.

87. Основания возникновения права пользования животным

миром.

Видами прав на пользование животным миром является долгосрочное пользование (для юридических лиц), краткосрочное пользование (для граж­дан). Правоудостоверяющими документами соответственно являются: долго­срочная и краткосрочная лицензии, а также договор о предоставлении терри­торий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законо­дательством.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О животном мире» пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользо­вания животным миром в границах определенной территории и акватории. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. На одной территории и акватории может осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуще­ствлению другого.

В законодательстве существует право приоритета в предоставлении животного мира в пользование для перечня лиц, указанных в Федеральном законе «О животном мире».

При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользова­ние на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований.


Пользование животным миром осуществляется на основе долгосрочной лицензии, выдаваемой гражданам органами государственной власти, упол­номоченными осуществлять право собственности от имени Российской Фе­дерации и ее субъектов, либо именных разовых лицензий. Право пользования животным миром прекращается полностью или частично в случаях отказа от него; истечения срока пользования; нарушения законодательства или усло­вий лицензии; при возникновении необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях их охраны; использования территории, ак­ватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователя животным миром. Решение о прекращении данного права может быть обжа­ловано в суд в установленном порядке.

88. Государственное управление и контроль в области использования и охраны животного мира.

Охрана животного мира - это одно из важнейших и наиболее развитых направлений охраны окружающей среды, представляющее собой совокуп­ность (систему) национальных и международных, общегосударственных и региональных, организационных, экономических, правовых, экологических, воспитательных мероприятий по сохранению популяционно-видового соста­ва и поддержанию численности диких животных на оптимальном для их су­ществования уровне, а также сохранению среды их обитания.

Организационно-управленческие меры охраны животного мира - это:

- ведение государственного учета объектов животного мира и их ис­пользования, государственного кадастра, содержащего сведения о географи­ческом распространении животных, их численности, показателях среды оби­тания и воздействия на нее, а также информацию о хозяйственном использо­вании объектов животного мира и среды их обитания;

- создание и осуществление государственного мониторинга объектов животного мира, т. е. системы регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структу­рой, качеством и площадью среды обитания животных;

- создание специально уполномоченных государственных органов (ли­бо их подразделений) по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания животных;


- координация деятельности международных и национальных органов и организаций, внутриорганизационной деятельности различных ветвей вла­сти разного уровня по планированию и реализации мероприятий, направлен­ных на сохранение животного мира и среды обитания животных, и др.

К числу основных функций государственного управления в сфере ох­раны и использования объектов животного мира относятся: государственный учет объектов животного мира; ведение государственного кадастра объ­ектов животного мира; осуществление государственного мониторинга объектов животного мира; выдача разрешений на пользование объектами животного мира; проведение государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Государственный учет объектов животного мира согласно ст. 14 За­кона о животном мире осуществляется в целях обеспечения охраны и ис­пользования животного мира, сохранения и восстановления среды его обита­ния. Кроме того, на пользователей животным миром возложена обязанность ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и предоставлять полученные данные в специально упол­номоченный государственный орган в сфере охраны и использования объек­тов животного мира.

В свою очередь государственный кадастр объектов животного мира как результат проведенного учета содержит совокупность сведений о гео­графическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.

Государственный мониторинг объектов животного мира согласно ст. 15 Закона о животном мире представляет собой систему регулярных на­блюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объ­ектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обита­ния. Целями проведения мониторинга являются своевременное выявление указанных параметров, оценка изменений в них, предупреждение и устране­ние последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологи­ческого разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов живот­ного мира и научно обоснованного их использования.

Выдача разрешений (лицензий) на пользование объектами животного мира имеет своей целью упорядочить в необходимых случаях процесс ис­пользования отдельных объектов животного мира, когда соответствующее


право получают только те субъекты, которые отвечают предъявляемым зако­нодательством об охране и использовании животного мира требованиям. В настоящее время разрешительный порядок пользования объектами животно­го мира регламентируется нормативными правовыми актами Правительства РФ и специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны и использования объектов животного мира, среди которых можно назвать:

- постановление Правительства РФ от 27.12.96 № 1574 «О порядке вы­дачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира»;

- приказ Минсельхоза России от 26.06.2000 № 569 «Об утверждении Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий» (в ред. от 29.03.01).

Задачей государственного контроля в области охраны, воспроизвод­ства и использования объектов животного мира и среды их обитания со­гласно ст. 16 Закона о животном мире является обеспечение соблюдения все­ми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ и ее субъектов об охране и использовании объектов животного мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.110.162 (0.113 с.)