Основные направления правовой охраны окружающей человека среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления правовой охраны окружающей человека среды



Правовая охрана окружающей человека среды обеспечивается по двум основным направлениям - в отраслях народного хозяйства (в промышлен­ности сельском хозяйстве, энергетике, в военной деятельности, на транс­порте и др.), а также в пределах отдельных территорий (городских и сель­ских поселений, рекреационных зон и др.).

В отраслях экономики правовая охрана окружающей человека среды осу­ществляется на всех стадиях хозяйственного процесса: проектирования, раз­мещения, строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других производственных объектов; при эксплуатации указанных объек­тов, включая выпуск готовой продукции, а также выброс вредных веществ и размещение производственных и других отходов.

На всех этапах производственного процесса важными элементами пра­вовой охраны окружающей человека среды являются соблюдение требова­ний экологического законодательства и экологический контроль.

Основные экологические требования, предъявляемые на стадиях хозяйст­венной деятельности, предусмотрены Законом РСФСР «Об охране окружаю­щей природной среды» (ст. 40-55). При размещении, технико-экономичес­ком обосновании проекта, проектировании, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений в промыш­ленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, комму­нально-бытовом хозяйстве, прокладке коммуникаций, линий связи, электро­передач, трубопроводов, каналов и других объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья на­селения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окру­жающей среды.

Вместе с тем правовая охрана окружающей человека среды имеет свои характерные направления применительно к отдельным стадиям производст­венного процесса.

На стадии размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплу­атацию основное значение приобретают следующие направления:

- установление нормативов качества окружающей среды: предельно до­пустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе, воде и почве; предельно допустимых уровней вредных физических воздействий: шума, ви­брации, вредных излучений, магнитных полей и др.;

- обеспечение производственных объектов очистными сооружениями и устройствами по охране водоемов, почв, атмосферного воздуха от загрязне­ния сточными водами и промышленными выбросами. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, со­оружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня установленных нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения работ по рекультивации земель, оздоровлению окружающей среды;

- осуществление оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности с целью выявления и предотвращения возмож­ных неблагоприятных ее последствий - экологических, социальных, демо­графических, экономических и других и принятия соответствующих мер по их предупреждению;

- проведение государственной, а при необходимости и общественной, экологической экспертизы проектов размещения, строительства и реконст­рукции хозяйственных объектов, внедрения новых технологий, оборудова­ния, материалов, продукции и т. д.;

- осуществление строительства и реконструкции предприятий и соору­жений в соответствии с действующими природоохранными, санитарными, строительными и другими нормами и правилами, предотвращающими вред­ное влияние этой деятельности на окружающую среду.

На стадии эксплуатации производственных объектов основными направ­лениями правовой охраны окружающей среды являются:

- соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) за­грязняющих веществ в окружающую среду и других условий, обеспечиваю­щих охрану окружающей среды и здоровья населения;

- предупреждение и ограничение вредных воздействий производствен­ного шума, вибрации, магнитных полей и других физических факторов;

- предупреждение и устранение загрязнения окружающей среды, сни­жение, обезвреживание и очистка вредных выбросов путем обеспечения эф­фективной работы очистных сооружений, а также средств контроля за за­грязнением;

- выброс (сброс) вредных веществ в окружающую среду только в соот­ветствии с разрешениями, выдаваемыми компетентными государственными органами;

- рациональное использование природных ресурсов, соблюдение уста­новленных лимитов природопользования (водопотребления, добычи полез­ных ископаемых, лесных ресурсов и др.), ресурсосбережение, использова­ние альтернативных источников энергии и материалов, вторичного сырья;

- соблюдение правил обращения с химическими, биологическими и ра­диоактивными веществами при их производстве, хранении, транспортировке и применении. Запрещается применение токсичных химических препа­ратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую природную среду, а также применение и разведе­ние биологических объектов (микроорганизмов), не свойственных природе данного региона и полученных искусственным путем, без эффективных мер предупреждения их неконтролируемого размножения. Предприятия и орга­низации обязаны не допускать превышения установленных норм радиации, а в случае их превышения - немедленно информировать органы, обеспечи­вающие радиационную безопасность, принимать меры к ликвидации очагов заражения. В РФ создана система государственного учета и контроля ядер­ных материалов*;

_________

*Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материа­лов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 № 746.

 

- совершенствование производственных процессов в сторону снижения их отходности, внедрения экологически чистых транспортных средств и энергетических установок, малоотходных и безотходных технологий произ­водства, основанных на комплексном использовании природных ресурсов, утилизации отходов, замкнутом цикле производства и др.;

- ограничение, приостановление и прекращение выбросов (сбросов), дру­гих вредных воздействий на окружающую среду и иной хозяйственной дея­тельности, причиняющей вред здоровью населения и природной среде, вплоть до прекращения работы предприятий и организаций, а также перепрофилизации деятельности экологически вредных объектов в случае невозмож­ности уменьшения их вредного воздействия до установленных пределов;

- экологический контроль за выбросами (сбросами) загрязняющих ве­ществ, выполнением требований экологического законодательства, а также проведением обязательных мероприятий по охране окружающей среды предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особым направлением охраны окружающей среды является проведение мероприятий по предотвращению техногенных аварий и катастроф, ликвида­ции вредных экологических последствий стихийных бедствий и других чрез­вычайных ситуаций. Правовые основы защиты граждан РФ и окружающей среды от этих явлений определяет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

На послеэксплуатационной стадии производственного процесса на пер­вый план выдвигаются экологические требования, обеспечивающие:

- проверку соблюдения экологических требований к выпускаемой про­дукции, товарам, выполняемым работам и услугам. Экологические требова­ния по предупреждению вреда природной среде, здоровью и генофонду чело­века устанавливаются в стандартах на продукцию производства и потребления (новую технику, материалы, вещества, товары и др.). Госкомэкология России организует и проводит обязательную сертификацию товаров (работ, услуг) на соответствие их экологическим требованиям, подтверждающую их экологиче­скую безопасность;

- обезвреживание, переработку, утилизацию и размещение (складирова­ние или захоронение) промышленных отходов с соблюдением требований экологической безопасности.

Складирование и захоронение отходов производится в местах, определя­емых органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными органами государственного управления в области охра­ны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов произ­водится с разрешения компетентных государственных органов. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе атомной промышленности, на территориях вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.

Правовые основы обращения с отходами с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную сре­ду, а также вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве допустимого источника сырья регулируются Федеральным законом «Об отходах произ­водства и потребления» 1998 г.

Специальным законодательством регулируется размещение радиоактив­ных отходов. В целях комплексного решения проблем обращения с радиоак­тивными отходами и отработавшими ядерными материалами Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Обращение с радиоактив­ными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1990-2005 годы» (от 23 октября 1995 г.), Порядок приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядер­ного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов (от 29 июля 1995 г.).

Помимо общих направлений правовой охраны окружающей среды, рас­смотренных выше, в каждой отрасли экономики проявляются ее специфи­ческие черты, обусловленные особенностями осуществляемой хозяйствен­ной деятельности.

Так, правовая охрана окружающей среды на транспорте предполагает проведение мероприятий по:

- рациональному размещению транспортных потоков, вывод их за пре­делы жилой зоны, устройство транзитных дорог за чертой города;

- установлению и соблюдению нормативов ПДВ для двигателей, усиле­ние контроля за их выполнением, техническим состоянием транспортных средств;

- снижению токсичности и нейтрализации вредных веществ, содержа­щихся в выхлопных газах автомобилей и других транспортных средств;

- разработке и внедрению новой технологии, связанной с переводом транспорта на более экологически чистые виды топлива (железнодорожного - на электрическую тягу, автомобильного - на газ, электроэнергию, водо­родное топливо и др.).

Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве осуществля­ется с учетом необходимости:

- охраны окружающей среды от вредного воздействия сельскохозяйст­венных мероприятий. Сельскохозяйственные предприятия и организации обязаны рационально использовать землю и воду, проводить меры по преду­преждению их истощения, улучшению земель, повышению продуктивности почв, борьбе с эрозией, а также по предотвращению гибели животных при осуществлении сельскохозяйственных работ. Вокруг крупных животновод­ческих и птицеводческих ферм и комплексов устанавливаются санитарно-защитные зоны. При строительстве и эксплуатации мелиоративных систем должны приниматься меры по сохранению водного баланса на окружающей территории, по охране рыбных запасов в водоемах и др.;

- охраны земель, вод, лесов, недр, животного мира от загрязнения про­изводственными отходами и химическими веществами. Строительство и эксплуатация сельскохозяйственных предприятий должны соответствовать общим требованиям об обеспечении вводимых объектов очистными соору­жениями, обезвреживающими сточные воды и другие отходы, о проведении мер по их утилизации путем использования в сельском хозяйстве.

Сельскохозяйственные предприятия и организации должны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения химических веществ по борьбе с вредителями и болезнями растений, гербицидов, пестицидов, сти­муляторов роста растений, минеральных удобрений и других агрохимикатов, используемых в сельскохозяйственном производстве.

Осуществление правовой охраны окружающей среды в энергетике долж­но проводиться с учетом экологических требований к отдельным видам энергетических объектов - источников, вырабатывающих энергию, - гид­рологических, атомных, тепловых электростанций, а также иных объектов (реакторов, котлов и др.):

- при размещении, строительстве и эксплуатации ГРЭС должны учиты­ваться рельеф местности, проводиться меры по максимальному сохранению земель, лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и куль­туры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа во­дохранилищ; по недопущению отрицательных изменений в окружающей среде (подтоплению, заболачиванию и др.);

- при размещении, строительстве и эксплуатации АЭС должны прини­маться меры по обеспечению радиационной безопасности населения и ок­ружающей природной среды в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение АЭС на территории с большой плотностью населе­ния, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон, в сейсми­чески опасных районах, вблизи крупных водоемов;

- при размещении, строительстве и эксплуатации ТЭС необходимо пре­дусматривать их оснащение высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных выбросов и отходов, использования эколо­гически безопасного вида топлива (газа и др.).

Правовое регулирование охраны окружающей среды в военной деятель­ности осуществляется сравнительно недавно, хотя сама эта деятельность представляет собой одну из самых загрязняющих окружающую среду.

Особенности осуществления охраны окружающей среды в данной сфере обусловлены как характером самой деятельности, так и необходимостью со­блюдения интересов государственной безопасности и государственной тай­ны, функционированием ведомственной системы органов экологического контроля в составе Вооруженных Сил, Министерства обороны РФ.

Правовая охрана окружающей среды в военной деятельности осуществ­ляется на основе норм Закона РСФСР «Об охране окружающей природ­ной среды», Постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 № 1310 «О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопас­ности при осуществлении деятельности Вооруженных сил РФ (на 1997-2000 гг.), Положения о проведении государственного экологического кон­троля в закрытых административно территориальных образованиях, на ре­жимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных сил РФ и государственной экологической экспертизы вооружений и военной техни­ки, военных объектов и военной деятельности, утвержденного Постановле­нием Правительства РФ от 18 мая 1998 № 461 и др.

Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунк­тов осуществляется по следующим основным направлениям:

1) планирование охраны окружающей среды. Оно проводится в процессе градостроительного планирования путем разработки схем, планов, меропри­ятий по охране окружающей среды. В частности, эти вопросы предусматри­ваются в соответствии со ст. 34, 35 Градостроительного кодекса РФ в терри­ториальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории районов, сельских округов, а также в генеральных пла­нах городских и сельских поселений;

2) планировка и застройка территории с учетом экологических требова­ний. Организация территорий городских и сельских поселений предполага­ет, что разработка градостроительной документации, строительство и рекон­струкция зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологи­ческой безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической бе­зопасности, установленных территориальными комплексными схемами ох­раны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредно­го воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека (ст. 10 Градостроительного кодекса РФ). Предусматриваются специальные мероприятия по охране недр, по зем­леустройству, а также охране окружающей среды зон чрезвычайной эколо­гической ситуации и экологического бедствия, крупных промышленных центров и территориально-производственных комплексов.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участ­ков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды, экологической безопасности, санитарные правила.

Размещение предприятий и организаций должно отвечать правилам зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий для проживания населения, а также требованиям сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Жилые массивы, промышленные предприятия и другие объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на здоровье населения и санитарно-бытовые условия жизни горожан. При осуществлении градостроительной деятельности предусматриваются раз­личные виды благоустройства территорий - водоснабжение, канализация, устройство уличных покрытий, озеленение, освещение, обеспечение сани­тарной очистки и т. д.

При создании и развитии систем инженерной инфраструктуры и благо­устройства учитываются интересы поселений, расположенных на прилегаю­щих территориях, в целях недопущения загрязнения источников водоснаб­жения, почв, атмосферного воздуха, объектов зеленого фонда.

При планировке и застройке территорий городов осуществляется зонирование, которое направлено на обеспечение благоприятной среды жизне­деятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концен­трации населения и производства, загрязнения окружающей природной сре­ды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объек­тов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий (ст. 37 Градост­роительного кодекса РФ).

В соответствии с градостроительной документацией на территории го­родских и сельских поселений могут выделяться жилые, производственные, общественно-деловые, рекреационные зоны и др.

В целях предотвращения загрязнения территорий жилых зон, а также для нейтрализации вредных воздействий производственных объектов устанавлива­ются санитарно-защитные зоны со специальным режимом вокруг промышлен­ных предприятий для отделения их от жилых районов (от 50 до 1000 м в зави­симости от класса вредности промышленного объекта) с обязательным поясом зеленых насаждений (ст. 43 Градостроительного кодекса, ст. 12 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения);

3) обеспечение санитарного режима городов. Санитарный режим обеспе­чивается путем проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды, борьбе с шумом, вибрациями, другими вредными физическими воздействиями, по утилизации и захоронению про­мышленных и бытовых отходов.

Цель санитарной охраны городов - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым Федеральный закон «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» понимает такое со­стояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствуют опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности (ст. 1).

Основные функции по реализации правовых мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполняют службы санитарно-эпидемиологического надзора, входящие в систему Министерства здравоохране­ния РФ*.

________

* Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержден­ное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 № 680

 

Санитарные правила, то есть нормы, устанавливающие критерии безо­пасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания, требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, обязательны для соблюдения всеми предприятиями, организациями учреж­дениями, государственными органами, должностными лицами и граждана­ми (ст. 1 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения).

При проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и ком­мунально-бытовых объектов в городах должны осуществляться меры по пре­дупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. Качество воды источников централизованного водоснабжения, во­доемов в черте города, а также атмосферного воздуха должно соответство­вать санитарным правилам (ст. 18-20 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих эффек­тивной очистки, обезвреживания, улавливания вредных отходов и выбросов. В отношении предприятий и транспорта действуют все установленные пра­вила и требования по охране вод, воздуха и почв, рассмотренные выше.

Санитарный режим городов связан с устранением отрицательного влия­ния на здоровье людей и окружающую среду вредных физических воздейст­вий. Для производственно-хозяйственных объектов, агрегатов, машин и т. д. установлены предельно допустимые уровни шума. Органы местного само­управления должны проводить мероприятия по снижению интенсивности и устранению шума в производственных, общественных, жилых зданиях, дво­рах, улицах и др.

При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими источ­никами ионизирующего и неионизирующего излучения (вибрация, электро­магнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений) должны соблюдаться санитарные правила.

Граждане РФ имеют право на радиационную безопасность, которая обес­печивается мероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, тре­бований к обеспечению радиационной безопасности.

Общие принципы, требования и основные направления обеспечения ра­диационной безопасности, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в дан­ной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безо­пасности населения», «Об использовании атомной энергии» и другими нор­мативными актами.

В соответствии с Законом о радиационной безопасности населения вве­дена радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и террито­рий, которая является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и на­правлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности**.

________

** См. Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и террито­рий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 № 93.

 

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевремен­ной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказы­вающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах, в том чис­ле от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источни­ков ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о ради­ационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 19 Основ законодательства об охране здоровья граждан, ст. 23 Закона о радиационной безопасности населения).

Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здоро­вья населения (ст. 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и по­требления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья населения, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. Территории го­родских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в со­ответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Эту деятельность организуют органы местного самоуправления (ст. 13).

4) охрана зеленой растительности городских и сельских поселений. Рас­тительность городских и сельских поселений может включать в себя город­ские леса, лесопарки, лесные массивы, а также парки и скверы, ботаничес­кие и дендрологические сады, озеленительные деревья и кустарники.

Зеленая растительность городов выполняет важные санитарно-гигиенические, культурно-оздоровительные и эстетические функции. Она снижает запыленность воздуха, шум, создает благоприятную жизненную среду.

Санитарные и строительные правила предусматривают оптимальные размеры площади зеленых насаждений в расчете на одного жителя, предпи­сывают обязательное устройство общегородских и специализированных парков, садов, скверов, бульваров.

Важную роль в обеспечении благоприятных условий для жизнедеятель­ности населения и развития города играют пригородные, а также рекреаци­онные зоны.

Рекреационными зонами называются естественные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для восста­новления здоровья и трудоспособности людей, организации массового от­дыха и туризма.

В состав таких зон могут входить участки городской территории (сады, парки, скверы, спортивные комплексы), пригородные и зеленые зоны, лесо­парки, национальные, природные парки, ботанические и зоологические са­ды, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха и др.

На территории рекреационных зон не допускается строительство и рас­ширение действующих промышленных, коммунальных и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения (ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).

Пригородные зоны - это земли, непосредственно окружающие террито­рию города, которые служат для развития и расширения последней, местом размещения и строительства сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства (сельскохозяйст­венных предприятий, сооружений транспорта, водоснабжения, канализации и др.), а также занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насажде­ниями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения (садоводческие товарищества, дома отдыха, турбазы, дачи и др.) (ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

В пригородную зону может входить или частично выходить за ее преде­лы зеленая зона. Это территория за городом, но в близкой доступности для его населения, занятая лесами, лесопарками и другими зелеными насажде­ниями, выполняющая защитные, санитарно-гигиенические функции и яв­ляющаяся местом массового отдыха населения. В зеленых зонах запрещает­ся хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду (ст. 50 Градостроительного кодекса РФ).

Город и его пригородная зона рассматриваются в экономическом и пла­нировочном аспектах как единое целое: правовой режим пригородной зоны подчинен интересам функционирования города.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.057 с.)