Die deutsche Sprachwissenschaft 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Die deutsche Sprachwissenschaft



 

Die deutsche Sprachwissenschaft untersucht die deutsche Sprache in ihren historischen Erscheinungsformen (Diachronie) und die deutsche Gegenwartssprache (Synchronie).

 

Die deutsche Literaturwissenschaft

 

Die deutsche Literaturwissenschaft befasst sich als Ältere deutsche Literaturwissenschaft (Mediävistik) mit der Literatur von den Anfängen im Frühmittelalter bis zum Übergang zur Neuzeit (etwa 16. Jahrhundert).

 

Als Neuere deutsche Literaturwissenschaft beschäftigt sich mit der Literatur etwas seit dem 16. Jahrhundert bis zur Gegenwart.

 

Sie untersucht die Literatur systematisch nach Gattungen, Formen, Stoffen und Motiven sowie historisch nach Autoren und Epochen. Zentrale Arbeitsgebiete der deutschen Literaturwissenschaft sind die Editionsphilologie, die Literaturgeschichtsschreibung und die Textinterpretation.

 

Die deutsche „Medienwissenschaft“

 

Zudem sucht die Germanistik im Medienzeitalter die Rückbindung an die Kommunikations-, Kultur- und Medienwissenschaften. Als Nebenzweig hat sich außerdem die Filmphilologie etabliert.

 

Geschichte der Germanistik

 

Als selbstständige Wissenschaft neben der Altphilologie und als Universitätsdisziplin wurde die Germanistik Anfang des 19. Jahrhunderts durch Georg Friedrich Benecke, die Brüder Grimm und Karl Lachmann begründet.

 

Den ersten germanistischen Lehrstuhl hatte seit 1810 in Berlin Friedrich Heinrich von Hagen gegründet.

Die Zeit des Nationalsozialismus stellt die düsterste Epoche der Germanistik dar.

 

In den 50er Jahren wurde die textimmanente Interpretationsmethode beliebt, die eine streng am Wortlaut der Dichtung orientierte, Motive und Metaphern beleuchtende Interpretation zum Paradigma erhob und jede Deutung im Hinblick auf äußere Einflussfaktoren und Zeitumstände ausschloss.

 

Seit den 1960er Jahren – Differenzierung der verwendeten Methoden. Zu den vielfältigen Ansätzen zählen unter anderem (nach dem Vorbild der Amerikanistik und Romanistik) Strukturalismus, Rezeptionsästhetik und Narrativistik.

 

In den 1970er Jahren erweiterte sich das Spektrum noch um Interextualitätstheorie und Diskursanalyse, poststrukturalistische, semiotische und dekonstruktivistische, feministische und postfeministische Perspektiven.

Вопросы для проведения первого рейтингового контроля.

 

1. Когда возникла немецкая теоретическая грамматика?

2. Перечислите основные черты, присущие немецкой теоретической грамматике в первой трети XX века.

3. Назовите основные положения учения младограмматиков.

4. Какими основными чертами обладал немецкий структурализм XX века?

5. Какие цели ставила перед собой функциональная (прагматическая) грамматика?

6. Согласно каким принципам части речи разделяются на синсемантики и автосемантики?

7. Что понимается под внутренними и внешними флексиями? Приведите примеры для каждого случая.

8. На какие структурно-семантические подклассы делятся немецкие глаголы?

9. Приведите морфологическую классификацию немецких глаголов.

10. Дайте понятие абсолютного и относительного употребления временных форм. Какие оппозиции составляют немецкие временные формы?

11. Расскажите о грамматическом значении и грамматических категориях имени прилагательного. Что мыслится под абсолютными и относительными грамматическими категориями прилагательных.

12. На какие типы делятся местоимения в немецком языке? Каковы их грамматические категории?

13. Раскройте понятие валентности. Каких видов она бывает?

14. Что такое синтетические и аналитические временные формы. Какова их категориальная семантика? Что Вам известно о транспозиции временных форм?

15. К каким категориям относится категория наклонения? Приведите оппозиции в рамках категории наклонения.

16.Каково модальное значение Футур 1 и Футур 2?

17.Раскройте связь морфологической категории наклонения с категорией модальности предложения.

18.Объясните различия между активом и пассивом с грамматической и семантико-функциональной точек зрения.

19.В чем состоит лексически ограниченный характер пассива?

20.Поясните семантику различных инфинитивных форм (1 и 2).

Вопросы для проведения второго рейтингового контроля.

 

1. Расскажите о грамматических категориях существительного и

проблеме грамматической категории определенности/ неопределенности. 2. Что Вам известно о колебаниях в роде и лексико-семантических различиях, связанных с формами рода имен существительных в немецком языке. Приведите примеры.

3. Что понимается под ведущими типами и особыми случаями в образовании множественного числа имен существительных в немецком языке?

4. Каковы способы варьирования в количестве словоформ существительных?

5. Какими сопроводителями существительного выражаются категории числа и падежа?

6. Какие типы склонения имен существительных существуют в немецком языке? Каковы их признаки?

7. Что понимается под «общим падежом»?

8. Дайте обзор основных проблем синтаксиса немецкого языка.

9. Что мыслится под синтаксическими отношениями?

10. Что такое предложение? Приведите различные точки зрения.

11. Каковы грамматические категории предложения?

12. Как трактуется предикативность в отечественной русистике и

германистике?

13. Каковы средства выражения модальности предложения?

14. Расскажите о средствах связи слов в предложении как единице

речи (согласование, управление, примыкание форм слов).

15. Приведите классификации простых предложений.

16. Что понимается под конструктивным минимумом предложения?

17. Какие компоненты предложения не являются его членами?

18. Каков порядок слов в простом предложении?

19. В каких случаях происходит отклонение от рамочной конструкции?

20. Что понимается под синтаксическими и фразеологическими словосочетаниями?

21. Осветите сильные и слабые стороны теории валентности как учения о сочетаемости слов.

22. Дайте понятие текста.

23. Каковы единицы текста и его виды?

24. В чем состоит текстовая обусловленность актуального членения предложения?

Темы для рефератов:

 

1. Имя существительное. Его грамматическое значение и синтаксические

функции.

2. Местоимения. Критерии идентификации местоимения как части речи.

3. Поле модальности в немецком языке.

4. Поле залога в немецком языке.

5. Структурно-сематическая классификация придаточных предложений в немецком языке.

6. Проблема моделирования в немецкой грамматике.

7. Спорные вопросы теории частей речи.

8. Грамматические и функционально-прагматические значения модальных слов.

9. Современное состояние учения о форме слова.

10. Проблема моделирования и трансформационная грамматика.

11. Числительное: грамматическое значение и синтаксические функции.

12. Учение о частях речи: история вопроса.

13. Значение валентности при дистрибутивном анализе.

14. Типы валентности.

15. Проблема коммуникативного членения предложения.

16. Учение о грамматико-семантических полях: история и современное состояние.

17. Прагматические потенции морфем.

18. Современное состояние учения о предложении.

19. Функциональная (коммуникативная, прагматическая) грамматика. История возникновения. Цели и методы.

20. Проблема грамматической категории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.013 с.)