Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория естественного права Р. Штаммлера и Г. РадбрухаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особой чертой политико-правовой мысли конца XIX – начала ХХ века является то, что в ней нет единого генерального направления, а существует плюрализм взглядов, теорий и тенденций. Естественно-правовые концепции развивают традиции философского осмысления права и признают существование наряду с позитивным правом идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам, закон государства является действительным и легитимным, если он соответствует идеальному праву. Неокантианская теория государства и права. Во второй половине XIX века поиск новых теоретических основ привел к возрождению идей И. Канта. В неокантианстве возникло несколько школ: фрейбурзская и майбурзская. Самым ярким выразителем идей майбурзской школы был немецкий юрист Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг.). Эти идеи он выразил в трудах: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896 г.), «Учение о правильном праве» (1902 г.), «Теория юриспруденции» (1911 г.), «Право и власть» (1918 г.). Штаммлер противопоставлял науку о природе наукам об обществе, отмечая, что природа – это «мир причинности», общество – это «царство свободной свободы», где действует закон целеполагания. Утверждая, что высшей закономерностью социальной жизни является стремление свободной воли людей к цели, ученый отрицал причинную предопределенность развития общества и выступал с критикой марксизма. Немецкий юрист пришел к выводу, что не развитие техники, не «аморфное хозяйство» является движущей силой истории, а именно право. Мыслитель предложил абстрактное определение права: «Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по своему содержанию должно не допустить нарушения». Также Штаммлер полагал, что юридические нормы возникают, являются устанавливаемыми и начинают действовать независимо от государства. Право он разграничивал на справедливое и несправедливое, доказывая тем самым, что в зависимости от конкретной ситуации происходит трансформация содержания правовых положений. Он ввел в оборот и обосновал новое понятие – «естественное право с меняющимся содержанием», отмечая, что в обществе время от времени происходят столкновения между хозяйством и правом, возникают однородные массовые явления, противоречащие конечной цели ответственного за них права. Все это порождает идеи о трансформации права. По Штаммлеру, «естественным правом с меняющимся содержанием» есть такое, которое приобретает массовый характер идеи по трансформации содержания права, содержащегося в общественном правосознании и должно осуществляться применительно к конечной цели. Для ученого «окончательная цель» – это абстрактный правовой идеал, такое общество, в котором каждый человек в своих решениях и поступках руководствуется только объективно правомерными соображениями, это «общество свободных людей». В таком обществе преодолено основное противоречие между волей и желанием, разумом и чувством. Штаммлер, продолжая идеи И. Канта, утверждает, что этого идеала никогда не может быть достигнуто, поскольку это означало бы конец истории человечества. Однако он считал, что общество можно приблизить к идеалу, и призвал создавать соответствующие проекты, морально совершенствоваться. Творчество Штаммлера оказала значительное влияние на учение Густава Радбруха (1878-1949 гг.). Последний считал, что право можно понять только исходя из априорной идеи права. Именно им определена цель права. Априорная идея права в своем внутреннем содержании синтезирует три основные элемента ценностного характера: справедливость, определенность цели и правовую стабильность. Понятно, что справедливость осуществляется с позиции ее понимания как содержательного элемента идеи права и сущности понятия права. При этом Радбрух понимал не материальный, а формальный принцип справедливости и то, что содержание его может быть раскрыто благодаря принципу равенства.
6. Аристократическая концепция государства и права Ф. Ницше Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) – немецкий философ, писатель и политический мыслитель. Свои государственно-правовые идеи философ изложил в произведениях: «Греческое государство» (1871 г.), «Так говорил Заратустра» (1884г.), «По ту сторону Добра и Зла» (1886 г.), «О происхождении морали» (1887 г.), «Жажда власти» (1891 г.), «Антихрист» (1895 г.). Ф. Ницше – представитель иррационализма, один из основателей «философии жизни». В начальный период его творчества на него сильное влияние оказали взгляды А. Шопенгауэра и И. Канта. Произведения Ф. Ницше написаны обычно в форме отрывочных афоризмов (изречений), где отвлеченные рассуждения иногда прерываются яркими образами. В основе учения Ницше лежит аристократическая концепции и культ сильной личности, «сверхчеловека», который стоит в таком отношении к современному человеку, как последний – к обезьяне (о пришествии этого сверхчеловека проповедует пророк Заратустра). Основное понятие в философии Ницше, используемое им для объяснения всего совершающегося в мире – это понятие «воля к власти». С его помощью он пытался объединить и систематизировать многие свои философские идеи. Воля к власти – это постоянное стремление к власти и ее применению. При этом она является и свойством социально-правовых явлений. Поэтому вся социально-политическая история в представлении Ницше есть борьба двух воль к власти: воли сильных (аристократии, высших видов) и воли слабых (массы, толпы, стада). Аристократическая воля – инстинкт подъема, воля к жизни; вторая – инстинкт упадка, воля к смерти. Цель истории – создание великих людей, а народные массы являются только средством или препятствием для достижения этой цели. Аристократической концепции подчинена идея происхождения государства как средства насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над массой. В работе «Так говорил Заратустра» Ницше проводит мысль о том, что существование совершенного человека, именуемого «сверхчеловеком», и государственная организация несовместимы, т.е. он отрицает государственную жизнь как основу человеческого существования и характеризует государство как «смерть народов», учреждение «для лишних людей». Но Ницше отрицает только современное государство, оказавшееся в руках плебейского большинства. Он считает, что государство только тогда отвечает своему подлинному значению («надлежаще служит аристократической культуре и гению»), когда оно элитарно. Ницше различал аристократическое государство (теплица для высокой культуры) и демократическое (упадочная форма, в котором господствует чернь). Ницше связывал появление права с социальным неравенством, с насилием. Исходя из принципа неравенства людей в зависимости от того, относятся ли они к аристократии или толпе, Ницце отвергал идею свободы и равенства и обосновывал правомерность правовых притязаний «совершенных» индивидов. Только сила дает право, и нет права, «которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием». Право – это результат войны и победы. Именно оно является подлинным естественным правом. В мирное время право фиксирует результат войны и является определенным договором борющихся сил: «без договора нет права». Современные законы, существующие в современных ему государствах, он называл «стадным законодательством».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.009 с.) |