Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория естественного права Р. Штаммлера и Г. Радбруха

Поиск

 

Особой чертой политико-правовой мысли конца XIX – начала ХХ века является то, что в ней нет единого генерального направления, а существует плюрализм взглядов, теорий и тенденций. Естественно-правовые концепции развивают традиции философского осмысления права и признают существование наряду с позитивным правом идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам, закон государства является действительным и легитимным, если он соответствует идеальному праву.

Неокантианская теория государства и права. Во второй половине XIX века поиск новых теоретических основ привел к возрождению идей И. Канта. В неокантианстве возникло несколько школ: фрейбурзская и майбурзская. Самым ярким выразителем идей майбурзской школы был немецкий юрист Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг.). Эти идеи он выразил в трудах: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896 г.), «Учение о правильном праве» (1902 г.), «Теория юриспруденции» (1911 г.), «Право и власть» (1918 г.).

Штаммлер противопоставлял науку о природе наукам об обществе, отмечая, что природа – это «мир причинности», общество – это «царство свободной свободы», где действует закон целеполагания. Утверждая, что высшей закономерностью социальной жизни является стремление свободной воли людей к цели, ученый отрицал причинную предопределенность развития общества и выступал с критикой марксизма. Немецкий юрист пришел к выводу, что не развитие техники, не «аморфное хозяйство» является движущей силой истории, а именно право.

Мыслитель предложил абстрактное определение права: «Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по своему содержанию должно не допустить нарушения». Также Штаммлер полагал, что юридические нормы возникают, являются устанавливаемыми и начинают действовать независимо от государства. Право он разграничивал на справедливое и несправедливое, доказывая тем самым, что в зависимости от конкретной ситуации происходит трансформация содержания правовых положений. Он ввел в оборот и обосновал новое понятие – «естественное право с меняющимся содержанием», отмечая, что в обществе время от времени происходят столкновения между хозяйством и правом, возникают однородные массовые явления, противоречащие конечной цели ответственного за них права. Все это порождает идеи о трансформации права. По Штаммлеру, «естественным правом с меняющимся содержанием» есть такое, которое приобретает массовый характер идеи по трансформации содержания права, содержащегося в общественном правосознании и должно осуществляться применительно к конечной цели.

Для ученого «окончательная цель» – это абстрактный правовой идеал, такое общество, в котором каждый человек в своих решениях и поступках руководствуется только объективно правомерными соображениями, это «общество свободных людей». В таком обществе преодолено основное противоречие между волей и желанием, разумом и чувством. Штаммлер, продолжая идеи И. Канта, утверждает, что этого идеала никогда не может быть достигнуто, поскольку это означало бы конец истории человечества. Однако он считал, что общество можно приблизить к идеалу, и призвал создавать соответствующие проекты, морально совершенствоваться.

Творчество Штаммлера оказала значительное влияние на учение Густава Радбруха (1878-1949 гг.). Последний считал, что право можно понять только исходя из априорной идеи права. Именно им определена цель права. Априорная идея права в своем внутреннем содержании синтезирует три основные элемента ценностного характера: справедливость, определенность цели и правовую стабильность. Понятно, что справедливость осуществляется с позиции ее понимания как содержательного элемента идеи права и сущности понятия права. При этом Радбрух понимал не материальный, а формальный принцип справедливости и то, что содержание его может быть раскрыто благодаря принципу равенства.
Исследуя естественное право, Радбрух обращал внимание на понятие природы вещей. В его толковании природа вещей – это движущая сила преобразования юридических институтов под воздействием переменной социальной жизни. В таком смысле право является следствием и инструментом изменения социальной реальности. Логическая конструкция понятия «природа вещей» является способом формирования норм и общественных институтов на основе жизненных отношений. Она трансформирует реальность явлений в мир правовых институтов, которые имеют имманентные ценности (институты собственности, солидарности, обязанности).

 

6. Аристократическая концепция государства и права Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900 гг.) – немецкий философ, писатель и политический мыслитель. Свои государственно-правовые идеи философ изложил в произведениях: «Греческое государство» (1871 г.), «Так говорил Заратустра» (1884г.), «По ту сторону Добра и Зла» (1886 г.), «О происхождении морали» (1887 г.), «Жажда власти» (1891 г.), «Антихрист» (1895 г.).

Ф. Ницше – представитель иррационализма, один из основателей «философии жизни». В начальный период его творчества на него сильное влияние оказали взгляды А. Шопенгауэра и И. Канта. Произведения Ф. Ницше написаны обычно в форме отрывочных афоризмов (изречений), где отвлеченные рассуждения иногда прерываются яркими образами.

В основе учения Ницше лежит аристократическая концепции и культ сильной личности, «сверхчеловека», который стоит в таком отношении к современному человеку, как последний – к обезьяне (о пришествии этого сверхчеловека проповедует пророк Заратустра).

Основное понятие в философии Ницше, используемое им для объяснения всего совершающегося в мире – это понятие «воля к власти». С его помощью он пытался объединить и систематизировать многие свои философские идеи. Воля к власти – это постоянное стремление к власти и ее применению. При этом она является и свойством социально-правовых явлений. Поэтому вся социально-политическая история в представлении Ницше есть борьба двух воль к власти: воли сильных (аристократии, высших видов) и воли слабых (массы, толпы, стада). Аристократическая воля – инстинкт подъема, воля к жизни; вторая – инстинкт упадка, воля к смерти. Цель истории – создание великих людей, а народные массы являются только средством или препятствием для достижения этой цели.

Аристократической концепции подчинена идея происхождения государства как средства насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над массой.

В работе «Так говорил Заратустра» Ницше проводит мысль о том, что существование совершенного человека, именуемого «сверхчеловеком», и государственная организация несовместимы, т.е. он отрицает государственную жизнь как основу человеческого существования и характеризует государство как «смерть народов», учреждение «для лишних людей». Но Ницше отрицает только современное государство, оказавшееся в руках плебейского большинства. Он считает, что государство только тогда отвечает своему подлинному значению («надлежаще служит аристократической культуре и гению»), когда оно элитарно.

Ницше различал аристократическое государство (теплица для высокой культуры) и демократическое (упадочная форма, в котором господствует чернь).

Ницше связывал появление права с социальным неравенством, с насилием. Исходя из принципа неравенства людей в зависимости от того, относятся ли они к аристократии или толпе, Ницце отвергал идею свободы и равенства и обосновывал правомерность правовых притязаний «совершенных» индивидов. Только сила дает право, и нет права, «которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием». Право – это результат войны и победы. Именно оно является подлинным естественным правом. В мирное время право фиксирует результат войны и является определенным договором борющихся сил: «без договора нет права».

Современные законы, существующие в современных ему государствах, он называл «стадным законодательством».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.009 с.)