Теория конфликтов Людвига Гумпловича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория конфликтов Людвига Гумпловича



Австрийский государствовед Людвига Гумпловича (1838-1909 гг.) сформулировал свою теорию конфликтов в таких трудах: «Раса и государство», «Исследование закона формирования государства», «Общее государственное право», «Борьба рас».

«Борьба рас» – термин, который Гумплович ввел в научный оборот в межнациональной среде. Но понятие «раса» у него не имело ничего общего с антропологическим термином, который вошел в обиход на рубеже веков. Гумплович по широте своих взглядов стоял значительно выше расистских идей о неизбежности борьбы между племенами, о совершенствовании определенных рас и истребление других. Ему были чужды, даже враждебные взгляды расистов (Гобино, Чемберлен). Мыслитель не признавал ни расовой неизменности, ни возможности существования чистых рас.

Учение Гумпловича, борьба за существование – основной фактор социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия этого фактора. Эта борьба – вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Она выливается в борьбу между различными человеческими группами. Сильные побеждают, устанавливая контроль и господство. Гумплович приходит к выводу, что указанный процесс – высший закон истории. Если люди поймут этот простой закон, то разгадают решаемую загадку политики и истории.
Беспощадную борьбу человеческих групп между собой, по Гумпловичу, стоит объяснить определенным образом и достаточно неоднозначно: а) расовые причины и б) стремление людей к удовлетворению своих материальных потребностей – экономические мотивы являются причиной всякого социального движения. Эти два взаимосвязанных фактора обусловливают все государственное и социальное развитие.

На начальном этапе развития человечества конфликты, войны между отдельными родами за овладение тем или иным имуществом завершались уничтожением побежденной группы. Позднее людей из таких групп стали оставлять в живых и превращать в рабов, эксплуатировать. Победители (ими оказывались расы с более высокими интеллектуальными способностями и строгой военной дисциплиной – например, салические франки, захватившие Галлию), чтобы упрочить свое господствующее положение и держать в повиновении покоренных, должны были осуществлять ряд организационных и других мероприятий. Результатом таких действий является возникновение государства.
Позже к войнам между расами и государствами добавились конфликты внутри самого государства. Борьба рас на стадии цивилизации трансформируется в борьбу социальных групп, классов, сословий, политических партий. Учитывая, что государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы слабых, побежденных другой группе сильнейших, победителей, средством поддержания порядка является «господство – подчинение».

Гумплович выступает категорически против того, чтобы характеризовать государство как орган умиротворения, примирения противоречивых интересов. Государству суждено быть органом принуждения и насилия. Гумплович заключает, что существование общества без государственного принуждения невозможно.
Государство, по мнению Гумпловича, является организацией господства, призванное поддерживать определенный правовой порядок. Активность государства не ограничена лишь гарантированием определенного правопорядка.

Дух возвеличивание и культ «государственничества» сказался и на общих вопросах. Гумплович утверждал, что право возникает лишь для воплощения предписаний государственной власти. Изнутри же право наполнено нравственностью, которая служит ему неиссякаемым источником.
В рождении права решающее слово принадлежит государству. В догосударственном состоянии не было никакого права. Только будучи кристаллизованной в государственных законах, нравственность становится правом. Право целиком обязано государству, как своим рождением, так и последующим существованием.
Для государства право и правопорядок с исторической точки зрения, являются лишь средствами, писал Гумплович. Ученый отрицал наличие «неотчуждаемых прав человека». С его точки зрения, они – иллюзия, плод самообожествления индивида, превознесение ценности человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.005 с.)