Социологические концепции М. Вебера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические концепции М. Вебера



 

Немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864-1920 гг.) оказал заметное влияние на новейшее осознание теории власти и средств контроля государства над обществом и индивидом. Основные его труды: «Полное собрание политических сочинений» (1921 г.), «История хозяйства» (1923 г.), «Полное собрание сочинений по социальной и научной истории» (1924 г.).

Ключевыми для понимания социологической теории Вебера является его определения понятий «социальное поведение», «социальная связь», «легитимный порядок», «борьба», «союз» и др. Так, социальное поведение – это позиция субъекта, что проявляется наружу или внутрь, ориентированная на определенный поступок или воздержание от него. Социальное поведение приобретает воплощение в социальной связи, то есть во взаимосвязанных действиях нескольких субъектов и объектов. «Легитимный порядок» Вебер классифицировал по характеру мотивации подчиняющихся этому порядку. Понятие «борьбы», по Веберу, – это связь, которая заключается в попытке навязать свою волю, несмотря на сопротивление.

Ключевое значение имело определение Вебером понятия политических отношений. В широком смысле политические отношения – это отношения, связанные с самостоятельным руководством различными отраслями общественной жизни, начиная от социально-экономических и заканчивая семейными. В узком смысле – это руководство политической организацией, прежде всего, государством. Политик – это человек, который стремится принимать непосредственное участие в реализации власти или влиять на ее распределение внутри государства. Другими словами, – это деятельность, которая сводится к господству одних над другими, или отношения господства одних над другими.

В политическом учении Вебера была важной концепция политического господства. Если власть обусловлена возможностью субъекта навязать свою волю другим, даже в случае их сопротивления, то господство детерминировано наличием господина, который рассчитывает на повиновение тех, кто теоретически должен ему подчиняться. Правда, те, кто должен повиноваться, рассчитывают, что решение господина будет в пределах их возможностей. Властные решения – это те, которые не обязательно должны быть законно необходимыми, а подчинение им не обязательно, решение господина опираются на признание решений теми, кто им подчиняется. Вебер считает, что господство можно разделить, в соответствии с его мотивацией, на рациональное, традиционное и харизматическое. Первое опирается на веру в долг легального установления и в легальность субъектов власти. Традиционное господство опирается на сакральный характер традиции и легитимность господство субъектов власти. Харизматическое господство основано на личной преданности субъекту господство, который имеет какие-то необычайные таланты от Бога и природы.

Согласно типам господства, Вебер определил и типы поведения и легитимности. Ученый указывает четыре типа поведения: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное и обязательное, проистекающие из веры в обязательность легального порядка. Анализируя рациональное господство, Вебер разработал концепцию бюрократии.

Основными чертами бюрократического управления являются: 1) обособление служб и компетенции, строго определенных в законах и правилах в целях удобства во время принятия решений и контроля; 2) защита статуса и компетенции служащих, несменяемость судей, гарантированное продвижение по службе и пенсия за выслугу лет у чиновников; 3) четкая иерархия в выполнении распорядительных управленческих и исполнительских функций; 4) подбор кадров на конкурсной основе; 5) полное обособление выполняемой служебной функции от личностных свойств и характеристик, поскольку служащий не может быть собственником своей должности или средств управления.

Бюрократия имеет глубокие исторические корни. Говоря о роли бюрократии в будущем, Вебер прогнозировал, что неотвратимой перспективой всех современных демократий является тотальная бюрократизация общественной и государственной жизнедеятельности. Именно в силу такой перспективы на смену капитализму, согласно Веберу, придет не социализм, а бюрократизированное, с целью рационального управления, общество.

Выводы

Таким образом, идеи социализма раскрывали пороки тогдашнего общества, выдвигали проекты общественно-государственных преобразований, призванных обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу отдельного человека. Заслуга представителей различных социальных течений была в том, что им удалось преодолеть узкие рамки буржуазного мышления, которое воспринимало существующий социальный порядок как единственно возможный. При всей наивности предлагаемых ими практических действий и средств реализации проектов их взгляды на человека, государство и идеал общества будущего сохраняют свою актуальность до сих пор.

Что же касается марксизма, то следует отметить, что его социально-государственная доктрина раскололась на две концепции, которые на практике оказались противоположными. Одна линия, представленная марксистским партийным социализмом, ожидала, что эволюция капитализма создаст классово сознательный пролетариат, который будет набирать силы, пока не сможет взять на себя руководство обществом, которое к тому времени станет политически структурированным и демократическим. Эта линия породила европейскую социал-демократию. Другая линия – вернулась к раннему марксизму, согласно которому коммунизм является идеалом интеллектуальной элиты или пролетарского меньшинства, которое живет преимущественно в крестьянской среде, лишенной либеральных политических прав и свобод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.004 с.)