Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Либеральные концепции права Р. фон Иеринга и Г. ЕллинекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во второй половине XIX века дальнейшее развитие приобрела либеральная идеология. Одним из выдающихся сторонников этой идеологии был немецкий ученый Рудольф фон Иеринга (1818-1892 гг.) – ученик представителей исторической школы права Г. Пухты и Ф. Савиньи. Его правовая концепция изложена в трехтомном труде «Дух римского права на различных этапах его развития» (1852-1854), двухтомном «Цель в праве» (1877-1883 гг.) и самой известной работе «Борьба за право» (1872 г.). Автор выстроил свои рассуждения по следующей логической схеме: Основная цель человеческого существования – самосохранение, для ее удовлетворения существует общество, в обществе эта цель вызывает потребность имущества, имущественный интерес требует для своей охраны установления права и государства. Таким образом, генезис права – не цепь случайных, произвольных событий, а закономерно протекающий процесс, который несет на себе отпечаток «социокультурного своеобразия» народа. Возникает право из борьбы, постоянно ведущейся в обществе. В борьбе люди реализуют и защищают свои интересы, обретают право. В связи с этим Иеринг подчеркивает, что право – не продукт «общественного договора» (естественная школа права) и не саморазвивающийся продукт (историческая школа права), а продукт цели, служащий общественным интересам. Сущностью права и является заключенная в нем цель – обеспечение условий социального общежития. Постигать право – значит исследовать и понимать обстоятельства, которые его порождают. Право, согласно концепции Иеринга, есть защищенный законом интерес, но он прибегает и другим определениям: право есть «совокупность действующих в государстве принудительных норм»; право есть «система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых внешним принуждением», т.е. государственной властью. Иеринг не разграничивал право и закон – для него эти понятия являлись идентичными. Единственный источник права – государство. Именно поэтому право отличается от иных социальных регуляторов (например, морали). Государство и право необходимо дополняют друг друга: государство выступает внешним механизмом силы, право служит формой использования (действия) этого механизма. Именно государство осуществляет принуждение, без которого существование права невозможно. Государство – есть общество, которое принуждает. Р. Иеринг выступал сторонником сильной государственной власти, устанавливающей в обществе порядок. В то же время Р. Иеринг полагал, что государство должно самоограничиваться правом, т.е. в определенной степени он говорил о правовом государстве, в котором в результате самоограничения власти правом и введения конституционной системы, закрепляется господство закона. Он считал, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она, пользуясь терминологией Иеринга, приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы». Плодотворно разрабатывал теорию о правовом самоограничении государства, стремясь совместить понимание права и государства с социологией, немецкий государствовед Георг Еллинек (1851-1911 гг.). Он опубликовал ряд трудов по государственному праву: «Система субъективного открытого права» (1872 г.) «Система субъективных публичных прав» (1878 г.) «Общее учение о государстве» (1900 г.) и др. Еллинек различал социальные и юридические понятия государства и права. Отделял писаную конституцию от фактической. Он доказывал, что право является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами. Власть и право в социальном аспекте должны толковаться психологически. Все явления общественной жизни имеют массово-психологический характер. Общество – совокупность психологических связей, что обнаруживаются в общественном мире, между людьми. Действующее право, за Еллинеком определялось в духе юридического позитивизма. Право в социальном аспекте, позитивность права основаны на средней, типовой убежденности народа в том, что это есть право действующее. На такой основе построен весь правопорядок. В социально-психологическом плане истолковывается и государство, которое сводится к соотношению волеизъявления господствующих и подвластных. Повиновение обеспечивается там, где до фактических отношений господства присоединяется их психологическое признание подвластными как нормативных отношений. Должно быть так, как есть. Именно эта нормативная сознание, добавляя власти правового характера, делает ее прочной. Государственная власть должна – не считая переходных эпох – опираться на убежденность народа в ее правомерности, что присуще любой форме государства, не исключая и неограниченной монархии. Таким образом, Еллинек высказал идею, названную позже политологами идеей легитимации государственной власти. Ссылаясь на социальное понятие государства и права, на господствующий социально-психологический взгляд, Еллинек отмечал, что вся наша современная культура основана на убеждении. Власть государства имеет свои пределы. А мы – подчиненные безгранично всемогущей власти государственные рабы. Эти соображения Еллинека отражают более высокий уровень конституционного развития Германской империи, чем апелляции Рудольфа Иеринга до ума правящих кругов. Политико-правовая теория Еллинека касалась и проблемы общества. Общество состоит из разных, противоположных друг другу социальных групп, борющихся между собой. Поэтому оно не может иметь единой свободы. Представительное учреждение (Парламент) должна выражать единую народную волю. Еллинек, как и представители юридической школы государствоведения, одобряет институты парламентаризма, независимость депутатов от избирателей. Народ, объяснял Еллинек, влияет на ход государственных дел через избирательное право. Депутат по закону не обязан отчитываться перед избирателями, но находится под их фактическим контролем. Парламент, свобода которого расходится с народными воззрениями, не может долго оставаться у власти. В парламентском, представительном правлении снимаются противоречия между единством государства как юридического лица и социальной разобщенностью интересов народа, образующих данное юридическое лицо. Политико-правовая теория Георга Еллинека служила обоснованием развития представительных учреждений парламентского типа в Германской империи и других странах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.7 (0.009 с.) |