ТОП 10:

ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФЕНОМЕН XX ВЕКА



XX век ознаменовался возникновением в большинстве стран второго эшелона модернизации нового типа политических режимов, получивших название тоталитарных.

В этих странах (к ним принадлежали Германия, Россия, Италия), роль государства была выше, чем в Великобритании и США, считающихся родиной либеральной демократии. Так, в 1913 г. в США государство перераспределяло лишь 9% ВНП, в то время как в Германии — 18%, то есть вдвое больше. При обострении социальных и экономических проблем вполне естественным было искать их решения в еще большем расширении регулирующих функций государства. В конечном счете возникала тенденция к установлению всеобъемлющего (тотального) контроля государства над сферой производства, распределения и обмена, духовной жизнью общества, поведением граждан. Подобное расширение функций государства было бы в принципе невозможно без изменения его природы, установления нового типа отношений между государством и обществом.

Идеологические и политические основы тоталитаризма. Предпосылкой установления тоталитарного политического режима выступало принятие если не всем обществом, то значительной его частью единой системы ценностей, идеологии, политической программы, требующей для своей реализации особой роли государства.

Тоталитарные идеологии первой половины XX века не были связаны с религиозными идеями, хотя в историческом плане им предшествовал именно религиозный фанатизм. Многие черты тоталитаризма проявлялись во Флоренции времен правления монаха Савонаролы (1494—1497), пытавшегося внедрить добродетель принудительными мерами. В годы правления Ж. Кальвина в Женеве (1541—1564) государственному регулированию подвергались нравы, верования, развлечения граждан, которым строго предписывалось, какое в каких случаях у них должно быть выражение лица. Клерикально-тоталитарным принято считать и государство иезуитов, существовавшее в Парагвае в XVII—XVIII веках.

Тоталитарные эксперименты прошлого были ограничены по масштабу и по характеру целей. Лишь в XX веке в условиях существования массовых политических партий, использующих средства массовой информации для популяризации своих идей, тоталитаризм проявил себя как особый исторический феномен.

Характерной чертой тоталитарной идеологии является ее претензия на абсолютную истинность, на выражение неких высших интересов (нации, передового класса и т.д.). Будучи адресована широким слоям населения, способным обеспечить массовую опору тоталитарному режиму, данная идеология приобретает популистский характер. Она апеллирует больше к инстинктам масс (национальной неприязни, классовой нетерпимости), чем к разуму и рассудку. Носителем такой идеологии выступает тоталитарная политическая партия или движение. Такая партия в тактических целях способна идти на компромиссы, но чаще всего она рассматривает все остальные политические силы как врагов, рано или поздно подлежащих уничтожению.

Тоталитарная партия долгое время может быть малозаметной, опираться на маргинальные слои общества (разочарованных во всем интеллектуалов, люмпен-пролетарские, уголовные элементы). Однако в ситуации кризиса при резком падении доверия населения к институтам власти, традиционным политическим партиям и их лидерам тоталитарная партия, как носитель альтернативы, оказывается способной обеспечить себе массовую опору.

Особенности тоталитарных режимов. Приход к власти путем выборов или переворота тоталитарной партии знаменует поворот к установлению тоталитарного режима. Он может именовать себя как угодно (социалистической демократией, корпоративным государством, формально оставаться монархией или республикой), в данном случае название определяет форму, но не сущность режима, которая характеризуется следующим.

Во-первых, государство становится инструментом господства тоталитарной партии. Структуры партии и государства сливаются воедино. Численность государственного аппарата возрастает за счет партийных функционеров, из рядовых членов партии формируется механизм контроля за повседневной жизнью граждан. Идеология тоталитарной партии становится государственной, насаждается в обществе с помощью контроля над средствами массовой информации, жесткой цензуры. Правовые нормы корректируются с учетом текущих политических и идеологических задач. Новые лидеры рассматривают право как инструмент достижения своих целей. Свои действия они оправдывают политической целесообразностью, ссылками на «революционную мораль», которые ставятся выше закона.

Во-вторых, всякая политическая оппозиция уничтожается. Общественные организации, иные структуры гражданского общества либо распускаются, либо ставятся под контроль государства, становятся инструментом достижения поставленных тоталитарными лидерами целей. Общество рассматривается как монолитное образование, определяемое как «народ», «нация». Любые выражения несогласия с политикой и идеологией режима квалифицируются как антиобщественные, антинародные, заслуживающие сурового наказания.

В-третьих, основные ресурсы, материальные, человеческие, интеллектуальные, направляются на достижение одной главной цели, считающейся высшей ценностью. Характер этой цели определяется идеологией. Сама она является, как правило, достаточно абстрактной, но в то же время простой и понятной. Это цель восстановления величия нации или освобождения всех угнетенных и т.д.

В-четвертых, роль личности в условиях тоталитаризма не сводится к соблюдению определенных правил поведения, повиновению режиму. От человека требуется постоянное служение высшей цели, вплоть до готовности к самопожертвованию во имя ее достижения. С помощью системы образования, воспитания, в том числе и средствами искусства, пропаганды человека с рождения и до смерти убеждают в правильности господствующей идеологии, необходимости воспринимать всех, кто ее не воспринимает, в качестве врагов. Именно их происками объясняются трудности на пути достижения поставленной цели. Тем самым энергия общества, людей направляется на борьбу с «врагами» — внешними и внутренними, имитируется политическая активность, на деле сводящаяся к свободе выражения поддержки правящей партии.

В-пятых, особая роль в тоталитарных режимах отводится лидерам. Поскольку считается, что в обществе существует лишь одна верная идеология, имеющая одного носителя (партию), ее лидер неизбежно обожествляется, становится воплощением высшей идеи, символом нации, прогресса. Поклонение вождям, власти вообще, убежденность в их непогрешимости насаждаются с использованием всех возможностей средств массовой информации.

Сила и слабость тоталитаризма. Тоталитарные режимы имеют свои сильные и слабые стороны.

Тоталитарная идеология, распространяясь в обществе, способна увлечь многих людей перспективой выполнения «великой миссии». За счет этого обеспечиваются недостижимые ни при каком другом режиме единомыслие и энтузиазм масс, удается экономить ресурсы на оплате рабочей силы, побуждать интеллектуалов работать с максимально высокой отдачей. В сочетании с использованием принудительного труда жертв репрессий для неквалифицированной работы в целом обеспечивается высокая эффективность экономики. Другим источником силы тоталитарных режимов была их способность концентрировать все ресурсы общества (нередко весьма ограниченные) и централизованно направлять их на реализацию крупномасштабных проектов. Контроль над распределением ресурсов позволял создавать дополнительные рабочие места, вводить уравнительное распределение, что отчасти решало проблемы безработицы, отсутствия средств к существованию у беднейших слоев общества.

В то же время принятие решений о стратегии развития одним «центром власти» без какого-либо обсуждения повышало вероятность ошибок, нерационального расходования ресурсов. Централизованное управление при больших масштабах экономики рано или поздно теряло эффективность. Ведомственные, местные интересы при невозможности их политического выражения реализовывались в форме бюрократической интриги, подспудной борьбы за большую «долю пирога» в распределяемых ресурсах, за влияние. Рост управленческого аппарата не способствовал повышению эффективности и динамизма его деятельности. Возникающие неучтенные «излишки» ресурсов и продукции становились базой развития теневой экономики, черного рынка. Политика контроля над ценами, товарооборотом порождала стремление к изоляции от мирового рынка, к развитию с опорой на собственные силы (хозяйственной автаркии). Это ограничивало возможности использования преимуществ участия в международном разделении труда, привлечения иностранного капитала.

Самым уязвимым звеном тоталитарных режимов была их зависимость от идеологии, выступавшей их основной опорой. Падение влияния идеологии, утрата надежд на достижение поставленных целей, борьба за власть в правящей элите рано или поздно лишают тоталитарный режим главной основы — веры масс в непогрешимость его лидеров. Эта вера, благодаря косметическим мерам, может возрождаться, какое-то время режим способен существовать по инерции, репрессиями искореняя инакомыслие. Однако с эрозией тоталитарной идеологии в обществе растет число сторонников альтернативных идей и ценностей, в частности либерально-демократических. Постепенно общественное мнение обретает свободу от влияния тоталитарных средств массовой информации. В обществе формируются альтернативные модели поведения, отличающиеся от предписанных правящей партией. Это ведет к кризису тоталитарного режима, его постепенной эрозии.

Разумеется, пути установления и падения тоталитарных режимов XX века были различны. В каждой из стран второго эшелона модернизации, где они сложились, тоталитаризм имел наряду с общими свои особые, уникальные, неповторимые черты.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из работы Б. Муссолини «Доктрина фашизма» (1932 г.):

«Фашизм видит в мире не только поверхностные, материальные аспекты, в которых человек проявляет себя как индивид, опирающийся на самого себя, сосредоточенный на самом себе, подчиняющийся естественному закону, инстинктивно влекущему его к жизни в недолгом, эгоистическом удовольствии; он видит не только индивида, но и нацию и страну; индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями, миссия которого — подавить инстинкт к жизни, замкнутой в узком кругу удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в котором индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного существования, в котором состоит его ценность как человека <...> Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности. Она противостоит классическому либерализму, возникшему как реакция на абсолютизм и исчерпавшему свою историческую функцию, когда Государство стало выразителем совести и воли народа. Либерализм отрицал Государство во имя индивида; фашизм подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида. И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абстрактной функцией, выдуманной индивидуалистическим либерализмом, то фашизм выступает за свободу, за единственную свободу, имеющую ценность, — свободу Государства и индивида в Государстве. Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство — синтез и объединение, включающее в себя все ценности, — объясняет, развивает и придает силу всей жизни народа. Вне Государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов). Поэтому фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри Государства, сливающего классы в единую экономическую и этническую реальность, и который не видит в истории ничего, кроме классовой борьбы. Фашизм противоположен и тред-юнионизму, как классовому оружию. Но, будучи вовлеченным в орбиту государства, фашизм видит реальные потребности, которые дали начало социализму и тред-юнионизму и которые заняли должное место в объединенной или корпоративной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве Государства».

Из работы X. Ортега-и-Гассета «Восстание масс»:

«Величайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательство его во все области, поглощение всей общественной спонтанной инициативы государственной властью, а значит уничтожение исторической самодеятельности общества, которое в конечном счете поддерживает, питает и движет судьбы человечества. Массы знают, что когда им что-либо не понравится или чего-нибудь сильно захочется, они могут достигнуть всего без усилий и сомнений, без борьбы и риска; им достаточно нажать кнопку, и чудодейственная машина государства тотчас сделает все, что нужно. Эта легкая возможность всегда представляет для масс сильное искушение <...> Человек массы действительно верит, что он — государство, и все больше стремится под всякими предлогами пустить государственную машину в ход, чтобы подавлять творческое меньшинство, которое ему мешает всюду, во всех областях жизни — в политике, в науке, в индустрии.

Это стремление кончится плохо. Творческие стремления общества будут все больше подавляться вмешательством государства; новые семена не смогут приносить плодов. Общество будет принуждено жить для государства, человек — для правительственной машины. И так как само государство в конце концов только машина, существование и поддержание которой зависит от живой силы машиниста, то, высосав все соки из общества, обескровленное, оно само умрет смертью ржавой машины, более отвратительной, чем смерть живого существа».

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова сущность всех тоталитарных режимов? Что представляет собой идеология, на которой они основывались?

2. Объясните, как вы понимаете смысл названия текста «Тоталитаризм как феномен XX века». Каким образом его возникновение связано с уровнем индустриального развития стран?

3. Сравните основные черты тоталитарного политического режима с принципами функционирования либерально-демократических государств. В чем сила и слабость тех и других политических режимов?

4. Ознакомьтесь с текстом приложений. Перескажите своими словами аргументы «за» и «против» тоталитаризма. Как вы считаете, почему в 1920-е гг. многие европейцы не прислушивались к предостережениям об опасности фашистского тоталитаризма?

ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ

Особенности тоталитарных режимов Италии и Германии определялись их опорой на идеологию, основанную на воинствующем национализме и расизме.

Идеология национализма сама по себе не является тоталитарной. Она сформировалась в Европе в XVIII—XIX веках и отразила стремления народов, поделенных между лоскутными феодальными империями, к созданию собственных национальных государств. Направленность политики на защиту национальных интересов на международной арене вполне совместима с любым политическим режимом, в том числе и либерально-демократическим.

В то же время, как показал опыт XX века, идеология, основанная на национализме, при определенных условиях может стать основой тоталитарного режима. При этом национализм приобретает гипертрофированный характер. Он не только перестает отражать интересы нации, но и сводит смысл ее существования к служению абстрактной национальной идее, в том числе и такими методами, которые противоречат объективным интересам народа.

Идеология фашистских партий. Предпосылки роста популярности национальной идеи в Италии и Германии были одинаковы.

Италия понесла большие потери в первой мировой войне, вышла из нее с ослабленной и подорванной экономикой и, хотя принадлежала к лагерю победителей, получила от союзников значительно меньше, чем рассчитывала. Соответственно, идея восстановления «справедливости», создания Великой Италии встречала в обществе позитивный отклик.

Германия капитулировала в ноябре 1918 г., когда шансов на военную победу уже не оставалось. В стране, измученной войной, началась революция. Однако ей были навязаны тяжелые и унизительные условия мира, хотя ее армия еще сохраняла способность сопротивляться, территория не была оккупирована. Это породило миф, что своим поражением в первой мировой войне Германия была обязана предательству со стороны внутренних антинациональных сил.

Важной общей чертой, характеризующей развитие и Германии, и Италии в начале 1920-х гг., была острота внутренних социально-экономических проблем и противоречий, не находивших решения.

Термин «фашизм», означающий «пучок», «связка», под которым понималось единство нации, появился в Италии. Фашистская символика, особое место в которой занимала свастика, символ плодородия во многих древних, дохристианских верованиях, парадные ритуалы, были воспроизведены по образцу Древнего Рима. Идея партии «нового типа», построенной по принципу военной организации единомышленников, подчиняющихся жесткой дисциплине, была заимствована у российских большевиков.

Национальная идея в Германии и Италии излагалась сходными формулами. Они включали апелляцию к единству нации, выражали стремление к общей высшей цели — достижения национального величия; утверждение, что интересы единой нации может выражать лишь одна политическая партия. Возглавляющий ее лидер — А. Гитлер в Германии и Б. Муссолини в Италии — считался символом нации, реализующим ее волю. Эта воля в первую очередь связывалась с осуществлением программы покорения и подчинения более слабых государств, которые рассматривались как потенциальные противники.

В обеих странах национальная идея увязывалась с социальным эгалитаризмом. Подвергались критике либерально-демократическое государство, имущие классы, выдвигались обещания решить проблему безработицы, повысить уровень жизни и уменьшить социальное неравенство, выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее обрабатывает» (лозунг Б. Муссолини).

Единственное существенное отличие идеологий итальянского и германского фашизма было связано с тем, что последняя основывалась на откровенном расизме. А. Гитлер и его окружение провозглашали арийскую расу высшей, призванной осуществлять руководство другими народами, которые объявлялись неполноценными, занимающими жизненное пространство, необходимое Германии.

Расизм и расовые теории не были чем-то новым для Европы. Еще со времени Великих географических открытий и начала создания колониальных империй для оправдания завоеваний утверждалось, что туземные жители «лишены души» и обращаться с ними можно, как с животными. В XIX веке в Великобритании были популярны идеи о тяжком бремени «белого человека», призванного руководить народами колоний, якобы не способными позаботиться о себе самостоятельно. Германский фашизм обратил расовую теорию, обосновывающуюся ссылками на силу «арийского духа», антропологические и этнографические изыскания, против самих европейских народов.

В идеологии итальянского фашизма преобладали ссылки на Римскую империю, преемником которой объявлялась Италия, претендовавшая на господство над Средиземноморьем. Это была идеология экспансии в чистом виде, но без столь явно выраженного расистского компонента, как в Германии.

Фашистский режим в Италии. Первоначально подъем фашистского движения, даже приход фашистской партии к власти в Италии не вызвал особых опасений в остальных странах Европы. С одной стороны, у многих антифашистов сохранялось убеждение, что обещания, адресованные почти всем слоям населения, не могут быть выполнены, и это приведет фашизм к краху. С другой стороны, в таких демократических государствах, как Англия, Франция, США, многие полагали, что фашистская идеология носит характер предвыборной риторики, а придя к власти, фашистские партии будут соблюдать либерально-демократические нормы политического поведения.

В известной мере эти ожидания отражали опыт политики фашистского режима в Италии. В этой стране Б. Муссолини, бывший в прошлом социалистом, создал себе репутацию сильного лидера, способного вывести страну из кризиса. В мае 1921 г. возглавленное им фашистское движение получило 7% мест в парламенте. В октябре 1922 г., после марша штурмовиков фашистской партии, чернорубашечников, на Рим, получившего название фашистской революции, король назначил Муссолини главой коалиционного правительства. Ему выразило поддержку большинство парламента. В 1924 г. блок фашистской и либерально-демократических партий добился внушительного успеха на парламентских выборах. Он получил 374 места против 157 мест у оппозиции, социалистов и коммунистов.

Поворот к созданию тоталитарного государства начался с 1925 г. и растянулся по времени примерно на десятилетие. Сперва были распущены «антинациональные», а затем и все, кроме фашистской, политические партии. Все должности в государственном аппарате стали замещаться только ее членами. На профсоюзы была возложена задача содействия «моральному и патриотическому воспитанию» своих членов. Необходимость защиты их социальных интересов отпала с созданием корпораций, объединивших под государственным контролем предпринимателей и наемных работников по отраслям промышленности. Экономическая и политическая власть сосредоточилась в руках государства, которое через Национальный совет корпораций и Институт промышленной реконструкции, монополизировавший банки страны, начал осуществлять контроль над экономическим развитием. Б. Муссолини получил возможность издавать декреты, имеющие силу закона, соединив в своем лице законодательную и исполнительную власть. Формально Италия оставалась парламентской монархией, в действительности роль короля и парламента была сведена к нулю.

Возникшие в 1920—1930-е гг. во многих странах фашистские движения, а также режимы заимствовали фразеологию и методы Б. Муссолини. Режимы М. Хорти в Венгрии (1920— 1944), Й. Антонеску в Румынии (1940—1944) также апеллировали к единству нации, ее величию, понимая под ним расширение территории за счет соседей.

Особенности германского фашизма. В Германии НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), лидером которой стал А. Гитлер, возникла тогда же, когда и фашистское движение в Италии — в 1919 г. Ее путь к власти был более долгим. Первоначально влияние этой партии ограничивалось Баварией, и ее попытка силой захватить власть в этой немецкой земле в 1923 г. завершилась провалом, Гитлеру пришлось даже провести в тюрьме больше года.

Только мировой экономический кризис 1929—1932 гг., особенно больно ударивший по Германии, изменил ситуацию. В условиях, когда в стране не нашлось лидера, способного, подобно Ф.Д. Рузвельту, найти пути смягчения социальных последствий кризиса на почве демократии, начался быстрый рост влияния двух тоталитарных и враждебных друг другу политических сил: Коммунистической партии Германии (КПГ) и НСДАП. Каждая из них отстаивала свой вариант выхода из кризиса. Однако национал-социалистам, сочетая социальные, национальные и расистские лозунги, удалось обеспечить себе более широкую поддержку безработных и рабочих, боявшихся потерять работу, разоряющихся мелких буржуа.

30 января 1933 г. А. Гитлер, как лидер партии, имеющей самую крупную фракцию в рейхстаге (парламенте), стал рейхсканцлером (главой правительства).

После поджога рейхстага 27 февраля 1933 г., в котором были обвинены коммунисты, КПГ была объявлена вне закона, ее парламентские мандаты аннулированы. Это обеспечило НСДАП и поддерживающим ее партиям центра абсолютное большинство, достаточное для предоставления правительству чрезвычайных полномочий. В итоге все партии, кроме НСДАП, были запрещены, оппозиционная пресса закрыта, «плохие» немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправлены в концлагеря. Веймарская конституция была отменена, с 1934 г. А. Гитлер стал фюрером (вождем) Германии.

Социальная программа национал-социализма — организация общественных работ, строительства дорог, позволившая ликвидировать безработицу, преодоление классового противостояния, понижение налогов для мелких собственников, была выполнена. При этом источником средств стала программа «ариизации» экономики — экспроприация собственности, включая банки и предприятия, неарийцев, прежде всего евреев (они составляли 1/15 численности буржуазии в Германии). Эта собственность переходила государству, частично передавалась германским банкирам и промышленникам. Их выигрыш, однако, оказался лишь временным. В 1934 г. экономика страны была поставлена под контроль территориальных и производственных объединений, управляемых министерством экономики. Номенклатура 80% продукции, ставшей государственным заказом, цены на нее, количество нанимаемых работников, лишившихся права на забастовку, уровень зарплаты определялись государством. Предельный уровень дивидендов на вложенный капитал для предпринимателей был установлен на уровне 6—8%, больший доход можно было получить лишь за особые заслуги перед рейхом.

Главной же целью тоталитарных режимов А. Гитлера и Б. Муссолини стала подготовка Германии и Италии к войне, которая должна была обеспечить реализацию программы приобретения жизненного пространства, покорения «неполноценных рас». Союзником европейских тоталитарных режимов стал милитаристский режим Японии, сочетавший многие черты традиционного авторитаризма с воинствующим национализмом, стремлением к захватам и господству.

При материальной и идейной поддержке тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера во многих странах мира формировались фашистские партии со своими штурмовыми отрядами, которые должны были стать пятой колонной, возглавить правительства своих стран после их покорения Германией и Италией. Фашистские группировки возникли даже в таких странах, как США и Великобритания. Во Франции сторонники фашизма пытались в 1934 г. захватить власть. Однако в странах первой волны модернизации фашистская идеология не смогла укорениться. Присущий ей акцент на единстве нации, особой роли государства не отвечал условиям обществ с традициями идейного и политического плюрализма, ограниченной ролью государства.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Адольф Гитлер (1889 — 1945),настоящая фамилия Шикль-грубер, родился в Австрии, в пригороде Линца, был четвертым ребенком в семье. Его отец, государственный служащий, имел неплохой доход, и семья не испытывала нужды. Учился Адольф без особого старания, ему претили школьная дисциплина и систематические занятия, он проявлял склонность лишь к живописи и в 1907 г. попытался поступить в Академию художеств в Вене, но не был принят.

Смерть родителей пошатнула материальное благосостояние семьи, и А. Гитлер пытается самостоятельно устроить свою судьбу. Он переезжает в Вену, где живет крайне скромно (он не употреблял спиртных напитков, был робок с женщинами) в ночлежке для бездомных, питается в столовых для безработных, пытается зарабатывать продажей своих картин и повторяет безуспешные попытки поступить в Академию. Помимо рисования, свое время он тратит на беспорядочное чтение околонаучных брошюр, в том числе посвященных оккультизму, марксистской литературы, приобщается к политике в спорах с другими бездомными и безработными, находит средства посещать театры.

Уже в этот период у него проявляется склонность винить в своих неудачах евреев и коррумпированных бюрократов, руководящих, как он считал, Академией художеств. Его привлекают пангерманские идеи, согласно которым все немцы, в том числе и австрийские, должны жить в одной империи, будущим ядром которой должна была стать Германия.

В 1913 г. А. Гитлер переезжает в Мюнхен, где ведет такую же жизнь, как и в Вене. В армию Австро-Венгрии его не взяли из-за слабого здоровья, но с началом первой мировой войны (1914—1918) он вступает добровольцем в германскую армию.

Почти всю войну А. Гитлер проводит вблизи передовой, служит посыльным при штабе полка, за дисциплинированность его производят в ефрейторы и награждают Железным крестом второй степени. В 1916 г. он был ранен, провел три месяца в госпитале и добился возвращения в свой полк. В 1918 г., попав под газовую атаку союзников, он вновь оказывается в госпитале, но к моменту его выздоровления война уже заканчивается.

В отличие от многих своих сослуживцев, А. Гитлер отнюдь не разочаровался в пангерманских идеях. Наблюдая углубление политического кризиса в стране — отречение кайзера, подписание социал-демократическим правительством мира, возникновение на территории Германии Советских республик — он убеждает себя, что в поражении виновны социалисты, евреи, продажная и коррумпированная правящая элита. Ультрапатриотические взгляды отставного ефрейтора привлекают к нему внимание специального бюро рейхсвера по расследованию подрывной деятельности в войсках, сотрудником которого становится А. Гитлер.

В 1919 г. по заданию бюро А. Гитлер вступает в малочисленную, включающую несколько десятков человек Германскую рабочую партию, созданную бывшим железнодорожным рабочим А. Дрекслером. Вскоре А. Гитлер становится лидером новой партии, у него проявляются незаурядные ораторские способности. Смесь эгалитаристских, националистических и антисемитских лозунгов, таких, как «национальный социализм», «новый мировой порядок», откровенная поддержка высокопоставленных военных, позволяют обеспечить партии симпатии масс в Баварии.

В 1923 г. в условиях очередного обострения социально-экономических проблем, вдохновленный успехами другого фашистского лидера, Б. Муссолини, А. Гитлер пытается захватить власть в Баварии, предполагая затем устроить «марш на Берлин». Путч, получивший название «пивного», был легко подавлен полицией. Гитлера приговорили к четырехлетнему заключению, но условия содержания были установлены весьма льготные, позволившие ему работать над книгой, ставшей библией германского фашизма. Эта книга, названная «Майн кампф» («Моя борьба»), сочетала автобиографические заметки с пространными рассуждениями о будущем переустройстве Германии и мира.

В 1925 г. А. Гитлер был освобожден досрочно и приступил к восстановлению своего влияния в национал-социалистическом движении, позиции которого ослабли. Ему удалось стать лидером общегерманского масштаба как благодаря поддержке военной верхушки, так и личным данным. Помимо ораторских способностей, А. Гитлер отличался от большинства политических деятелей тем, что он был фанатиком своей идеи — величия германской нации — и, считая ее высшей ценностью, был готов не останавливаться ни перед чем ради ее реализации. Будучи, судя по воспоминаниям современников, в личной жизни человеком мягким, уступчивым и даже сентиментальным, А. Гитлер без малейших колебаний обрек на гибель миллионы людей, погибших на полях сражений, уничтоженных в концлагерях. В последние дни войны, приказывая сражаться до последней капли крови, Гитлер был готов принести в жертву своей идее и немцев, которые, проиграв войну, оказались, как он считал, недостойными ее.

 

Бенито Муссолини (1883—1945) родился в маленькой деревушке в Центральной Италии. Его отец был сельским кузнецом, и ему часто приходилось наказывать сына, считавшегося талантливым, но трудным ребенком. Несмотря на постоянные драки со сверстниками, доходящие до поножовщины, Б. Муссолини закончил 10 классов школы и получил диплом, дающий ему право преподавания, но он не захотел заниматься этим «скучным» делом. В 1902 г. он отправился в Швейцарию в качестве «рабочего без средств», бродяжничал, попрошайничал, пока не устроился на работу в секретариат профсоюза каменщиков и неквалифицированных рабочих Лозанны. Здесь он много и хаотично читал, занимаясь самообразованием. В 1903 г. был арестован и выслан из Швейцарии за попытки спровоцировать профсоюз на насильственные действия. В 1904 г., уклоняясь от призыва на воинскую службу, вновь приехал в Швейцарию, где, отсидев в тюрьме, перебивался случайными заработками, пока в Италии не была объявлена амнистия дезертирам.

Вернувшись на родину, Муссолини начал преподавать в школе в небольшом городке Каневе, где он прославился пьянством и любовными похождениями. Вылечившись от сифилиса и отсидев в тюрьме за участие в беспорядках, он отправился в принадлежавший Австро-Венгрии город Тренто, где работал в еженедельнике местных социалистов «Будущее трудящихся». Резкие статьи Муссолини против церкви, национализма, милитаризма вызвали раздражение властей, и в 1909 г. он был арестован и выслан из Австрии.

По возвращении в Италию Муссолини женился и несколько остепенился. Он начал сотрудничать с газетой «Аванти» («Вперед»), официальным органом Социалистической партии Италии. Выявившиеся ораторские и публицистические способности, радикализм взглядов импонировали левому крылу партии, и в 1912 г. Муссолини стал главным редактором газеты.

В условиях начала первой мировой войны 1914—1918 гг. Муссолини первоначально поддержал лозунг социалистов о сохранении нейтралитета страны, однако потом, поверив в ленинскую идею, что война ускорит наступление революции, стал ее ярым сторонником. Порвав с социалистами, которые заклеймили его как предателя, Б. Муссолини начал издавать собственную газету — «Пополо Д'Италия» («Народ Италии»), выступавшую с идеями завоевания Италией достойного ее места в Европе. Эта кампания встретила поддержку ряда интеллектуалов, писателей, в частности романтически настроенного поэта Габриэля Д' Аннунцио.

С вступлением Италии в войну Муссолини был призван в армию и, отказавшись служить в штабе, отправился на передовую, где в 1917 г. был ранен и вернулся к политической деятельности уже в качестве национального героя.

В 1919 г. Б. Муссолини возглавил группу из нескольких десятков человек — бывших фронтовиков, во всем разочарованных анархистов, уголовников, ставших ядром фашистского движения. Его первоначальная программа была путаной и противоречивой, сочетая социалистические и националистические лозунги. Тем не менее, в условиях экономического кризиса, падения доверия избирателей к традиционным политическим партиям движение начало набирать силу. Большую роль в этом сыграли ораторское мастерство Муссолини, его склонность к театральным эффектам, способность без колебаний давать любые обещания. В 1921 г. Муссолини и группа его единомышленников были избраны в парламент. В 1922 г. после марша фашистов на Рим король, не решившийся применить силу, назначил Б. Муссолини главой правительства.

Финал правления Б. Муссолини, продолжавшегося более двух десятилетий, был плачевным. Стремления к обеспечению национального величия толкнули Б. Муссолини на союз с А. Гитлером, к которому он первоначально испытывал сильную антипатию. Итогом явилось вовлечение Италии в войну на стороне Германии. После высадки союзников на юге Апеннинского полуострова в 1943 г. король объявил войну Германии и отстранил от власти Б. Муссолини, который был арестован. Дальнейшая его судьба приобретает характер детектива. По приказу А. Гитлера диверсионная команда во главе с О. Скорцени похитила Муссолини, который был доставлен в оккупированную германскими войсками Северную Италию.

На ее территории была создана Социальная республика во главе с Б. Муссолини, фактически — протекторат Германии. В апреле 1945 г., когда рушился германский фронт, итальянские партизаны схватили Муссолини, пытавшегося бежать из Милана. Он, его любовница К. Петаччи и еще тринадцать человек были расстреляны, их трупы повешены вверх ногами в Милане на площади, где немцы убивали заложников.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.022 с.)