Часть I. Мир в индустриальную эпоху: 1900—1945 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Мир в индустриальную эпоху: 1900—1945 гг.



Н. В. Загладин

Всемирная история. XX век.

Классы

 

ББК 63.3(0)

3 14

Введение:

Научный руководитель издания —

доктор исторических наук, профессор

В.И. Уколова

Рецензенты:

Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук

В.В. Рогинский;

Заведующий кафедрой методики преподавания истории

и общественно-политических дисциплин МПУ,

кандидат исторических наук, доцент

А.Н. Фукс;

Учитель истории школы № 498 Центрального округа г. Москвы

В.Я. Румянцев

Методический аппарат —

кандидат исторических наук

Л.И. Ларина

Художественное оформление, макет

С.Н. Якубовский

 

Загладин Н.В.

Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов. Второе издание. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2000. — 400 с.: ил.

 

ISBN 5-8253-0016-3

Книга представляет современную научную картину мирового развития в XX столетии в его многофакторности и подлинном разнообразии. Информационная насыщенность авторского повествования, современная подача материала, удачное сочетание проблемности и конкретно-исторического изложения выдвигают книгу в ряд наиболее интересных школьных учебников.

ББК 63.3(0)

ISBN 5-8253-0016-3

© ООО «ТИД «Русское слово-PC» 2000

 

Введение. 5

ЧАСТЬ I. МИР В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ: 1900—1945 ГГ. 7

Глава 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.. 7

§ 1. ИСТОКИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ.. 7

Причины ускорения научно-технического развития. 8

Революция в естествознании. 8

§ 2. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И НОВЫЙ ЭТАП ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.. 10

Развитие наземного и морского транспорта. 11

Авиация и ракетная техника. 11

Новые конструкционные материалы и энергетика. 12

Переход к индустриальному производству. 12

Глава 2. МИР НА РУБЕЖЕ XIX — XX ВВ. 14

§ З. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, РОССИЯ И ЯПОНИЯ: ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ.. 14

Две модели индустриального развития. 14

Роль государства в модернизации России, Германии и Японии. 16

Социальные итоги модернизации. 16

§ 4. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.. 18

Метрополии, колониальные и зависимые страны. 18

Экономические кризисы и конкуренция на международной арене. 19

Колониализм и его последствия для индустриальных стран. 20

§ 5. ПУТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.. 23

Причины подъема антиколониальных движений. 23

Страны Азии в начале XX века. 24

Особенности развития стран Латинской Америки. 26

§ 6. ДЕРЖАВНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.. 28

Дальневосточный и балканский узлы противоречий. 29

Союз Центральных держав и Антанта. 30

Мировая война 1914—1918 гг. 30

Глава 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.. 33

§ 7. МАРКСИЗМ, РЕВИЗИОНИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ.. 33

Учение К. Маркса и рабочее движение. 33

Ревизионизм в партиях II Интернационала. 34

Социал-демократия и идеи В.И. Ленина. 35

Создание Коминтерна. 35

Из работы Р. Люксембург «Социальная реформа или революция?»: 36

§ 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ.. 37

Формы социальных отношений. 37

Облик рабочего класса индустриальных стран. 37

Два течения в профсоюзном движении. 38

§ 9. РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 1900—1945 ГГ. 41

Реформы и социальная инженерия. 41

Революции и насилие: опыт России. 42

Революции XX века: основы типологии. 42

Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН.. 45

§ 10. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ.. 45

Либеральное государство в начале XX века. 45

Социальная политика: опыт Западной Европы. 47

«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и его итоги. 48

§ 11. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФЕНОМЕН XX ВЕКА.. 51

Идеологические и политические основы тоталитаризма. 51

Особенности тоталитарных режимов. 52

Сила и слабость тоталитаризма. 52

§ 12. ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ.. 54

Идеология фашистских партий. 54

Фашистский режим в Италии. 55

Особенности германского фашизма. 56

§ 13. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ТОТАЛИТАРИЗМА.. 59

Партия большевиков: путь к власти. 59

От «военного коммунизма» к нэпу. 60

Тоталитарная диктатура в СССР и ее особенности. 60

Глава 5. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: 1900—1945 ГГ. 64

§ 14. ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В 1920-Е ГГ., МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ... 64

Антанта и Советская Россия. 64

Мирный план В. Вильсона. 65

Итоги первой мировой войны. 65

Пацифизм 1920-х гг. 66

§ 15. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1920-Х ГГ. 68

Брестский мир 1918 г. и его последствия. 68

Гражданская война и интервенция, 1918—1922 гг. 69

Советская дипломатия 1920-х гг. 69

Коминтерн и внешняя политика СССР. 70

§ 16. НА ПУТЯХ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.. 72

Очаги военной опасности. 73

Политика умиротворения агрессоров. 74

Советско-германский договор о ненападении. 74

§ 17. ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ К МИРОВОЙ ВОЙНЕ: 1939—1941 ГГ. 77

Первый этап войны, 1939—1941 гг. 77

Нападение Германии на СССР. 78

Создание антигитлеровской коалиции. 79

§ 18. АНТИФАШИСТСКАЯ КОАЛИЦИЯ И ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ... 82

Трудный путь к победе. 82

СССР и страны Запада: проблемы взаимоотношений. 83

Итоги второй мировой войны. 84

Создание ООН. 85

Роль Восточного фронта во второй мировой войне. 85

Глава 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ... 87

§ 19. ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.. 87

§ 20. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА.. 91

§ 21. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ТЕАТР, КИНО.. 94

ЧАСТЬ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ... 97

Глава 7. УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.. 97

§ 22. ТЕХНОЛОГИИ НОВОЙ ЭПОХИ.. 97

Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. 97

Электроника и робототехника. 99

§ 23. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ... 100

Автоматизация и роботизация производства. 100

Индустрия производства знаний. 101

Новая структура занятости. 101

§ 24. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.. 103

Предпосылки и итоги возникновения ТНК. 103

Конкуренция в научно-технической сфере. 104

Противоречия современного мира. 105

Глава 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.. 106

§ 25. НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ: СЛУЖАЩИЕ И «СРЕДНИЙ КЛАСС». 106

Рабочие в информационном обществе. 106

Служащие и «революция управляющих». 107

«Средний класс»: основные черты. 107

§ 26. НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ.. 109

Причины и формы маргинализации. 109

Зоны социального упадка. 110

§ 27. БУРЖУАЗИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК.. 111

Мелкие собственники города и деревни. 111

Средняя и крупная буржуазия. В.. 112

Глава 9. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.. 113

§ 28. МОДЕРНИЗАЦИЯ, МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 114

Понятие этносоциальных отношений. 114

Миграции населения: насильственные и добровольные. 114

Иммиграционная политика и трудовые миграции. 115

§ 29. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ.. 117

Межэтнические конфликты 1960—1970-х гг. в странах Запада. 117

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией. 117

Глава 10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ... 120

§ 30. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СТАНОВЛЕНИЕ ДВУХПОЛЮСНОГО МИРА.. 120

Истоки и причины «холодной войны». 120

«План Маршалла» и раскол Европы. 121

Военное соперничество СССР и США. 122

§ 31. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ОТ БЕРЛИНСКОГО ДО КАРИБСКОГО КРИЗИСА.. 124

Берлинский кризис 1948 г. и его последствия. 124

Война в Корее, 1950. 124

Политика мирного сосуществования. 125

Карибский кризис 1962 г. и его значение. 126

§ 32. ПЕРИОД «ПАРТНЕРСТВА И СОПЕРНИЧЕСТВА». 127

Разрядка международной напряженности. 127

Обострение глобального противоборства в начале 1980-х гг. 128

Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». 129

Глава 11. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОТ «ОБЩЕСТВА БЛАГОДЕНСТВИЯ» К НЕОКОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.. 130

§ 33. «ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ»: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ... 131

Формирование социально ориентированной рыночной экономики. 131

Методы осуществления социальной политики. 132

§ 34. КРИЗИС МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ: 1970-Е ГГ. 134

Новые проблемы развития в 1970-е гг. 134

Коммунисты и «новые левые» в Европе. 135

§ 35. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-х гг. И ЕЕ ИТОГИ.. 136

Неоконсерватизм как идейное течение. 137

Социально-экономическая политика неоконсерватизма. 137

§ 36. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В 1990-е гг. 139

Социал-демократия: этапы развития. 139

Идеология современной европейской социал-демократии. 140

Массовые движения в политической жизни. 140

§ 37. ИНТЕГРАЦИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.. 142

Ступени интеграции в Западной Европе. 142

Итоги европейской интеграции. 143

Интеграционные процессы в Северной Америке. 144

Глава 12. СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ... 145

§ 38. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.. 146

Восточная Европа: особенности модели развития. 146

Политика СССР в отношении восточноевропейских стран. 147

Углубление кризиса «реального социализма». 148

§ 39. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТОТАЛИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА В СССР.. 149

Крах административно-командной системы. 149

Кризис идеологии. 150

Изоляция на международной арене. 151

§ 40. СССР И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОПЫТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.. 153

От перестройки к демократической революции. 153

Восточная Европа после социализма. 154

Кризис в СССР: причины и следствия. 154

§ 41. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ПОИСК ПУТИ РАЗВИТИЯ.. 157

Политическое развитие Российской Федерации. 160

Россия в СНГ. 160

Глава 13. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ 162

§ 42. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.. 163

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. 163

Итоги первых преобразований. 163

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. 164

§ 43. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ.. 165

Идеи социализма и социалистической ориентации в Азии и Африке. 166

Опыт новых индустриальных стран. 167

Специфика стран Южной Азии. 168

Исламский мир. 169

§ 44. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ.. 169

Авторитарные режимы: опыт модернизации. 170

Перонизм и демократия в Латинской Америке. 171

Латиноамериканские страны в 1990-е гг. 172

Глава 14. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ... 173

§ 45. НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.. 173

Теории общественного развития. 173

От «конца идеологии» к реидеологизации. 174

§ 46. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 176

Культура молодежного бунта. 177

Расцвет национальных культур. 178

Духовная оппозиция тоталитаризму в СССР. 179

Глава 15. МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 180

§ 47. ВОЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.. 180

Ядерное и обычное оружие: проблема распространения и применения. 180

Проблема ресурсов и загрязнения биосферы. 181

§ 48. УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ... 182

Высокие технологии и международное сотрудничество. 182

Экология и развитие. 183

§ 49. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ 186

Роль международных организаций в современном мире. 186

Проблемы нового миропорядка. 187

Российская Федерация и международная безопасность. 188

Заключение. 190

КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ XX ВЕКА.. 191

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 198

 

Введение

История XX века характеризуется беспрецедентными по масштабам и динамизму переменами, затронувшими все сферы жизни общества в большинстве стран мира. Значительно возросло взаимовлияние народов друг на друга, их взаимодействие. На международной арене конкуренция, противоборство индустриальных государств, приведшие к двум мировым войнам, сменились к концу века сотрудничеством большинства из них. Началось формирование устойчивого миропорядка, построенного на принципах права, взаимоуважения ведущими странами интересов друг друга.

Сложившийся со времен «отца исторической науки» Геродота (490—425 гг. до н. э.) подход к изучению истории как суммы событий, произошедших в отдельных странах, связанных друг с другом преимущественно войнами и дипломатией, неприменим для осмысления реальностей XX века.

Бесспорно, что в XIX веке, в период, когда небольшая группа европейских стран играла роль индустриальных центров мира, мощь и техническая оснащенность их флотов и армий позволяли им захватывать и осваивать земли в любой части мира. История этих стран и была всемирной историей. Другие народы, какой бы вклад они ни внесли в развитие мировой цивилизации и культуры, обрекались на пассивную роль объектов воздействия в мировой политике и международных отношениях.

В XX веке ситуация кардинально изменилась. Возрастающую роль в мировом развитии еще в начале века стали играть неевропейские страны - США и Япония. После второй мировой войны на международной арене выдвинулись Китай и Индия. К ним добавились десятки стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, } Африки, располагающие большими людскими, природными ресурсами, внушительным промышленным потенциалом. Членами ООН в современном мире является 185 суверенных государств, большинство из которых участвует также в региональных и субрегиональ-i ных объединениях. Всего же в мире насчитывается 193 государства.

В этих условиях описание мировой истории как суммы историй отдельных стран, вполне уместное в справочных изданиях, становится совершенно недостаточным и даже нецелесообразным в рамках учебного, школьного курса истории современности. Прежде всего такой подход приводит к перенасыщению курса конкретной исторической информацией (именами, датами, цифрами, названиями). При внешнем ее изобилии она в любом случае окажется неполной. Но даже овладение этой информацией даст лишь фрагментарную картину мирового развития.

При рассмотрении истории XX века в традиционном ключе, как суммы историй отдельных государств, за конкретным материалом теряется видение тех общих проблем и процессов, которые и определяли ход мирового развития. Большая часть этих проблем связана с переменами в самих основах бытия современной цивилизации. Это, в частности, новые рубежи развития науки и техники; переход к новому типу производства, его социальные, политические последствия; углубление и интенсификация мирохозяйственных связей; возникновение глобальной взаимозависимости народов и государств в обеспечении военной, экологической, экономической, информационной безопасности и соответствующих интересов. Многие из происходивших на протяжении XX века перемен далеки от завершения, их последствия проявятся в полном объеме лишь в грядущем тысячелетии. Тем большее значение приобретает подготовленность российской молодежи к пониманию современных реальностей во всей их сложности и противоречивости.

Различия во взглядах современников на то, что определяло ход мирового развития, что в нем было главным, рождают споры между учеными не только в оценке значимости тех или иных событий, но и в периодизации истории XX века. Бесспорно, в жизни каждого народа были переломные события, которые открывали для него новый период развития, но это не значит, что они становились рубежными для человечества. При изучении всемирной истории необходимо исходить из понимания мирового развития как процесса постоянно происходящих взаимосвязанных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не всего мира, то жизни большинства населения Земли, то правомерно говорить о наступлении нового этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями (такими, как окончание второй мировой войны, завершение «холодной войны» и распад СССР). В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени на несколько лет. Тогда за переломную может быть принята некая условная дата.

В первые десятилетия XX века особенности экономических и социальных процессов, протекающих в индустриальных державах, определяли усиление противоречий в мировом развитии. С ростом концентрации производства и капитала в этих странах, переходом к крупномасштабному, конвейерному производству объем выпускаемой ими продукции стал систематически превышать платежеспособный спрос на нее. Отсюда углубление кризисов перепроизводства, обострение борьбы за контроль над рынками сбыта продукции, нарастание социальных противоречий.

Хаотичные тенденции в развитии ведущих стран мира отчасти компенсировались возросшими возможностями государственного регулирования экономических и социальных отношений. Они использовались как для смягчения остроты внутренних противоречий, так и реализации политических и социальных проектов, милитаризации экономики. В то же время попытки создать механизмы мирного решения спорных вопросов на международной арене оказались безрезультатными. Человечеству пришлось пережить две мировые войны.

Следующий этап мирового развития начался после разгрома фашизма во второй мировой войне. В большинстве индустриальных стран, утвердившихся на пути демократии, завершилось формирование модели социально ориентированной рыночной экономики. Соперничество между ними стало вытесняться сотрудничеством. Благодаря интеграции, интернационализации капитала, деятельности транснациональных корпораций (ТНК) между ведущими странами сложились отношения взаимозависимости. В то же время на международной арене обострились новые противоречия, в частности индустриальных государств «Севера» с модернизирующимися странами «Юга». С крахом системы колониализма освободившиеся страны стали искать пути повышения своей роли в мировых делах, ускоренной модернизации, значительно возросло многообразие моделей социального и политического развития.

Глобализация экономической жизни, обострение проблем экологии, рост противоречий, связанных с незавершенностью процессов модернизации обширных районов мира, идущих путем «догоняющего» развития, стали серьезной угрозой международной стабильности, источником трудноразрешимых проблем для многих государств.

После второй мировой войны, принесшей огромные страдания народам, тем более с появлением ядерного оружия, в мировом сообществе возникло осознание того, что человечество не может позволить себе решать возникающие противоречия военными средствами. Стала очевидной потребность создания стабильного миропорядка. Однако вопросы о том, на каких принципах будет строиться этот миропорядок, чьи интересы в первую очередь он будет отражать, не находили решения.

Важнейшая черта послевоенного мира состояла в том, что конфликт по вопросу о принципах миропорядка обусловил возникновение противостояния двух великих держав, СССР и США, создавших глобальные системы союзов. «Холодная война» определяла характер мирового развития более четырех десятилетий, исключая создание эффективных механизмов решения его проблем и противоречий. С распадом СССР мир приобрел черты однопол яркости. Возросла роль группы высокоразвитых, охваченных процессами интеграции стран, среди которых особую роль играют США. В этих странах сложилась экономика, основанная на высоких технологиях, производстве знаний, что дает основание рассматривать их как ареал возникновения новой цивилизации — информационного общества. В то же время проблема окончательного утверждения миропорядка, гарантирующего учет интересов отдельных стран, в частности России, и в конце XX века не нашла окончательного решения.

Общие контуры будущего миропорядка III тысячелетия, закладывавшиеся на протяжении всей истории XX века, рассматриваются в заключительных главах учебника, главная задача которого — представить целостную картину развития современного человечества.

Данные, затрагивающие специфику развития отдельных стран, регионов мира, приводятся в рамках соответствующих проблемных разделов учебника. Кроме того, учебник снабжен синхронистической таблицей, обширными фактическими, цифровыми, биографическими сведениями для тех, кто стремится к углубленному изучению истории современности. В работе над курсом были использованы материалы, представленные Дахиным В.Н., Загладиной Х.Т., Загладиной А.Н.

 

ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ

Особенности тоталитарных режимов Италии и Германии определялись их опорой на идеологию, основанную на воинствующем национализме и расизме.

Идеология национализма сама по себе не является тоталитарной. Она сформировалась в Европе в XVIII—XIX веках и отразила стремления народов, поделенных между лоскутными феодальными империями, к созданию собственных национальных государств. Направленность политики на защиту национальных интересов на международной арене вполне совместима с любым политическим режимом, в том числе и либерально-демократическим.

В то же время, как показал опыт XX века, идеология, основанная на национализме, при определенных условиях может стать основой тоталитарного режима. При этом национализм приобретает гипертрофированный характер. Он не только перестает отражать интересы нации, но и сводит смысл ее существования к служению абстрактной национальной идее, в том числе и такими методами, которые противоречат объективным интересам народа.

Идеология фашистских партий. Предпосылки роста популярности национальной идеи в Италии и Германии были одинаковы.

Италия понесла большие потери в первой мировой войне, вышла из нее с ослабленной и подорванной экономикой и, хотя принадлежала к лагерю победителей, получила от союзников значительно меньше, чем рассчитывала. Соответственно, идея восстановления «справедливости», создания Великой Италии встречала в обществе позитивный отклик.

Германия капитулировала в ноябре 1918 г., когда шансов на военную победу уже не оставалось. В стране, измученной войной, началась революция. Однако ей были навязаны тяжелые и унизительные условия мира, хотя ее армия еще сохраняла способность сопротивляться, территория не была оккупирована. Это породило миф, что своим поражением в первой мировой войне Германия была обязана предательству со стороны внутренних антинациональных сил.

Важной общей чертой, характеризующей развитие и Германии, и Италии в начале 1920-х гг., была острота внутренних социально-экономических проблем и противоречий, не находивших решения.

Термин «фашизм», означающий «пучок», «связка», под которым понималось единство нации, появился в Италии. Фашистская символика, особое место в которой занимала свастика, символ плодородия во многих древних, дохристианских верованиях, парадные ритуалы, были воспроизведены по образцу Древнего Рима. Идея партии «нового типа», построенной по принципу военной организации единомышленников, подчиняющихся жесткой дисциплине, была заимствована у российских большевиков.

Национальная идея в Германии и Италии излагалась сходными формулами. Они включали апелляцию к единству нации, выражали стремление к общей высшей цели — достижения национального величия; утверждение, что интересы единой нации может выражать лишь одна политическая партия. Возглавляющий ее лидер — А. Гитлер в Германии и Б. Муссолини в Италии — считался символом нации, реализующим ее волю. Эта воля в первую очередь связывалась с осуществлением программы покорения и подчинения более слабых государств, которые рассматривались как потенциальные противники.

В обеих странах национальная идея увязывалась с социальным эгалитаризмом. Подвергались критике либерально-демократическое государство, имущие классы, выдвигались обещания решить проблему безработицы, повысить уровень жизни и уменьшить социальное неравенство, выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее обрабатывает» (лозунг Б. Муссолини).

Единственное существенное отличие идеологий итальянского и германского фашизма было связано с тем, что последняя основывалась на откровенном расизме. А. Гитлер и его окружение провозглашали арийскую расу высшей, призванной осуществлять руководство другими народами, которые объявлялись неполноценными, занимающими жизненное пространство, необходимое Германии.

Расизм и расовые теории не были чем-то новым для Европы. Еще со времени Великих географических открытий и начала создания колониальных империй для оправдания завоеваний утверждалось, что туземные жители «лишены души» и обращаться с ними можно, как с животными. В XIX веке в Великобритании были популярны идеи о тяжком бремени «белого человека», призванного руководить народами колоний, якобы не способными позаботиться о себе самостоятельно. Германский фашизм обратил расовую теорию, обосновывающуюся ссылками на силу «арийского духа», антропологические и этнографические изыскания, против самих европейских народов.

В идеологии итальянского фашизма преобладали ссылки на Римскую империю, преемником которой объявлялась Италия, претендовавшая на господство над Средиземноморьем. Это была идеология экспансии в чистом виде, но без столь явно выраженного расистского компонента, как в Германии.

Фашистский режим в Италии. Первоначально подъем фашистского движения, даже приход фашистской партии к власти в Италии не вызвал особых опасений в остальных странах Европы. С одной стороны, у многих антифашистов сохранялось убеждение, что обещания, адресованные почти всем слоям населения, не могут быть выполнены, и это приведет фашизм к краху. С другой стороны, в таких демократических государствах, как Англия, Франция, США, многие полагали, что фашистская идеология носит характер предвыборной риторики, а придя к власти, фашистские партии будут соблюдать либерально-демократические нормы политического поведения.

В известной мере эти ожидания отражали опыт политики фашистского режима в Италии. В этой стране Б. Муссолини, бывший в прошлом социалистом, создал себе репутацию сильного лидера, способного вывести страну из кризиса. В мае 1921 г. возглавленное им фашистское движение получило 7% мест в парламенте. В октябре 1922 г., после марша штурмовиков фашистской партии, чернорубашечников, на Рим, получившего название фашистской революции, король назначил Муссолини главой коалиционного правительства. Ему выразило поддержку большинство парламента. В 1924 г. блок фашистской и либерально-демократических партий добился внушительного успеха на парламентских выборах. Он получил 374 места против 157 мест у оппозиции, социалистов и коммунистов.

Поворот к созданию тоталитарного государства начался с 1925 г. и растянулся по времени примерно на десятилетие. Сперва были распущены «антинациональные», а затем и все, кроме фашистской, политические партии. Все должности в государственном аппарате стали замещаться только ее членами. На профсоюзы была возложена задача содействия «моральному и патриотическому воспитанию» своих членов. Необходимость защиты их социальных интересов отпала с созданием корпораций, объединивших под государственным контролем предпринимателей и наемных работников по отраслям промышленности. Экономическая и политическая власть сосредоточилась в руках государства, которое через Национальный совет корпораций и Институт промышленной реконструкции, монополизировавший банки страны, начал осуществлять контроль над экономическим развитием. Б. Муссолини получил возможность издавать декреты, имеющие силу закона, соединив в своем лице законодательную и исполнительную власть. Формально Италия оставалась парламентской монархией, в действительности роль короля и парламента была сведена к нулю.

Возникшие в 1920—1930-е гг. во многих странах фашистские движения, а также режимы заимствовали фразеологию и методы Б. Муссолини. Режимы М. Хорти в Венгрии (1920— 1944), Й. Антонеску в Румынии (1940—1944) также апеллировали к единству нации, ее величию, понимая под ним расширение территории за счет соседей.

Особенности германского фашизма. В Германии НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), лидером которой стал А. Гитлер, возникла тогда же, когда и фашистское движение в Италии — в 1919 г. Ее путь к власти был более долгим. Первоначально влияние этой партии ограничивалось Баварией, и ее попытка силой захватить власть в этой немецкой земле в 1923 г. завершилась провалом, Гитлеру пришлось даже провести в тюрьме больше года.

Только мировой экономический кризис 1929—1932 гг., особенно больно ударивший по Германии, изменил ситуацию. В условиях, когда в стране не нашлось лидера, способного, подобно Ф.Д. Рузвельту, найти пути смягчения социальных последствий кризиса на почве демократии, начался быстрый рост влияния двух тоталитарных и враждебных друг другу политических сил: Коммунистической партии Германии (КПГ) и НСДАП. Каждая из них отстаивала свой вариант выхода из кризиса. Однако национал-социалистам, сочетая социальные, национальные и расистские лозунги, удалось обеспечить себе более широкую поддержку безработных и рабочих, боявшихся потерять работу, разоряющихся мелких буржуа.

30 января 1933 г. А. Гитлер, как лидер партии, имеющей самую крупную фракцию в рейхстаге (парламенте), стал рейхсканцлером (главой правительства).

После поджога рейхстага 27 февраля 1933 г., в котором были обвинены коммунисты, КПГ была объявлена вне закона, ее парламентские мандаты аннулированы. Это обеспечило НСДАП и поддерживающим ее партиям центра абсолютное большинство, достаточное для предоставления правительству чрезвычайных полномочий. В итоге все партии, кроме НСДАП, были запрещены, оппозиционная пресса закрыта, «плохие» немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправлены в концлагеря. Веймарская конституция была отменена, с 1934 г. А. Гитлер стал фюрером (вождем) Германии.

Социальная программа национал-социализма — организация общественных работ, строительства дорог, позволившая ликвидировать безработицу, преодоление классового противостояния, понижение налогов для мелких собственников, была выполнена. При этом источником средств стала программа «ариизации» экономики — экспроприация собственности, включая банки и предприятия, неарийцев, прежде всего евреев (они составляли 1/15 численности буржуазии в Германии). Эта собственность переходила государству, частично передавалась германским банкирам и промышленникам. Их выигрыш, однако, оказался лишь временным. В 1934 г. экономика страны была поставлена под контроль территориальных и производственных объединений, управляемых министерством экономики. Номенклатура 80% продукции, ставшей государственным заказом, цены на нее, количество нанимаемых работников, лишившихся права на забастовку, уровень зарплаты определялись государством. Предельный уровень дивидендов на вложенный капитал для предпринимателей был установлен на уровне 6—8%, больший доход можно было получить лишь за особые заслуги перед рейхом.

Главной же целью тоталитарных режимов А. Гитлера и Б. Муссолини стала подготовка Германии и Италии к войне, которая должна была обеспечить реализацию программы приобретения жизненного пространства, покорения «неполноценных рас». Союзником европейских тоталитарных режимов стал милитаристский режим Японии, сочетавший многие черты традиционного авторитаризма с воинствующим национализмом, стремлением к захватам и господству.

При материальной и идейной поддержке тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера во многих странах мира формировались фашистские партии со своими штурмовыми отрядами, которые должны были стать пятой колонной, возглавить правительства своих стран после их покорения Германией и Италией. Фашистские группировки возникли даже в таких странах, как США и Великобритания. Во Франции сторонники фашизма пытались в 1934 г. захватить власть. Однако в странах первой волны модернизации фашистская идеология не смогла укорениться. Присущий ей акцент на единстве нации, особой роли государства не отвечал условиям обществ с традициями идейного и политического плюрализма, ограниченной ролью государства.

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Адольф Гитлер (1889 — 1945), настоящая фамилия Шикль-грубер, родился в Австрии, в пригороде Линца, был четвертым ребенком в семье. Его отец, государственный служащий, имел неплохой доход, и семья не испытывала нужды. Учился Адольф без особого старания, ему претили школьная дисциплина и систематические занятия, он проявлял склонность лишь к живописи и в 1907 г. попытался поступить в Академию художеств в Вене, но не был принят.

Смерть родителей пошатнула материальное благосостояние семьи, и А. Гитлер пытается самостоятельно устроить свою судьбу. Он переезжает в Вену, где живет крайне скромно (он не употреблял спиртных напитков, был робок с женщинами) в ночлежке для бездомных, питается в столовых для безработных, пытается зарабатывать продажей своих картин и повторяет безуспешные попытки поступить в Академию. Помимо рисования, свое время он тратит на беспорядочное чтение околонаучных брошюр, в том числе посвященных оккультизму, марксистской литературы, приобщается к политике в спорах с другими бездомными и безработными, находит средства посещать театры.

Уже в этот период у него проявляется склонность винить в своих неудачах евреев и коррумпированных бюрократов, руководящих, как он считал, Академией художеств. Его привлекают пангерманские идеи, согласно которым все немцы, в том числе и австрийские, должны жить в одной империи, будущим ядром которой должна была стать Германия.

В 1913 г. А. Гитлер переезжает в Мюнхен, где ведет такую же жизнь, как и в Вене. В армию Австро-Венгрии его не взяли из-за слабого здоровья, но с началом первой мировой войны (1914—1918) он вступает добровольцем в германскую армию.

Почти всю войну А. Гитлер проводит вблизи передовой, служит посыльным при штабе полка, за дисциплинированность его производят в ефрейторы и награждают Железным крестом второй степени. В 1916 г. он был ранен, провел три месяца в госпитале и добился возвращения в свой полк. В 1918 г., попав под газовую атаку союзников, он вновь оказывается в госпитале, но к моменту его выздоровления война уже заканчивается.

В отличие от многих своих сослуживцев, А. Гитлер отнюдь не разочаровался в пангерманских идеях. Наблюдая углубление политического кризиса в стране — отречение кайзера, подписание социал-демократическим правительством мира, возникновение на территории Германии Советских республик — он убеждает себя, что в поражении виновны социалисты, евреи, продажная и коррумпированная правящая элита. Ультрапатриотические взгляды отставного ефрейтора привлекают к нему внимание специального бюро рейхсвера по расследованию подрывной деятельности в войсках, сотрудником которого становится А. Гитлер.

В 1919 г. по заданию бюро А. Гитлер вступает в малочисленную, включающую несколько десятков человек Германскую рабочую партию, созданную бывшим железнодорожным рабочим А. Дрекслером. Вскоре А. Гитлер становится лидером новой партии, у него проявляются незаурядные ораторские способности. Смесь эгалитаристских, националистических и антисемитских лозунгов, таких, как «национальный социализм», «новый мировой порядок», откровенная поддержка высокопоставленных военных, позволяют обеспечить партии симпатии масс в Баварии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.106 с.)