Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совершеннолетний иван венчался на царство и официально принял титул царя и великого князя всея Руси 16 января 1547 Г. Через две недели царь женился на анастасии романовне захариной-юрьевой.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В круг приближенных царя, помимо митрополита Макария, входили священник Сильвестр, Алексей Ада-шев и князь Андрей Курбский. В 1551 г. — составлен Стоглав. В 1550 г. был издан новый Судебник. Он узаконивал присутствие старост, представителей местного населения и присяжных — целовальников. Во время судебных заседаний думские дьяки должны были вести протоколы, а староста и целовальники — их подписывать после вынесения решения. Наместники не могли никого арестовывать, не объяснив старостам и целовальникам причину ареста. В 1563 г. в Москве появилось книгопечатание. Первыми печатниками были дьякон Иван Федоров и Петр Тимофеев. В 1556 г. царь издал общее уложение о военной службе помещиков и вотчинников. Правительство Ивана IV вело успешную внешнюю политику. В 1556 г. была завоевана Астрахань. Все Среднее и Нижнее Поволжье вошло в состав Московского государства. Со второй половины XVI в. в эти области из центральных районов Московского государства устремились русские переселенцы (в 1580-гг. здесь возникли новые русские города). Были взяты Нарва, Юрьев и еще около 20 городов. В 1553 г. царь заболел и, опасаясь смерти, потребовал, чтобы бояре присягнули его младшему сыну Дмитрию. Иван IV учредил особый двор — опричнину, для которой он набрал сначала тысячу, а затем 6000 «скверных» людей, связанных клятвами верности и полного подчинения царю. Опричные области были подчинены царю, а вся остальная территория государства осталась в руках земских бояр. Опричнина была обдуманным мероприятием Ивана IV, целью которой было сокрушить влияние княжеско-боярской аристократии, заменить прежний правящий класс — боярство — на дворянство и тем самым усилить монархическую власть. В последние годы царствования Ивана IV террор опричнины затихает; имения, конфискованные раньше у бояр и князей, частично возвращаются. Культура и духовная жизнь России в XIV – XVI вв. А. Русское народное творчество. Литература. Летописи. 1. С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобож-дением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура. Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказ-ки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Му-ромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного твор-чества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни. Фольклорных записей XVI в. не сохранилось, но о народных песнях, сказках упоминают документы, например Стоглав, соборные послания. В «Сказке о Барме-Ярыжке» простой человек добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоин-ства. В сказках «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева» прославляются ум и смекалка простого народа. Большое число сказок и песен идеализирует образ Ивана Грозного — борца с боярами и защитника бедных. Летописные повести XVI в. также посвящены главной теме — борьбе русского народа с иноземными захватчиками. Наряду с изображением реальных событий они содержат элементы фольклора. Например, в «Сказании о царстве Казанском» говорится о взятии Казани русскими в 1552 году, но царь Иван IV изображается совершенно идеальным человеком. Вопреки литературным канонам автор повести прославляет героизм врагов-казанцев. В популярной повести «О прихождении Стефана Батория в Псков» рассказывается, как король «лютый зверь» обложил город со всех сторон, но Бог услышал молитвы псковичей, они отбили много атак, и поляки отступили от Пскова. Некоторые сказания рисуют родословную московских правителей от вавилонских, византийских и римских императоров. В них явственно прослеживается идея преемства власти московских князей от князей владимирских и киевских, обосновывается право московских князей на самодержавную форму правления. В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести «Житие святого Александра Невского» князь изображен идеальным правите-лем; немало повестей посвящено князьям, погибшим в Орде. В конце XIV в. во многих произведениях говорится о борьбе с Ордой: «Задонщина», «Тохтамышево разорение 1382 года» и др. Автор «Задонщины» образно сравнивает Куликовскую битву с походом князя Игоря против половцев (1185). В «Сказании о Мамаевом побоище» автор поэтически описывает саму битву. В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторон-ников возвышения Москвы, описываются их подвиги. Русская литература затрагивает и вечную тему — любви к Богу и к ближнему. В конце XV в. на основе муромских сказаний возникает замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии». Крестьянская девушка Феврония исцелила муромского князя Петра от тяжелой болезни, стала его супругой. Они претерпели много испытаний, но любили друг друга и умерли в один день. 4. В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Ряза-ни, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополи-тов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания «меньших» людей против «больших». В XIV—XV вв. больше всего летописей состав-ляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поуче-ния.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.9.9 (0.009 с.) |