Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершеннолетний иван венчался на царство и официально принял титул царя и великого князя всея Руси 16 января 1547 Г. Через две недели царь женился на анастасии романовне захариной-юрьевой.

Поиск

В круг приближенных царя, помимо митрополита Макария, входили священник Сильвестр, Алексей Ада-шев и князь Андрей Курбский. В 1551 г. — составлен Стоглав.

В 1550 г. был издан новый Судебник. Он узаконивал присутствие старост, представителей местного населения и присяжных — целовальников. Во время судебных заседаний думские дьяки должны были вести протоколы, а староста и целовальники — их подписывать после вынесения решения. Наместники не могли никого арестовывать, не объяснив старостам и целовальникам причину ареста.

В 1563 г. в Москве появилось книгопечатание. Первыми печатниками были дьякон Иван Федоров и Петр Тимофеев.

В 1556 г. царь издал общее уложение о военной службе помещиков и вотчинников.

Правительство Ивана IV вело успешную внешнюю политику. В 1556 г. была завоевана Астрахань. Все Среднее и Нижнее Поволжье вошло в состав Московского государства. Со второй половины XVI в. в эти области из центральных районов Московского государства устремились русские переселенцы (в 1580-гг. здесь возникли новые русские города). Были взяты Нарва, Юрьев и еще около 20 городов. В 1553 г. царь заболел и, опасаясь смерти, потребовал, чтобы бояре присягнули его младшему сыну Дмитрию.

Иван IV учредил особый двор — опричнину, для которой он набрал сначала тысячу, а затем 6000 «скверных» людей, связанных клятвами верности и полного подчинения царю. Опричные области были подчинены царю, а вся остальная территория государства осталась в руках земских бояр.

Опричнина была обдуманным мероприятием Ивана IV, целью которой было сокрушить влияние княжеско-боярской аристократии, заменить прежний правящий класс — боярство — на дворянство и тем самым усилить монархическую власть.

В последние годы царствования Ивана IV террор опричнины затихает; имения, конфискованные раньше у бояр и князей, частично возвращаются.

Культура и духовная жизнь России в XIV – XVI вв.

А. Русское народное творчество. Литература. Летописи.

1. С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобож-дением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказ-ки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Му-ромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного твор-чества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни.

Фольклорных записей XVI в. не сохранилось, но о народных песнях, сказках упоминают документы, например Стоглав, соборные послания. В «Сказке о Барме-Ярыжке» простой человек добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоин-ства. В сказках «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева» прославляются ум и смекалка простого народа. Большое число сказок и песен идеализирует образ Ивана Грозного — борца с боярами и защитника бедных.

Летописные повести XVI в. также посвящены главной теме — борьбе русского народа с иноземными захватчиками. Наряду с изображением реальных событий они содержат элементы фольклора. Например, в «Сказании о царстве Казанском» говорится о взятии Казани русскими в 1552 году, но царь Иван IV изображается совершенно идеальным человеком. Вопреки литературным канонам автор повести прославляет героизм врагов-казанцев. В популярной повести «О прихождении Стефана Батория в Псков» рассказывается, как король «лютый зверь» обложил город со всех сторон, но Бог услышал молитвы псковичей, они отбили много атак, и поляки отступили от Пскова. Некоторые сказания рисуют родословную московских правителей от вавилонских, византийских и римских императоров. В них явственно прослеживается идея преемства власти московских князей от князей владимирских и киевских, обосновывается право московских князей на самодержавную форму правления.

В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести «Житие святого Александра Невского» князь изображен идеальным правите-лем; немало повестей посвящено князьям, погибшим в Орде. В конце XIV в. во многих произведениях говорится о борьбе с Ордой: «Задонщина», «Тохтамышево разорение 1382 года» и др. Автор «Задонщины» образно сравнивает Куликовскую битву с походом князя Игоря против половцев (1185). В «Сказании о Мамаевом побоище» автор поэтически описывает саму битву.

В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторон-ников возвышения Москвы, описываются их подвиги. Русская литература затрагивает и вечную тему — любви к Богу и к ближнему. В конце XV в. на основе муромских сказаний возникает замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии». Крестьянская девушка Феврония исцелила муромского князя Петра от тяжелой болезни, стала его супругой. Они претерпели много испытаний, но любили друг друга и умерли в один день.

4. В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Ряза-ни, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополи-тов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания «меньших» людей против «больших». В XIV—XV вв. больше всего летописей состав-ляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поуче-ния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.9.9 (0.009 с.)