ТОП 10:

История, как наука: предмет, структура, методы, функции.



История, как наука: предмет, структура, методы, функции.

2. Предмет истории –исторический процесс развития человечества во всем его многообразии.

3. Структура истор.науки:

4. а) по временному(хронологическому)охвату:в истор.эпохи.

Первобытность

Древний мир

Средневековье

Новое время

Новейшее время

10. б) по пространственному (геогр.) охвату.

11. всем истор.может быть предмет,как история отдел.континентов (история Африки,Лат.Америки)регион

12. (ближний восток)

13. в) по различным сферам дея-ти людей (политич.правовая,экономическая,военная)

14. Историческая наука вкл.отросли:

15. - археология(узуч.прошлое по веществ.источникам)

16. - этнография(племя,народ)общественная наука,изучающая народы- этносы и др.этнич.общности.

17. -источниковедение(методика изучения истор.источников).

18. -историография(от греч.иследование,повествования)-наука о истории.

19. ВИД (вспомогательные истор.дисциплины)

Геральдика(гербы)

Генеология(семья)

Полеография(почерк)

Основные концепции развития мировой истории.

24. 1.наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции (по вере) христианство.

25. 2.Субъективистские(истор.лидер (Сталин,Гитлер)

26. 3.Материалистический подход (Карл Маркс)феодальный строй,феодализм.)

27. 4.Культурно- историческая концепция(Тойби,Данилевский)

28. 5.тотальная или глобальная история(Марк Блок,Феврл Люсьен)

29. Методы исторической науки:

30. а) общенаучные

31. -эмпирические (наблюдение,описание,измерение)

32. - теоретические (индукция,дедукция)

33.б)Специальные истор.методы:

34. -конкретно-истор.метод или идеографический- описание фактов,явлений

35. - сравнительно- истор.метод- явл.изуч.не само по себе,но в контексте подобных явлений,во времени и пространстве (экон.в России)

36. - ретроспективный метод проникновения с целью выяв.причины.

37. - историко-типологический решает задачу выявления взаимосвязанности.

38. -хронолонический

39.в)В истории:

40. -познавательная

41. - прогностическая

42. -соц.памяти (воспитательная)

43. Классификация исторических источников.

44. 1.лингвистические: данные языка.

45. 2.этнорафические: обряды и обычаи

46. 3. вещественные: орудия труда, предметы быта,оружие,архитектура

47. 4.устные: былины, сказки, песни

48. Письменные источники:

49. 1.Государственно- актовые:договоры

50. 2.Описательные:летописи,житие.

Основные группы источников по истории России.

Классификация исторических источников.

1.лингвистические: данные языка.

2.этнорафические: обряды и обычаи

3. вещественные: орудия труда, предметы быта,оружие,архитектура

4.устные: былины, сказки, песни

Письменные источники:

1.Государственно- актовые:договоры

2.Описательные:летописи,житие.

4.Восточные славяне в VI ­- VIII вв.: происхождение, общественное устройство, занятия, верования.

Первые сведенья содержатся в трудах античных,византийских и арабских авторов.

Славяне:

а) Восточные

б) Западные

в) Южные

Праславяне выделялись из индоевропейской группы к середине 1го тысячилетия до н.э.

По византийским источникам устанавливается,что к 6 веку н.э. славяне занимали обширные пространства Центр и восточная Европа.

Делились на 3 группы:

Склавины (между Днестром,среднем течение Дуная и верховьями вислы)

2.Анты (междуречье Днепра и Днестра)

Венеды (бассейн Вислы)

Расселение по 3 осн. Направлениям

- на Юг,на балканский п-о

- на запад,в Ср. Поддунавье,Одер и Эльба.

- на восток и север по европейской равнине

В 6-8 в начинает создаваться союзы славянских племен.Они включали в себя 120-150 отдельных племен.

Поляне- по Днепру, в поле

Древляне-в лесу

Полочане- по двине.

Восточные славяне- 12 -15 союзов племени.

Север:

(Словяне,илменские,кривичи.)

Запад: Центр: Восток:

(Волжняне,Белые,хорваты.) (Поляне,древляне,дреговичи,северяне. ) ( Радимичи,вятичи)

Юг:

(Уличи,тиверцы)

Союзы племен объединялись по территориальному- полит.хар-ру.

Занятие восточных славян в 6-8в.

Пашенное замледелие- рало,мотыга,заступ,борона,серп,грабли,коса.

Внешняя торговля:

Жили- поселения «грады»

Основа хоз-ва –земледелие

Религия Восточ.Словян.

Перун- бог грозы и войны.

Велес- бот скота

Даждьбог –бог солнца.

Сварог- бог неба и огня

Стрибог- бог ветра

Род- бог плодородия

Волхвы-жрецы языческие

Образование Древнерусского государства (IХ-Хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты.

Становление государства у восточных славян проходило в непростых внешних

условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода

федерация союзов племен, в которую наряду со славянами (словенами и кривичами)

входили неславянские этносы (чудь, меря), платила дань скандинавам (на Руси их

называли варягами, в Западной Европе — норманнами, «северными людьми»); поляне,

северяне, радимичи и вятичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в

середине VII в. создавшее собственное государство — кага­нат. Центр Хазарского

каганата первоначально находился на территории современного Дагестана, затем

переместился в низовья Волги, где была построена столица — Итиль. Правящая

верхушка Хазарии исповедовала иудаизм). Стремление варягов и хазар подчинить

восточнославянские союзы племен во многом объяснялось жела­нием контролировать

важнейшие международные торговые трассы — складывавшийся в IX в. путь из

«варяг в греки» и волжский. Согласно летописи, в 862 г. члены северной

федерации союзов племен изгнали варягов и прекратили выпла­ту им дани. Однако

затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за

власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство

с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем

разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата

— Рюрик (862—879), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился

в Новгороде, второй — на Белоозере, третий — в Изборске, После смерти Рюрика

новгородским князем стал родственник Рюрика Олег (879—912). В 882 г.,

спустившись по пути «из варяг в греки», Олег с помощью хитрости захватил Киев,

убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи — «мужей» Рюрика), и стал

правителем объединенных под его властью северных и южных территорий. Хотя

точные летописные даты для IX в. условны, 882 год принято считать годом

создания Древнерусского государства со столицей в Киеве.

. «Норманнская теория»Сведения летописи о начале древнерусской государственности послужили основой

появления так называемой норманнской теории. Ее основоположниками

являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Пе­тербургской

Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер. Опираясь на

летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне оказались

неспособны к самостоятельному созданию государства, оно было принесено извне

варягами, русью. Резким противником данной теории выступал М. В. Ломоносов,

отстаивавший южные истоки древнерусской государственности и отрицавший роль

скандинавов в его формировании. Полемика между «норманистами» и

«антинорманистами» продолжалась десятилетиями. Противники норманнской теории

отрицали скандинавское происхождение Древнерусского государства, стараясь найти

другие корни происхождения правящей династии. При этом на­зывали и Финляндию

(Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Голь-шан), и Литву

(Костомаров), и Хазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и Балтику (Савелии,

Гедеонов, Забелив). В настоящее время большинство ученых указывают ва

длительный, объективный процесс возникновения государства и субъективный,

второстепенный фактор. Сегодня вполне очевидна несостоятельность «норманнской

теории», основанной на тезисе о возможности «научить государству», между тем

как государство (в том числе Древнерусское) возникает только на основе

длительного внутреннего развития и усложнения общества. Однако это утверждение

не отрицает роли варягов, скандинавов в сложении государства Русь. Ныне можно

считать установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе

с Рюриком достаточно точно отражает реально происходившие события. Бесспорно

варяжское происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга,

Аскольд — имена скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки

сканди-навских захоронений. Следует констатировать, что скан­динавы приняли

деятельное участие в создании Древнерусского государства, дав его правящую

династию. Но сами они сравнительно быстро растворились в среде местного

славянского населения: например, уже сын Игоря и Ольги носил славянское имя

Святослав, что касается слова «русь», то относительно его происхождения в

науке нет единства мнений

Рост кр.земливладения.

Отрицательные стороны эпохи раздробленности:

Междуусобные войны

Крупнейшие княжества.

Галицко-Волынское княжество

Княжество:

Столицы,меры веса и длины,воско,самостоятельная внеш.политика,свои деньги и казна,княжеская династия,войско.

Юрий Долгорукий(1125- 1157)

Галицко-Волынское княжество

Образуется в конце 12в

-соседство с венгрией и польшей опред.тесные отношения с ними(торговля)

-земли плодородные,важные торговые пути\-борьба с Суз.княж за киевское великое княжениние.

-очень сильное и могущ.боярство имеет влияние на князя.

Культура Древней Руси была тесно связана с религией. Принятие христианства придало значительный толчок развитию культуры. Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий во второй половине IX в. создали глаголический алфавит (глаголицу), а потом, несколько переработав ее, — кириллицу, которая используется до сих пор. Грамотность была достаточно широко распространена в Древней Руси, что подтверждают археологические находки (берестяные грамоты) в Новгороде и других городах, надписи на стенах и на различных ремесленных изделиях.

Центральным жанром древнерусской литературы была летопись — описание событий жизни на Руси по годам (летам). Большое распространение летописание получило в период феодальной раздробленности (после первой трети XII в.), так как многие удельные князья хотели остаться в истории и прославить свое княжество. В начале XII в., предположительно монахом Нестором, была создана «Повесть временных лет» — летопись, описывающая историю Руси. Другим распространенным жанром стало описание жизни русских святых — житие. В публицистическом жанре было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона 1040-е гг. Первым автобиографическим литературным памятником было «Поучение детям» Владимира Мономаха. Шедевром русской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в.

Принятие христианства способствовало росту числа каменных построек и в первую очередь церквей и монастырей. В 1037 г. был построен Софийский собор в Киеве, по аналогии с Софийским собором в Константинополе. Были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве.

Получило распространение и писание икон. Первые фрески, мозаики и иконы были созданы греческими мастерами. На рубеже XI-XII вв. неизвестным греческим живописцем была создана икона, впоследствии получившая название «Владимирская Богоматерь». Эта икона стала самой почитаемой на Руси, ей приписывают различные чудесные явления.

Разведка.

Малопригодны.

Образование Золотой Орды. Вассальная и данническая зависимость Руси.

Единства.

Народа.

11.Начало образования Российского централизованного государства. Москва, как центр объединения русских земель.

В ХIV в. происходит возвышение Москвы. Причины этого:

1) гибкая политика московских князей по отношению к Орде и соседним княжествам;

2) удобное географическое положение на пересечении речных и сухопутных торговых путей, а также относительная защищенность другими русскими землями от ордынской агрессии;

Политика ордынских ханов состояла в том, чтобы разжигать соперничество между русскими князьями (особенно ожесточенной эта борьба была между московскими и тверскими князьями) и тем самым препятствовать усилиям русских земель, направленным к объединению. В 1327 г. Иван Калита разгромил восстание в Твери, направленное против ордынских сборщиков дани во главе с ханским родственником Чолханом, и получил ярлык (грамоту) на великое княжение. Кроме ярлыка Иван Калита получил право сбора ордынского выхода, система баскачества была окончательно отменена. Право сбора дани давало московскому князю значительные преимущества, позволяя пополнять и собственную казну.

При Иване Калите продолжалось территориальное расширение Московского княжества, начатое при первых московских князьях Данииле Александровиче и Юрии Даниловиче. Калита приобрел в Орде ярлыки и на целые удельные княжества – Углич, Галич, Белоозеро. В течение всего своего княжения московский князь проводил гибкую политику по отношению к ордынским князьям, что позволило обеспечить Московскому княжеству длительную (почти на 40 лет) мирную передышку.

Мудрая политика Ивана Калиты создала ему значительный авторитет в Орде, что позволило его сыновьям Семеону Гордому (1340–1353) и Ивану II Красному (1353–1359) не иметь конкурентов при получении ярлыка на великое княжение.

При внуке Ивана Калиты Дмитрии Ивановиче (1359–1389) процесс укрепления власти московской династии продолжился: возведены были белокаменные стены Кремля, отбиты нападения литовцев. После первой неудачи русских на реке Пьяне в 1377 г., на реке Воже в 1378 г. русские войска впервые разбили монголов. В решающем сражении на Куликовском поле 8 сентября 1380 г. Дмитрий Иванович одержал крупную победу над ордынцами во главе с Мамаем, за что получил прозвание Донской. Победа служила свидетельством возросшей роли Москвы. Кроме того, победа в Куликовской битве способствовала росту самосознания русского народа и объединению страны. Но в 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву и восстановил еще на 100 лет власть Орды.

И хотя Русь возобновила выплату дани Орде, но политическая зависимость от нее стала значительно слабее. Право на великое княжение Дмитрий Донской передал сыну Василию I (1389–1425), не спрашивая позволения хана.

12.Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

После смерти Василия II престол перешел к его сыну без всякого упоминания об Орде. В правление Ивана III (1462–1505) Московское княжество успешно развивалось: практически без сопротивления к Москве были присоединены многие русские земли – Ярославские, Ростовские, а также Пермские, Вятские, с проживающими здесь нерусскими народами. Это расширило многонациональный состав Российского государства. От Литвы перешли Чернигово‑Северские владения.

Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая значительной силой. В 1471 г. Иван III предпринял решительные меры к подчинению Новгорода. Решающее сражение произошло на реке Шелони, когда москвичи, находясь в меньшинстве, одержали победу над новгородцами. В 1478 г. республика в Новгороде была окончательно ликвидирована. Из города в Москву был увезен вечевой колокол. Городом теперь управляли московские наместники.

В 1480 г. было окончательно свергнуто ордынское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо‑татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял хан Ахмат. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат понял, что вступать в сражение бессмысленно. Это событие вошло в историю как «стояние на Угре». Русь еще за несколько лет до похода Ахмата прекратила выплачивать дань Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли‑Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

В 1497 г. был введен свод законов – «Судебник» Ивана III, укреплявший власть государя и вводивший единые правовые нормы на всей территории государства. Одна из статей «Судебника» регулировала переход крестьян от одного владельца к другому. Согласно «Судебнику» крестьяне могли уходить от феодалов лишь неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября), уплатив пожилое. Стали формироваться общегосударственные органы управления страной – приказы. Существовало местничество – порядок получения должностей в зависимости от знатности рода. Управление на местах осуществлялось на основе системы кормлений: собирая налоги с населения, наместники часть средств оставляли у себя. Укреплению авторитета государя послужила женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог.

Дело отца завершил Василий III (1505–1533), присоединив Рязань и Псков, отвоевав у Литвы Смоленск. Все русские земли объединились в единое Российское государство. В годы правления Василия III во многих русских городах развернулось каменное строительство. В Москве был построен в Кремле Благовещенский собор и окончательно достроен Архангельский собор, в который были перенесены останки великих московских князей. Ров около Московского Кремля выложили камнем. Деревянные стены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и Зарайске были заменены каменными. А в Новгороде, в который любил наезжать великий князь московский, кроме стен были перестроены улицы, площади и ряды.

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 г. не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Борьба эта протекала на глазах малолетнего Ивана IV. Как отмечали русские историки, “его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка” (В.О. Ключевский), “все это порождало в сердце юного великого князя досаду, гнев, скрытую злобу” (Н.М. Карамзин).

Произвол боярства вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь проведения таких реформ.

Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, — дворян, помещиков и верхи посада.

Иван IV выступил с резким осуждением боярского правления в предшествующие годы. В отношении дворянства, напротив, начала проводиться политика поддержки. В 1550 г. был издан “приговор” о размещении 1000 детей боярских (т.е. дворян) вокруг Москвы и раздаче им поместий “верст за 60 или 70 в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в Рузе, да в Звенигороде, … и в тетеревичных, и в оброчных деревнях”. Кроме того, дворяне были освобождены от подсудности боярам-наместникам, а все судебно-административные дела были переданы в ведение государства. Эта мера укрепила власть царя и одновременно ослабила власть бояр.

Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов — Судебника 1550 г. . Взяв за основу судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день. Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина.

В этом же году были проведены и военные реформы, суть которых сводилась к созданию стрелецкого войска, вооруженного огнестрельным оружием. Было ограничено местничество, суть которого состояла в том, что возможность занятия какого-либо поста в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными княжескими или боярскими фамилиями, а внутри этих фамилий — взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. Этими привилегиями феодальная знать не хотела поступаться. Поэтому командование армии лишалось возможности оперативного руководства властями, назначение на посты определялось не политическими соображениями, а местнической иерархией. Иван IV потребовал разрушить этот порядок: “во всяком разряде не местничатися, кого с кем куды на пошлют, чтоб воиньскому делу в том порухи не было.

Возник новый орган власти — Земский собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства; на совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549 г.

Созыв собора — свидетельство создания сословно-представительского учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию. В то время власть царя еще нуждалась в поддержке сословий. Земские соборы не ограничивали власти царя, носили совещательный характер, однако способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти и позволяли ей лавировать между дворянством и боярами.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV .

Опричнина

К 1557 г. закончилась работа Рады над намеченными внутренними преобразованиями. Первоочередными стали вопросы внешней политики. При решении этого вопроса произошел разрыв Ивана Грозного с Избранной Радой, которая в отличии от намерений царя завоевать Ливонию, предлагала овладеть Крымом.

Несогласие в политических взглядах усугубилось смертью жены Ивана Грозного, Анастасии, в которой обвиняли Сильвестра и Адашева. Это повлекло за собой их опалу, казни их сторонников, родственников, близких. Вокруг царя образовалось новое окружение. В него входили Алексей и Федор Басмановы, Афанасий Вяземский, Василий Грязной, Малюта Скуратов. Изменились политические порядки, поведение царя.

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Царь стал решать этот вопрос чисто средневековыми средствами.

В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел - опричнину (от слова “опричь” — кроме). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли.

В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом положении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав был вначале определен в тысячу человек.

Опричники носили черную, похожую на монашескую, одежду и прикрепляли к седлам собачьи головы и метлы, демонстрируя этим собачью преданность царю и готовность в любую минуту смести с лица земли любого его врага.

Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. В ее лице Иван IV создал некий полумонашеский, полурыцарский орден, строившийся на щедрых земельных и денежных пожалованиях государя и на беспрекословном повиновении его воле.

Нарастание массового террора приводило к тому, что уже и сами опричники становились объектом царского гнева. Казнены были Алексей Данилович Басманов, фактический руководитель опричнины, его сын Федор, князь Вяземский, руководитель земщины Иван Михайлович Висковатый.

В конце 1569 г. начался поход на Новгород. Пятнадцатитысячное войско под руководством Ивана Грозного разгромило все села по дороге к нему, затем 40 дней расправлялось с горожанами. Н.И. Костомаров отмечает неслыханную жестокость в отношении местного населения: “истреблены хлебные запасы, домашний скот, река Волхов запружена телами”. По возвращении в Москву на Красной площади поставлены были 18 виселиц, разложены орудия казни: печи, сковороды, железные клещи. Н.И. Костомаров убежден, что “царь получал удовольствия в картинности зла”. Н.М. Карамзин, подводя итоги царствования Ивана IV, поставил его последствия в один ряд с бедствиями во время татаро-монгольского ига. В.О. Ключевский считал, что царь “больше задумывал, чем сделал, больше подействовал на нервы и воображение своих современников, чем на государственный порядок”.Опричнина ликвидировала в стране политическую раздробленность, но вызвала в стране еще больше противоречий. В стране назрел экономический кризис, наступила разруха. Катастрофу усугубили стихийные бедствия, голод, чума.В 1571 г. опричное войско не смогло защитить Россию от татарского нашествия, и Девлет-Гирей учинил погром Москвы.

В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать о ней. Территория, войска, служилые люди, Боярская дума — были объединены. Но казни не прекратились. Проблемы внутри страны, экономический кризис усугублялись и поражением в Ливонской войне.

Эпоха Ивана Грозного была одной из самых сложных и противоречивых в российской истории. Она привела, с одной стороны, к успехам в централизации страны, с другой — к разорению страны, произволу и массовому истреблению людей.

Казань была взята штурмом, который начался 1 октября 1552 г. Спустя четыре года после взятия Казани, в 1556 г., была присоединена Астрахань. В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская Орда — государство кочевников, выделившееся из Золотой Орды в конце XIV в. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана IV Грозного грамоты на владение землями по реке Тоболу. На свои средства они сформировали отряд из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединенных земель должно было платить натуральный оброк мехом — ясак.

б). Западное направление.Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну (1558 — 1583 гг.). Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. Русские войска продвигались к Риге и Ревелю (Таллину). В 1560 г. Ливонский Орден был разбит. Война приобрела затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав.В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую (Люблинская уния). Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные военные действия против России. Только оборона города Пскова в 1581 г., когда его жители отбили 30 штурмов и совершили около 50 вылазок против войск польского короля Стефана Батория, позволила России заключить перемирие сроком на 10 лет в Яме Запольском — местечке под Псковом в 1582 г. Спустя год было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. За Швецией оставались освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье.

Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело. в). Южное направление.

Крымские ханы совершали набеги на южные области России. Правительство Ивана IV не считало возможным прямую конфронтацию с Крымом, поэтому ограничилось оборонительными мерами. В 50-е годы началось строительство Засечной черты - оборонительной линии из крепостей и естественных преград.

Иван IV видел острую необходимость решить внешнеполитический вопрос с остатками монгольских ханств, попытаться выйти к Балтийскому морю. В 1552 г. войско Ивана IV осадило неприступную крепость. 2 октября 1552 г. после подрыва стены кремля начался штурм, который привел к взятию русскими войсками Казани, были освобождены порядка 100 тыс. пленных. В 1556 г. была присоединена и Астрахань, это означало, что Россия взяла под контроль весь Волжский торговый путь. В 1581 г. небольшой отряд под предводительством Ермака вступил на территорию Сибири, началось освоение новых земель.

Установление тесных торговых отношений с Западной Европой и опасный сосед на западных границах — Ливонский орден — предопределили решение царя о начале Ливонской войны (1558—1582 гг.) за выход к незамерзающему Балтийскому морю. На первом этапе противостояние России с Ливонским орденом складывалось успешно, в 1560 г. орден был разбит и через год прекратил свое существование. Последним крупным успехом первого этапа было взятие Полоцка в 1563 г. В затягивающуюся войну было вовлечено несколько европейских держав.

В 1569 г., подписав Люблинскую унию, Польша и Литва объединились в единое государство — Речь Посполитую. Не прекращались набеги со стороны крымского ханства. В 1571 г. войско Давлет-Гирея дошло до Москвы и сожгло ее, но уже в 1572 г. крымцы при повторной попытке набега были разбиты. В последующие годы после целого ряда неудачных битв Россия была на грани поражения, однако героическая оборона Пскова в 1581 г. вынудила Речь Посполитую согласиться на мирные переговоры. В 1582 г. в Яме-Запольском было заключено перемирие с Речью Посполитой, в следующем году — Плюсское перемирие со Швецией. Россия потерпела поражение, задача выхода к Балтийскому морю решена не была. Во многом неудачный исход войны был предопределен слабостью и отсталостью экономики, дополнительным бременем была инициатива Ивана Грозного о введении опричнины. Василий III умер в 1533 г., и, так как его сыну Ивану было только 3 года, править государством стала мать, великая княгиня Елена Глинская. После ее смерти (1538 г.) наступила эпоха боярского правления и борьбы за власть между князьями Шуйским и Вельским. Единственным другом и наставником юного царя был митрополит Макарий, знаменитый составитель Четьи минеи — сборника церковных текстов.

В 1550 г. был издан новый Судебник. Он узаконивал присутствие старост, представителей местного населения и присяжных — целовальников. Во время судебных заседаний думские дьяки должны были вести протоколы, а староста и целовальники — их подписывать после вынесения решения. Наместники не могли никого арестовывать, не объяснив старостам и целовальникам причину ареста.

Иван IV учредил особый двор — опричнину, для которой он набрал сначала тысячу, а затем 6000 «скверных» людей, связанных клятвами верности и полного подчинения царю. Опричные области были подчинены царю, а вся остальная территория государства осталась в руках земских бояр.

Опричнина была обдуманным мероприятием Ивана IV, целью которой было сокрушить влияние княжеско-боярской аристократии, заменить прежний правящий класс — боярство — на дворянство и тем самым усилить монархическую власть.

А. Русское народное творчество. Литература. Летописи.

1. С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобож-дением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказ-ки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Му-ромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного твор-чества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни.

Фольклорных записей XVI в. не сохранилось, но о народных песнях, сказках упоминают документы, например Стоглав, соборные послания. В «Сказке о Барме-Ярыжке» простой человек добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоин-ства. В сказках «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева» прославляются ум и смекалка простого народа. Большое число сказок и песен идеализирует образ Ивана Грозного — борца с боярами и защитника бедных.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.029 с.)