ТОП 10:

Буржуазные реформы 1860-1870-х гг.



Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях 2. Городская

1. В январе 1864 вышло положение “ о губернских, уездных и земских учреждениях”. В соответствии с ним создавались органы мсу, кот назывались земствами. Эти земства формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Все население было разделено на 3 избир группы - курии. 1 курия - землевлад, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвитж-ти от 15000 руб. 2 курия - городская. Сюда допускались гор промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/г 3 - сельская курия. 1 гласный выбирался на каждые 3000 высших кр наделов. Т.о. было обеспечено представит-во дворянского сословия. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губ и уездн собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнит органы - губ и уездн управы. Выбирались на земских собр-х. Права органов мсу: решали проблемы сбора налогов. При этом определ % оставался на местах. Решали вопросы хоз жизни региона. Проблемы культуры, обр-я, соц обеспечения. Губ, земскучрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-тьместнучрежд-й не вмешивался, а только следил за законностью дейтвий. К нач 70-х г на терр России было создано 35 омсу (в 35 губ-х из 59)

Позитивность в реформе:

· всесословность

· выборность

· начало разделения властей

· начало формиров-я гражд с/сознания

Недостатки:

· об-во не было допущено в центр госучрежд-я, не могло влиять на политику центра

· были предоставлены неравные избир права

· контакты между земствами были запрещены

2. Городская реформа. (1870) Городовое положение:

· создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором

· выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-мумсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа:

1864 - обнародованы новые суд уставы.

Положения:

· ликвидировалась сословная система судов

· было объявлено рав-во всех перед законом

· была введена гласность судопр-ва

· состязательность судопр-ва

· презумпция невиновности

· несменяемость судей

· единая система судопроизводства

· создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали уг и гр дела, ущерб по кот-м не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собр-х и утверждались сенатом.

2. Общий суд - состоял из 3 инстанций: 1 - окр суд (в уездах), 2 - губ суд палата, 3 - сенат. Рассмуг и гр дела ущерб по кот-м был >500 руб Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды

Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности

· для поднятия компетентности высшего военного рук-вавоен мин-во было преобразовано в генштаб

· вся страна была разделена на 6 воен округов

· было проведено сокращение армии, были ликвидированы воен поселения

· была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинскпов-ть. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Но в в действ армии солдаты служили 6 лет, 7 - для матросов. Были введены льготы по воинск службе: люди с начобр-м служили 3 года, кто закончил гимназию - 1,5 года, с высшим - нескмеяцев. От воинскобяз-ти освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содерж-ии были престарелые родители.

· были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти просвещения:

Была продиктована экономич потребностями. Коснулась всех сфер

Реф-маначобр-я: В 1863 вышел устав нач народных училищ, он положил начало созданию системы госначобр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда допускались все сословия.

Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.

· в гимназии был доступ для всех сословий. Г были разделены на 2 вида: 1. Классич гимназии ( для поступления в универ)

1. Реальные гимназии (для высштехн школ).

· программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности

· в этот перидод получает развитие среднее женскобр-е, начинают создаваться женские гимназии.

· женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей

Университетское обр-е: Алекс2 предоставил универамболшую свободу. Это было обусловлено новым универс уставом 1863 года. Свободы:

· студ-ты могли создавать студорг-ции

· получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

· в универы допускались все вольножелающие

· студ-там предоставлялось право на выбор ректора

· было введено студсамоупр-е в виде совета фак-та

· создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ А2:

1. способствовали более быстрому развитию кап отн-й в Р

1. способствовали началу формиров-я вРосс об-вебурж свобод (свобода слова, личности, орг-ций и т.п.)

2. способствовали формиров-ю грсамосозн-я

3. способствовали быстрому развитию культуры и образов-я в России.

Недостаток: они не ликвидировали систему абсмон-хии, не дали возм-ть об-ву влиять на гос политику. Г-во проводило по-прежнему политику в интересах г-ва.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.179 (0.008 с.)