ТОП 10:

Внешняя политика СССР в середине 1950 – середине 1960-х гг.



Внешняя политика базировалась на выводах ХХ съезда КПСС об изменении расстановки сил в мире в пользу социализма. Утверждалась возможность как мирной (через парламент), так и вооруженной победы социалистической революции, что зависело от внутренних условий каждой страны. Единственным путем регулирования отношений между государствами провозглашалось мирное сосуществование двух систем. Временно ослабела «холодная война» . СССР в одностороннем порядке сократил численность армии, приостановил ядерные испытания, улучшил отношения с Китаем, Югославией, Турцией, Ираном, Японией и другими странами. В 1963 г. был заключен договор СССР, США и Великобритании о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах: в воде, атмосфере, космосе. В 1964 г. СССР заявил о мерах по ослаблению гонки вооружений.

Однако продолжалась и политика силового давления. В 1955 г. был создан военно‑политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), получивший название – Организация Варшавского договора (ОВД). Первой крупной акцией этой организации было подавление антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии (1956 г.). В 1961 г. по требованию СССР в Берлине сооружена стена, разделившая Восточный и Западный Берлин.

В 1959 г. Хрущев посетил США, а в 1960 г. выступил в ООН. Во многом политика Хрущева была непредсказуемой не только во внутренних, но и во внешних вопросах. В 1962 г. возник Карибский кризис. Для защиты социалистической Кубы туда были отправлены советские ракеты и воинские части. США объявили военную блокаду Кубы. Путем переговоров и вывода с Кубы советской техники кризис был преодолен. Росла помощь СССР развивающимся странам, что требовало огромных средств. В начале 1960‑х гг. ухудшились отношения с Китаем, Албанией, что отрицательно сказалось на мировой системе социализма и коммунистическом движении.

СССР в середине 1960 – середине 1980-х гг.

В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден со всех постов за «субъективизм» и «волюнтаризм» – навязывание своей воли, когда желаемое выдается за действительное без учета реальных возможностей. К руководству пришел Л. И. Брежнев, который в период 1960–1964 гг. занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. После октября 1964 г. Брежнев возглавил ЦК партии, главой правительства стал А. Н. Косыгин.

С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. и получил название «экономическая реформа 1965 г.», или «косыгинская реформа». Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и восстановлены министерства, изменена система планирования при расширении прав предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методах хозяйствования. Происходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. На основе экономической реформы 1965 г. был подготовлен план 8‑й пятилетки (1966–1970 гг.), за годы существования советской власти давшей наилучшие показатели развития страны.

Однако реформа не затронула политические структуры, все приходилось согласовывать с ЦК КПСС. Против реформы выступил бюрократический аппарат, поддержанный Брежневым. К середине 1970‑х гг. реформа была свернута. Страна все больше вывозила нефть, газ, электроэнергию, превращалась в сырьевой придаток мировой экономики. Начался ввоз зерна, продуктов, товаров народного потребления, возникла «теневая экономика». Огромные средства вкладывались во внешние займы многих стран. Отставание экономики прикрывалось лозунгами внедрения достижений НТР, интенсификации производства, борьбы за качество и экономию. Единственным сектором экономики, активно использовавшим достижения НТР, являлся военно‑промышленный комплекс (ВПК). Страна деградировала, и только в ВПК вкладывались необходимые ресурсы.

Все больше отставало сельское хозяйство, снижалась урожайность. При уборке, хранении и перевозках сельхозпродуктов были огромные потери. В 1982 г. была принята «Продовольственная программа», рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые решения оставались на бумаге, слово расходилось с делом. Резко снижались уровень и продолжительность жизни. Складывался, как говорили в конце 1980‑х гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели производства стремятся к нулю и наступает кризис.

Идеологической основой деятельности брежневского руководства была концепция «развитого социализма», разработанная в 1960‑е гг. и обнародованная на XXIV съезде КПСС в 1971 г. Констатировалось, что в СССР сложилось общенародное государство с высоким экономическим потенциалом и полным господством государственной собственности, единством советского народа, возросшей ролью партии, превратившейся в «партию всего народа». Все эти установки прикрывали замораживание роста уровня жизни, падение нравов, очковтирательство, политику награждений и восхвалений. Усиливалась политическая демагогия, которую проводил идеологический руководитель партии М. А. Суслов. Со второй половины 1960‑х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа личности Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период («ресталинизация»). Был свернут процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия. Создавались новые министерства, ведомства. В результате численность бюрократического аппарата, поглощавшего около половины государственного бюджета, постоянно возрастала. Развивалась коррупция. Однако внешне жизнь общества становилась размеренной и спокойной.

В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Конституция зафиксировала создание «общенародного государства», отметила расширение демократизма. Как и в Конституции 1936 г., упор делался на провозглашение социальных прав граждан, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. Реальная политическая власть оставалась у партии. Статья 6 Конституции закрепляла руководящую роль партии как ядра политической системы. Партийные органы подменяли собой государственные: списки кандидатов в депутаты корректировались парторганами, законы, подготовленные «сверху», принимались единогласно. Конституция оказалась фиктивным документом, носила декларативный характер.

18 лет руководства Брежнева привели государство к состоянию развала. Тоталитарное общество вступило в период глубокого кризиса. Политическую жизнь страны первой половины 1980‑х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог партии М. А. Суслов, в ноябре того же года – Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и председателем Президиума ВС СССР стал бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ) Ю. В. Андропов. Он провел кадровые перестановки в партийных структурах, отстранил от работы руководителей, замешанных в коррупции. Но в феврале 1984 г. он ушел из жизни. На высших постах оказался К. У. Черненко, состояние здоровья которого было не лучше, чем у предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти. 20 лет (1964–1984 гг.) стали для СССР периодом упущенных возможностей, когда страна окончательно отстала от передовых государств мира.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.005 с.)