Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ветеринария в СССР во второй половинеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Х - 30-е ГОДЫ XX ВЕКА Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение её экономической независимости и укрепление обороноспособности. Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925 г. XIV съезд ВКП (б). Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 г. IV съездом советов СССР. Осуществлялась реконструкция старых промышленных предприятий и строилось свыше 500 новых заводов. Развитие и расширение промышленного производства почти на 40 % велось за счет ресурсов самих предприятий. Источником финансирования индустриализации явилось перераспределение национального дохода. Для управления промышленностью были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. Наиболее полное воплощение политика индустриального развития страны получила в пятилетних планах развития народного хозяйства (первая пятилетка - 1933-1937 гг.; третья пятилетка - 1938-1942 гг.) В первой пятилетке предусматривался среднегодовой прирост промышленной продукции в объеме 14-20 %, однако задания плана по выпуску большинства видов продукции выполнить не удалось. Во второй и третьей пятилетке продолжалось индустриальное развитие страны. Такая политика тяжело отражалась на положении крестьянских хозяйств. Осуществлялось чрезмерное налогообложение. На фоне непомерного увеличения цена на промышленные товары искусственно занижались закупочные цены на хлеб. Резко сократилось поставка зерна государству. Это вызвало глубокий хлебный кризис конца 1927 г., ухудшило экономическую ситуацию в стране. Для выхода из создавшегося положения правительство прибегло к чрезвычайным мерам: запрещалась свободная рыночная торговля хлебом, за отказ подавать хлеб государству крестьян подвергали к уголовной ответственности, конфисковали у них часть имущества, иногда даже изымали необходимый крестьянской семье хлеб. Кризис заготовительной компании 1927/28 гг. привел к всеобщей коллективизации сельского хозяйства. Уже в 1928 году начали повсеместно создавать новые колхозы. К концу первой пятилетки коллективизацию планировалось осуществить в масштабе всей страны. В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств. Ломка сложившихся в деревне форм хозяйствования вызвала серьезные трудности в развитии аграрного сектора. Среднегодовое производство зерна в 1933-1937 гг. снизилось до уровня 1909-1913 гг., на 40-50 % уменьшилось поголовье скота. Это было прямым следствием насильственного создания колхозов и неумелого руководства присланных в них председателей. Для выполнения планов хлебозаготовок вводились чрезвычайные меры. У колхозов изымалось 70 % урожая, вплоть до семенного фонда. Зимой 1932 - 1933 гг. многие только что созданные колхозы охватил голод, от которого умерло, по разным данным, от 3 млн. до 5 млн. человек. К концу второй пятилетки было организовано свыше 243 тыс. колхозов. В их составе находилось свыше 93 % от общего числа крестьянских дворов. Применение чрезвычайных мер при проведении коллективизации сельского хозяйства и построении нового общества вызывало противодействие партийно-государственного аппарата, массовые демонстрации протеста в городах и рабочих поселках, вооруженное выступление крестьянства. Причины общественных противоречий и кризисных явлений в экономике И.В. Сталин объяснял происками "классовых врагов". В этих условиях формировался режим личной власти И.В. Сталина, развернулась борьба с инакомыслием, увеличились масштабы репрессий в отношении "классово-враждебных" лиц. Карательные меры коснулись практически всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения. Расширение масштабов репрессий сопровождались нарушением законности. По ложным доносам и обвинениям в "контрреволюционной" деятельности арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе ГУЛАК. Преобразование экономики и усиление централизации в системе управления привели к формированию новой модели общества. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала командно-административную систему. К концу 30-х годов тяжелое положение наблюдалось в сельском хозяйстве, где производство к 1938 г. резко снизилось по сравнению с концом 20-х годов. В последние годы осуществлялись специальные военно-экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалось топливно-энергетическая база. Создавался новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом. Усиленно развивалась металлургическая промышленность - основа военного производства. В сельском хозяйстве также учитывались задачи укрепления обороноспособности страны. К началу 1941 г. были созданы значительные продовольственные резервы. Особое внимание обращалось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов, переводу многих предприятий на производство военной продукции. Организационное укрепление ветеринарной службы страны. К началу социалистической индустриализации СССР значительные успехи имелись в области ветеринарии, но ветеринарное дело отставало от возросших потребностей государства. В целях организационного укрепления и улучшения ветеринарного дела в 1926— 1932 гг. был принят ряд правительственных постановлений и других организационных мер. 24 июня 1926 г. было издано постановление Совнаркома РСФСР «О положении ветеринарного дела и ближайших его перспективах», в котором предусматривалось укрепление ветеринарных участков, развитие ветеринарно-лечебной сети, обеспечение ветеринарных учреждений разъездными средствами, оборудованием, помещениями, спецодеждой. Наркомзему РСФСР было предложено провести плановую кампанию по борьбе с сапом лошадей, перипневмонией крупного рогатого скота, ящуром, сибирской язвой, бешенством, туберкулезом сельскохозяйственных животных, заразными болезнями свиней. Подчеркивалась необходимость оказания особого содействия Закавказским республикам в скорейшей ликвидации чумы рогатого скота, укреплении и расширении сети ветеринарно-санитарного надзора и расширении работы по пропаганде ветеринарных знаний. Наркомфину РСФСР было предложено увеличить отпуск кредитов на ветеринарное дело по государственному и местному бюджетам. 7 марта 1927 г. Президиум ВЦИК за подписью М. И. Калинина обратился ко всем местным советским органам с письмом об усилении агрономической, ветеринарной и землеустроительной помощи крестьянству, в котором в области ветеринарии предложено: создать единый уездный (районный) план ветеринарных мероприятий и своевременно и полно провести этот план в жизнь; вести наблюдение за деятельностью ветеринарных участков путем периодического заслушивания докладов участковых ветеринарных врачей и непосредственного ознакомления с их работой на местах; максимально сократить число письменных докладов и отчетов ветеринарного персонала; запретить привлечение ветеринарных врачей на работы, не связанные с их деятельностью и служебными обязанностями; обеспечить ветеринарные учреждения необходимыми кредитами, разъездными средствами, оказать другое содействие, обеспечивающее нормальную деятельность участков. 8 декабре 1928 г. Совет Труда и Обороны, заслушав доклад «О состоянии ветеринарного дела в СССР и мероприятиях по его улучшению», принял постановление, в котором предложено усилить борьбу с эпизоотиями, увеличить ассигнования на ветеринарное дело с образованием фондов на борьбу с эпизоотиями, развернуть в ветбакучреждениях научно-исследовательскую и производственную работу, разработать меры по улучшению производственного и санитарного состояния боен и усилению строительства ветеринарно-участковых объектов. В мае 1929 г, в отделе по работе в деревне ЦК ВКП (б) было рассмотрено и издано постановление «О положении ветеринарного дела в СССР и его нуждах». В нем обращено внимание на значительные затруднения в поднятии товарности сельского хозяйства из-за ветеринарно-санитарного неблагополучия, на перебои в снабжении продовольственными товарами и экспорте вследствие ветеринарного карантина, на большую роль ветеринарии в обороне, здравоохранении. Отмечен недостаточный темп развития ветеринарного дела. Партийным, советским органам предложено усилить внимание к ветеринарному делу. В том же 1929 г. Совнарком издал постановление «О мероприятиях по дальнейшему укреплению ветеринарного дела в РСФСР», в котором предусматривались дальнейшее увеличение ассигнований на строительство ветеринарно-участковой сети; усиление ветеринарного обслуживания обобществленного сектора сельского хозяйства; разработка плановых мероприятий по борьбе с перипневмонией, ящуром, сибирской язвой, сапом лошадей, болезнями свиней; образование в местных бюджетах специальных противоэпизоотических фондов; увеличение числа ветеринарных участков до одного на укрупненную волость или район. В 1929 г. был издан первый после революции сборник «Ветеринарное законодательство РСФСР» под редакцией А. В. Недачина. В декабре 1929 г. был образован Наркомзем СССР, а при нем Ветеринарное управление. 3 апреля 1931 г. постановлением Совета Труда и Обороны «О реорганизации ветеринарного дела в СССР» было предложено обеспечить ветеринарное обслуживание животноводства колхозов, совхозов и потребительской кооперации, а также усилить работу научно-исследовательских и производственных ветеринарных учреждений и передать транспортную ветеринарную сеть в ведение Народного комиссариата путей сообщения. Центральная контрольная комиссия ВКП (б) и коллегия Наркомата рабоче-крестьянской инспекции после тщательной проверки состояния ветеринарии 2 августа 1931 г. приняли постановление «О состоянии ветеринарного дела и борьбы с эпизоотиями». В нем отмечалось, что советская ветеринария, хотя и добилась определенных достижений (ликвидация чумы рогатого скота), однако отстает от социалистической реконструкции животноводства, местные земельные и другие органы недооценивают роль и значение ветеринарии в развитии животноводства. Постановлением предусмотрено: обеспечить ликвидацию наиболее опасных эпизоотий к концу 1932 г.; организовать в земельных органах государственную ветеринарную инспектуру; ввести в совхозах должность технического директора (ветеринарного врача) по ветеринарной части; расширить производство дезсредств; обеспечить окончание строительства биофабрик и ветучреждений на транспорте; увеличить контингент приема в ветеринарные вузы и подготовить 200 тыс. человек вспомогательного ветеринарного персонала (санитары, дезинфекторы, прививатели, кастраторы); организовать в животноводческих совхозах 6-месячные ветеринарные курсы для подготовки не менее 5000 техников узкой специальности. Было рекомендовано разработать новое ветеринарное законодательство с учетом задач, выдвинутых социалистической реконструкцией животноводства; выделить ветеринарное дело в специальный сектор при Наркомземе СССР и повысить оплату труда ветеринарного персонала земельных органов. Приведенные выше постановления партийных, советских органов страны на этом важном этапе сыграли положительную роль в организационном укреплении ветеринарной службы молодого Советского государства, в осуществлении неотложных задач, направленных на профилактику и ликвидацию болезней животных, способствовали успешному развитию совхозного и колхозного строя. Руководство ветеринарной службой в стране осуществляли Центральное ветеринарное управление (с 1926 г. Ветеринарное управление) Наркомзема РСФСР (начальник— А. В. Недачин, 1925—1930). Ветеринарное управление Наркомзема СССР (начальники—А. В. Недачин, 1930—1931; Б. М. Беленький, 1931—1932; А. И. Жагар, 1932). 2 ноября 1933 г. Совет Народных Комиссаров СССР издал постановление «Об организации ветеринарного дела». В нем были определены основные задачи и функции Наркомзема СССР, и в частности его Главного ветеринарного управления, в области планирования, регулирования и контроля ветеринарных мероприятий. Совет Народных Комиссаров СССР также предложил всем союзным республикам в 2-месячный срок восстановить и укрепить в системе земельных органов государственную ветеринарную участковую сеть в количестве 4536 врачебных участков и 5439 фельдшерских пунктов. Вопросы улучшения организации ветеринарного дела обсуждались на июньском (1934 г.) Пленуме ЦК ВКП(б), давшем неудовлетворительную оценку общему состоянию ветеринарии в стране. Пленум отметил ряд недостатков и принял специальное решение по улучшению ветеринарных служб Наркомзема СССР, Наркомсовхозов СССР и местных земельных органов. 27 октября 1936 г. постановлением ЦИК Совнаркома СССР был утвержден первый Ветеринарный устав Союза ССР. Основные задачи государственной ветеринарии, отраженные в новом законе, заключались в организации и проведении в народном хозяйстве Союза ССР ветеринарных мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья животных, в том числе птиц; выпуске доброкачественного в ветеринарно-санитарном отношении сырья животного происхождения и охране населения от заразных болезней, общих людям и животным. В Ветеринарный устав СССР, кроме задач государственной ветеринарии, входили четыре специальных раздела: меры предупреждения и ликвидации заразных болезней животных и птиц; ветеринарно-санитарные мероприятия в местах заготовки и убоя животных, в том числе птиц, а также выхода сырья животного происхождения; ветеринарно-санитарные мероприятия при перевозках, ввозе и вывозе скота и сырья животного происхождения; организация ветеринарного дела в СССР. Утверждение Ветеринарного устава СССР имело важное значение для планирования и проведения всех ветеринарных мероприятий в общесоюзном масштабе. Устав являлся официальным юридическим документом для каждого ветеринарного работника. Он отражал изменения, происшедшие в сельском хозяйстве в связи с коллективизацией, т.е. организацией колхозов и совхозов. Эти экономические изменения позволили государственной ветеринарии перейти к плановым профилактическим, противоэпизоотическим и санитарным мероприятиям в общегосударственном масштабе. А это значительно облегчило работу ветеринарных специалистов. Вместо единоличных мелких крестьянских животноводческих хозяйств они в основном стали обслуживать и контролировать многомиллионное поголовье сельскохозяйственных животных в колхозах, совхозах и кооперативных хозяйствах. В 1933 г.—начале 1941 г. начальниками Ветеринарного управления (с 1934 г. Главного ветеринарного управления) Наркомзема СССР были: А. И. Налетов (1891—1962), И. В. Гинзбург (1885—1940), А. М. Лактионов (1905 г.). Заместителями начальника в этот же период работали Ф. Е. Гандельсман (1889—1960), Г. Г. Рябов (1902—1986), В. С. Киселев (1900—1980) и др. Эти руководители внесли весомый вклад в организацию и развитие ветеринарной службы страны. Комитет по ветеринарным делам при Совете Труда и Обороны. Важной мерой, направленной на организационное укрепление ветеринарной службы, явилось образование 14 мая 1927 г, Комитета по ветеринарным делам при Совете Труда и Обороны СССР. Перед Комитетом по ветеринарным делам были поставлены следующие задачи: регулирование и согласование ветеринарных мероприятий, проводимых на территории СССР, и руководство ими; осуществление противоэпизоотических мероприятий в целях ограждения страны от заноса эпизоотии из-за границы (разработка планов организации охранно-карантинных поясов и общее руководство деятельностью карантинных учреждений на границах СССР, установление пограничных пунктов пропуска животных и продуктов животноводства); проведение ветеринарно-санитарного надзора за животными и продуктами животноводства, отправляемыми за пределы страны (разработка и издание правил по экспорту и импорту, установление основных положений по организации экспортных боен и т.д.); разработка вопросов ветеринарно-санитарного законодательства; взаимный обмен с иностранными государствами информациями по ветеринарным вопросам; изучение ветеринарного дела в иностранных государствах; участие в межведомственных совещаниях по подготовке ветеринарных соглашений с иностранными государствами; издание общесоюзных бюллетеней о движении эпизоотии и годовых отчетов о положении ветеринарного дела в СССР; другие вопросы, имеющие государственное значение. Комитет по ветеринарным делам при Совете Труда и Обороны СССР состоял из председателя, членов от Народного комиссариата по военным и морским делам, Наркоматов земледелия РСФСР, УССР, БССР, Туркестанской ССР, Узбекской ССР и представителей (по одному) от Закавказских республик, Наркомпрода, Наркомторга. Во главе Комитета по ветеринарным делам стоял президиум в составе председателя, двух заместителей и представителей Наркомата по военным и морским делам и Наркомторга СССР. 15 июля 1927г. был утвержден персональный состав Комитета. В него вошли: председатель президиума Комитета— нарком земледелия РСФСР Н. А. Кубяка (с мая по июль 1927 г. председателем был нарком земледелия РСФСР А. П. Смирнов), заместители председателя— начальник Ветеринарного управления Наркомзема РСФСР А. В. Недачин, начальник Ветеринарного управления Наркомзема Украинской ССР К.Г.Мартин, начальник Ветеринарного управления Народного комиссариата по военным и морским делам Н. М. Никольский, представитель Наркомторга СССР Д. Е. Марков, представитель Грузии, Армении и Азербайджана Д. Урусов, представители от Белорусской ССР С. К. Серпов, от Туркменской ССР С. Ф. Григорьев, от Узбекской ССР В. М. Бочкарев, от Наркомфина С. Жебровский, от противочумного комитета Совнаркома Закавказских республик П. Н. Макинциан. Секретарь Комитета А. М. Доброхотов. Комитет по ветеринарным делам начал активную работу по выполнению возложенных на него задач. Периодически проводились заседания пленума и президиума Комитета, на которых обсуждались самые важные вопросы ветеринарной деятельности, например, планы борьбы с чумой рогатого скота в Закавказье, о подготовке материалов ветеринарно-санитарного характера к торговым соглашениям и договорам с зарубежными странами, об открытии новых ветеринарных институтов в Алма-Ате и Ереване и т.д. Комитет по ветеринарным делам периодически докладывал о состоянии ветеринарного дела в стране Совету Труда и Обороны, и на основании этого принимались соответствующие решения. Решением Совнаркома СССР от 11 января 1930 г. Комитет по ветеринарным делам был передан в ведение Наркомзема СССР. Все руководящие функции Комитета были возложены на вновь организованное Ветеринарное управление и постановлением Совета Труда и Обороны от 3 апреля 1931 г. Комитет по ветеринарным делам был упразднен. По признанию современников, Комитету по "ветеринарным делам принадлежит историческая заслуга в объединении управления ветеринарным делом в стране, поднятии авторитета ветеринарной службы, установлении творческих контактов с международными ветеринарными организациями—Всемирной ветеринарной ассоциацией и Международным эпизоотическим бюро. Рост ветеринарных учреждений. Во исполнение правительственных постановлений в стране осуществляется открытие новых и укрепление действующих научных и практических ветеринарных учреждений. К концу 20-х годов самым крупным ветеринарным научным учреждением являлся Государственный институт экспериментальной ветеринарии, в составе которого было 16 отделов по всем основным направлениям ветеринарной науки. Были открыты научно-практические ветеринарные институты в Харькове, Витебске, Чите. На базе бывших губернских ветеринарных лабораторий открыты научно-исследовательские институты: Ленинградский, Казанский, Омский, Воронежский, Курский. Построен ящурный институт на острове Селигер. В этих институтах были проведены крупные научные исследования по изучению сибирской язвы, сапа лошадей, туберкулеза животных (С. Н. Вышелесский), бешенства (Н. А. Михин), гельминтозов (К. И. Скрябин), пироплазмоза (В. Л. Якимов), по искусственному осеменению (И. И. Иванов), мясным отравлениям (М. И. Романович), дезинфекции животного сырья (Н. А. Сошественский), животноводству (П. Н. Кулешов, М. Ф. Иванов, Е. Ф, Лискун, Д. А. Кисловский). В 1931 г. постановлением правительства был организован Государственный научно-контрольный институт ветеринарных препаратов (ГНКИ), в задачу которого входил государственный контроль за биофабриками по обеспечению потребностей страны предохранительными и диагностическими препаратами. В целях сосредоточения управления и координации ветеринарной науки и дальнейшего развития связи ее с практической ветеринарией в июне 1935 г. при отделении животноводства ВАСХНИЛ была организована ветеринарная секция. Первым председателем ее был академик ВАСХНИЛ М. П. Тушнов (1879—1935),его заместителем — академик К. И. Скрябин (1878—1972), который возглавлял эту секцию с конца 1935 по 1967 г. Ученые ветеринарной секции провели большую многогранную работу в области ветеринарной науки и внедрения ее достижений в практику. В своей повседневной работе ветеринарная секция ВАСХНИЛ опиралась на коллективы ученых ВИЭВ, ВИГИС, ГНКИ, республиканские и краевые НИВИ, а также ученых-педагогов ветеринарных учебных заведений. В 1934 г. в стране были введены ученые степени доктора и кандидата ветеринарных наук. Наряду с успешным развитием научных ветеринарных институтов в стране расширялась сеть ветеринарно-бактериологических и лечебно-профилактических учреждений. За 1926—1930гг. число ветеринарно-бак-териологических учреждений увеличилось с 52 до 78. В 1926 г. в этих учреждениях было изготовлено 74,6 тыс. л и 1,5 млн. доз биологических препаратов, в том числе 14,5 тыс. л вакцин, 56 тыс. л сывороток, 321 л маллеина, 122,5 л туберкулина, 537,7 л антирабической эмульсии. В 1929/30 г. производство биопрепаратов увеличилось до 140 тыс. л. В 1925/26 г. в стране имелось 5487 ветеринарных участков, в том числе 2952 врачебных и 2535 фельдшерских. Численность ветеринарных учреждений в СССР за 1928 г. представлена в таблице 2. В 1929/30 г. число участков дошло до 7000, значительно уменьшился радиус обслуживания участков: на Украине и в центральных областях
2. Наличие ветеринарных учреждений в СССР в 1928 году
РСФСР он достиг 7,5 км. Следует особо отметить, что новые участки создавались в отдаленных областях, краях и республиках страны, где до революции не было участковой ветеринарной сети. Так в 1927 г. в Сибири имелось 259 ветеринарных участков, на Северном Кавказе—578, в Закавказье—126. Однако нагрузка на одного ветеринарного врача в СССР была еще очень большая. В 1927/28 хозяйственном году один врач обслуживал в среднем 183 населенных пункта и 35,8 тыс. животных. Обеспеченность ветеринарными кадрами составляла в РСФСР 45%, в УССР—88,5, в Закавказских республиках—15, в Туркменской ССР—15,3, в Узбекской ССР—13 %. В этот период потребность в ветеринарных специалистах определялась из расчета: в агроиндустриальном комбинате—один ветеринарный врач на 2000 голов молочного скота или на 5000 голов мясного скота; один фельдшер на 500 голов молочного и на 1000 голов мясного скота; в племенном хозяйстве—один ветеринарный врач на 500 лошадей, или на 1000 голов крупного рогатого скота, или на 5000 овец, или на 2000 свиней; один фельдшер на 500 голов молочного скота, или на 1000 голов мясного скота, или на 1000 лошадей, или на 200 голов крупного рогатого скота, или на 1000 овец, или на 500 свиней; в совхозе—один ветеринарный врач на 3000 голов крупного рогатого скота, или на 15000 овец, или на 5000 свиней; один фельдшер на 1000 голов крупного рогатого скота, или на 5000 овец, или на 1000 свиней; в колхозе—один ветеринарный врач на 5000 голов крупного рогатого скота, или на 20000 овец, или на 5000 свиней; один фельдшер на 2000 голов крупного рогатого скота, или на 10000 овец, или на 1000 свиней. С учетом этих норм к 1932 г. надо было иметь 35477 ветеринарных врачей, 64074 ветеринарных фельдшера и 178177 подсобных ветеринарных работников. Было же к этому времени 8337 ветеринарных врачей (23,5% потребности), 12944 ветеринарных фельдшера (20,2% потребности). Экономическое значение ветеринарии. В период индустриализации и коллективизации особое внимание в стране было обращено на внедрение принципов экономии затрат труда, сырья и материалов в промышленности, транспорте и других сферах деятельности. Передовые ветеринарные ученые и практические работники также обратили внимание на экономическое значение ветеринарии в некоторых отраслях народного хозяйства страны. Начальник Ветеринарного управления Наркомзема РСФСР А. В. Недачин писал: «Экономическое значение ветеринарии в сельском хозяйстве обусловливается, прежде всего, теми потерями в животноводстве, которые происходят от смертности животных, от потери продуктивности в период переболеваний и от задержки или полного прекращения товарооборота животных и продуктов животноводства вследствие карантинных мероприятий... Экономическое значение ветмероприятий в промышленности определяется потерей убойного веса или целых туш, браковкой и изъятием из обращения зараженного или негодного к употреблению сырья; в товарообороте—снижением выхода товарной продукции вследствие карантинов, изоляций отдельных районов». А. В. Недачин разработал некоторые методические положения по анализу экономического значения ветеринарии и провел анализ экономического ущерба за 1927/28 хозяйственный год. В этот период средняя стоимость одного животного составляла: лошади—145,5 руб., жеребенка—36,5, взрослого крупного рогатого скота—79,5, теленка— 15, овцы, козы—10, свиньи—45,5 руб. Ущерб от потери продукции в период переболевания животных определялся с учетом следующих исходных данных: средняя продолжительность переболевания животных заразными болезнями 14 дней; незаразными—лошадей 12 дней, крупного рогатого скота 7, свиней 6, жеребят и телят 5 дней; стоимость потерянной продукции за один день болезни лошадей и свиней 10 коп., крупного рогатого скота, телят и жеребят 5 коп. Экономический ущерб, причиненный болезнями животных, за один хозяйственный год составил: от падежа всех животных 532,9 млн. руб., потери продукции вследствие переболевания заразными и незаразными болезнями 76,8, потери мяса в мясной промышленности 3, потери сырья, по данным кожсиндиката, 100, потери шерстеперерабатывающей промышленности 280 млн руб., всего около 1 млрд руб. Весь учтенный ущерб составлял 7,7 % стоимости животных, 15,2 валовой и 49,3 % товарной продукции животноводства. Приведенные данные свидетельствовали об огромном народнохозяйственном и экономическом значении ветеринарии. Ветеринарно-лечебное дело. Рост количества ветеринарных специалистов, лечебно-профилактических учреждений сопровождался некоторым улучшением ветеринарно-лечебного дела. В 1925/26 г. было принято на лечение в ветеринарные лечебные учреждения 7,8 млн лошадей, 3,9 млн голов крупного рогатого скота и 1,8 млн голов других видов; в 1926/27 г.— 16,5 млн; в 1927/28 г.—18,6; в 1929/30 г.—21 млн животных различных видов. Однако не укомплектованность учреждений ветеринарными врачами и фельдшерами не позволяла обеспечить полную потребность в ветеринарно-лечебной помощи. По данным Ветеринарного управления Наркомзема РСФСР, за 1927/28 г. по РСФСР было подвергнуто лечению больных заразными болезнями: лошадей 40,46 %, крупного рогатого скота 80,1; больных незаразными болезнями: лошадей—40,5, крупного рогатого скота—9,4, овец и коз—1, свиней— 5,2 %. В 1940 г. в стране имелось 4272 ветеринарных (зооветеринарных) участка, 12647 ветеринарных (зооветеринарных) пунктов, 291 городская ветлечебница и 739 ветеринарно-бактериологические лаборатории. Сеть ветеринарной службы возросла в 7 раз по сравнению с дореволюционным периодом. В целях регулярного ветеринарного снабжения еще в 1930 г. при Ветеринарном управлении Наркомзема СССР был учрежден государственный трест «Ветснабпром». В его задачу входило не только производство на биофабриках и биокомбинатах различных биологических ветеринарных биопрепаратов, но и заготовка их и других ветеринарных товаров (медикаментов, инструментов и пр.). К началу 1934 г. «Ветснабпром» имел в стране 36 основных ветеринарных складов и 43 розничных магазина и аптеки. В 1939 г. «Ветснабпром» был преобразован в государственный трест «Союззооветснаб», который осуществлял не только снабжение ветеринарной сети ветеринарными, но и зоотехническими товарами. Ветеринарное образование и рост ветеринарных кадров. В этот период потребность в ветеринарных кадрах значительно возросла в связи с созданием совхозов и колхозов. В 1929 г. для заполнения штатов участковой ветеринарной сети требовалось 5550 ветеринарных врачей, на транспорт—720, на борьбу с эпизоотиями—100, для охранно-карантинного пояса— 130, для учебных и научных учреждений—270, для лабораторий—300, для административной работы—460, для боен и мясоконтрольных станций—1000, для ветсаннадзора —500, для нужд племенного животноводства—250 ветеринарных врачей. Общая потребность в ветеринарных врачах, без учета потребности Красной Армии, составляла свыше 9000 человек. В 1926 г. вузы РСФСР выпустили 662 ветеринарных врача, в том числе детей рабочих и крестьян— 54,1 %, трудовой интеллигенции—22,4, ремесленников, кустарей и др.—23,5 %. Такое состояние высшего ветеринарного образования не удовлетворяло запросов народного хозяйства страны, поэтому Советское правительство приняло меры по расширению имеющихся и открытию новых ветеринарных институтов и факультетов. В 1926 г. был открыт Воронежский зооветеринарный институт, в 1928 г.—Ереванский, в 1929 г.— Алма-Атинский зооветеринарный и Троицкий ветеринарный институты, ветеринарный факультет в Узбекском сельхозинституте, в 1930 г.—ветеринарные факультеты в Туркменском, Кировском и Оренбургском сельскохозяйственных институтах, в 1931 г.—ветеринарный факультет в Белоцерковском сельхозинституте и в 1932 г.—Грузинский зооветеринарный институт и ветеринарный факультет в Дагестанском сельхозинституте. Таким образом, к концу 1932 г. в стране уже имелось 8 ветеринарных, 6 зооветеринарных институтов и 7 ветеринарных факультетов в сельхозинститутах. Следовательно, увеличивался прием студентов в ветеринарные институты и факультеты и выпуск ветеринарных врачей. В 1931 г. из вузов Наркомзема СССР было выпущено 1459 ветеринарных врачей. В период индустриализации и коллективизации сельского хозяйства страны шел интенсивный поиск путей увеличения количества и повышения качества подготовки ветеринарных врачей. За короткий срок дважды менялся учебный план. По новому учебному плану, принятому в 1926 г., срок обучения был увеличен до 5 лет, недельная нагрузка студентов сократилась до 36 ч, улучшилась практическая подготовка будущих ветеринарных специалистов. Руководство ветеринарными вузами осуществлял Народный комитет просвещения через сельскохозяйственную секцию Главного управления профессионального образования. Через 4 года произошло дальнейшее приближение ветеринарных вузов непосредственно к сельскохозяйственному производству. В 1930 г. большинство ветеринарных институтов было передано в ведение Народного комиссариата земледелия СССР и часть вузов — в ведение Народного комиссариата совхозов СССР. В 1930/31 учебном году был принят новый учебный план, по которому срок обучения сокращен до 4 лет, установлена 30-декадная продолжительность учебного года, введена непрерывная производственная практика. В этот период осуществляется подготовка ветеринарных врачей по узким специальностям: ветеринарный врач-клиницист по клинике крупных животных, по клинике мелких животных; ветеринарный врач-эпизоотолог; ветеринарный врач-профилактик по пищевой и сырьевой санитарии. В 1935 г. в СССР было 23 ветеринарных института и факультета и 72 ветеринарных техникума и отделения при сельскохозяйственных техникумах, а в 1940 г. соответственно 28 и 86. С 1930 г. эти ветеринарные учебные заведения в основном находились в ведении Наркомзема СССР и Наркомсовхозов СССР. 23 июня 1936 г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) опубликовали постановление «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой», 29 августа 1938 г. Совнарком СССР издал постановление «О высшем заочном обучении», а 5 сентября того же года утвердил «Устав высших учебных заведений». В этот период увеличилась общая численность ветеринарных специалистов, подготовленных ветеринарными институтами и техникумами. Если в 1935г. работало 7175 ветеринарных врачей, то в 1940 г. их было уже около 11 тыс. Ветеринарных фельдшеров к этому времени насчитывалось 13 тыс. и свыше 100 тыс. было колхозных ветфельдшеров. Начиная с 1934 г. в некоторых ветеринарных институтах страны стали работать курсы повышения квалификации ветеринарных врачей и фельдшеров. В Ленинграде был открыт специальный институт усовершенствования ветеринарных врачей. В этом же году в ветеринарных институтах для выпускаемых ветеринарных врачей были введены государственные экзамены по пяти профилирующим дисциплинам: патологии и терапии внутренних незаразных болезней, хирургии, акушерству, паразитологии и эпизоотологии. В 1939—1940 гг. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке СССР в Москве в павильоне «Ветеринария» были показаны достижения советской научной и практической ветеринарии, и в частности достижения ученых ВИЭВ, ВИГИС, ГНКИ и др. На этой выставке также демонстрировались лучшие ветеринарные институты: Московский, Казанский, Ереванский, Харьковский, Ленинградский институт усовершенствования ветеринарных врачей, а также ветеринарные техникумы. Целый ряд ученых-педагогов за достижения в области науки и подготовки ветеринарных и зоотехнических кадров были награждены дипломами, большими и малыми золотыми и серебряными медалями выставки. Борьба с болезнями животных. Во второй половине 20-х годов в стране еще регистрировались многие опасные болезни животных, оставшиеся как наследие царизма. За 1925/26 г. заболело заразными болезнями 2273 тыс. голов, 345 тыс. из них пало. Советское правительство поставило перед ветеринарной службой задачу полностью ликвидировать чуму рогатого скота, ограничить распространение повального воспаления легких крупного рогатого скота, сапа лошадей и обеспечить надежную охрану границ СССР от проникновения опасных инфекционных болезней с импортным скотом и сырьем. Благодаря самоотверженному труду ветеринарных специалистов при активной поддержке местных партийных и советских органов чума рогатого скота была ликвидирована в 1924/25 г., за исключением Закавказских республик. В Закавказье ликвидация чумы рогатого скота была организована с учетом опыта работы в европейской части нашей страны. Народный комиссариат труда провел мобилизацию ветеринарного персонала; были выделены значительные средства (свыше 4 млн руб., в 1927/28 г.), организован специальный противочумный комитет; развернута деятельность противочумных станций в Табахмеле, Зурнабаде, на Северном Кавказе и в Ереване. Основным методом борьбы с чумой была массовая иммунизация животных. Проводились также карантинирование, ветеринарно-санитарные мероприятия и широкая пропаганда среди населения. К концу 1928 г. Грузия, Армения, Азербайджан были полностью освобождены от чумы рогатого скота. Героический труд ветеринарных врачей по ликвидации чумы рогатого скота описывает М. Шагинян в произведении «Советское Закавказье» (1946). Она пишет: «До установления Советской власти, наверное, ни один уважающий себя ветеринар не сделал бы за лето более тысячи прививок скоту, да и то крякнул бы от работы, потому что не пришлось бы вы
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.012 с.) |