Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ветеринария в России в 90-е годы XX века

Поиск

В конце 1991 г. прекратило существование СССР. На его базе образовались 15 суверенных государств. Россия включила в себя 89 субъектов, включая 21 автономную республику. Президентом Российской Федерации в этот период работал Б.Н. Ельцин. Новое государство первоочередной задачей определило принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Была разработана программа радикальных реформ в области народного хозяйства, в основе которой была либерализация цен - освобождение их из под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. Это вызвало резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

В процессе перехода к рынку основная роль отводилась приватизации собственности. Её результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.. В результате приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики.

Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. Преобладающую роль аграрной экономики стали играть акционерные общества, товарищества и кооперативы. Их удельный вес в 1999 г. в структуре сельскохозяйственных предприятий составлял 65,8 %. Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. Это привело к падению урожайности. Объем сельскохозяйственной производства упал на 70%. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. К концу 90-х годов убыточных хозяйств составляло в государственном секторе 49,2%, частном -57,9 %.

Закон Российской Федерации "О ветеринарии". Верховный Совет Российской Федерации принял федеральный закон "О ветеринарии" 14 мая 1993 г., как основной правовой документ, регулирующий ветеринарную деятельность в стране. За многовековой период существования ветеринарной службы в России впервые принят специальный закон "О ветеринарии". В нем определены задачи ветеринарии:

Реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства.

Формирование федеральных программ по подготовке специалистов в области ветеринарии, производству препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии.

Контроль за соблюдением органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, ветеринарного законодательства Российской Федерации.

Охрана территории РФ от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

Осуществление государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарного - санитарного надзора.

Определены полномочия РФ и ее субъектов в области ветеринарии. К ведению РФ отнесены:

федеральное ветеринарное законодательство;

разработка и утверждение федеральных целевых программ по ветеринарии;

организация и обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы РФ;

установление и отмена на территории РФ карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;

государственная сертификация и регистрация отечественных и иностранных лекарственных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их организации и аттестации, выдача рецензий на их производство и реализацию, разработка и утверждение ветсантребований и норм безвредности кормов и кормовых добавок;

охрана территорий РФ от заноса заразных болезней из иностранных государств;

сотрудничество с международными организациями.

Субъекты РФ.самостоятельно решает вопросы ветеринарии, за исключением вопросов, перечисленных выше - законом предусмотрено право на ветеринарную деятельность специалистами, имеющими высшее и среднее ветеринарное образование.

Закон регламентирует государственную, ведомственную ветеринарно-санитарную и производственную ветеринарную службы.

В систему Государственной ветеринарной службы РФ включены: Департамент ветеринарии МСХ РФ, управление (отделы) ветеринарии в составе правительств республик, администраций областей, краев, автономных округов, автономной области, городов и районов; ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды, экспедиции, зональные управления госветнадзора на границе и транспорте; ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных субъектов РФ; подразделения госветнадзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветсанэкспертизы на рынках.

Третий раздел закона посвящен организации государственного ветеринарного надзора, ведомственного ветеринарно-санитарного надзора; даются понятие о госветнадзоре, его функции, права госветинспекторов.

Четвертый раздел регламентирует общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности продуктов животноводства. Важное место занимают меры по охране территории РФ от заоса заразных болезней животных из иностранных государств. Обязанности органов исполнительной власти и органов управления Госветслужбы в случае возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных предусматривают введение карантина и других ограничений, создание чрезвычайных противоэпизоотических комиссий.

Изложены обязанности предприятий, учреждений, граждан-владельцев животных и производителей продуктов животноводства.

Пятый раздел регламентирует защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

В шестом разделе предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарного законодательства РФ; основания и порядок применения мер административной ответственности.

Седьмой раздел регламентирует международные договоры по ветеринарным вопросам.

Принятие законодательных и правовых актов субъектов Российской Федерации по ветеринарии. В соответствии с федеральным законом "О ветеринарии", в котором предусмотрено, что наряду с законом Российской федерации "О ветеринарии" Ветеринарное законодательство включает законодательные акты республик, краевые акты областей, краев, городов Москвы и Санкт Петербурга и т.д.

Руководствуясь этим положением представительные и исполнительные власти субъектов РФ разработали и приняли законы "О ветеринарии", Положение о ветеринарной службе и другие правовые акты. Первой среди других закон "О ветеринарном деле" приняла Республика Татарстан (13 июля 1993 г.). В последующие годы приняты законы о ветеринарии в Республике Башкортостан, Удмуртской, Чувашской и других республиках, Алтайском крае, Орловской области и других субъектах Российской Федерации.

В законах субъектов РФ предусмотрено дополнительное правовое регулирование ветеринарной деятельности, которое отсутствует в федеральном законе "О ветеринарии". Например, в законе "О ветеринарном деле в Республике Татарстан" имеются следующие дополнения к федеральному закону "О ветеринарии":

Определены полномочия органов государственной власти и управления Республики Татарстан (Государственного Совета, Кабинета министров, местных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления) в области ветеринарии.

Установлена иная, более эффективная система Государственной ветеринарной службы, представленная Главным управлением ветеринарии, государственными ветеринарными объединениями районов и городов и республиканскими ветеринарными учреждениями.

Определены полномочия Главного управления ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан, как высшего органа управления ветеринарной службой.

Осуществлено правовое регулирование деятельности производственной ветеринарной службы сельскохозяйственных, перерабатывающих и других предприятий, организаций, ветеринарных предприятий и организаций местного самоуправления, частной ветеринарной деятельности.

Предусмотрено лицензирование ветеринарной деятельности.

Предусмотрено правовое регулирование изъятия животных и животноводческой продукции при особо опасных болезней животных, которое не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской федерации.

Четко изложены вопросы финансирования ветеринарной службы из средств Республиканского бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов и средств, поступающих за выполнение ветеринарных работ и других внебюджетных средств.

Установлено правовое регулирование ветеринарного снабжения через республиканское объединение "Биоветфарм".

Особое место занимает введение дополнительных льгот ветеринарным специалистам: бесплатные квартиры и коммунальные услуги специалистам, обслуживающим сельскую местность, независимо от места их проживания; надбавки за непрерывный стаж работы до 50% должностного оклада; предоставление квартир вне очереди и первоочередная продажа сборных конструкций домов, строй материалов для индивидуального жилищного строительства молодым специалистам, направленным на работу в сельскохозяйственные предприятия и государственные ветеринарные учреждения.

Определенные дополнения имеются в законах других субъектов РФ: В законе Республики Башкортостан "О ветеринарии" предусмотрено освобождение ветеринарных специалистов от уплаты 50% налога на доходы граждан; обязательное государственное личное страхование ветеринарных специалистов на сумму 10 летнего денежного содержания.

В законе Чувашской Республики "О ветеринарии" определено назначение начальника Главного управления ветеринарии при Кабинете министров Президентом Чувашской Республики по представлению Председателя Кабинета Министров, согласованному с Департаментом ветеринарии МСХ РФ; установление надбавок за почетные звания, ученые степени.

В законе Алтайского края "О ветеринарии" установлен статус государственных служащих для начальников районных (городских) учреждений ветеринарии, начальника краевой ветеринарной станции, директора краевой ветеринарной лаборатории, начальника отдела ветеринарно-санитарной экспертизы при управлении ветеринарии.

Государственная ветеринарная служба. Ветеринарная служба Российской Федерации в 90-е годы объединяла систему ветеринарных органов и учреждений и ветеринарных специалистов, осуществляющих ветеринарную службу и организации и учреждения, обеспечивающие функционирование и развитие ветеринарной службы. В первой группе занято 75 % ветеринарных врачей и 90 % ветеринарных фельдшеров. Государственная ветеринарная служба включает: Департамент ветеринарии МСХ РФ; управления (отделы) ветеринарии в составе правительств республик, органов исполнительной власти областей, краев, городов и районов; ветеринарные научные учреждения, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции.

Госветсеть включает: лечебно-профилактические, диагностические, противоэпизоотические, ветеринарно-санитарные учреждения. Для каждого ветеринарного учреждения утверждается Устав, в котором сформулированы задачи, функции, права.

Ветеринарное дело в национально-государственных и административно-территориальных образованиях организовано по одному принципу, хотя в каждом регионе имеются свои особенности, связанные со своеобразием административного устройства, социальными, природно-климатическими, историческими и экономическими условиями. В 90-е годы на уровне субъектов функционировали разные по форме и типу органы управления ветеринарной службы:

главные управления ветеринарии в составе правительств республик и областей;

управление ветеринарии в составе администраций областей, краев;

главные управления ветеринарии Министерств сельского хозяйства и продовольствия республик;

управления ветеринарии в составе Министерств сельского хозяйства и продовольствия республик, главных управлений сельского хозяйства;

ветеринарные отделы в составе сельскохозяйственных органов и т.д.

В районах и городах имеются ветеринарные управления (отделы), государственные ветеринарные объединения и другие органы управления.

Задачи и функции Департамента ветеринарии МСХ РФ определены специальным Положением, они вытекают из закона "О ветеринарии", других законов РФ, указов Президента РФ, распоряжений Правительства РФ по вопросам животноводства и ветеринарии.

В сельских районах существуют управления (отделы) ветеринарии, районные станции по борьбе с болезнями животных, районные ветеринарные лаборатории, ветеринарные аптеки, участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, подразделения госветнадзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, ветеринарно-санитарные отряды, малые предприятия и т.д. В городах, кроме перечисленных выше, имеются станции по борьбе с бешенством, городские ветеринарные лаборатории, станции скорой ветеринарной помощи.

Перечисленные органы управления и ветеринарные учреждения осуществляют особые обязанности в области ветеринарии и наделены в связи с этим соответствующими правами.

Производственная ветеринарная служба. В соответствии с действующим законодательством РФ предприятия агропромышленного комплекса имеют право самостоятельно определять штаты работников для осуществления производственной деятельности, в том числе для ветеринарного обслуживания животноводства. Производственная ветеринарная служба сельскохозяйственных предприятий в 90-е годы подвергалась существенным изменениям:

в ходе реформирования совхозов и колхозов в акционерные общества, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, товарищества и т.д. численность ветеринарных специалистов производственной ветеринарной службы резко сократилась из-за полной ликвидации ветеринарной службы в одних хозяйствах и сокращения их численности в других;

сокращение поголовья животных во многих субъектах Российской федерации сопровождалось прежде всего сокращением численности ветеринарных специалистов в сельскохозяйственных предприятиях;

ухудшение экономического состояния и банкротство отдельных сельскохозяйственных предприятий, задержка зарплаты на длительный срок тоже приводили к вынужденному увольнению ветеринарных специалистов;

за счет сокращения производственной ветеринарной службы образовался отряд безработных ветеринарных специалистов, которые вынужденно были трудоустраиваться не по специальности и меняли свою профессию.

Сокращенная почти на половину производственная ветеринарная служба продолжала выполнять свою основную функцию по профилактике инфекционных, инвазионных и незаразных болезней животных. Эффективность её деятельности резко снизилась.

Р азвитие предпринимательской ветеринарной деятельности. В 90-е годы XX в. широкое распространение получили различные формы ветеринарной предпринимательской деятельности. Успешно развивается частная ветеринарная практика на основе собственности ветеринарных врачей и фельдшеров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Ветеринарное имущество при этом формируется путем приобретения соответствующих ветеринарных клиник, инструментов, медикаментов за счет личных доходов или других законных источников. Ветеринарные врачи создают частное ветеринарное учреждение с собственным наименованием, указанием организационно-правовой формы и фамилии собственника на его имущество.

Создаются ветеринарные товарищества путем объединения двух или нескольких ветеринарных врачей и фельдшеров, занимающихся предпринимательской деятельностью для совместной работы с целью извлечения прибыли и достижения иной цели, не противоречащей закону. Существуют полное, простое ветеринарное товарищество, ветеринарное товарищество на вере. Полное ветеринарное товарищество создается на основе договора между ветеринарными специалистами и функционирует в форме самостоятельного ветеринарного учреждения - ветеринарной клиники, ветеринарной лечебницы и т.д. Имущество полного ветеринарного товарищества формируется за счет вкладов его участников, полученных доходов и других законных источников и принадлежит его участникам на правах общей долевой собственности.

Простое ветеринарное товарищество создается двумя или несколькими ветеринарными специалистами для совместной деятельности без образования юридического лица, сторонами договора могут быть ветеринарные врачи -предприниматели или коммерческие организации.

Вкладом признаются: деньги, имущество, профессиональные знания, навыки и умение, деловая репутация и деловые связи.

Ветеринарное товарищество на вере - товарищество, в котором кроме ветеринарных специалистов участвуют один или несколько участников-вкладчиков. Вкладчиками могут быть граждане, не имеющие ветеринарного образования, но имеющие капитал, а также различные предприятия и организации. Не могут быть вкладчиками органы местного самоуправления и государственные органы власти.

Ветеринарное общество с ограниченной ответственностью - коммерческая ветеринарная организация, созданная одним или несколькими ветеринарными врачами путем объединения своих вкладов в единый уставной капитал. Имущество принадлежит ветеринарному обществу на праве собственности.

Самой распространенной формой предпринимательской деятельности являются платные ветеринарные услуги, осуществляемые государственными ветеринарными учреждениями. Они разрешены распоряжением Совета Министров РСФСР от 30 октября 1991 г. и перечнем платных ветеринарных услуг, утвержденным МСХ и министерством экономики Российской Федерации от 20 января 1992 г.

При осуществлении платных ветеринарных услуг государственные ветеринарные учреждения заключают договор с сельскохозяйственными предприятиями и другими владельцами животных. продуктов и сырья животного происхождения, предприятиями, перерабатывающими продукты и сырье, торгующими организациями.

Могут применяться типовые договора для всех потребителей ветеринарных услуг, форма которых разрабатывается и рекомендуется органами управления ветеринарной службы.

Для рациональной организации платных ветеринарных услуг разработаны специальные правила, которые утверждены постановлением Правительства Российской федерации от 6 августа 1998 г. В этих правилах предусмотрены обязанности ветеринарных учреждений и специалистов, оказывающих платные ветеринарные услуги; обязанности потребителей ветеринарных услуг; порядок осуществления платных ветеринарных услуг.

Нормирование труда ветеринарных работников. В целях рационального использования трудовых ресурсов ветеринарной службы и повышения эффективности ветеринарного обслуживания животноводства разработаны нормы труда ветеринарных работников, непосредственно обслуживающих животноводческие фермы колхозов и совхозов; работников ветеринарных лабораторий, а также лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках. Нормирование труда ветеринарных работников осуществлялось по методике, принятой в сельском хозяйстве, с учетом специфических особенностей ветеринарной деятельности:

объектами ветеринарного воздействия являются животные, существующие по естественно-биологическим законам; продукты и сырье животного происхождения; животноводческие помещения и т.д.

средствами труда ветеринарных специалистов являются диагностические препараты, вакцины, сыворотки, лекарственные вещества, средства для дезинфекции, дератизации, ветеринарные инструменты, приборы, оборудование, дезинфекционная техника и т.д.;

применение различных методов выполнения ветеринарных мероприятий и кратность их проведения;

различные формы организации труда ветеринарных работников;

необходимость переходов ветеринарных работников и перемещение средств труда в процессе осуществления ветеринарных мероприятий.

При изучении трудовых процессов ветеринарной службы используются фотография рабочего дня, хронометраж трудовых процессов и фото-хронометраж.

Принято устанавливать следующие нормы труда ветеринарных работников: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности ветеринарных работников. Установленные нормы используются: при планировании штатной численности ветеринарных работников ветеринарных учреждений и сельскохозяйственных предприятий; при расчете потребности трудовых ресурсов на выполнение профилактических ветеринарных мероприятий; при составлении бизнес-плана ветеринарных учреждений; при планировании хозрасчетных заданий ветеринарным подразделениям предприятий, а также при изучении эффективности использования трудовых ресурсов ветеринарной службы.

Автоматизация рабочего места ветеринарного специалиста. Для быстрого и качественного решения профессиональных задач ветеринарный специалист использует автоматизированное рабочее место, автоматизированные рабочие журналы "электронные счетчики".

Базой новых информационных технологий в области ветеринарии являются персональные компьютеры. Стационарные компьютеры устанавливают в управлении ветеринарии, районных станций по борьбе с болезнями животных, зданиях администрации сельскохозяйственных предприятий, на их базе создают автоматизированные рабочие места (АРМ) руководящего звена ветеринарных врачей.

С помощью портативных компьютеров автоматизируются информационные процессы при обслуживании отдельных животноводческих ферм, производственных участков, кооперативов и фермерских хозяйств. Применение карманных миникомпьютеров в низовых звеньях ветеринарной службы обеспечивает безбумажный учет, позволяет проводить дифференциальную диагностику, эффективное лечение больных животных. Карманные миникомпьютеры получили название автоматизированных рабочих журналов (АРЖ).

Автоматизированное рабочее место предназначено для автоматизации информационно-вычислительных работ ветеринарного врача (учета планирования, диагностики, лечения, профилактики, отчетности).

В каждой системе АРМ должна содержаться определенная база данных (БД) по конкретной проблеме, которая будет формировать полноту и логичность заключений ветеринарного специалиста.

Внедрение АРМ, АРЖ в повседневную ветеринарную практику обеспечивает дальнейший прогресс ветеринарной деятельности.

Лабораторная диагностика болезней животных. В Российской Федерации функционируют 1449 ветеринарных лабораторий, из них 75 областных, краевых и республиканских, 64 зональных, 9 региональных. 9 окружных, 228 межрайонных, 1048 районных, 2 Асколи. В них работают 6430 ветеринарных врачей и 5000 лаборантов. Они ежегодно проводят более 100 млн. исследований.

Существуют объективные трудности в деятельности ветеринарных лабораторий:

из федерального бюджета не выделяются финансовые средства на приобретение современного оборудования и приборов;

менее 50 % ветеринарных лабораторий размещены в типовых помещениях, многие из которых построены по проектам 60-х годов и не отвечают современным требованиям;

нет ни одной инженерной службы, обеспечивающей контроль и правильную эксплуатацию приборов и оборудования в ветеринарных лабораториях;

в ветеринарных лабораториях недостаточно эффективно внедряются новые инструментальные методы исследований;

ветеринарные научно-исследовательские институты и вузы недостаточно уделяют внимание разработке и внедрению в ветеринарную практику комплексных диагностических тест-систем.

Несмотря на эти трудности ветеринарная наука и практика освоила системы экстренной и ретроспективной диагностики многих инфекционных болезней животных и птиц. Разработаны методы оценки иммунного статуса и напряженности поствакцинального иммунитета. Осваиваются методы индикации возбудителей в различных биологически объектах и идентификации выделенных штаммов с использованием иммуноферментного анализа (ИФА), полимеразной цепной реакции (ПЦР). Создаются автоматизированные системы анализа и разрабатываются программы для учета и компьютерной обработки результатов ИФА, а также хранения обработанной информации в базе данных с возможностью быстрого поиска и выборки групп данных. Этими приборами и методами оснащены областные, краевые и республиканские лаборатории. Диагностическими тест-системами ветеринарные лаборатории оснащаются за счет федерального бюджета. В практику работы ветеринарных лабораторий внедрены:

набор компонентов для диагностики вирусной диареи крупного рогатого скота методом ИФА;

набор для определения антител к микоплазмозу методом ИФА;

тест-системы для выявления и дифференциации возбудителей туберкулеза ПУР;

тест-системы диагностики бруцеллеза животных методом ПЦР;

тест-системы ПЦР для идентификации бактерий сибирской язвы;

импортные и отечественные установки ИФА (фирма "Униплан") и т.д.

Ветеринарные лаборатории России продолжают аккредитоваться в качестве испытательных лабораторий и органов по сертификации в системе ГОСТ.

Для совершенствования лабораторного дела разработана Федеральная целевая программа "Создание современной системы эколого-диагностического мониторинга особо опасных болезней животных и контроля качества сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации на 1997 - 2000 гг.

В этой программе предусмотрено:

разработка высокоспецифичных и чувствительных диагностикумов, создание новых методов анализа;

разработка средств и методов диагностики, промышленное производство диагностических препаратов в соответствии с требованиями международных стандартов;

экологический надзор за загрязнениями объектов внешней среды, сырья и продуктов;

эпизоотологический мониторинг;

переоснащение ветеринарных лабораторий.

Предусматривается, что совершенствование лабораторного дела должно стать приоритетной задачей ветеринарной науки и практики.

Агробиологическая промышленность. За 90-е годы XX века произошли количественные и качественные изменения в предприятиях биологической промышленности. Появились коммерческие фирмы при научно-исследовательских институтах, частные структуры и отдельные предприниматели. Они организовали производство диагностических препаратов и лекарственных средств для домашних животных, составили конкуренцию иностранным фирмам на российском рынке. Ряд биопредприятий изменил номенклатуру биопрепаратов, освоил выпуск новой продукции, в том числе медицинского назначения. В агробиологической промышленности ведется специализация предприятий по выпуску отдельных видов продукции. Например, раньше противоящурные вакцины производили 8 предприятий, теперь только 2. Лептоспирозная вакцина готовится на Ставропольской и Армавирской биофабриках, препараты для диагностики туберкулеза и лейкоза - на Курской биофабрике, бруцеллеза - на Щелковком биокомбинате и т.д.

Изыскиваются другие пути поддержки основного производства. Изготовление напитков, парфюмерной продукции, мясных консервов, пошив спецодежды и т.д. По объему и номенклатуре произведенных биопрепаратов (170 наименований) агробиологическая промышленность превосходит ведущие иностранные фирмы. Цены на биопрепараты значительно ниже мировых. В этой сфере идет ожесточенная конкурентная борьба. Иностранные фирмы всячески стараются доказать, что российские биопрепараты по качеству не соответствуют мировым стандартам и не могут быть использованы в других странах Многолетний опыт их применения доказывает высокую эффективность применяемых биопрепаратов при ящуре, бешенстве, сибирской язве, лептоспирозе, бруцеллезе, чуме крупного рогатого скота и свиней, оспе овец и других болезнях.

В период приватизации государственной собственности в начале 90-х годов были приватизированы Калужский химфармзавод и Ставропольский завод нестандартного оборудования. Их приватизация завершилась крахом. Акции закупили неизвестные люди, имущество растащили и предприятия ликвидировали.

Сокращение поголовья скота и птицы привело к падению спроса на биопрепараты и к уменьшению объема их производства. Вследствие этого отдельные биофабрики оказались в бедственном положении, а Орская и Тобольская биофабрики практически прекратили производство биопрепаратов. На многих биопредприятиях половина производственных площадей и оборудование не ипользуется, что отрицательно сказывается на себестоимости продукции.

В последние годы принимаются меры по возрождению былой деятельности биокомбинатов и биофабрик. Международный сертификат на вакцину против трихофитии (ЛТФ-130) получила Ставропольская биофабрика, которая имеет выход на внешний рынок. К получению международного сертификата на свою продукцию готовы Армавирская, Курская, биофабрики и Щелковский биокомбинат. Администрация и ветеринарная служба Тюменской облати стремятся возродить Тобольску биофабрику. Предложение о возрождении банкрота Читинской биофабрики поступают из администрации этой области. Предстоит большая работа по обеспечению эффективной работы агробиологической промышленности.

Лицензирование ветеринарной деятельности. Лицензирование ветеринарной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии Законом РФ "О лицензировании", Положением о лицензировании ветеринарной деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации, методическими указаниями Департамента ветеринарии МСХ РФ. Первоначально лицензию на ветеринарную деятельность выдавали ветеринарным врачам-предпринимателям органы исполнительной власти городов и районов ещё до утверждения специального положения. Более организовано лицензионная деятельность в области ветеринарии стала с 1996 года.

Лицензии выдавали на лечебно-профилактическую, лабораторно-диагностическую деятельность; производство и реализацию препаратов ветеринарного назначения, изготавливаемых предприятиями, лабораториями, цехами; реализацию лекарственных средств для ветеринарных целей, биологических препаратов, зоогигиенических средств и атрибутов ветеринарного назначения; кормов, кормовых добавок. С 2002 г. начали выдавать единую лицензию на ветеринарную деятельность, включающую различные виды ветеринарных работ.

Лицензии на право занятия ветеринарной деятельности выдавали учреждениям государственной ветеринарной службы (станциям по борьбе с болезнями животных, республиканским, краевым, областным, районным, городским ветеринарным станциям, республиканским, краевым, областным, межрайонным, районным, зональным, специализированным, региональным ветеринарным лабораториям, эпизоотическим отрядам, экспедициям, зональным управлениям Госветнадзора на транспорте и государственной границе); государственным и негосударственным предприятиям и организациям, имеющим в своем составе ветеринарные службы (акционерным обществам, сельскохозяйственным кооперативам, ассоциациям крестьянских хозяйств, подсобным хозяйствам, предприятиям мясоперерабатывающей промышленности, другим предприятиям), коммерческим организациям, занимающимся ветеринарной деятельностью, правоспособным физическим лицам, занимающимся предпринимательской ветеринарной деятельностью.

Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных сил Российской Федерации. Функциями и правами Центрального управления Министерства обороны Российской Федерации в области ветеринарии наделена ветеринарно-санитарная служба Вооруженных сил Российской Федерации., непосредственно подчиненная начальнику Тыла -заместителю Министра обороны Российской Федерации.

Она предназначена для обеспечения боеготовности и боеспособности личного состава войск и сил флота путем осуществления комплекса надзорных, ограничительных, ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических, фитосанитарных, лечебно-профилактических и других специальных мероприятий.

Приоритетные задачи строительства ветеринарно-санитарной службы:

Создание и совершенствование единой для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, эффективной территориальной системы ветеринарно-санитарного обеспечения, оптимизированной по количеству и структуре комплектов учреждений в составе военно-административных единиц, органов управления службы и численности личного состава;

Приведение возможностей службы в соответствие с реальным объемом работ по обеспечению ветсаннадзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов путем создания лабораторной базы, оснащенной современными техническими средствами;

Обеспечение надежного ветеринарно-санитарного и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска военных транспортов через государственную границу.

Основные направления развития ветеринарно-санитарной службы Вооруженных сил Российской Федерации:

Совершенствование мероприятий по предупреждению заноса возбудителей инфекционных болезней животных, опасных вредителей и болезней растений на территорию Российской федерации из-за рубежа военными транспортными средствами, поддержание устойчивого эпизоотического и фитосанитарного благополучия в войсках.

Совершенствование средств и методов защиты личного состава войск от антропозоонозов, токсикозов и токсикоинфекций.

Оптимизация мероприятий ветсаннадзора за качеством и пищевой безопасностью продовольствия, поступающего на обеспечение войск.

Создание оптимальной системы ветеринарного обслуживания войсковых и продовольственных животных.

Совершенствование комплекса средств и методов защиты войсковых и продовольственных животных.

Осуществление специальных ветеринарных мероприятий в войсках и органах тыла и ветсанконтроль на транспортных коммуникациях.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации офицеров ветеринарно-санитарной службы.

Обеспечение Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов ветеринарным имуществом и техническими средствами ветеринарно-санитарной службы.

Ветеринарное образование. В условиях коренных социально-экономических преобразований, многообразия форм собственности, рыночных взаимоотношений, демократизации управления меняются функции, роль и место ветеринарных специалистов. Однако ветеринарные вузы не были подготовлены для совершенствования ветеринарного образования. Финансирование высшей школы из государственного бюджета существенно сократилось. Учебные заведения стали задолжниками за коммунальные услуги. Резко уменьшились объем и результативность научных исследований. Прекращено обновление материально-технической базы высшей школы, свернуто учебное книгоиздание. Общество и государство вынуждены смириться с безвозвратной утратой интеллектуальных и материальных ценностей, накопленных вузами за целую историческую эпоху.

Благодаря взвешенной и продуманной политике руководителей ветеринарных вузов удавалось избежать волны протестов со стороны преподавателей и студентов. Высшая ветеринарная школа продемонстрировала, что она является нравственной основой государства, одним из гарантов стабильности общества.

В перво



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.68 (0.015 с.)