Создание опытно – испытательной базы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание опытно – испытательной базы.



Создание аэрогидродинамических моделей, натурных образцов и их испытания требовали создания научно – исследовательской экспериментальной базы. Первая экспериментальная база по испытаниям буксируемых моделей на открытой воде была организованна в 50-е годы на реке Дрязга. Вторая в г. Балахна на «Теплой речке», где можно было проводить испытания и зимой и летом. К 1974 году был создан уникальный Чкаловский научной, проектный и испытательный центр. В состав этого центра вошли следующие основные подразделения:

- для отработки гидродинамических характеристик экранопланов;

- для отработки стартовых и посадочных характеристик экранопланов;

- для отработки аэродинамических характеристик экранопланов;

- для проведения испытаний радиоуправляемых моделей экранопланов;

- для проведения испытаний двигателей на экранопланы;

- производственное, испытательное и сдаточное.

Фиг.86 Филиал на реке Троца около г.Чкаловска

Каждое из этих подразделений имело свои научно-технические лаборатории, стенды и оборудование, необходимое для решения научно-технических вопросов в обеспечение задач проектирования, строительства, испытаний и сдачи головных образцов экранопланов.

Фиг.87 Стенд для отработки газовыпуска турбореактивными двигателями при использовании его на «поддув»

Фиг.88 Испытания модели экраноплана в опытовом бассейне

Фиг.89 Испытания модели на открытой воде.

СОЗДАНИЕ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОЙ БАЗЫ.

Большое значение Р.Е. Алексеев придавал мастерству лётно-технического состава ЛИО. Пилоты досконально должны были знать технику, процессы и режимы работы, чтобы не терялись в сложных критических ситуациях и могли принимать верные решения, основанные на знание техники. Поэтому шло как теоретическое обучение сотрудников ЛИО, так и практическое на специально созданных учебно-тренировочных экранопланах «УТ-1» и «Стриж». Увеличение числа экранопланов, для ВМФ, требовало приближенной к реальным условиям подготовки лётного состава.

Фиг.90 Учебно-тренировочный экраноплан «УТ-1».

Фиг.91 Учебно-тренировочный экраноплан «Стриж».

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЭКРАНОПЛАНОВ, СХЕМА – «САМОЛЁТНАЯ»

Разработанная «ЦКБ по СПК» аэрогидродинамическая компоновка, получившая название «САМОЛЁТНАЯ», позволила создать экранопланы водоизмещением от 140т. до 500т., характеризующиеся следующими основными данными:

- высокое аэродинамическое качество;

- устойчивость и управляемость обеспечена в широком диапазоне углов тангажа и высот полёта, в том числе и вдали от экрана;

- маневренность обеспечена в продольной и боковой плоскостях;

- высокая дальность непрерывного полёта;

- крейсерская скорость до 500км/час;

- мореходность до 5м. высоты волн.

Сравнительно невысокое аэродинамическое качество, созданных натурных экранопланов вблизи экрана, при весьма высоких значениях аэродинамического качества самоходных моделей вблизи экрана, объясняется двумя основными причинами: применение в «самолётной» аэрогидродинамической компоновке крыльев малого удлинения и большой площади стабилизирующих плоскостей (горизонтальное и вертикальное оперение). Чтобы добиться максимального аэродинамического качества экраноплана вблизи экрана, при увеличении водоизмещения экраноплана, Р.Е. Алексеев начал вести поиск нового типа компоновки экраноплана.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЭКРАНОПЛАНОВ, СХЕМА – «ЛЕТАЮЩЕЕ КРЫЛО»

С 1974 года в «ЦКБ по СПК» под руководством Р.Е. Алексеева проводились обширные проектно-исследовательские работы по созданию компоновки второго поколения, с целью повышения аэродинамического качества и мореходности. Для отработки элементов новых компоновок были спроектированы и построены модели – «СМ-9», «СМ-10», «СМ-11», а также было продуто в аэротрубе большое количество аэротрубных моделей с целью оптимизации аэрогидродинамической компоновки экраноплана второго поколения.

Фиг.92 Самоходная модель аэрогидродинамической компоновки «летающее крыло» «СМ-9».

Фиг.93 Схема проекта экраноплана 2-го поколения конструкции Р.Е. Алексеева.

В процессе разработки компоновки экраноплана второго поколения родилась компоновка катера-экраноплана «Волга-2», получившая название - компоновки судна на воздушной динамической подушке (СДВП). Идея СДВП была разработана Р.Е. Алексеевым в конце 70-х годов применительно к требованиям народного хозяйства. В отличие от экраноплана для управления СДВП не требуется лётной подготовки. Такие суда смогут эксплуатировать экипажи судов на подводных крыльях, прошедшие специальную переподготовку. У СДВП отсутствовал руль высоты, основными органами управления являлись ручка управления двигателем для управления скоростью движения и штурвал (или педали) для управления курсом. К настоящему времени концепция СДВП апробирована на первых практических образцах девятиместного катера «Волга-2», являющегося прототипом для более крупных СДВП.

Фиг.94 Судно на воздушной динамической подушке «Волга-2»

СОЗДАНИЕ НПО 1943 – 1980гг.

Чтобы создать весь ряд скоростных судов, Р.Е. Алексеев под технологию проектирования строил и структуру организации, способной выполнять всё более сложные объекты.

Р.Е. Алексеев поступил работать на завод «Красное Сормово» осенью 1941г. мастером ОТК по приёмке танков, одновременно был и испытателем танков.

В начале 1943г. Алексееву разрешают полностью в рабочее время заниматься своим делом, выделяют помещение. Так на заводе родилась новая организация под названием «ГИДРОЛАБОРАТОРИЯ» - маленькая конурка вмёрзшая в лёд у берега заводского затона.

Фиг.95 «ГИДРОЛАБОРАТОРИЯ» 1943г. (рис. Р.Е. Алексеева)

Коллектив 3 человека: Р. Алексеев (инженер), Л. Попов (инженер) и А Некоркин (слесарь). построили, спроектированную Алексеевым.самоходную модель будущего судна на подводных крыльях «А-4», и испытали.

Итак, 1943 год - коллектив 3 человека!

В 1944 году руководство завода по достоинству оценило результаты полученные Алексеевым, дало добро на расширение «ГИДРОЛАБОРАТОРИИ» и выделение помещения в бывшем паровозном цехе. Затем новая организация получает название «Научно-исследовательской гидролаборатория» (НИГЛ) и Р.Е. Алексеев назначили руководителем. Приходят новые люди, поверившие в его идею и начинается процесс создания новых судов, нового производства и новой экспериментальной базы. Здесь всё проектируют, строят и испытывают сами! Постепенно бывший паровозный цех был переделан в конструкторский экспериментальный цех (КЭО). К концу 40-х годов трудно было сказать, где кончается конструкторское бюро и начинается цех. Цех был разделён на три пролёта: в первом пролёте – гордость коллектива, первый в стране скоростной опытовой бассейн, в котором с помощью испытаний малых буксируемых моделей судов, решались принципиальные вопросы для создания новых скоростных судов, во втором пролёте стояли станки, в третьем пролёте – сборочные стенды, где окончательно шла сборка экспериментальных катеров (самоходных моделей). Комната конструкторов находилась на втором этаже. Они могли в любой момент спуститься вниз и на рабочем месте выяснить все вопросы, связанные с производством и внести изменения. Всё шло очень оперативно, но не вписывалось в традиционные административные порядки. В вопросе расформирования коллектива судостроительное министерство поддерживали и многие научные теоретики, не понимая лозунг Алексеева:

«К крылатым судам нельзя подходить только с традиционными методами проектирования, но и с традиционными научными взглядами. Наша задача состоит в том, чтобы привести в соответствие достигнутый у нас эксперимент с теорией и практикой».

С 1957 года организация по созданию будущего скоростного флота стала формироваться как «ЦКБ по СПК»!

«Сейчас, когда суда на подводных крыльях, стали видом транспорта, кажется, что всё это легко и просто, так и должно быть, На самом деле, процесс рождения нового, не имеющего аналогов, требует больших исследований, борьбы с отрицанием авторитетов, экспериментальных работ. Исследования и экспериментирование являются первичным и без них невозможно появление вторичного, т. е. новых машин». (Р.Е. Алексеев)

Фиг.96 Р.Е. Алексеев с коллегами на фоне «КЭО»

К 1962 году «ЦКБ по СПК» можно было уже назвать «Научно-производственным объединением» (НПО) в которое входили: «КБ», «КЭО», Филиалы в г. Балахна, в г. Чкаловске. К разработкам судов на подводных крыльях добавляются разработки экранопланов, а это требует ещё больших производственных мощностей. Строится завод «Волга», организуются Филиалы в г. Каспийске и на острове Чечень.

Фиг.97 Здание «ЦКБ по СПК» построеное в 1962г

К 1980 году НПО «ЦКБ по СПК» представляет: «КБ». «КЭО», з-д «Волга». Филиалы в г. Балахна, в г. Чкаловске, в г.Каспийске и на острове Чечень.

Фиг.98 Р.Е. Алексеев в г. Каспийске

ИТОГ РАБОТ Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Фиг.99 Р.Е. Алексеев 1916-1980г. Главный конструктор судов на подводных крыльях и экранопланов, Лауреат Ленинской и Государственных премий, доктор технических наук.

Сегодня можно констатировать, что к настоящему времени по отечественным разработкам судов на подводных крыльях и экранопланам имеется большой научный и технический задел. Построены СПК, которые получили мировое признание, построены и испытаны отдельные образцы экранопланов различных модификаций и назначений, а также накоплен опыт эксплуатации, достаточный для принятия решения о серийном строительстве экранопланов, как для ВМФ, так и гражданских.

Следует чётко отметить, что к моменту появления судов на подводных крыльях и экранопланов методологии их проектирования в нашей стране не существовало. Теория проектирования водоизмещающих судов, разработанная академиком В.Л. Поздюниным, не могла удовлетворить запросам практики создания скоростных судов. Это теория даёт ответ на вопрос о том, как спроектировать оптимальное водоизмещающее судно, но при наличии СУДНА-ПРОТОТИПА. Сегодня можно утверждать, что Р.Е. Алексееву удалось разработать методологию создания принципиально новых физико-технических моделей – моделей скоростных судов. Всей своей деятельностью он доказал, что на уровне различного рода моделей, дающих, казалось бы, приближенные результаты, но используя определённые методики пересчёта, не дожидаясь последовательных теорий, можно создавать первоклассные скоростные суда. При таком проектировании сокращаются сроки и затраты на создание новых объектов. Лозунг эпохи проектирования Р.Е.Алексеева был: «ГОД – НОВЫЙ ПАРОХОД»!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.014 с.)