Начало конструкторской деятельности Р. Е. Алексеева в области создания скоростных яхт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало конструкторской деятельности Р. Е. Алексеева в области создания скоростных яхт.



Родился Р.Е. Алексеев 18 декабря 1916 года на Опытной сельскохозяйственной станции недалеко от г.Новозыбкова Брянской губернии. В 1933 году семья Алексеевых переехала в город Горький.

Город встретил Ростислава Алексеева водными просторами, парусными судами, о которых он мечтал с детства. Ему 17 лет, он поступил учиться на вечерний Рабфак, работал художником оформителем, но подолгу наблюдал за яхтами на Волге и Оке, ходил на водные станции «Динамо», «Водник» смотрел, как молодёжь занимается различными водными видами спорта. Для себя он выбрал парусный спорт, но яхт было очень мало, на каждой несколько экипажей и они с братом решили сами построить яхту.

Фиг.6 Водная станция «Водник». Расположена справа от моста

К концу лета 1934 года Р. Алексеев вместе с братом Анатолием на чердаке дома, где они жили (ул. Б.Печерская, д.14, кв.9) построили моторную лодку с парусами. Спустив её на воду, стали на ней ходить, но она не оправдала их надежд. Ходовые качества оказались неважными, чтобы, над ними не смеялись, они сожгли её,

Фиг.7 Спуск моторной лодки с чердака дома1934г. (Рисунок Р. Алексеева)

Фиг.8 Р.Алексеев на моторной лодке с парусами 1934г.

Но идея постройки новой яхты его не покинула, и он усиленно начал готовиться к поступлению в институт.

В 1935 году Р. Алексеев поступил на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института им А.А. Жданова. У него появились большие возможности разобраться с проектированием и строительством яхт. В яхт-клубах страны в эти годы в основном были швертботы двух типов: немецкого типа– прямоштевневые с одним швертом и американского типа «Ри-Ри» с двумя швертами. В Ленинграде и Горьком были швертботы немецкого типа, а в городах Поволжья американского типа. Яхтсмены нашей страны в начале 30-х годов всерьёз не воспринимали швертботы немецкого типа, но после неожиданных побед Горьковчан на «Поволжских парусных регатах» изменили своё мнение и начали строить швертботы немецкого типа.

Фиг.9 Эскиз швертбота немецкого типа прямоштевнего с одним швертом.

Фиг.10 Эскиз швертбота американского типа «Ри-Ри» с двумя швертами.

Ростиславу нравился швертбот класса Р-25 «Шквал» (немецкого типа), спроектированный и построенный братьями Рябовыми на верфи «Динамо» г. Горького, но поскольку строительство яхты предполагалось опять на чердаке, ему при проектировании новой яхты пришлось, размеры корпуса уменьшить относительно прототипа.

Будучи уже студентом кораблестроительного факультета, он изучил необходимую техническую литературу по проектированию яхт по имеющимся прототипам. При изучении необходимой информации на основе, которой он начал проектирование будущей яхты он выбрал для себя принцип будущего конструктора - «Изучить, проанализировать и внести своё». В результате была спроектирована и построена яхта, получившая из-за необычного облика название «Чёрный пират», а затем просто «Пират». «Пират» был спущен на воду в конце лета 1936 года.

Фиг.11 Яхта конструкции Р. Алексеева «Чёрный пират» 1936г.

Вот, что говорил сам Р. Алексеев про новую яхту:

«Чёрный пират» получился ладной яхточкой, устойчиво лежал на курсе, поворот оверштаг выполнял отлично. В ряды Горьковских яхтсменов я вошёл не как новичок, а полноправным яхтсменом. Он дал мне прекрасную школу по проектированию и выступлениям на спортивной арене».

В начале 1937 года Р. Алексеев организовал парусную секцию при спортклубе Горьковского Индустриального института Д.С.О. «Судостроитель». Первыми её членами стали его друзья студенты и одновременно яхтсмены: Они привезли из Москвы три старых корпуса швертботов разных классов и в помещении 3-его корпуса института начали их переоборудовать. Два корпуса под класс Р-30, один под класс Р-20. Параллельно Р. Алексеев разрабатывал принципиально новые обводы корпуса швертбота класса Р-30.

Как мечтали к новому сезону 1937 года подготовить хоть одну лодку, не получилось, поэтому Р. Алексеев продолжил освоение парусного мастерства на швертботе «Пират», который нельзя было отнести ни к какому из существующих в то время классов яхт. В июне 1937 года проводилось первенство города и отборочные соревнования яхтсменов на участие в 1-й «Поволжской парусной регате. Несмотря на участие команды «Пирата» (Р. Алексеев, В. Сибиряков) в соревнованиях вне конкурса, «Пират» первый и второй круг пришёл первым и в результате финишировал с большим отрывом. Команду приняли в ряды яхтсменов и включили в сборную города на 1-ю «Поволжскую парусную регату».

Как члены сборной они не могли выступать на «Пирате» так как лодка не подходила ни под один класс. Им предложили швертбот класса Р-20 «Шквал». Лодка была спроектирована и построена братьями Рябовыми в конце 20-х годов и являлась одной из первых лодок, построенных по немецкому типу.

Р. Алексеев с друзьями к началу регаты в сентябре месяце на судоверфи «Динамо» г. Горького полностью её переоборудовали по своему усмотрению. Изменили обводы корпуса, сделали поворотную мачту, жёсткий грот, изгибающийся гик и новый такелаж. В результате получилась яхта класса Р-20 с хорошими ходовыми качествами. На 1-й «Поволжской парусной регате» экипаж в составе: капитан – Р. Алексеев, матрос – В. Сибиряков заняли второе место.

Фиг.12 Эскизы Р.Алексеева по переоборудованию яхты 1937г..

Фиг.13 Вид в нос на переоборудованной яхте класса Р-20 - поворотная мачта, жёсткий грот, изгибающийся гик и новый такелаж.

Окончен сезон! Для Р.Алексеева он прошёл очень удачно, и он с большим энтузиазмом продолжает незаконченные работы по переоборудованию швертботов силами парусной секции в институте. Изучает, анализирует и создает новый не похожий ни на какой в мировой практике облик – облик яхты класса Р-30бис, как потом его будут называть «булка», «обтекашка».

К сезону 1938 года Р. Алексеев подготовился основательно, он спустил на воду швертбот класса Р-20 «Стриж», на котором собирался сам гоняться, а также были спущены два швертбота класса Р-30 «Ребус» и «Ветер», которые получили новую жизнь благодаря творческому коллективу парусной секции института под руководством Р. Алексеева.

В 1938 году в г.Горьком проходила 2-я «Поволжская парусная регата».

Р. Алексеев с матросом В. Григорьевым вошли в сборную города на швертботе класса Р-20 «Стриж».

 

Фиг.14 Гонка в районе водной станции «Динамо», 2-я «Поволжская парусная регата» 1938г.

 

16 июля 1938 года на водной станции «Динамо» проводилась 2-я «Поволжская парусная регата». Валерий Павлович Чкалов выбрал время и дал свое согласие быть главным судьёй регаты.

Команда города Горького выиграла 2-ю «Поволжскую парусную регату». В классе Р-20. 1место – рулевой Р. Алексеев, матрос В. Григорьев.

Р. Алексеев показал себя не только, как спортсмен, но и как конструктор. Очередной, переоборудованный им швертбот, практически, построенный заново проявил себя отлично.

Фиг.15 Ростислав Алексеев и Валерий Чкалов 1938г.

В начале сезона 1938 года Р. Алексеев спустил на воду совершенно новый, спроектированный им и построенный в институте с командой парусной секции швертбот класса Р-30бис «Родина». В течение сезона он много на нём ходил, участвовал в соревнованиях, занимал первые места, но продолжал вести доработку корпуса, парусов и такелажа. Окончательно закончить работы он хотел к следующему сезону 1939 года.

Фиг.16 Рисунок Р. Алексеева яхты класса Р-30бис «Родина».

Фиг.17 Р. Алексеев на яхте собственной конструкции класса Р-30бис «Родина» 1939г.

Фиг.18 Теоретический чертёж корпуса яхты класса Р-30бис «Родина».

Итак, с 1937 по 1939 год Р. Алексеевым и коллективом парусной секции института были разработаны проекты и построены швертботы классов Р-20, Р-30, Р-45, Р-30бис. Вот как оценил Р. Алексеев, проделанную работу по проектированию и строительству яхт коллективом парусной секции института под его руководством:

«Проанализировав эволюцию немецких швертботов 20-ти метрового класса, 30-ти метрового класса и 45-ти метрового класса за 1935-36 год, а также основываясь на анализе Горьковских и Ленинградских швертботов этих классов, на анализе результатов 2-й Поволжской парусной регаты (победителями по классам Р-20, Р-30 были прямоштевники) и наконец на анализе личного яхтсменства мы пришли к выводу, что лучшим типом для этих швертботов будет одно килевой прямоштевник с сравнительно острыми образованиями и V образной формой поперечных сечений. V образная форма шпангоутов даёт более узкие и симметричные креновые ватерлинии, и в тоже время даёт достаточную остойчивость, а наличие прямоштевневой диаметральной плоскости обеспечивает креновой ватерлинии достаточную длину и остроту. В зависимости от длины и ширины корпусов швертботов разных классов были приполнены носовые и кормовые образования, чтобы поднять остойчивость не увеличивая имеющиеся ширины корпусов. В силу большого соотношения между шириной и длиной корпусов (4 и более) ватерлинии корпусов получались узкими и длинными (преимущество прямоштевников).

Парусное вооружение выбиралось на основании исследований инженеров Кури, Людевика и др. и на собственном опыте гонок, в результате пришли к выводу, что лучшей формой вооружения для швертботов класса Р-20 и Р-30 будет широкий бермуд с большой серповиной и наличием высокого стакселя. Большая серповина поддерживается системой лат, гарантируя работу верхней части грота. Кроме того такое очертание грота имеет наилучшее обтекание его воздухом. Наличие высокого стакселя поднимает общий К.П.Д. парусов, т.к. упорядочен воздушный поток вокруг грота на большей его части площади.

Парусное вооружение для Р-45 было взято гуари. В силу большой площади грота, жёсткость которого нельзя обеспечить сплошными латами с большой серповиной как у Р-20 и Р-30. Делать же высокий бермуд, без большой серповины не рационально. Наше вооружение имеет сплошные латы только от усов гафеля и выше, остальные латы короткие.

К особенности вооружения следует отнести поворачивающуюся мачту, не имеющую бакштагов, т.к. таковые заменены упорным роль-штагом(штаг-пирс), вращающемся, в силу чего система мачта роль-штаг работает как консоль и обеспечивает достаточную жёсткость установки парусов. Мачта и роль-штаг обтекаемой каплевидной формы. Мачта не имеет краспиц и поддерживается одной парой вант. Для устранения возможного её изгиба, ей придана форма бруса, равного сопротивления изгибу, с наибольшей площадью сечения на 2/3 высоты над палубой. Вращающаяся мачта и роль-штаг, отсутствие краспиц и наличие всего лишь одной пары вант, значительно уменьшает лобовое сопротивление вооружения. Кроме того, наличие роль-штага обеспечит рифление и передних парусов, т.к. это достигается за счёт простого его вращения.

Форма шверта и руля на всех проектах нами взята из условий лучшей обтекаемости их в сложном движении парусного судна, а также для уменьшения вибрации шверта и руля, т.к. шверт и руль должны быть загружены равномерно. Длинная форма шверта на основании многочисленных исследований, даёт прирост К.П.Д. Площадь пера руля нами взята несколько больше чем обычная, т.к. на больших углах крена часть руля выходит из воды.

Конструкция Р-30бис «Родина» нами взята несколько необычная. В данном проекте мы стремились создать подлинно спортивное парусное судно. Анализируя обтекание яхт воздухом, а также яхтенных парусов (по Кури), а также на основании собственных наблюдений, мы сконструировали обтекаемый швертбот Р-30бис «Родина».

Форма шпангоутов в силу доказанных преимуществ V образная, а бимсы имеют сильную погибь и служат естественным продолжением кривых шпангоутов (без перелома, как обычно у ватервейса). Угол ватервейса у обычных яхт создаёт большое завихрение и сопротивление воздуха и воды. Сигарообразная форма, обладает, безусловно, меньшим воздушным сопротивлением и не тормозится волной при ходе бейдевинд, т.к. не будет иметь большей площади обычного носа, обладая в тоже время, достаточно большой плавучестью в носовой части. Кокпит узкий, лишённый фальшборта, т.к. необходимость в нём отпадает, благодаря большому подъёму палубы в носу и у борта. Такая конструкция корпуса должна дать по расчёту авторов увеличение хода в бейдевинд на 15% больше чем у аналогичной яхты с обычной палубой и уменьшение дрейфа на курсе бейдевинд. Парусное вооружение, шверт, руль и рулевое управление той же формы, что и на Р-30.

В данных проектах мы стремились упростить управление яхтой, за счёт замены бакштагов на устройство роль-штага, рационального расположения уток, за счёт модернизации рулевого устройства, для того, чтобы сидя на борту рулевой, не нарушая балансировки яхты, мог сильно положить руль на борт, что достигается наличием короткого с большой развилкой руления. Кроме того передача тросом с дисками позволяет перенести место рулевого ближе к середине яхты, что благоприятно отражается на крене судна».

Благодаря тому, что в городе стали строить новые и переоборудовать старые яхты по чертежам Р. Алексеева и яхтсмены нашего города на них стабильно выигрывали почти все всесоюзные соревнования, Ростислава пригласили участвовать в жюри всесоюзного конкурса проектов речных швертботов классов Р-20, Р-30, Р-45, а также быть участником конкурса. Он стал победителем конкурса и по его чертежам начали строить швертботы для Москвы и Ленинграда.

На воду были спущены следующие яхты конструкции Р. Алексеева в нашем городе:

Гг.

Класс Р-20: - «Мираж»

Класс Р-30 – «Ребус», «Ветер», «Родина»

Класс Р-45 – «Фортуна»

Гг.

Класс Р-20: - «Дельфин», «Голубь»

Класс Р-30 – «Русалка», «Ласточка»

Класс Р-45 – «Сармат», «Мир»

По чертежам Р. Алексеева яхты строились до 50-х годов прошлого столетия в разных городах страны. Именно, благодаря, ЯХТАМ и всему, что с ними связано, он изучил теоретически и практически теорию проектирования водоизмещающих судов, которую разработал академиком В.Л. Поздюниным. Эта теория давала ответ на вопрос о том, как спроектировать оптимальное водоизмещающее судно, но при наличии СУДНА-ПРОТОТИПА. Приобрёл опыт организации вокруг себя творческого коллектива единомышленников, способного создавать всегда что-то новое.

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ.

За годы учёбы в институте Р. Алексеева заинтересовала проблема увеличения скорости движения на воде. Он настойчиво вёл поиск путей решения этой проблемы и пришёл к выводу, что одним из возможных путей является реализация использования подводных крыльев. Заканчивая, институт он избрал тему дипломного проекта «Глиссер на подводных крыльях».

Когда он изучил проработки отечественных учёных и инженеров в области скоростного судостроения, понял, что классический способ проектирования ему не подходит для создания необычного облика нового скоростного судна на подводных крыльях, т.к. потребует слишком много времени на расчёты и поиск необходимых данных для проектирования. В процессе разработки дипломного проекта ему пришлось формировать основы будущей технологии проектирования скоростных судов и кораблей. Как научно-исследовательские так и практические методы проектирования и строительства нового типа судов. Эти методы представляли определённую последовательную технологию испытаний и пересчёта результатов испытаний с различного типа физико-технических моделей на натурные образцы. Подобная технология проектирования до него в судостроение ни кем не применялась. Началом разработки этой технологии послужили испытания первых моделей спроектированных Р. Алексеевым, результаты с которых он пересчитывал для получения необходимых данных для выполнения дипломного проекта «Глиссер на подводных крыльях».

Катапультируемая модель.

Фиг. 19 Режимпуска модели на воду.

Фиг. 20 Режим плавания модели.

Фиг. 21 Режим выхода на крылья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.032 с.)