Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика количественных и качественных методов социологического исследования

Поиск

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения» [10, с.5]

Основные отличия качественных методов от количественных сведены в табл.1, которая составлена с учетом аналогичных таблиц К. Пламера и В.В. Семеновой, но отличается от них [8, с. 204-205].

Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).

Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения.

Таблица 1

Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований

 

№ п/п Основания сравнения Количественные методы Качественные методы
       
1. Цель применения Макросоциологическое исследование Микросоциологическое исследование
2. Цель применения Дать объяснение причин изучаемого явления Понять изучаемое явление
3. Исследователь-ские задачи a. Измерить параметры явления; b. Установить взаимосвязи между отдельными пара-метрами; a. Выявить общую карти-ну явления; b. Концептуализировать явление, интерпретировать его
4. Позиция исследователя «сторонний» наблюдатель «сочувствующий» участник
5. В центре внима-ния исследова-телей a. Социальные структуры и институты; b. Объективные факторы; c. Общие социальные процессы a. Человек; b. Субъективные факторы; c. Особенные, частные процессы
6. Исследователь-ские гипотезы формулируются До начала сбора данных По мере овладения данными
7. Исследователь-ские инструменты a. Разрабатываются до полевого этапа; b. Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей a. Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе; b. Неформализованы, от-ражают индивидуальный исследовательский опыт
8. Исследователь-ские процедуры Стандартизованы; предпо-лагается их дублирование Менее стандартизованы; дублируются редко
9. Единицы анализа Факты, события, высказы-вания, акты поведения Субъективные значения фактов для индивида
10. Логика анализа Дедуктивная: от абстрак-ции к фактам путем опе-рационализации понятий Индуктивная: от фактов к концепциям
11. Основные способы анализа a. Классификация путем отождествления случаев; b. Статистическими способами; c. Систематизация a. Описание случаев без их отождествления; b. Путем обобщения выявленных оценок; c. Воображение
       
12. Данные исследо-вания представ-ляются в виде: Статистических распреде-лений, шкальных показате-лей, индексов и т.п Высказываний, докумен-тов, интеллектуальных про-дуктов групповых дискус-сий и т.п.
13. Валидность (надежность) достигается достоверным: Повторением установленных связей Описанием случаев и выявленных мнений
14. Стиль исследования Жесткий, холодный Мягкий, теплый

 

Методика проведения опросов

Опросы – наиболее распространенный способ получения информации о мнениях, склонностях и мотивах деятельности людей.

Среди методов сбора социологической информации опросы занимают доминирующее положение – они используются наиболее часто. В то же время это не означает, что опрос является универсальным методом получения социологических данных. Он имеет свои границы применения, которые задаются рамками исследования.

Источником информации при проведении опроса является респондент, т.е. человек, чье мнение выясняется в ходе проведения опроса.

Существует две основных разновидности опросных методов – анкетный опрос и интервьюирование.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо самостоятельно (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Интервью - беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентом, записываемая либо самим интервьюером, либо с помощью аудиотехники. Наиболее распространенным является формализованное (стандартизованное) интервью, которое проводится в соответствии с вопросами, включенными в бланк интервью.

Одним из важнейших преимуществ опросов является то, что они позволяют в достаточно сжатые сроки выяснять мнение больших совокупностей людей и получать разнообразную информацию. При этом опросы охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, касающихся жизни современного общества, более того, создается впечатление, что нет таких проблем, по которым исследователь-социолог не мог бы получить информацию посредством опроса представителей различных социальных групп и слоев.

В то же время, проводя опросы, необходимо помнить, что информация, полученная от респондентов, всегда является лишь отражением объективной реальности в субъективных оценках людей, а степень ее «преломления» в общественном мнении будет во многом зависеть от профессионализма и добросовестности исследователя. Достоверность результатов опроса в значительной степени определяется следующими факторами:

- содержанием анкеты или бланка интервью, т.е. перечнем вопросов, с помощью которых изучается предмет исследования;

- качеством работы анкетера или интервьюера;

- условиями проведения опроса, которые должны быть максимально благоприятными для респондента.

В силу того, что значительная доля практических работ студентов по проведению социологического исследования выполняется посредством использования опроса, на примере данного метода наиболее подробно рассматривается процедура подготовки и проведения социологического исследования. Описание процедуры является общим для всех методов сбора социологической информации, описанных в следующих разделах методических указаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.008 с.)