Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика количественных и качественных методов социологического исследования↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные. Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность. Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы. «Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения» [10, с.5] Основные отличия качественных методов от количественных сведены в табл.1, которая составлена с учетом аналогичных таблиц К. Пламера и В.В. Семеновой, но отличается от них [8, с. 204-205]. Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.). Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения. Таблица 1 Сопоставление количественных и качественных методов социологических исследований
Методика проведения опросов Опросы – наиболее распространенный способ получения информации о мнениях, склонностях и мотивах деятельности людей. Среди методов сбора социологической информации опросы занимают доминирующее положение – они используются наиболее часто. В то же время это не означает, что опрос является универсальным методом получения социологических данных. Он имеет свои границы применения, которые задаются рамками исследования. Источником информации при проведении опроса является респондент, т.е. человек, чье мнение выясняется в ходе проведения опроса. Существует две основных разновидности опросных методов – анкетный опрос и интервьюирование. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо самостоятельно (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Интервью - беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентом, записываемая либо самим интервьюером, либо с помощью аудиотехники. Наиболее распространенным является формализованное (стандартизованное) интервью, которое проводится в соответствии с вопросами, включенными в бланк интервью. Одним из важнейших преимуществ опросов является то, что они позволяют в достаточно сжатые сроки выяснять мнение больших совокупностей людей и получать разнообразную информацию. При этом опросы охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, касающихся жизни современного общества, более того, создается впечатление, что нет таких проблем, по которым исследователь-социолог не мог бы получить информацию посредством опроса представителей различных социальных групп и слоев. В то же время, проводя опросы, необходимо помнить, что информация, полученная от респондентов, всегда является лишь отражением объективной реальности в субъективных оценках людей, а степень ее «преломления» в общественном мнении будет во многом зависеть от профессионализма и добросовестности исследователя. Достоверность результатов опроса в значительной степени определяется следующими факторами: - содержанием анкеты или бланка интервью, т.е. перечнем вопросов, с помощью которых изучается предмет исследования; - качеством работы анкетера или интервьюера; - условиями проведения опроса, которые должны быть максимально благоприятными для респондента. В силу того, что значительная доля практических работ студентов по проведению социологического исследования выполняется посредством использования опроса, на примере данного метода наиболее подробно рассматривается процедура подготовки и проведения социологического исследования. Описание процедуры является общим для всех методов сбора социологической информации, описанных в следующих разделах методических указаний.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.008 с.) |