Принцип разделения властей и его сущность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип разделения властей и его сущность.



Разделение властей – это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функционирования гос-ва в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Разделение закон-ой, испол-ой и судебной властей явл. 1 из важнейших принципов организации гос. власти и функ-я правового гос-ва. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естеств. разделении таких ф-й, как законотворчество, гос. управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет гос. контроль. Современное понимание ПРВ дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами гос. власти и управления и муниципальными органами. В федеративном гос-ве система гос. органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти). Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными гос. органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа гос. власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Напр., в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, т.к.они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Хар-но, что в гос-ах с тоталитарным и авторитарным режимом не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально. Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Конституции У., кот. гласит: «Гос. власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы закон-ой, исп-ой и судебной власти осущ-ют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами У.». Таким образом, закрепляется не только самостоятельность и независимость властей, но и их строгое подчинение Конституции и законам У.

 

Форма государства

Форма государства – способ организации и осуществления гос. власти. Понятие формы гос-ва необходимо для ответа на?ы: как создаются высшие органы гос-ва, как они взаимодействуют между собой и населением, как территориально построена гос. власть, какими методами она осуществляется. Форма гос-ва представляет собой гос.-правовую конструкцию, состоящую из 3 элементов: формы правления, формы гос. устройства, формы гос. режима. Классификация государств в зависимости от их формы осуществляется в соответствии с этими элементами:

1)Под формой правления обычно понимают организацию верховной гос. власти: ее высших и центр. органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от формы правления различают монархические и республиканские гос-ва. Монархия обладает следующими юридическими признаками: 1) это, как правило, единоличное правление; 2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству. Выделяют 2 разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию. Для республиканской формы правления хар-ны след. юрид. признаки: 1) высшие органы власти формируются путем выборов на опр. срок, либо должности в них замещаются путем назначения на опр. срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству. 2) должностные лица несут полит. и юрид. ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответ-ть выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. Выделяют 2 вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими 2 формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. В президентской р. глава гос-ва самостоятельно решает? о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав прав-ва. В парламентарной р. правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответ-сть за свою деятельность перед ним. 2) Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. В зависимости от формыгос. устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные гос-ва. Федерация - сложное гос-во, сост. из различ. Гос. образований, обладающих различной степенью полит. самостоятельности. Унитарное гос-во - форма терр-ой организации, при кот. его части явл. админ.-терр-ми единицами и не имеют статуса гос. образования. В отличие от федерации, в унитарном гос-ве есть единые для всей страны высшие органы гос. власти, ед. правовая система, ед. конституция. Конфедерация - союз суверенных гос-в для достижения конкретных целей, при кот. объединившиеся гос-ва, полностью сохраняя суверенитет и знач. независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации нек. действий.

3) В зависимости от формы гос. режима различают демократические и антидемократические государства. К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный. Демократический режим -Для этого вида полит. режимов хар-но признание за гражданами широких прав и свобод, кот. обесп-ся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами междун. права и конституцией дан. гос-ва. На форму гос-ва влияют нац. состав населения, территор. размеры страны, историч. традиции народа. Напр., небольшие по территории гос-ва и мононац. гос-ва, как правило, явл. унитарными. Монархические гос-ва в совр. мире представляют собой дань историч.традиции. Унитарное гос-во, президентско-парлам. республика, демократическая – Украина.

 

18. Основы конституционного строя Украины.

Конституционный строй – это порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в строгом соответствии с конституции. Принципы (фундамент основы) закреплены в разделе I Конституции Украины. Принципы: 1) суверенность. У. является независимым, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Многогранность суверенитета У. была закреплена Декларацией о гос. суверенитете У., принятой 16 июля 1990 г. Верховной Радой УССР. Декларация – это полит. заявление от имени гос-ва, правительства, народа, партии или иных субъектов политической деятельности. В отличие от закона она содержит не правовые нормы, а самые общие, принципиальные положения по опр. вопросу. Гос. суверенитет У. –верховенство гос. власти внутри гос-ва и независимость ее во внешних сношениях. Народный суверенитет – это право народа определять конституционный строй своего гос-ва, принимать участие в управлении гос. и общественными делами. Национальный суверенитет – это право нации определять свою судьбу. 2) демократизм. Демократия - правление, сформированное и действующее по воли народа. Народ – носитель суверенитета и единственный источник власти в У.; 3) гуманизм. Человек – это жизнь, здоровье, честь, неприкосновенность и безопасность, признаются в У. наивысшей соц. ценностью; 4 ) социальность. Конституция провозглашает У. соц. гос-вом. Суть состоит в том, что гос-во оказывает помощь тем группам населения, кот. не могут самост. поддерживать достойный чел. уровень сущ-ния (инвалиды, сироты, безработные); 5) верховенство права. В признании приоритета права перед иными соц. нормами, во-вторых, в признании приоритета прав человека перед гос-вом, в-третьих, в подчинении гос-ва общепризнанным нормам международного права; 6) плюрализм. В У. могут сущ. различные формы собственности и различные виды предпринимательства. В У. сущ. многопартийность; 7 ) разделение властей. Г осударственная власть в У. осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную; 8) республиканизм. Конституция закрепляет республиканскую форму правления в Украине, что согласуется с историческими традициями украинской государственности и с принципом демократизма; 9) унитаризм. Конституция закрепляет унитарную форму гос. устройства Украины; 10) разграничение государства и местного самоуправления. В У. признается и гарантируется местное самоуправление. Территориальные громады и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от гос-ва решать вопросы местного значения. Укр. гос-во защищает конституционный строй и обеспечивает его стабильность. Этот институт констит. права имеет особый уровень защиты: внесение изменений в раздел I Конституции У. возможно только в случае одобрения их всеукраинским референдумом. В наст. время У. находится только в начале пути утверждения констит. строя. Ведь констит. строй не сводится к сущ-ю демократической конституции, а становится реальностью только тогда, когда конст-я соблюдается как гражд-ми, так и самим гос-вом.

 

19. Избирательное право Украины и его принципы.

Избирательное право – юридич. понятие, имеющее 2 основных значения: - Объективное избир. право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ форм-я выборных органов власти (или ИП в широком смысле); Субъективное изб. право - право граждан страны избирать и быть избранными (или ИП в узком смысле). Принципы избирательного права – основные начала, на которых базируется избирательное право У. К ним относятся: 1) принцип свободы выборов. Избиратель сам решает, участвовать или не участвовать в голосовании. Никто не может быть принужден к участию в голосовании или отказу от него. Никто не может быть принужден стать кандидатом на должность или отказаться от этого. Иначе говоря, исключается давление на волеизъявление избирателя или кандидата на избираемую должность; 2) принцип всеобщности. Правом голоса (активным избирательным правом) обладают все достигшие 18-ти лет граждане Украины, за исключением лиц, признанных недееспособными. Для пассивного избирательного права требуется более высокий возрастной ценз и некоторые иные качества. Например, кандидат в народные депутаты Украины должен достичь 21 года, постоянно проживать в Украине в течение последних пяти лет, быть несудимым; 3) принцип равенства. Каждый избиратель имеет равное со всеми количество голосов. Например, на очередных выборах народных депутатов Украины каждый избиратель обладает двумя голосами: один из них он подает за кандидата в депутаты по одномандатному округу, другой – за избирательный список партии или избирательного блока. На выборах Президента Украины каждый избиратель обладает одним голосом; 4) принцип прямых выборов. Между избирателем и избираемым им кандидатом нет никаких промежуточных структур (коллегии выборщиков). Избиратель непосредственно голосует за избранного им кандидата; 5) принцип тайной подачи голосов. Суть его состоит в том, что исключается контроль за волеизъявлением избирателей. На каждом избирательном участке оборудуются кабины для тайного заполнения избирательных бюллетеней.

 

20. Референдум, понятия, виды.

Референдум – это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей.

Цель референдума следует отличать от цели выборов. Референдум проводится для принятия закона, решения территориального вопроса, ратификации международного договора. Напр., Маастрихтский договор был ратифицирован в Ирландии и Франции (в соответствии с конституциями этих стран) при помощи референдума. Основными признаками референдума являются: 1) референдум - форма непосред-го осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов; 2)референдум - всегда голосование - способ выявления воли большинства населения; 3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум; 4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума. Конституцией Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах» (3 июля 1991 г.) предусмотрены следующие виды референдумов: 1) всеукраинский референдум. На всеукраинский референдум может быть вынесен проект решения по любому вопросу общегосударственной важности. Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы: изменения территории Украины, утверждения изменений, внесенных Верховной Радой Украины в І, ІІІ, ХІІІ разделы Конституции Украины. Напротив, отдельные, определенные Конституцией Украины вопросы, не могут быть вынесены на референдум – таковы законопроекты по вопросам налогов, бюджета и амнистии; 2) референдум Автономной Республики Крым. Предметом референдума АРК может быть принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным законодательством Украины к ведению АРК; 3) местный референдум. Местный референдум может быть назначен в селе, поселке, городе, районе, области для решения вопросов исключительно местного значения, в том числе – вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего совета народных депутатов и его главы. В зависимости от юридической силы принятого на референдуме решения различают императивный и консультативный референдумы. Решение, принятое императивным референдумом, имеет наивысшую юридическую силу и не требует утверждения какими-либо органами власти. Консультативный референдум проводится с целью выяснения точки зрения граждан по определенному вопросу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.01 с.)