Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридические факты и их значение.↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Принцип разделения властей и его сущность. Разделение властей – это теория и конституционный принцип, исходящие из того, что для нормального функционирования гос-ва в нем должны существовать относительно независимые другу от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Разделение закон-ой, испол-ой и судебной властей явл. 1 из важнейших принципов организации гос. власти и функ-я правового гос-ва. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естеств. разделении таких ф-й, как законотворчество, гос. управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет гос. контроль. Современное понимание ПРВ дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами гос. власти и управления и муниципальными органами. В федеративном гос-ве система гос. органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти). Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными гос. органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа гос. власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Напр., в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, т.к.они не были частью системы «сдержек и противовесов». Хар-но, что в гос-ах с тоталитарным и авторитарным режимом не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально. Принцип разделения властей закреплен ст. 6 Конституции У., кот. гласит: «Гос. власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы закон-ой, исп-ой и судебной власти осущ-ют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами У.». Таким образом, закрепляется не только самостоятельность и независимость властей, но и их строгое подчинение Конституции и законам У.
Форма государства Форма государства – способ организации и осуществления гос. власти. Понятие формы гос-ва необходимо для ответа на?ы: как создаются высшие органы гос-ва, как они взаимодействуют между собой и населением, как территориально построена гос. власть, какими методами она осуществляется. Форма гос-ва представляет собой гос.-правовую конструкцию, состоящую из 3 элементов: формы правления, формы гос. устройства, формы гос. режима. Классификация государств в зависимости от их формы осуществляется в соответствии с этими элементами: 1)Под формой правления обычно понимают организацию верховной гос. власти: ее высших и центр. органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от формы правления различают монархические и республиканские гос-ва. Монархия обладает следующими юридическими признаками: 1) это, как правило, единоличное правление; 2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству. Выделяют 2 разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию. Для республиканской формы правления хар-ны след. юрид. признаки: 1) высшие органы власти формируются путем выборов на опр. срок, либо должности в них замещаются путем назначения на опр. срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству. 2) должностные лица несут полит. и юрид. ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответ-ть выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. Выделяют 2 вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими 2 формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. В президентской р. глава гос-ва самостоятельно решает? о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав прав-ва. В парламентарной р. правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответ-сть за свою деятельность перед ним. 2) Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. В зависимости от формыгос. устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные гос-ва. Федерация - сложное гос-во, сост. из различ. Гос. образований, обладающих различной степенью полит. самостоятельности. Унитарное гос-во - форма терр-ой организации, при кот. его части явл. админ.-терр-ми единицами и не имеют статуса гос. образования. В отличие от федерации, в унитарном гос-ве есть единые для всей страны высшие органы гос. власти, ед. правовая система, ед. конституция. Конфедерация - союз суверенных гос-в для достижения конкретных целей, при кот. объединившиеся гос-ва, полностью сохраняя суверенитет и знач. независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации нек. действий. 3) В зависимости от формы гос. режима различают демократические и антидемократические государства. К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный. Демократический режим -Для этого вида полит. режимов хар-но признание за гражданами широких прав и свобод, кот. обесп-ся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами междун. права и конституцией дан. гос-ва. На форму гос-ва влияют нац. состав населения, территор. размеры страны, историч. традиции народа. Напр., небольшие по территории гос-ва и мононац. гос-ва, как правило, явл. унитарными. Монархические гос-ва в совр. мире представляют собой дань историч.традиции. Унитарное гос-во, президентско-парлам. республика, демократическая – Украина.
18. Основы конституционного строя Украины. Конституционный строй – это порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в строгом соответствии с конституции. Принципы (фундамент основы) закреплены в разделе I Конституции Украины. Принципы: 1) суверенность. У. является независимым, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Многогранность суверенитета У. была закреплена Декларацией о гос. суверенитете У., принятой 16 июля 1990 г. Верховной Радой УССР. Декларация – это полит. заявление от имени гос-ва, правительства, народа, партии или иных субъектов политической деятельности. В отличие от закона она содержит не правовые нормы, а самые общие, принципиальные положения по опр. вопросу. Гос. суверенитет У. –верховенство гос. власти внутри гос-ва и независимость ее во внешних сношениях. Народный суверенитет – это право народа определять конституционный строй своего гос-ва, принимать участие в управлении гос. и общественными делами. Национальный суверенитет – это право нации определять свою судьбу. 2) демократизм. Демократия - правление, сформированное и действующее по воли народа. Народ – носитель суверенитета и единственный источник власти в У.; 3) гуманизм. Человек – это жизнь, здоровье, честь, неприкосновенность и безопасность, признаются в У. наивысшей соц. ценностью; 4 ) социальность. Конституция провозглашает У. соц. гос-вом. Суть состоит в том, что гос-во оказывает помощь тем группам населения, кот. не могут самост. поддерживать достойный чел. уровень сущ-ния (инвалиды, сироты, безработные); 5) верховенство права. В признании приоритета права перед иными соц. нормами, во-вторых, в признании приоритета прав человека перед гос-вом, в-третьих, в подчинении гос-ва общепризнанным нормам международного права; 6) плюрализм. В У. могут сущ. различные формы собственности и различные виды предпринимательства. В У. сущ. многопартийность; 7 ) разделение властей. Г осударственная власть в У. осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную; 8) республиканизм. Конституция закрепляет республиканскую форму правления в Украине, что согласуется с историческими традициями украинской государственности и с принципом демократизма; 9) унитаризм. Конституция закрепляет унитарную форму гос. устройства Украины; 10) разграничение государства и местного самоуправления. В У. признается и гарантируется местное самоуправление. Территориальные громады и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от гос-ва решать вопросы местного значения. Укр. гос-во защищает конституционный строй и обеспечивает его стабильность. Этот институт констит. права имеет особый уровень защиты: внесение изменений в раздел I Конституции У. возможно только в случае одобрения их всеукраинским референдумом. В наст. время У. находится только в начале пути утверждения констит. строя. Ведь констит. строй не сводится к сущ-ю демократической конституции, а становится реальностью только тогда, когда конст-я соблюдается как гражд-ми, так и самим гос-вом.
19. Избирательное право Украины и его принципы. Избирательное право – юридич. понятие, имеющее 2 основных значения: - Объективное избир. право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ форм-я выборных органов власти (или ИП в широком смысле); Субъективное изб. право - право граждан страны избирать и быть избранными (или ИП в узком смысле). Принципы избирательного права – основные начала, на которых базируется избирательное право У. К ним относятся: 1) принцип свободы выборов. Избиратель сам решает, участвовать или не участвовать в голосовании. Никто не может быть принужден к участию в голосовании или отказу от него. Никто не может быть принужден стать кандидатом на должность или отказаться от этого. Иначе говоря, исключается давление на волеизъявление избирателя или кандидата на избираемую должность; 2) принцип всеобщности. Правом голоса (активным избирательным правом) обладают все достигшие 18-ти лет граждане Украины, за исключением лиц, признанных недееспособными. Для пассивного избирательного права требуется более высокий возрастной ценз и некоторые иные качества. Например, кандидат в народные депутаты Украины должен достичь 21 года, постоянно проживать в Украине в течение последних пяти лет, быть несудимым; 3) принцип равенства. Каждый избиратель имеет равное со всеми количество голосов. Например, на очередных выборах народных депутатов Украины каждый избиратель обладает двумя голосами: один из них он подает за кандидата в депутаты по одномандатному округу, другой – за избирательный список партии или избирательного блока. На выборах Президента Украины каждый избиратель обладает одним голосом; 4) принцип прямых выборов. Между избирателем и избираемым им кандидатом нет никаких промежуточных структур (коллегии выборщиков). Избиратель непосредственно голосует за избранного им кандидата; 5) принцип тайной подачи голосов. Суть его состоит в том, что исключается контроль за волеизъявлением избирателей. На каждом избирательном участке оборудуются кабины для тайного заполнения избирательных бюллетеней.
20. Референдум, понятия, виды. Референдум – это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей. Цель референдума следует отличать от цели выборов. Референдум проводится для принятия закона, решения территориального вопроса, ратификации международного договора. Напр., Маастрихтский договор был ратифицирован в Ирландии и Франции (в соответствии с конституциями этих стран) при помощи референдума. Основными признаками референдума являются: 1) референдум - форма непосред-го осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов; 2)референдум - всегда голосование - способ выявления воли большинства населения; 3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум; 4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума. Конституцией Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах» (3 июля 1991 г.) предусмотрены следующие виды референдумов: 1) всеукраинский референдум. На всеукраинский референдум может быть вынесен проект решения по любому вопросу общегосударственной важности. Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы: изменения территории Украины, утверждения изменений, внесенных Верховной Радой Украины в І, ІІІ, ХІІІ разделы Конституции Украины. Напротив, отдельные, определенные Конституцией Украины вопросы, не могут быть вынесены на референдум – таковы законопроекты по вопросам налогов, бюджета и амнистии; 2) референдум Автономной Республики Крым. Предметом референдума АРК может быть принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным законодательством Украины к ведению АРК; 3) местный референдум. Местный референдум может быть назначен в селе, поселке, городе, районе, области для решения вопросов исключительно местного значения, в том числе – вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего совета народных депутатов и его главы. В зависимости от юридической силы принятого на референдуме решения различают императивный и консультативный референдумы. Решение, принятое императивным референдумом, имеет наивысшую юридическую силу и не требует утверждения какими-либо органами власти. Консультативный референдум проводится с целью выяснения точки зрения граждан по определенному вопросу.
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ Обязательственное право — это система гражданско-правовых норм, которые на началах юридического равенства регулируют имущественные отношения в сфере товарооборота, а также имущественные отношения по покрытию причиненного вреда с участием юридических и физических лиц. Система обязательственного права делится на общую и особенную части. Общая часть состоит из норм, которые распространяются на все обязательства, возникающие в гражданско-правовых отношениях (например, нормы о понятии и основаниях возникновения обязательств, исполнении обязательств, ответственности субъектов за нарушение обязательств и их прекращении). Особенная часть обязательственного права содержит нормы, регулирующие отдельные виды обязательств (например, куплю-продажу, поставку, имущественный наем, подряд, подряд на капитальное строительство).Обязательство представляет собой такое правоотношение, согласно которому одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от определенного действия,а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности.Обязательство состоит из субъектов, объектов и содержания.Субъектами обязательства являются кредитор, то есть лицо, которому принадлежит право требования, и должник — лицо, которое несет обязанность, отвечающую праву требования кредитора.Объекты обязательств — это соответствующие действия, на реализацию которых направлены права и обязанности субъектов (скажем, передача имущества, выполнение работы, уплата денег).Содержание обязательства составляют права, требования кредитора и обязанности должника. При этом обязательства направлены на 1) передачу имущества (например, на основании договора купли-продажи, мены, дарения, поставки, займа); 2) выполнение работ на основании договоров подряда, бытового заказа, подряда на капитальное строительство, договоров о совместной деятельности; 3) предоставление услуг на основании договоров перевозок, страхования, поручения, комиссии, хранения; 4) уплату денег на основании договоров займа, кредитных договоров, договоров банковского вклада и банковского счета; 5) покрытие ущерба, причиненного противоправными действиями, а также вреда, нанесенного гражданину вследствие спасания объектов государственной и коллективной собственности; возвращение безосновательно приобретенного имущества и передачу безосновательно сохраненного имущества. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ Право собственности — центральный институт гражданского права. Его значение обусловлено тем, что право собственности юридически закрепляет сложившиеся в обществе экономические отношения. Конституция Украины установила принцип нерушимости (неприкосновенности) частной собственности. Сущность этого принципа состоит в том, что никто не может быть противоправно лишен права собственности. Далее устанавливаются правовые основания для лишения права собственности:принудительное отчуждение объектов права частной собственности. Мотивом такого отчуждения может служить исключительно общественная необходимость. Принудительное отчуждение объекта частной собственности в мирное время осуществляется только при условии предварительного и полного возмещения его стоимости. Принудительное отчуждение объекта частной собственности в условиях военного или чрезвычайного положения допускается с последующим полным возмещением его стоимости; конфискация имущества. Она может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом. Конституция Украины устанавливает также ограничения права собственности. Использование собственности не должно наносить вред правам, свободам и достоинствуграждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.Гражданский кодекс Украины определяет право собственности как право лица на вещь (имущество), которое она осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом:владение — фактическое обладание вещью, соединенное с намерением считать вещь своею. Фактически обладает вещью и тот, кто буквально держит ее в руках, физически ощущает ее, и тот, кто имеет к вещи доступ в силу нахождения вещи в своем хозяйстве;пользование — извлечение из вещи полезных свойств. Это главное правомочие собственника, своего рода цель права собственности. Вещь приобретается для того, чтобы удовлетворить личные, бытовые, хозяйственные потребности собственника. Пользование может осуществляться в различных формах. Например, бревно можно использовать в качестве средства отопления, для изготовления досок, для подпорки строительной конструкции. Важно лишь, чтобы пользование вещью не нарушало прав других людей и не было запрещено законом;распоряжение — возможность решить юридическую и фактическую судьбу вещи: переделать вещь, уничтожить (таковы варианты решения фактической судьбы вещи), выбросить, передать другому лицу (решение юридической судьбы вещи).Субъектами права собственности являются Украинский народ, физические и юридические лица,лицом должен иметь простую письменную форму. Письменно должны заключаться сделки между физическими лицами на сумму, которая в 20 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов, за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении и сделок, для которых требуется нотариальное удостоверение;нотариально удостоверенная письменная форма. Гражданское законодательство содержит перечень сделок, которые должны совершаться только в такой форме: договоры об отчуждении и залоге недвижимого имущества, брачные контракты, завещания и др. Кроме того, по желанию участников сделки они вправе нотариально удостоверить любую сделку;конклюдентная (молчаливая) форма. Сделка, для которой законом не установлена определенная форма, может заключаться путем совершения молчаливых действий (например, посадка в троллейбус и оплата проезда).
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО Финансовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в области мобилизации, распределения и использования государственных финансовых средств.Финансовое право регулирует исключительно отношения, возникающие в финансовой деятельности государства: составление, утверждение, исполнение бюджета, сбор платежей и налогов, государственное финансирование и кредитование, регулирование денежной и валютной систем и др. Денежные отношения между физическими и юридическими лицами, например, отношения в сфере банковской деятельности, регулируются другими отраслями права.Финансовое законодательство Украины — это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы финансового права. К их числу относятся Бюджетный кодекс Украины, Закон Украины "О системе налогообложения", Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан". Декрет Кабинета Министров Украины "Об акцизном сборе" и другие нормативно-правовые акты.Финансовая система Украины включает:общегосударственный централизованный фонд; централизованные фонды для отдельных территорий; внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения и другие фонды); децентрализованные фонды; разные формы кредита. Государственный внутренний кредит представляет собой привлечение государством свободных средств населения (путем выпуска облигаций и других ценных бумаг) с последующим возвратом этих средств. Государственный внешний кредит представляет собой заимствование средств других государств и международных организаций. Обслуживание внешнего кредита осуществляется в первую очередь. Банковский кредит предоставляется из свободных средств Национальным банком Украины коммерческим банкам;страхование (например, государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые повлекли утрату трудоспособности). БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ Важной составной частью финансовой системы Украины является бюджетная система. Бюджет — это роспись доходов и расходов государства или иного собственника бюджета на определенный период (по общему правилу — на 1 календарный год). Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов, к которым относятся:бюджет Автономной Республики Крым;областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах;бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений).Государственный и местный бюджет могут состоять из общего и специального фондов.Общий фонд бюджета включает:все доходы бюджета, кроме предназначенных для зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета относят налоговые поступления, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых санкций и др.; все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на выполнение функций государства, задач местного самоуправления;3) финансирование общего фонда бюджета. Данный раздел общего фонда бюджета определяет источники покрытия дефицита бюджета, а также расходование финансов, образовавшихся в результате превышения доходов бюджета над его расходами.Специальный фонд бюджета включает:бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;гранты или подарки, полученные распорядителями бюджетных средств для конкретной цели;разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета. Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только путем изменения в закон о Государственном бюджете Украины или путем принятия решения соответствующего совета. Переводы,понятия и виды. Переводом считается изменение одного из необходимых условий трудового договора – трудовой функции, места работы или других существенных условий трудового договора.В первом случае мы имеем перевод на другую работу, во втором – перевод на другое место (в другую организацию, другую местность по сравнению с оговоренной в трудовом договоре).Виды переводов:Перевод в связи с производственной необходимостью может иметь место, если возникли чрезвычайные обстоятельства: стихия, авария, несчастный случай, гибель, порча имущества и др. исключительные случаи.Перевод в связи с простоем, т. е. временной приостановкой работы по причинам производственного характера, предусматривает возможность перевода не только на одном и том же предприятии, но и на другое предприятие, но на срок до одного месяца, с сохранением прежнего оклада по прежней работе.Перевод по инициативе работника.Работники нуждающиеся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой работы, администрация обязана перевести с их согласия на работу в соответствии с медицинским заключением временно или без ограничения срока.Переводы на другую постоянную работу. Данный перевод возможен и на том же предприятии (учреждении и т. д.), так и в другое предприятие в той же местности и в другую местность, но во всех случаях нужно согласие работника. Дисциплина труда,порядок наложения взысканий. Дисциплина труда - это сознательное и добровольное подчинение работников определенному порядку, установленному на предприятиях, в учреждениях и организациях, строгое соблюдение работником правил внутреннего трудового распорядка, выполнение в полном объеме и на требуемом уровне качества своих трудовых обязанностей.Трудовая дисциплина обеспечивается созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрения за добросовестный труд.Четкий трудовой распорядок, устанавливаемый на предприятиях, является непреклонным условием высокой производительности труда. Внутренний трудовой распорядок определяет общие и специальные обязанности работников и администрации, их взаимоотношения между собой в процессе совместного труда.Наиболее общие нормы, регулирующие трудовую дисциплину, содержатся в КЗоТе Украины. Наряду с этим трудовой распорядок регулируется:правилами внутреннего распорядка;уставами и положениями о дисциплине в отдельных отраслях народного хозяйства;техническими правилами и должностными инструкциями, а также другими нормативными положениями.Основная регламентация трудовой дисциплины содержится в правилах внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются общим собранием (конференцией) работников организации по представлению администрации. Данные правила должны вывешиваться в помещениях предприятий на видных местах. Они содержат основные права и обязанности администрации, коллектива и работников.К числу основных обязанностей работников относятся:работать честно и добросовестно;соблюдать дисциплину труда;своевременно и точно исполнять распоряжения администрации;повышать производительность труда;соблюдать технологическую дисциплину, требования к охране труда, технике безопасности и производственной санитарии;бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации.В свою очередь, администрация предприятий обязана:правильно организовать труд работников;создавать условия для роста производительности труда;обеспечивать трудовую и производственную дисциплину;неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда;внимательно относиться к нуждам и запросам работников, улучшать их условия труда и быта.Порядок наложения административных взысканий предусмотрен в главе 4 КоАП Украины. Основными принципами применения административных взысканий являются: законность, индивидуализация административной ответственности с учетом характера проступка и личности правонарушителя.Законность проявляется, прежде всего, в том, что юрисдикционный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, может применить к правонарушителю только то взыскание, которое предусмотрено нормой права, и только в тех пределах, которые закреплены санкцией конкретной правовой нормы.Действующее административное законодательство предусматривает ряд гарантий соблюдения принципа законности, в частности:— статья 24 КоАП предусматривает исчерпывающий перечень административных взысканий, за пределы которого компетентный орган или должностное лицо выходить не может;— за каждый административный проступок может быть наложено только одно основное или основное и дополнительное административное взыскание, предусмотренное санкцией соответствующей правовой нормы. При этом к правонарушителю одновременно могут применяться меры дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности;— компетентный орган или должностное лицо не может выходить за пределы предусмотренного правовой нормой размера административного взыскания как в сторону уменьшения, так и в сторону его увеличения. Индивидуализация административной ответственности проявляется в том, что в соответствии со статьей 33 КоАП при наложении административного взыскания учитывается личность правонарушителя, степень его вины, имущественное состояние, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.Следует отметить, что особая роль отводится обстоятельствам, которые смягчают или отягчают ответственность, предусмотренным, соответственно, статьями 34 и 35 КоАП.Обстоятельствами, смягчающими ответственность является: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий проступка, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение проступка под влиянием сильного душевного волнения или при сочетании тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение проступка несовершеннолетним; совершение проступка беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Рабочее время и его виды Виды рабочего времени различаются по его продолжительности. Нормирование рабочего времени осуществляется с учетом ряда условий труда, возрастных и других особенностей работников.Трудовое законодательство устанавливает следующие виды рабочего времени: 1) нормальная продолжительность рабочего времени; 2) сокращенная продолжительность рабочего времени и 3) неполное рабочее время.Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю как при пяти, так и при шестидневной рабочей неделе.Подавляющее большинство работников работают на условиях нормального рабочего времени независимо от организационно-правовой формы организации и от того, какая эта работа — постоянная, временная либо сезонная.Нормальное рабочее время, установленное коллективным договором либо правилами внутреннего трудового распорядка, не может превышать 40 часов в неделю. Это является важной гарантией для работников.Сокращенное рабочее время установлено в законодательстве: КЗоТ, а также, в других нормативно-правовых актах. Так, согласно ст. 51 КЗоТ для работников, работа которых происходит на роботах со вредными условиями работы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - от 24 до.36 часов на неделю.Сокращенная продолжительность рабочего времени предусмотрена для несовершеннолетних работников с целью охраны их здоровье. Так, для работников возрастом от 16 до 18 лет установленный 36-часовая рабочая неделя, возрастом от 15 до 16 лет - 24-часовая рабочая неделя (ст. 51 КЗоТ), Для учеников возрастом от 14 до 15 лет, которые работают в период каникул, - не более 24 часов на неделюНеполное рабочее время может быть в виде неполного рабочего дня (т.е. уменьшение продолжительности ежедневной работы на обусловленное количество часов); б) неполной рабочей недели (при котором сохраняется нормальная продолжительность рабочего дня, но уменьшается количество рабочих дней в неделю) и в) объединение неполного рабочего дня и неполной рабочей недели (например, продолжительность рабочего дня 5 часов при 4 рабочих днях на неделю). Время отдыха 1. Время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст, 106 ТК РФ). На работу в период времени отдыха установлены ограничения, например, в виде запрета на замену отпуска выплатой денежной компенсации.2. Виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены);ежедневный (междусменный) отдых;выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);нерабочие праздничные дни;отпуска.3. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. В рабочее время такой перерыв не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем. Продолжительность еженедельного отдыха исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы в следующий день после выходного дня и должна быть не менее 42 часов (ст.70 КЗоТ Украины).Работа в выходные дни запрещается. Привлечение отдельных работников к работе в выходные дни допускается в исключительных случаях, перечисленных в ст. 71 КЗоТ Украины. Такая работа может быть компенсирована по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере (ст. 72 КЗоТ Украины).
Оплата труда и её виды На производственных предприятиях различают два вида оплаты труда: основная и дополнительная. К основной относится оплата, начисляемая работникам за фактически отработанное время и выполненную работу по установленным расценкам, тарифным ставкам или окладам. К дополнительной относятся выплаты за непроработан-ное в организации (предприятии) время. На производственных предприятиях применяются две формы оплаты труда: повременная и сдельная.-При повременной форме оплата производится за определенное количество отработанного времени, независимо от количества выполненных работ.Повременная форма оплаты труда подразделяется на две подсистемы: простую повременную и повременно-премиальную.Сдельная форма оплаты труда предусматривает оплату выполненных работ в соответствии с количеством и ка-, чеством изготовленной продукции. Она подразделяется на следующие основные системы: пря~ мая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная и аккордная.При прямой оплата прямо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.223.136 (0.014 с.) |