Основы КС, принципы публичной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы КС, принципы публичной власти.



Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам — иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все право соответствует конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Нормы-принципы, включенные в гл. «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

  1. гуманистические основы конституционного строя;
  2. основные характеристики Российского государства;
  3. экономические и политические основы конституционного строя;
  4. основы организации государственной власти.

Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ — таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

Гончаров: Основы конституционного строя – институт конституционного права, регулирующий наиболее важные общественные отношения посредством установления принципов устройства и деятельности публичной власти, её соотношение с личностью и гражданским обществом.

Конституционный строй (М.В. Баглай) – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

ОКС закрепляются в Конституции в гл. 1 в форме конституционных принципов.

Характеристика конституционных принципов:

  1. Всеобщность.
  2. Декларативность.
  3. Нормативность.
  4. Высшая юридическая сила.

Система основ конституционного строя

  1. Принципы организации публичной власти:

1) принцип правового государства:

- неукоснительное соблюдение Конституции и законов гражданами и органами публичной власти;

- соответствие законов Конституции и актам международного права;

- НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина могут применяться, только если они опубликованы официально для всеобщего сведения.

Примеры применения принципа – Постановление КС РФ от 18.07.1998 г. №10-П (п. 3.4 м.ч.), Постановление КС РФ от 06.04.2004 г. №7-П. (п. 3 м.ч.)

2) принцип демократического государства:

- источник власти – единый многонациональный народ России;

- публичная власть и формы её организации – элементы самоорганизации народа (опосредованная демократия);

- непосредственная власть народа (прямая демократия) реализуется путем выборов, референдумов, собраний, сходов, конференций, обращений.

3) принцип разделения государственной власти:

- самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

- баланс самостоятельности властей обеспечивается системой сдержек и противовесов;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти разных ветвей.

4) принцип федеративного территориального государственного устройства:

- равноправие субъектов РФ;

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными ОГВ и ОГВ субъектов РФ;

- равноправие и самоопределение народов в РФ.

5) принцип республиканской формы правления:

- власть сменяется на основе периодических выборов

- высшие органы государственной власти, как правило, формируются на основе выборности и сменяемости;

6) принцип признания и гарантированности местного самоуправления:

- отграничение местного самоуправления от государственной власти;

- самостоятельность органов местного самоуправления в рамках своих полномочий;

- неупраздняемость местного самоуправления.

7) принцип государственного суверенитета:

- государственный суверенитет на территории РФ принадлежит только РФ как целому и единому государству;

- свойствам власти РФ, раскрывающими содержание суверенитета являются:

а) единство власти;

б) верховенство власти;

в) независимость власти.

Государственный суверенитет по Конституционному суду:

а) верховенство власти

б) независимость власти

в) самостоятельность власти

г) полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории

д) независимость в международном общении

  1. Принципы взаимодействия публичной власти и личности:

1) принцип народного суверенитета:

- учредительный характер власти народа – носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ;

- никто не может присваивать власть в России;

- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через ОГВ и ОМС;

- высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

2) принцип высшей ценности прав и свобод человека:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина по отношению к правам и интересам публичной власти;

- обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3) принцип социального государства:

- обязанность государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- обязанность государства – социальная защита

4) принцип светского государства:

- запрет на установление государственной или обязательной религии;

- запрет на слияние государства и каких-либо религиозных объединений;

- равенство всех религиозных объединений перед законом;

  1. Принципы взаимодействия публичной власти и гражданского общества:

1) принцип свободы экономической деятельности:

- единство экономического пространства;

- равное налоговое бремя (в том числе запрет на установление налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы, предпринимательской деятельности и т.д.)

- свободный выбор экономической деятельности.

- поддержка государством конкуренции;

- многообразие форм собственности;

2) Принцип идеологического и политического многообразия:

- запрет на установление обязательной/ государственной идеологии;

- многопартийность;

- равенство перед законом общественных объединений;

- запрет на создание общественных объединений с антиконституционными и

антиобщественными целями (изменение основ конституционного строя,

создание вооружённых формирований, нарушение целостности РФ и т.д.);

 

Референдум

смотри ФЗ «О референдуме»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 2610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.017 с.)