Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в контексте развития европейской цивилизации в XVI-XVII вв.

Поиск

4 часа

Лекция 1

1. Европа в период позднего феодализма.

 

2. Английская буржуазная революция.

 

3. Европейский абсолютизм.

 

1-й вопрос. Европейский поздний феодализм коренным образом отличался от российского тем, что уже в XV-XVI вв. в нём подготавливались предпосылки для перехода к капиталистической (индустриальной) модернизации. В науке это время принято называть эпохой Ренессанса или Возрождения. Первоначально Ренессанс развивался только в Италии. В нём выделяют следующие периоды: Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII-XIV вв.; раннее Возрождение – XV в.; Высокое Возрождение – с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в.; позднее Возрождение – до конца XVI в.

Родиной Возрождения стала Флоренция – промышленный и торговый центр Италии, в которой были созданы первые мануфактуры. Не случайно поэтому именно во Флоренции создавали свои произведения Данте, Петрарка, Боккаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. мыслители, поэты, художники, учёные. Именно здесь начался пересмотр философских и политических взглядов на новое предназначение человека в окружающем его мире, было положено начало Новому времени, отличному от Средневековья. Затем оно наиболее чётко фокусировалось в знаменательных событиях, например, в открытии Колумбом Америки в 1492 г. или в Английской буржуазной революции 1640-1688 гг., которые разным историкам служат для определения условной границы, отделявшей Средневековье от Нового времени.

Суть нового отношения к человеку состояло в том, что в эпоху Возрождения заканчивалось господство религиозного мировоззрения и приходила рационалистическая концепция «естественного права» человека на земную жизнь. Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в чувствах, то отныне на первое место выступали активность, инициатива, умение работать, творить. В соответствии с этим стали меняться быт, поведение людей, их одежда. Стали появляться разнообразные вкусы, представления, формы общения, которые широко популяризировались в литературе, искусстве. Вначале итальянцам, а затем и другим европейцам становились известны достижения античной культуры, из которой черпались представления о человеке как высшего начала, центра всего мироздания, свободного от религиозного рабства. Собственно из неё и вытекало само понятие Ренессанс (Возрождение). Опираясь на античное культурное наследие стали развиваться гуманитарные науки – этика, риторика, история, педагогика, приходившие на смену тоталитарному богословию. Возвращение к гуманизму происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – дворцы, виллы, общественные здания, украшавшиеся галереями, колонами, куполами, архитектурными ордерами, фресками, мозаикой и живописными полотнами. Эпоха Возрождения породила выдающихся людей. Микеланджело, Рафаэль, Тициан стали основоположниками многих направлений в архитектуре и искусстве. Фрэнсис Бэкон в противовес схоластики выдвинул методы наблюдения и эксперимента, ставших основными инструментами научных исследований. Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая получила развитие в трудах Иоганна Кеплера и Галилео Галилея, в корне изменивших тогдашние представления о строении Вселенной. За приверженность новой космической теории Джордано Бруно был сожжён инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики. Тарталья внёс крупный вклад в теорию баллистику. Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Кремер составил новые географические карты, возникла океанография. Везалий положил начало изучению анатомии человека. Леонардо да Винчи среди прочих своих гениальных изобретений создал модель летательного аппарата и написал Мону Лизу. Учитывая специфику нашего вуза нельзя не упомянуть и о Петроусе Кресчентоусе. Ещё на этапе Предвозрождения он сумел обобщить сочинения античных агрономических писателей и издать труд, который в качестве практического пособия по сельскому хозяйству переиздавался в течение нескольких веков.

Говоря об эпохе Возрождения, особо следует сказать о значении для неё Великих географических открытий. Начавшиеся с неудачной попытки ХристофораКолумба в 1492 г. открыть новые торговые пути на Восток, в Китай и Индию в связи с прекращением деятельности византийского транзита после захвата его османскими турками в 1453 г., они далеко вышли за пределы этого первоначального плана. Как известно, Колумб, плывя в Индию, открыл Америку, после чего Испания сделала ещё несколько попыток организации морских экспедиций под руководством всё того же Колумба в целях открытия новых земель и присоединения их королевской короне. Вслед за Колумбом в 1499 г. в западное полушарие отправился другой испанский мореплаватель - Америго Веспуччи. В 1499-1500 гг. он гораздо обстоятельнее обследовал северное и восточное побережье южного континента, названного в 1507 в его честь Америкой, а в 1538 г. это название распространилось и на северный материк. Затем в 1519 г. в кругосветное плавание отправился Магеллан, который открыл пролив между Южной Америкой и Огненной землёй, получивший название Магелланов. Он пересёк Тихий океан, дошёл до Филиппинских островов и погиб в сражении с туземцами. Но 16 из 234 его спутников в 1522 г вернулись в Испанию. Затем очередь наступила Англии. В 1597-1598 гг. следующее кругосветное плавание совершил Фрэнсис Дрейк, также начавшееся с Южной Америки. На сей раз он открыл пролив между Огненной землёй и Южными Шетландскими островами, названный его именем. В отличие от Дрейка португалец Васко да Гама свою кругосветку в направлении Африки. В 1597-1598 гг. он обогнул континент с юга и достиг, наконец, Индии.

Последовавшие вслед за Великими географическими открытиями грабежи порабощённых народов и приток огромного количества золота и серебра из вновь приобретённых территорий первоначально вызвали инфляцию и повышение цен на промышленные и продовольственные товары. Это привело к разорению социальных слоёв с низкими доходами, особенно крестьянства, у которого в связи с ростом спроса на шерсть отбирали земли для выпаса овец. Появилось множество бродяг и нищих. В 1547 г. в Англии против них был принят закон, по которому всех их подвергали принудительному труду, а в случае побега жестокому наказанию или смертной казни. Только в правление Генриха VIII, правившего в 1509-1547 гг., было казнено 72 тыс. человек, а в правление его дочери Елизаветы I (1558-1603) свыше 89 тыс. человек. Огромные людские потери компенсировались за счёт рабского труда. С 1562 г. англичане стали торговать рабами. Рабский труд стал широко применяться в самих колониях в плантационных хозяйствах. Это вело к ускорению так называемого первоначального капиталистического накопления, образованию крупных фондовых бирж, банковских и кредитных операций. Нарождение класса буржуазии вызвало заинтересованность в сильном государстве, которым становилась абсолютная монархия. Монархи через систему ссуд и налогообложения поддерживали мануфактурное производство, особенно связанного с обеспечением нужд армии и двора. Широкое распространение получила передача на откуп богатым людям прав сбора налогов, что привело к появлению крупных финансистов и торговых компаний. Помощь государства оказывалась и для поддержания порядка на производстве, в обеспечении предприятий дешёвой рабочей силой.

В то же время католическая церковь, напротив, существенно тормозила капиталистическую модернизацию, что не могло не вызвать критического к ней отношения в обществе. Жизнь духовенства и раньше повсеместно вызывала недовольство. Монахов и священников упрекали в накопительстве, торговле индульгенциями, которыми за деньги отпускали любые грехи. Римских пап обвиняли в политиканстве, роскоши и развратности. В начале XVI в. эта критика достигла наибольшей остроты и особенно в раздробленной на мелкие княжества Германии, в дела которых папа римский бесцеремонно вмешивался. В 1517 г. монах, профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) предал гласности свои 95 тезисов, в которых содержалась программа реформирования католической церкви. Главными среди них были требования «дешёвой» церкви, ликвидации над ней папской власти, подчинение последней государству. Лютер выступал за секуляризацию (конфискацию) церковного имущества в пользу государства, за роспуск духовных орденов, за отказ от культа святых, икон, мощей, против практики продажи индульгенций, удостоверяющих отпущение грехов. Лютер считал, что для истинно верующий человек не нуждается в посредничестве церкви между ним и Богом. Папа осудил выступление Лютера, но тот публично сжёг папский осуждавший его документ и объявил, что христиане должны повиноваться только Священному Писанию, а не папе. На сторону Лютера встали несколько немецких княжеств на севере и в центре страны приняли его реформу. Сторонников Лютера стали называть реформаторами или протестантами Позже стал использоваться более правильный термин «лютеранство». В 1529 г. лютеранство было принято и в Швеции во главе с королём.

Реформация затронула многие европейские страны, но в разных формах. Попытки императора Священной Римской империи Карла V восстановить старый порядок только усилил протестные движения. В Швейцарии лидером бюргерской (городской) реформации стал священник Цюриха Ульрих Цвингли (1484-1531). Он был сторонник республиканского правления и в отличие от Лютера изобличал монархов и князей. В Цюрихе сами горожане стали избирать пасторов и магистрат. В Женеве француз Жан Кальвин (1509-1564) не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии признавал только сан священника. Кальвин считал главными добродетелями не смиренность и святость, активность, трудолюбие, бережливость. Наилучшим строем он считал олигархическую республику.

В Дании в 1536 г. была проведена конфискация земель церкви и монастырей. Король стал главой реформированной им церкви, а лютеранство государственной религией. Реформация «по-датски» была проведена и в Норвегии, а затем в Исландии. В Англии в 1534 г. были конфискованы монастырские земли в пользу казны. Культ и догматика остались прежними, но епископов назначал сам король, папа утратил своё влияние. Эта церковь стала называться англиканской. На духовную жизнь английского общества и подготовку его к английской революции в 1640 г. большое влияние оказывал кальвинизм.

Реформация вызвала ожесточённое сопротивление католической церкви. Для борьбы с религиозным инакомыслием был создан Орден иезуитов (воинство Иисуса). Иезуиты были фанатиками веры, фундаменталистами, не останавливавшиеся перед насилием. Привлекая на свою сторону таких же преданных католичеству правителей, они устраивали массовые убийства протестантов Так, во Франции 2 августа 1572 г., в ночь накануне дня Святого Варфоломея, по приказу короля Карла IX католики перебили две тысячи протестантов. Во Франции кальвинистов называли гугенотами, по имени проведения, являвшегося верующим. Всего за две недели в стране было перебито 30 тыс. человек. Только Нантский эдикт короля Генриха IV в 1598 г. разрешил, наконец, свободу вероисповедания, но Франция осталась католической страной. В Нидерландах протестантизм утвердился только в результате народного восстания, образования протестантской республики Соединённых провинций и кровопролитной войны с Испанией – оплотом католицизма. В Германии для утверждения лютеранства потребовалась победа в Тридцатилетней войне (1618-1648), развязанной чешским кролём-иезуитом Фердинандом II. Война опустошила страну. Население Германии сократилось с 21 до 13 млн. человек. Потери населения были столь велики, что для восстановления его численности в течение 10 лет мужчин обязывали к многожёнству. По Вестфальскому миру протестанты получили свободу вероисповедания, но Германия разделилась на 300 мелких правлений.

В результате контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции во Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, на территории южной Германии, но Европа коренным образом преобразовалась в конфессиональном отношении. В странах, где победила Реформация, были созданы наиболее благоприятные условия для перехода от аграрного Средневековья к индустриальному Новому времени. В них быстрее формировались капиталистические отношения, церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии, не мешала активности предприимчивых людей, но пользовалась значительными отчислениями от их доходов. Таким образом утверждалось понятие свободы совести.

 

2-й вопрос. Принято считать, что началом Нового времени и одновременно предвестником окончания эпохи феодализма стала Английская буржуазная революция (1640-1688). Основная причина её состояла в противоречиях между феодальной династией Стюартов и торгово-промышленной буржуазией. Непосредственным же поводом для неё послужила корыстная финансовая политика королевской семьи и пренебрежение мнением парламента. В 1629 г. Карл I вообще распустил его и созвал только в апреле 1640 г., когда потребовалось собирать налоги для подавления восстания в Шотландии. Король хотел ввести в кальвинистской Шотландии англиканскую церковь. Однако парламентарии не дали своего согласия и выдвинули свои требования. В ответ король разогнал парламент, который в ноябре 1640 г. был созван снова, за что получил название «Короткого». Но этот парламент был уже «Долгим», ставший на 12 лет политическим центром английской революции. По приговору парламента были казнены некоторые советники короля, ликвидированы чрезвычайные комиссии по чрезвычайным делам. Парламент подтвердил своё право собирать налоги и выдвинул требование установления парламентского контроля за формированием правительства. Попытка короля арестовать депутатов провалилась и в августе 1642 г. он объявил им войну.

В ходе начавшейся в Англии гражданской войны во главе вооружённых сил и самой революции оказался Оливер Кромвель, дворянин по происхождении, владелец капиталистического хозяйства, капитан революционной армии, вскоре оказавшийся во главе её благодаря своим организаторским и ораторским способносям. В 1645 г. король был разбит и казнён, обвинённый в измене и развязывании гражданской войны. Однако со временем и сам Кромвель перестал считаться с парламентом, разогнал его в 1653 г. и в следующем году стал лордом-протектором республики, а по существу диктатором, что вполне соответствовало духу революционному времени. При нём к Англии были присоединены Ирландия и Шотландия, одержана победа в войне с Голландией и Испанией. Но после смерти в 1658 г. правление старой династии было восстановлено, хотя революционные настроения не исчезали вплоть до 1688 г., когда в результате бескровного переворота, получившего название «Славной революции», был свергнут король Яков II. На трон был приглашён Вильгельм III, женатый на дочери казнённого короля Карла I Стюарта. Но его права были существенно ограничены парламентом. «Билль о правах», принятый в 1689 г. коренным образом ограничил компетенцию короля в законодательной, финансовой, военной, судебной сферах в пользу парламента. Закон заложил основы буржуазной конституционной монархии, хотя Англия до сих пор не имеет Конституции. Но принимаемые законы чётко определяли установившуюся систему власти. С конца XVII в. страной стала править партия, получившая большинство голосов на парламентских выборах.

Английская буржуазная революция нанесла сокрушительный удар по феодализму и абсолютистской системы власти. Вслед за Англией начался процесс ломки феодальных отношений в других странах. В Западной Европе ускорился процесс становления буржуазных отношений и капиталистической раннеиндустриальной модернизации.

 

3-й вопрос. Абсолютная монархия представляла собой высшую форму государственности в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Юридически абсолютизм характеризовался тем, что монарх сосредотачивал в себе всю полноту законодательной и исполнительной власти. Абсолютный монарх устанавливал налоги и распоряжался государственными финансами. При абсолютизме достигалась наибольшая степень государственной централизации, существовали разветвлённый бюрократический аппарат, большая постоянная армия и полиция. В условия абсолютизма деятельность органов сословного представительства прекращается или теряет свой прежнее значение. Крупные феодальные землевладельцы перестают быть социальной опорой абсолютной монархии. Их сменяет служилое дворянство. Но для достижения полной независимости абсолютные монархи пользовались поддержкой и нарождавшейся буржуазии, которая ещё не претендовала на власть, но была экономически уже сильная.

Историческая роль абсолютной монархия состояла в борьбе с сепаратизмом феодальной знати, в преодолении политической раздробленности, содействии развитию экономики и капиталистических отношений, подчинении церкви государству, формировании наций и национальных государств. В абсолютных монархиях проводилась политика меркантилизма, велись торговые войны, улаживались таможенные конфликты. Однако, будучи промежуточной формой государственности, абсолютная монархия больше тяготела к дворянству, чем к буржуазии, развитие которой неизбежно подводило черту под её существованием. Поэтому дворяне получали от абсолютных монархов дополнительные статьи доходов в виде уменьшения налогов и увеличения феодальной ренты.

Наиболее развитые формы абсолютизма существовали во Франции. В ней первые его элементы появились в конце XV-начале XVI в. Своего расцвета абсолютизм во Франции достиг во времена Ришелье (первого министра Людовика XIII в 1624-1642 гг.) и особенно Людовика XIV (1643-1715). Суть абсолютизма последний выразил предельно лаконично: «Государство – это я!». Английский абсолютизм был слабый, ограниченный парламентом. В Испании, где в XVI в. элементы буржуазных отношений не смогли развиться и восторжествовал католицизм, абсолютизм фактически выродился в деспотию. В раздробленной Германии абсолютизм складывался не в общегосударственном масштабе, а в пределах территорий отдельных княжеств, так называемый княжеский абсолютизм.

Во второй половине XVIII в. более развитой формой абсолютизма в ряде стран Европы стал просвещённый абсолютизм. Особенности абсолютизма в разных странах во многом зависели от соотношения сил дворянства и буржуазии, от степени влияния буржуазных элементов на абсолютную монархию. Собственно, абсолютной монархия могла быть только при достаточном уровне развития буржуазных отношений. Без этого условия монархия могла быть или сословно-представительной или деспотической, самодержавной, как в России. Но несмотря на это важное обстоятельство абсолютная монархия вся оставалась в прошлом. Поддержка буржуазии ей нужна было лишь для сохранения феодальных отношений. В этом смысле она являлась тормозом для дальнейшего развития капитализма. Поэтому в Англии и Франции абсолютизм был уничтожен в ходе буржуазных революций XVII-XVIII вв. В странах с более замедленным капиталистическим развитием происходила постепенная трансформация феодально-абсолютистских монархий в монархии буржуазно-помещичьи. Но и они не избежали своих революций. В Германии, например, полуабсолютистская монархия просуществовала до Ноябрьской буржуазно-демократической революции в 1918 г. В России такой запоздалый абсолютизм был ликвидирован Февральской буржуазно-демократической революцией в 1917 г.

Вообще тема абсолютизма для России имеет особое значение. Достаточно зрелые предпосылки для него появились лишь во второй половине XIX в. в связи с отменой крепостного права и развитием капиталистического уклада в экономике. До этого же существовала самодержавная форма монархии с элементами восточного деспотизма. Вся полнота власти принадлежала царям, правившим при посредстве сложного военно-бюрократического аппарата.

 

Семинар 1

1. Эпоха Возрождения.

2. Английская буржуазная революция.

3. Абсолютные монархии в Западной Европе.

 

Лекция 2

1. Формирование политических и экономических основ автократической власти в Московской Руси.

2. Закрепощение крестьян.

3. Смутное время.

4. Церковный раскол.

 

1-й вопрос. Формирование политических и экономических основ автократической власти диктовалось чрезвычайными условиями феодальной раздробленности и ордынского владычества. Усиление централизаторской тенденции в политической деятельности московских князей нарастало от этапа к этапу. Необходимость выживания в сложных внутри - и внешнеполитических условиях поставило под удар многое из того, что обеспечивало общеевропейский путь развития страны. В этот период не только возрастает авторитет великокняжеской власти, но и растёт её давление на феодальные институты. На смену договорным вассальным отношениям между князьями и боярами приходит подданничество.Класс феодалов стал формироваться на принципиально иной, служебной основе. Князья и бояре становились военными слугами московских правителей. Экономической базой верноподданнических отношений являлась государственная собственность на землю, приходившая на смену крупной частнохозяйственной в ходе поместной реформы. Поместное землевладение в конце XV-XVI вв. означало, что относительно зрелые феодальные отношения XII-XIV вв. уступили место системе государственного феодализма. В 1547 г. она увенчалась царским титулом, пожалованным Ивану IV (1533-1584).

Поместная система землевладения требовала проведения целого ряда реформ, направленных на усиление режима личной власти царя и укрепление социально-экономической базы нарождавшегося дворянства. Для их проведения образовался узкий круг приближённых к царю лиц, получивших название Избранной Рады (Государственный совет). Кроме неё заседала Боярская Дума (Верхняя палата) на правах совещательного органа при царе. Дополнительно к ней в 1549 г. был учреждён Земский Собор (Нижняя палата) - законосовещательный, сословно-представительный орган. В 1550 г. дополнительно к двум приказным учреждениям, ведавшим государственными землями и финансами, создаётся целая сеть приказов – исполнительных правительственных органов, ведавших различными отраслями государственного управления (посольский, разрядный, разбойный, поместный, и т.д., всего около тридцати). В том же году проводилась военная реформа, в ходе которой создавалось дворянское ополчение, формировалось постоянное стрелецкое войско, было принято единое «Уложение о службе». Одновременно стал действовать новый Судебник Русского государства, так как предыдущий за прошедшие полвека уже устарел. К первым статьям Судебника 1497 г. были добавлены правовые нормы, определяющие наказание должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. Судебник 1550 г. затруднял переход крестьян от одного феодала к другому тем, что увеличил сумму «пожилого». Коренным образом менялись принципы местного управления. В 1556 г. отменялась система «кормлений» На местах создавались земские органы самоуправления из выборных от черносошных (государственных) крестьян и низового дворянского звена. Управленческие и судебные функции передавались губным и земским старостам. Налоговаяполитика определялась введением единой системы поземельного налогообложения – «большой московской сохи». Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Царская власть нуждалась в поддержке духовенства. Поэтому в 1551 г. собрался Собор русской церкви (Стоглавый собор), на котором был поднят вопрос о церковных и монастырских землях. Вопрос о церковном землевладении стоял ещё при Иване III. Он был возбужден самими священнослужителями. Одни из них, нестяжатели, во главе с Нилом Сорским, выступали за отказ монастырей от крупного землевладения, другие, иосифляне, возглавляемые игуменом Иосифом Волоцким, считали, что церковь не сможет выполнять свою миссию без материальной поддержки. В правление Василия III (1505-1533) последние, поддержанные государством, одержали верх. В ходе Стоглавого собора было решено оставить земли церквей и монастырей за ними, но их дальнейшее приобретение ставилось под личный царский контроль.

Составной частью проводимой государством аграрной политики была опричнина (1565-1572). Царь стремился поскорее покончить с княжеско-боярским землевладением – опорой удельного сепаратизма. Опричниной наносился второй удар по крупным землевладельцам, последовавший после отмены кормлений в 1556 г. Опричниной, таким образом, завершился аграрный переворот, начавшийся ещё при Иване III. В результате конфискации крупной поземельной собственности в государственный фонд перешло 3,5 тыс. владений на площади 682 тыс. десятин земли. Опричнина не была только проявлением мстительности. Объективно она происходила в интересах существующего обшественного строя. Значительно расширился слой земельных собственников. Повысилась их хозяйственная эффективность. Государство получило возможность проведения активной внутренней и внешней политики.

 

2-й вопрос. Введение крепостничества было мерой вынужденной и объективно необходимой. Она вытекала из той сложной экономической ситуации, которая сложилась в сельском хозяйстве во второй половине XV в. Тогда не только княжеско-боярская вотчина показала свою неэффективность, но и крестьянство оказалось крайне непродуктивным, что, впрочем, и было главным основанием для замены крупного частного землевладения поместным, служебным. Поместная система землевладения, будучи государственной формой контроля за производством и распределением произведённых продуктов, в свою очередь нуждалась в прикреплении к земле непосредственных производителей, то есть крестьян. Привыкнув за долгие века сельскохозяйственной колонизации Восточно-Европейской равнины к кочевому земледелию, великорусский пахарь и после её окончания не намерен был долго оставаться на одном и том же месте. Он мог в любое время покинуть своего арендодателя и уйти к другому, где ему выдавали новую ссуду на хозяйственное обустройство. Поэтому уже аграрное законодательство Ивана III ввело правовой регламент на крестьянские «переходы» в виде «Юрьева дня». Но, кроме того, крепостничество являлось одной из форм социальной компенсации, обеспечивавшей крестьянам прожиточный минимум в обмен на их поземельную, трудовую, а потом и личную зависимость их от феодалов.

Прикрепление крестьян к земле было формой внеэкономического принуждения. В России оно было доведено почти до рабского положения земледельцев, что в ещё большей мере деформировало феодализм, по сравнению с поместной системой землевладения, прикреплявшей дворян к месту их службы. Сущность крепостничества как системы хозяйствования состояла в том, что вся земля условно делилась на господскую и крестьянскую. Последняя служила в основном средством получения необходимого продукта для воспроизводства рабочей силы. На барской же земле создавался уже прибавочный продукт, отчуждаемый в пользу поместного владельца (помещика). Крестьянский надел в таком виде являлся своеобразной заработной платой или средством обеспечения землевладельца рабочими руками как условием существования его хозяйства. Отсюда следует, что производственной основой крепостничества являлась полевая барщина. Но она могла появиться только на той стадии развития крестьянского хозяйства, когда рост производительности труда в нём мог обеспечить не только простое, но и расширенное воспроизводство. Оставалось только отделить одно от другого, Эта мера была крайне болезненной, но необходимой и неизбежной в условиях, когда крестьянство и феодальная вотчина не справлялись со всё возраставшими потребностями молодого российского государства.

Закрепощение крестьян по времени оказалось чрезвычайно продолжительным. В своём развитии оно насчитывает несколько этапов. 1-й этап проходил под знаком введения «Юрьева дня», с 1497 по 1550 гг. 2-й этап включал в себя годы, в течение которых подготавливалась постепенная отмена «Юрьева дня» посредством введения ограничений на право перехода крестьян от одних феодальных владельцев к другим в виде «заповедных лет» и «урочных годов». Это заняло всю вторую половину XVI в. И, наконец, 3-й этап был связан с полным, не только поземельным, но и трудовым и личным закрепощением крестьян. Он оказался самым длительным, потребовавший почти 200 лет. Наиболее крупными вехами на этом пути были Соборное Уложение 1649 г., петровская подушная подать и Екатерининская жалованная грамота дворянству 1785 г. По своему экономическому и социально-политическому влиянию на крестьянство крепостное право не имеет аналогов в российской истории.

 

 

3-й вопрос. Образование единого централизованного государства в период правления Ивана III и последовавшее государственное строительство при Иване IV оказались непосильным бременем для производительных сил страны, едва только оправившейся от тяжёлых последствий удельщины и монголо-татарского ига. К этому добавились дополнительные расходы, связанные с завоеванием Казанского ханства (1552), присоединением Башкирии (1552-1557), Астрахани (1556), Сибирского ханства (1582) и особенно с Ливонской войной (1558-1583). Из-за постоянного перенапряжения жизненных сил страна была дезорганизована. Проводимая поместная реформа и особенно связанная с ней опричнина до предела обострили социально-экономические и политические противоречия между княжеско-боярской аристократией и дворянским (поместным) сословием, между классом феодалом в целом и крестьянством. Сословно-представительная монархия к концу XVI в. уже приобрела явные черты самодержавной формы правления. В аграрных отношениях установился режим крепостничества. Россия всё больше походила на восточную деспотию, оказавшись в политической изоляции от Западной Европы. Всё это в конечном счёте привело к системному кризису, вошедшему в историю под названием Смутного времени (1598-1613).

Начало всеобщему возмущению и неповиновению, раздору между народом и властью, а именно такова этимология слова Смута, положил династический кризис, связанный с пресечением рода Рюриковичей после смерти царя Фёдора Ивановича, не оставившего после себя законных наследников. Возникший кризис попытались предотвратить избранием царём на Земском соборе Бориса Годунова (1598-1605). Но возникший в 1601-1603 гг. неурожай и последовавший затем голод, свели на нет все положительные результаты его правления. Обвинённый в убийстве царевича Дмитрия в 1592 г., Годунов сам стал жертвой боярского заговора в 1605 г.

После смерти Бориса Годунова начался второй этап кризиса власти - социальный (1605-1609). В его основе находился рост социально-политической напряжённости в обществе, породивший обстановку глубокого социального раскола. Возникла угроза государственности. Вместо законно избранного Годунова на престол взошёл самозванец, политический авантюрист Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), поддержанный социальными низами, боярской верхушкой и находившийся на службе у Польши. После его свержения на престол взошёл один из представителей боярской аристократии В.Шуйский (1606-1610). Но и он не сумел остановить усиление раздора между различными социальными слоями. Страна оказалась расколотой. Появился Лжедмитрий II. Польша открыто претендовала на московский престол, Началась военная интервенция с целью замены русского царя королевичем Владиславом. В 1610 г. Шуйский был смещён и установилась власть так называемой «семибоярщины», сдавшей в конечном счёте Москву полякам.

После этого на борьбу с внешним врагом поднимается весь русский народ и начинается третий – национально-освободительный этап Смутного времени (1610-1613). Создаётся I народное ополчение, не сумевшее, однако, добиться успеха в борьбе с польскими интервентами по причине своей политической и организационной слабости. Тогда в 1611 г., по инициативе земского старосты К.Минина и князя Д.Пожарского, было создано II ополчение в Нижнем Новгороде. В августе 1612 г. оно подошло к Москве, а в октябре того же года освободило столицу. В феврале 1613 г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова (1613-1645). Но понадобилось ещё шесть лет, чтобы окончательно вывести страну из состояния Смуты.

Однако в течение всего XVII в. общество не переставали сотрясать социальные и экономические кризисы. Не случайно в историю он вошёл как бунташный век. Особенно мощным было выступление крестьян и казаков под руководством С.Разина (1667-1671) Непрекращавшиеся социальные конфликты заставляли правящие круги идти по пути дальнейшей централизации государства с самодержавной властью царя и дальнейшего закрепощения крестьян. В 1649г. было принято Соборное Уложение, законодательно закрепившее политические и экономические основы самодержавного государства, опиравшегося на дворянство. По нему ликвидировались все выборные должности и повсеместное распространение получала приказная система управления.

4 -й вопрос. Усилившиеся социальные конфликты показывали, что политическая и экономическая система в России нуждалась во всестороннем реформировании, однако, этому препятствовали аграрные традиции и прежде всего религиозное сознание широких народных масс. Необходимо было преодолеть его в каком-то наиболее слабом звене. Причём инициаторами в этом должны были выступить сами церковные и религиозные деятели. Им предстояло начать реформу культовой системы и тем самым пробить брешь в глубоко религиозном обществе, через которую в страну стали бы проникать новые веяния.

Формально замысел церковной реформы состоял в устранении региональных различий в богослужебной практике, в исправлении всякого рода неточностей, накопившихся в церковных текстах за долгие годы. При этом в качестве оригинала были взяты не русские, а греческие образцы, что имело далеко идущие последствия и для другого рода заимствований. Возглавил реформу сам патриарх Никон, который своими решительными действиями расколол русское общество на приверженцев старой и новой веры, своего рода первых западников и славянофилов.

Наряду с официальной церковью, возникла старообрядческая, которую иногда не совсем правильно называют раскольнической. Противники реформы были преданы церковному проклятию на Поместном соборе 1666-1667 гг. Собор признал греческие православные книги в качестве оригиналов и тем самым Русская церковь сблизилась с остальным православным миром. Царь имел преимущество в решении гражданских дел, а патриарх – в решении духовных. Однако Никон стал злоупотреблять своей патриаршей властью, принижая при этом авторитет царской власти, за что был осуждён на том же Соборе, который лишил его патриаршего сана. Разделение церковных и светских властей создавало идеологические и политические предпосылки для будущих преобразований в начале XVIII в. Церковная реформа патриарха Никона в значительной степени предвосхитила реформы Петра I. И даже печальная участь Никона стала весьма поучительной для Петра I. Если его отец, Алексей Михайлович, отстранил Никона от патриаршества, то сам он пошёл ещё дальше, вообще ликвидировал патриаршество, сосредоточив в своих руках светскую и духовную власть.

 

Семинар 2



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.138 (0.024 с.)