Россия и мир в XVIII-XIX веках: промышленный переворот и модернизационный процесс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия и мир в XVIII-XIX веках: промышленный переворот и модернизационный процесс.



8 часов

Лекция 1.

1. Промышленный переворот в Западной Европе и задержка его в России.

2. Абсолютизм Петра I.

3. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

 

1-й вопрос. Промышленный переворот, начавшийся во второй половине в Англии и постепенно охватывавший другие европейские страны, означал переход от средневековой мануфактуры к капиталистической фабрике. Он являлся необходимым условием для перехода к индустриальному обществу. Промышленная революция создала технико-экономические предпосылки для обновления всех сторон общественной жизни, трансформируясь в раннеиндустриальную модернизацию.

В политической сфере модернизация проявлялась в демократизации политической жизни. В ходе её население приобщалось к общественному волеизъявлению. Появлялась возможность влиять на принятие решений и действия властей. Шла борьба за всеобщее избирательное право. Формировались основные гражданские права и политические свободы. Возникали политические партии и общественные организации. Создавались экономические и политические предпосылки для формирования гражданского общества и правового государства.

В духовной сфере ключевым для процесса модернизации являлась секуляризация (обмирщение) сознания. Освобождение духовной сферы от засилья церкви обеспечивалось благодаря широкому распространению культуры, научных знаний о природе и обществе, на фоне которых религиозные представления выглядели анахронизмом.

Важной чертой Нового времени становилась социальная мобильность людей, то есть возможность покинуть своё сословие, корпорацию, город, деревню, повысить свой общественный статус. Прежде всего, этому способствовало распространение грамотности.

Раннеиндустриальная модернизация в разных странах проходила неодинаково и в общей сложности заняла около двух столетий. Модернизационные процессы различались по темпам, методам и формам, так как развитие производительных сил в разных странах происходило или с опережением или с отставанием. Повсюду возникали крупные промышленные центры, но в экономике многих стран долгое время ведущие позиции занимало сельское хозяйство, в котором было занято большинство населения, сохранялась техническая отсталость, медленно развивались товарно-денежные отношения.

Своим результатом модернизация имела утверждение капитализма, который утверждался в революционной борьбе с феодальными силами. До Нового времени революций не переживала ни одна страна. С переходом к нему буржуазные революции составляли естественный элемент модернизации европейского аграрного общества. Они представляли собой радикальные и относительно быстрые насильственные изменения политических и общественных институтов в целом ряде стран. Но не во всех. Революционные преобразования общества вовсе не исключали возможностей мирного, реформаторского пути развития. Всё зависело от цивилизационных особенностей той или иной страны. При отсутствии глубоких экономических и политических противоречий в обществе были возможны компромиссные ответы на вызовы времени. Многое также зависело от «человеческого фактора» и способности правящих кругов к поиску оптимальных путей развития.

Что касается России, то на путь модернизации она вставала крайне консервативновследствие своей экономической и культурной отсталости. Ещё вXVI-XVII вв. Московское царство в Европе воспринималось как варварская страна, в которой все преобразования навязывались сверху, со стороны власть имущих. Поэтому до подлинных преобразований дело не доходило. На Западе же они проходили естественным путём в силу внутреннего развития, на своей собственной, экономической основе.А в тех случаях, когда эволюционной динамики не хватало, то в дело вступал революционный фактор решения назревших проблем. Но и он активно заявил о себе в России лишь в первой трети XX в.

2-й вопрос. Как уже говорилось (тема 4, лекция 1), абсолютизм являлся формой монархической власти общеевропейского значения. В Западной Европе абсолютные (неограниченные) монархи стремились укрепить свою личную власть и государственность в целом, пытаясь при этом сблизить интересы отживавшего дворянства и нарождавшейся буржуазии. Но при Петре I буржуазия ещё не народилась, дворянство было слабым. Поэтому и абсолютизм во многом являлся искусственным. Персонифицированный личностью царя, он являлся результатом его политической деятельности. Основные причины недостаточной зрелости петровского абсолютизма состояли в следующем: а) Россия экономически была отсталой страной; б) промышленность по своей структуре была крепостнической; в) сельское хозяйство отличалось архаичными способами земледелия; г) русская армия состояла из дворянского ополчения и стрельцов; д) крайне громоздким и сложным являлся аппарат государственного управления. Но эти же причины являлись основанием и для безотлагательных преобразований в стране.

Начиная реформы, Пётр I преследовал единственную цель: создать мощное государство и резко повысить международный престиж России. Реализуя её, он делал основную ставку на госаппарат и вооружённые силы, подчинив этому реформы в промышленности, торговле, культурной сфере. Таким собственно был алгоритмпетровских реформ. Непосредственным стимулом к ним было достижение победы в Северной войне 1700-1721 гг. Именно война диктовала необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы государственного управления, строительства заводов и фабрик, учреждения учебных заведений.

В ходе Северной войны была проведена военная реформа. По ней на смену стрелецким полкам и дворянскому ополчению пришла регулярная армия, комплектовавшаяся путём рекрутских наборов из крестьян и посадских. Офицерский состав состоял из дворян. Срок службы для всех составлял 25 лет. Это означало, что армия стала профессиональной.

Потребности военного времени и управление войсками на местах потребовало проведения административно-территориальной реформы. По ней в 1707-1715 гг. вся страна делилась на 8 губерний, которые, в свою очередь делились на 50 провинций с ещё более мелкими делениями – дистриктами (районами).

Для достижения военной победы необходима была реформа государственного аппарата. В 1711 г. на смену Боярской думы пришёл Сенат как высший орган государственного управления. Затем в 1718-1721 гг. были ликвидированы приказы и учреждены коллегии, отличавшиеся более чётким разделением управленческих функций.

Содержание армии и разросшегося государственного аппарата нуждалось в проведении налоговой реформы. Вместо подворного взимания налогов в 1718-1724 гг. была введена подушная подать, охватывавшая всех людей мужского пола независимо от возраста. Для этого проводилась специальная перепись населения, периодически потом возобновлявшаяся вплоть до отмены крепостного права.

Петровский абсолютизм, пронизывавший все реформы, особенно дал о себе знать при проведении реформы церковного управления. В 1700 г. умер патриарх Андриан и Пётр решил отменить выборы нового главы русской православной церкви и для управления церковного делами в 1721 г. создал государственную коллегию – Святейший Синод. Синодальный период деятельности церкви продолжался до августа 1917 г. Синод занимался назначениями духовных лиц на высшие церковные должности, а также выполнял координирующую функцию в области религиозного и нравственного воспитания.

Создание новых властных структур в 1721 г. завершилось провозглашением России империей, а самого Петра I императором. Тем самым окончательно оформилась абсолютная монархия (самодержавие). Царь получил неограниченные права управлять страной при помощи полностью зависевших от него чиновников, для которых он в 1722 г. учредил Табель о рангах. По ней устанавливалось 14 рангов (классных чинов) военных, штатских и придворных чиновников (1-й - высший).

Одновременно с реформами центрального и местного управления Пётр I проводил экономические реформы. Государственный сектор экономики приобрёл ключевое значение. 43% промышленных предприятий было построено на бюджетные средства. Половина из них предназначалась для снабжения армии и флота. Базой нарождавшегося российского военно-промышленного комплекса стал Уральский металлургический район. Основывались суконные, полотняные предприятия. Для управления ремесленниками и купцами Пётр I учредил Бурмистровскую палату, а для управления мелкой и крупной промышленностью – Главный магистрат. По указу 1722 г. вводились цеховая организация ремесленников и купеческие гильдии, которые мало способствовали развитию рыночных отношений. Таким же тормозом было проведение протекционистской политики, пронизанной духом меркантилизма. Предприниматели получали от государства субсидии, сырьё, заказы и привилегии. За годы правления Петра I было построено 221 предприятие, в том числе 86 металлургических заводов.

Каковы же были итоги петровских реформ? Они всецело определялись теми целями и задачами, о которых говорилось выше. При Петре I в России ещё больше усилились элементы восточного деспотизма. Государственный аппарат, бюрократия контролировали все сословия и перекрывали пути формирования гражданского общества. Петровская модернизация оказалась крайне консервативной и совсем не коснулась аграрного социума. Она не вышла из рамок государственного феодализма. Реформы привели к европеизации лишь высших слоёв общества, оставляя при этом «низы» в условиях аграрного деспотизма. Однако, как бы критически не оценивать реформаторскую деятельность Петра I, одно было несомненно: между старой Московской Русью и новой императорской Россией пролегла глубокая пропасть, хотя это и не может считаться положительным во всех отношениях. Но Россия вступила, наконец-то, в систему европейских государств и тем самым было положено начало последующим преобразованиям. Страна получила мощный импульс развития, вектор которого с этих пор будет указывать на западноцентристское направление.

 

3-й вопрос. Реформаторский курс Петра I продолжила Екатерина II (1762-1796). Её правление положило начало эпохе просвещённого абсолютизма (1762-1815). Просвещённый абсолютизм, как и собственно абсолютизм, явление также общеевропейское. Родоначальником теории просвещённого абсолютизма был английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В соответствии с теорией договорного происхождения государства абсолютная власть должна была действовать не только ради узко понимаемой «государственной пользы», но и заботиться об общем благосостоянии. Политика просвещённого монарха должна была строиться на рациональных, разумных началах, опираться на передовые философские идеи. В XVIII в. теория просвещённого абсолютизма получила особенно большое развитие в трудах французских просветителей и философов. Они остро критиковали деспотических правителей и консервативное католическое духовенство. Социально-экономической базой просвещённого абсолютизма выступала нарождавшаяся буржуазия, заявлявшая о своих экономических и политических целях. Влияние идей просвещённого абсолютизма было настолько значительным, что оно проникло даже в самодержавно-крепостническую Россию, благодаря той почве, которая была подготовлена Петром I и личным качествам Екатерины II, воспитавшейся на философских принципах и либеральных ценностях Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескь е и других мыслителей того времени.

Дворцовые перевороты, предшествовавшие её правлению, злоупотребления в коридорах власти убеждали в необходимости укрепления правопорядка в стране. Поэтому в 1767 г. ею была учреждена Уложеннаякомиссия по подготовке правовой реформы. Свои взгляды на будущий правопорядок в стране Екатерина II изложила в “ Наказе» членам Уложенной комиссии. Из 546 статей этой инструкции 245 были заимствованы из произведения Монтескье «О духе законов» и научного труда итальянского правоведа Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Но чем больше императрица вникала в теорию и практику данной проблемы, тем сильнее убеждалась в особом назначении института самодержавной власти в России. Екатерина II считала необходимым, прежде всего, предоставить гражданские права дворянскому сословию, ограничить крепостничество. Но при этом главный источник государственной власти видела в самодержавной форме правления, которой должны принадлежать функции издания и толкования законов Российской империи. Самодержавная власть диктовалась территориальными, экономическими и культурными условиями страны. Поэтому всякое другое правление, считала она, России только вредит. Составленный ею «Наказ» многим показался радикальным и, опасаясь дворцового переворота, Екатерина II распустила Уложенную комиссию.

Составной частью политики просвещённого абсолютизма являлась секуляризация церковных владений. Екатерина II продолжила начатое ещё Петром I подчинение церкви государством. Указом 1764 г. монастырские, церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались коллегии экономики. Если Пётр I упразднил патриаршество учредил Синод, то при Екатерине II монастыри и епархии стали полностью зависимыми от государства. Она лишила духовенство экономической базы. Церковь оказалась интегрированной в государственную структуру и тем самым резко утратила своё влияние на верующих.

В 60-70-х гг. XVIII в. по стране прокатилась волна крестьянских выступлений, наиболее значительным из которых было восстание под руководством Е.Пугачёва. Это заставило Екатерину II начать подготовку к реформе местного управления. В 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний», положившее начало новой системе местного управления, просуществовавшей почти без изменений до 1917 г. Но наиболее значимое состояло в попытке осуществить подобие разделения властей. Суд был отделён от администрации и полиции. Все сословия, кроме крепостных крестьян, получили право участия в деле местного самоуправления и суда. Но при этом все высшие должностные лица губернского управления назначались из дворянства, а состав уездной администрации избирался местными дворянскими обществами. И, таким образом, монополия дворянского сословия фактически привела к нулю наметившееся разделение властей.

Дворянский характер политики просвещённого абсолютизма нашёл отражение и в «Жалованных грамотах городам и дворянству», изданных в 1785 г. Согласно указу, горожане делились на 5 разрядов: купцов, мещан, дворян, чиновников, духовенство. Их права были неодинаковы и зависели от имущественного положения. Городские общества могли теперь самостоятельно распоряжаться собственностью и доходами от неё. Согласно своей грамоте дворяне, наконец-то, получили права частных собственников на землю и крестьян. До этого они были лишь номинальными собственниками. Верховным собственником их вотчин, со времён ещё Ивана III, являлось государство.

Екатерина II проводила преобразования и в экономической сфере. В конце её царствования действовало 167 горных и 1094 предприятий обрабатывающей промышленности, Но работали они на старой мануфактурной основе с применением крепостного труда. Крепостнические формы эксплуатации и государственная монополия привели к тому, что в конце XVIII века Россия вновь стала резко отставать от стран Запада, То ускорение, которое было придано экономике страны Петром I, в конце правления Екатерины II было утрачено. Россия вступила в затяжной кризис всей феодально-крепостнической системы.

Семинар 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.01 с.)