Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская империя в XVIII веке.

Поиск

1. Имперские преобразования Петра I.

2. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

 

 

Лекция 2

1. Европейский путь от Просвещения к Революции.

2. Период наполеоновских войн.

3. Образование Соединённых Штатов Америки.

1-й вопрос. На смену Реформации под влиянием происходивших в ходе её преобразований пришло Просвещение, которое в XVIII и первой половине XIX в. определяло духовное развитие наиболее передовых общественных слоёв Европы. Под Просвещением в широком смысле понимается распространение среди населения путём образования знаний и культуры среди населения. В основе его лежало убеждение в решающей роли разума и науки в развитии общественных отношений. Впервые оно зародилось в Англии, где наиболее видными его представителями являлись Дж. Локк, Дж. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э Шефтсбери. Но особенно большое развитие Просвещение получило во Франции в период с 1715 по 1789 гг. Широкую известность, в том числе и в России, тогда получили произведения Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха. В Германии много для Просвещения сделали Лессинг, Гердер, Гёте. В США просветители Джефферсон, Франклин и Пейн дополнительно активно участвовали ещё и в общественно-политической жизни страны. То же самое приходилось делать и российским просветителям Новикову и Радищеву. В своих произведениях просветители выступали не только против невежества, насилия и религиозного фанатизма, но и против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу и гражданские права людей. Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену религиозно-феодальным моральным и политическим критериям пришли буржуазно-капиталистические принципы. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. С этого времени главными общественными ценностями стали господство разума, главенство науки и стремление к установлению деловых связей между людьми. Рано или поздно между ними и абсолютными монархиями должен был произойти конфликт, чреватый революционными потрясениями. Первые революции произошли в XVI и XVII вв., в Нидерландах (1566-1579) и Англии (1642-1688). Они способствовали формированию новой модели взаимоотношений личности, общества и государства, либеральной политической идеологии. В XVIII в. политические теории Просвещения и нежелание абсолютных монархов осуществлять буржуазные реформы привели к Великой Французской революции (1789-1793).

Непосредственным поводом к ней послужила попытка Людовика XVI созвать Генеральные Штаты, не собиравшиеся до этого с 1614 г., чтобы они вотировали сбор налогов для пополнения казны. Однако депутаты от третьего сословия (буржуа, ремесленники, крестьяне) повторили то же самое, что и депутаты Английского парламента в 1642 г., то есть отказались поддержать своего короля и, собравшись отдельно, 9 июля 1789 г. провозгласили себя Учредительным собранием. Основной задачей его являлась разработка конституции, ограничение королевской власти и проведение буржуазно-демократических преобразований. Но, как и в Англии, король отказался признать конституционный порядок, вызвав тем самым дальнейшее углубление революции. 14 июля 1789 г. восставший народ взял штурмом королевскую тюрьму Бастилию, что символически означало начало Великой Французской революции. В ходе революции кардинально решался аграрный вопрос. Общинные земли и земли сторонников монархии поступили в распоряжение крестьянства. Уничтожались все феодальные повинности. Церковь была отделена от государства. Королевская чета казнена. Конституция, принятая 24 июня 1793 г., провозгласила Францию республикой. Однако затем началась нисходящая фаза революции, в ходе которой происходило идейное перерождение политических партий и их лидеров. В конечном итоге, выдвинутый революцией республиканский генерал Наполеон Бонапарт, 9 ноября 1799 г. осуществил военный переворот и установил личную диктатуру. Эта дата считается не только концом революции, но и началом переходного периода к следующему этапу западноевропейской цивилизации.

3-й вопрос. Конец XVIII-начало XIX вв. имели переломное значение для всего последующего европейского и мирового развития. Это было время, когда ведущие европейские монархии при помощи военной силы попытались уничтожить плоды Французской революции и тем самым предотвратить революционные события в своих странах. Против наполеоновской Франции был открыт широкий фронт коалиционных сил. Всего с 1792 по 1813 гг. было организовано шесть антифранцузских военных коалиций в составе Австрии, Пруссии, Англии, России, Швеции и других монархических стран. Наполеон, имевший боеспособную армию и сам, будучи выдающимся полководцем, одерживал блестящие победы. В 1806 г. он заставил австрийского императора Франца I сложить с себя титул императора Священной Римской империи. После этого в Германии на месте 360 карликовых государств было образовано 36 новых государств. В 1807 г. французы победили русскую заграничную армию. Наполеон и Александр I близ города Тильзит подписали мирный договор, по которому Россия признала все завоевания Франции в Европе и присоединилась к “Континентальной блокаде» Британских островов. После этого Наполеон стал рассматривать Россию как последнее препятствие на пути к установлению французского господства в Европе.

В июне 1812 г. его армия вторглась в пределы Российской империи. При этом завоеватель рассчитывал на поддержку крепостного крестьянства, которому им была обещана свобода от помещиков. Однако вместо этого французы встретили ожесточённое сопротивление всех русских людей, сплотившихся для защиты своего Отечества. Не оправдались надежды Наполеона и на лёгкую победу над русской армией. Находившийся во главе её фельдмаршал М.И. Кутузов навязал Наполеону непонятную для него стратегию и тактику войны. 8 сентября 1812 г. у села Бородино произошло решающее сражение, в котором морально-психологическую победу одержали русские. Вступив затем в сожжённую Москву, наполеоновская армия окончательно утратила боевой дух, обречённая на поражение. При отступлении в сражениях под Тарутино, Малоярославцем и на реке Березине она была окончательно разгромлена.

Примечательно, что Наполеон неизменно побеждал все коалиции европейских стран, организовывавших против него реакционные военные кампании. Но в Отечественной войне 1812 г., справедливой и освободительной со стороны русского народа, французский император потерпел закономерное поражение, после которого ему уже не суждено было справиться с последней, шестой, военной коалицией европейских государств. В октябре 1813 г. в так называемой «битве народов» под Лейпцигом французы потерпели окончательное поражение и в 1814 г. союзники во главе с Александром I победно вступили в Париж. Наполеон отрёкся от престола и был сослан на остров Эльба. Но в марте-июне 1815 г. он предпринял отчаянную попытку вернуть себе титул императора, добрался до Парижа и управлял Францией ещё 100 дней. Однако потерпел очередное поражение в битве под Ватерлоо и как «враг человечества» был сослан на остров Святой. Елены, где и умер в 1821 г.

Тем не менее, было бы исторически неправильно рассматривать личность Наполеона лишь с позиций его врагов. Объективно он не только представлял национальные интересы Франции, но и своими победами в войнах с европейскими монархами расшатывал феодальные устои в завоёванных странах. Наполеоновский Гражданский кодекс, принятый в 1804 г. во Франции, стал образцом для подражания и в других странах. И лишь в России для него не было надлежащих политических и экономических условий. Но побывав в буржуазной Франции, русские офицеры заразились от неё передовыми идеями. Российский же император, Александр I, наоборот, сменил свои либеральные идеи на реакционные принципы, встав во главе Священного союза России, Пруссии и Австрии для подавления всего свободолюбивого в Европе. Однако идеи Великой Французской революции нашли отклик даже в самодержавной России в лице дворянских революционеров, которые 14 декабря 1825 г. вывели солдатские полки на площадь перед царским дворцом с требованием введения конституционного правления.

З-й вопрос. Американское общество, возникшее в результате массового переселения в английскую колонию выходцев из различных европейских стран в XVII века, в основе своей имело мессианскую идею построения Царства Божьего на земле. Его можно считать побочным продуктом европейской Реформации. Большинство первых поселенцев были представителями различных христианских сект у себя на родине. Сплотившись в общины по религиозному признаку для адаптации к новым условиям, они в то же время стремились к личному успеху, демонстрируя органичное единство коллективизма и индивидуализма. К этому следует добавить, что колонисты прибыли на благоприятную в климатическом и географическом отношении территорию, оказавшись буквально на земле обетованной. Новая Англия, так звали английскую колонию на севере американского континента, не знала феодализма и поэтому ростки капитализма в ней прорастали в чистом виде и давали более основательные экономические результаты, чем в европейских странах. В то же время на юге страны широко использовался дешёвый труд рабов. Это изначально закладывало противоречия между Севером и Югом, подобные тем, какие существовали в Европе между буржуазией и феодальным дворянством, только ещё более глубокие, на порядок усиленные рабовладением. Всего в США было завезено около 60 млн. африканских невольников. Влияние рабства негативно сказывалось на всех американцах, которое сплачивалось в белое расистское большинство, противостоящее также и местным индейцам. Характерным признаком американцев был высокий образовательный уровень благодаря тому, что каждые полсотни семей должны были содержать своего учителя. По этой причине в США рано возникли высшие учебные заведения, подготавливавшие кадры для капиталистической промышленности. Это создавало предпосылки для более быстрого экономического и социального развития страны. Британская колония опережала в этом отношении метрополию. Английская администрация, зависевшая в финансовом отношении от управляемого ею населения, становилась анахронизмом. В стране назревала революционная ситуация, угрожавшая перерасти в вооружённое противостояние. Для этого не хватало лишь формального повода. Он был связан с тем, что в 1773 г. жители Бостона решили демонстративно выбросить в море ящики с чаем в знак несогласия с несправедливыми таможенными налогами и другими ограничительными мерами, устанавливаемыми британскими властями в сфере торговли колониальными товарами. Этот акт неповиновения вошёл в историю как «бостонское чаепитие», переросшее в вооружённую борьбу американцев с Англией за независимость. Она продолжалась с 1775 по 1783 гг. Примечательно, что на стороне США выступила не только Франция, соперничавшая с Англией на морях, но и Россия, которая владела Аляской и имела колонию на Калифорнийском побережье. Екатерина II отказала Англии в военной помощи и провозгласила декларацию о «вооружённом нейтралитете», что ограничивало действия британского флота. В ходе войны за независимость американский народ отстоял своё право на национальное самоопределение и политический суверенитет, закреплённые в Декларации о независимости (1776), Конституции (1787) и Билле о правах (1791). В них нашли воплощение принципы буржуазного общества, демократические права граждан и формы республиканского правления.

Однако своё применение они нашли только на Севере США ввиду нараставшего конфликта с рабовладельческим югом. Ещё в 1860 г. на юге насчитывалось около 4 млн. рабов, занятых в основном на хлопковых плантациях. Поэтому президент Авраам Линкольн (1809-1865), убеждённый демократ и сторонник освобождения рабов стал проводить активную аболиционистскую политику. В ответ плантаторы подняли мятеж и раскололи страну, создав Конфедерацию южных штатов. Началась Гражданская война (1861-1865). Стремясь привлечь на свою сторону большинство населения страны, Авраам Линкольн провёл в 1862 г. закон о гомстедах, по которому любой желающий мог на западе страны получить практически безвозмездно крупный участок земли и завести на нём фермерское хозяйство. Но главное состояло в том, что с 1 января 1863 г. был принят закон об освобождении рабов, составлявших собственность мятежных плантаторов. В результате этого в армию северян начался массовый приток добровольцев, и исход гражданской войны был предрешён в их пользу. Тем самым была снята угроза раскола страны. Примечательно, что в это же время в России происходило освобождение крестьян от крепостничества, которое мало чем отличалось от рабства. Но проходило оно отнюдь не с использованием американского опыта, а в интересах помещиков. Впоследствии эта роковая ошибка Александра II приведёт к Гражданской войне в России. И, наоборот, В.И.Ленин, всегда выступавший за американский (революционный) способ решения земельного вопроса, сумел подобно Аврааму Линкольну привлечь на свою сторону крестьян тем, что 25 октября 1917 г. подписал Декрет о земле, передававший безвозмездно помещичью землю крестьянам. Благодаря этому удалось создать 5 млн. Красную Армию и одержать победу в Гражданской войне 1918-1922 гг.

Однако рабство в США имело гораздо большее значение, чем аграрное. За целые столетия оно смогло заразить расизмом не только южан, но и северян, официально просуществовавшее до 60-х гг. XX века. Более того, этнический расизм трансформировался в расизм социальный. Биологические законы, открытые Ч. Дарвиным, политическая и экономическая элита США перенесла на отношения между трудом и капиталом и другие формы конкурентной борьбы. Она выступала против социальных реформ, не осознавая, что сильные и слабые в обществе, органически связаны между собой. Однако и по сей день существует деление на полноценных и неполноценных американцев. Не случайно кандидат на пост президента от республиканской партии Митт Ромни обвинил кандидата от демократической партии Барака Обаму в том, что его электорат не имеет права на социальную помощь только потому, что платит меньше налогов, чем республиканские избиратели. Теория социал-дарвинизма оправдывала все преступления капитализма в США и за их пределами. Но нетрудно видеть, что и в России имеют место беспощадная борьба за выживание, убийства конкурентов, передел собственности, коррупция, сращивание государства с олигархией.

 

Семинар 2

1. Историческое значение Великой Французской революции.

2. Наполеоновские войны и их влияние на европейское развитие.

3. Американская война за независимость 1775-1783 гг.

 

Лекция 3

1. Либеральный и консервативный периоды правления Александра I.

2. Обострение кризиса крепостничества в период правления Николая I.

1-й вопрос. Правление Александра I (1801-1825), как и правление Екатерины II, следует делить на два периода: либеральный и консервативный. Оба они начинали с попыток проведения либеральных реформ, но не только не заканчивали их, а после первых противоречий их с самодержавно-помещичьими интересами, переходили к консервативным методам правления. У Александра I граница между либеральным и консервативным периодами пролегала более чётко (1815 г.), в то время как у Екатерины II либеральное и консервативное взаимно дополняли друг друга. Объясняется это различной степенью социально-экономических и политических противоречий во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Примечательно также, что отказ обоих от продолжения реформ приводили к ещё большему обострению социально-экономической ситуации в стране. Отказ Екатерины II продолжить работу Уложенной комиссии в 1768 г. только поощрил помещиков и способствовал усилению крепостнического гнёта. Поэтому не случайно уже в 1773-1775 гг. крестьянство ответило на это мощным вооружённым выступлением под предводительством Е.И.Пугачёва. Начавшееся после Отечественной войны 1812 г. свёртывание Александровских реформ также привело к вооружённому восстании. Но на сей раз это были дворянские революционеры, которые в декабре 1825 г. вывели на Сенатскую площадь солдатские полки с требованиями о введении конституции, уничтожения самодержавия и крепостничества. Таким образом, политика просвещённого абсолютизма, начавшаяся ещё при Екатерине II, несмотря на свою непоследовательность, а, возможно, именно поэтому дала свои результаты в самых нежелательных для самодержавия формах. Поэтому уже внук Екатерины II, Александр I, постарался поскорее покончить с опасной для него либеральной деятельностью. Правда, ещё раньше Павел I (1796-1801) показал ему, как это делается, проведя серию контрреформ, направленных на ликвидацию екатерининского наследия.

Либерализм Александра I начался с учреждения в 1801-1803 гг. Негласного комитета, в котором обсуждались проекты реформ вплоть до отмены крепостного права. Наиболее заметную роль в разработке и проведении реформ сыграл М.М.Сперанский. В начале века появляются новые университеты (Петербургский, Харьковский, Казанский, Киевский, Виленский), а также Ярославский юридический лицей, по уровню преподавания в нём равный университетскому образованию. В 1803 г. был подписан указ «О вольных хлебопашцах», оказавший влияние на всю последующую деятельность правительства о подготовке отмены крепостного права. В том же году на смену петровским коллегиям пришли министерства, отличавшиеся более развитым правительственным началом. Причём, Комитет министров, являвшийся высшим исполнительным органом, был учреждён ещё годом ранее. По инициативе Сперанского, в 1810 г. возник Государственный совет – высший законодательный орган при царе. Изменились также функции правительствующего Сената. Он стал высшим органом, наблюдавшим за соблюдением законности. В 1809 г. тот же Сперанский попытался добиться принятия указа об «экзамене на чин», но скоро поплатился за это ссылкой. Это была первая примета того, что либеральная деятельность Александра I подходила к концу. Следующим предзнаменованием стала Отечественная война 1812 г. и вызванный ею мощный подъём патриотизма и общественного волеизъявления. Но после того, как Александр I в 1815 г. возглавил Священный Союз европейских монархов, эти настроения пошли на убыль. Однако одновременно в обществе стала формироваться политическая оппозиция. В 1816 г.возникло первое тайное общество «Союз спасения» (с 1818 г. «Союз Благоденствия»). Затем на смену ему в 1821 г. пришли Северное и Южное тайные общества, подготовившие декабрьское (1825 г.) вооружённое восстание с целью захвата власти и провозглашения Конституции. Восстание было жестоко подавлено. После этого консервативный период правления Александра I перешёл в реакционное правление Николая I (1825-1855).

 

2-й вопрос. Николай I (1825-1855) в отличие от своего старшего брата был далёк от каких-либо просвещённых идей. Он был убеждённым антизападником и считал, что движение декабристов было следствием проникновения в Россию вредных политических течений. Поэтому основное внимание им обращалось на укрепление аппарата государственного управления путём ещё большей его бюрократизации. При нём были расширены штаты чиновников всех ведомств. Если в середине XVIII в. их число составляло 16 тыс., то к середине XIX в. оно возросло до 100 тыс. Император стремился всё подчинить своему личному контролю. Особое значение приобрела Собственная его Величества Канцелярия. В 1826 г. было учреждено Третье её отделение занимавшееся политическим сыском. Во главе его находился граф Бенкендорф, одновременно бывший начальником корпуса жандармов. Николай I вернул из ссылки Сперанского, поручив ему кодификацию российских законов, начиная с 1649 года. Вспомним, что это намеревалась сделать ещё Екатерина II при помощи своей Уложенной комиссии, но не выполнила обещание. В 1832 г. Сперанский один справился с возложенной на него громадной работой. Примечательно, что Сперанский начинал свою карьеру с составления конституционных законов, а закончил её составлением Свода законов самодержавного государства.

Понимая, какую угрозу для государства таило в себе крепостничество, Николай I подписал боле ста указов по крестьянскому вопросу. Но ни один из них не достиг своей цели, так как все они были направлены лишь на то, чтобы как-то урегулировать отношения между помещиками и крестьянами, не искореняя в сущности само крепостное право Таковы были указы «Об обязанных крестьянах» (1842), об «Инвентарях» (1847) и другие касавшиеся лишь улучшения быта помещичьих и государственных крестьян, но отнюдь не самой проблемы крепостного права, что и предопределило их полный провал.

Единственный положительный результат, который попутно был вызван николаевскими указами по крестьянскому вопросу, состоял в некотором количественном сокращении крепостных крестьян. С начала 30-х и до конца 50-х гг. крепостное население уменьшилось с 45% в 1835 г. до 34% в 1857 г. Правительство, опасаясь дальнейшего усиления крепостнической эксплуатации, было заинтересовано в освобождении части крестьян, но этот процесс шёл уже помимо административных мер. Крепостное право изживало себя. Подавляющее большинство помещичьих хозяйств представляло собой мелкие и малодоходные имения с очень незначительным количеством крепостных душ. В руках 43 тыс. мелкопоместных владельце находилось всего 340 тыс. душ мужского пола, в то время как 14 тыс. крупных землевладельцев являлись собственниками 8 млн. душ. В первой половине XIX в. помещики усиленно переводили крестьян с оброка на полевую барщину, стремясь взять с крепостного труда максимум. Примечательно, что с барщины крепостное право начиналось, с ней и заканчивалось, что является наиболее правильным объяснением его запоздалой отмены. Помещики, не способные заводить капиталистическое хозяйство, не были заинтересованы в свободном рынке труда и продолжали пользоваться привычным для них крепостным трудом. Положение крепостных, особенно в последнее десятилетие перед освобождением, значительно ухудщилось. Особенным бедствием для них была отдача на фабрики в посессионные работники. Крепостные крестьяне составляли большинство работников на промышленных предприятиях. Это сдерживало завершение начавшегося промышленного переворота. Помещичьи хозяйства поддерживали своё существование только благодаря банковским кредитам и залоговым обязательствам. В 1859 г. более двух третей дворянских имений и две трети крестьян состояли в залоге. Всего к этому году по закладным на помещичьих владениях лежал долг в размер свыше 450 млн. рублей. Крепостное хозяйство диктовало стране крайне медленные темпы развития. Оно таило в себе угрозу перехода России в разряд третьестепенного государственного образования. Поражение в крымской войне 1853-1856 гг. наглядно подтвердило опасную отсталость страны.

 

Семинар 3

1. Либеральные начинания Александра I.

2. Крестьянские указы Николая I.

 

Лекция 4

1. Отмена крепостного права. Реформы 60-70-х гг.

2. Идейные течения и общественно-политические движения в XIX в.

3. Консервативный период правления Александра III. Реформы С.Ю.Витте.

4. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России.

 

1-й вопрос. Отмена крепостничества стала возможной благодаря следующим объективнымобстоятельствам: а) феодально-крепостническая система окончательно исчерпала свои экономические возможности; б) возникла угроза массового крестьянского движения; в) угрожающих размеров достигла военно-техническая отсталость России. Наиболее полно это находило подтверждение в достижении крестьянских повинностей (барщины и оброка) до наивысшего предела, в кризисе дворянства как сословия (3,5% дворян были беспоместными, 39,5% имели менее 20 душ крепостных), в огромной задолженности помещиков перед государством, в неспособности крепостного хозяйства обеспечить необходимые накопления для раннеиндустриальной модернизации аграрной страны.

Подготовка отмены крепостничества проходила в период с 1857 по 1861 гг. Она включала в себя следующие мероприятия: а) создание Секретного комитета по крестьянскому делу из высших сановников государства (январь 1857 г.); б) рескрипт Александра II виленскому генерал-губернатору В.Н.Назимову об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы (ноябрь 1857 г.); в) рескрипт Александра II генерал-губернатору Петербурга П.И.Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы (декабрь 1857 г.); г) преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу, создание аналогичных комитетов в 46 губерниях (февраль 1858 г.); д) создание редакционных комиссий при Главном комитете для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами и составления правовых актов, регламентирующих отмену крепостного права (февраль 1859 г.); е) роспуск редакционных комиссий и передача документов по аграрной реформе в Главный комитет, а затем в Государственный совет (октябрь 1860 г.); ж) подписание Александром II основных правовых документов по крестьянской реформе (всего 17), в том числе Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» (19 февраля 1861 г.) и другие.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. состояли в следующем: а) получении крестьянами личной свободы, общегражданских прав; б) освобождении крестьян с землёй, размер которой находился в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) и колебался от 3 до 12 десятин; в) получении крестьянами земли за выкуп. До совершения выкупной операции крестьяне считались временнообязанными и должны были выполнять прежние повинности – барщину и оброк; г) выкуп помещику рассчитывался по формуле «капитализация оброка из 6%», которые обеспечивали ежегодный доход, равный дореформенному оброку. При этом 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить помещику самостоятельно и единовременно, а 80% выплачивало государство в виде долгосрочного кредита крестьянам на 49 лет при тех же 6% годовых. Д) возврат крестьянами излишков земли, не предусмотренных нормами реформы или так называемые «отрезки»; е) крестьяне не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть общину.

Отмена крепостного права повлекла за собой реформы и в других сферах общества (местного самоуправления, судебной, военной, школьной, университетской, цензуры). По времени они проводились следующим образом: а) университетская реформа (1863) увеличила административную и хозяйственную самостоятельность вузов, а также их автономность в организации учебного процесса; б) земская реформа (1864) вводила выборные органы местного самоуправления – уездные и губернские земства, а городская реформа (1870) – городские Думы; в) школьная реформа (1864) расширяла сеть начальных и средних учебных заведений и их общеобразовательные права; г) судебная реформа (1864) учредила всесословный суд, независимый от администрации. Вводила гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных; д) реформа печати (1865) отменила предварительную цензуру при сохранении её лишь для массовой периодики (газет); е) военная реформа (1874) заменила многолетнюю рекрутчину всеобщей воинской повинностью, сократила срок службы, повысила профессиональный уровень подготовки военных кадров.

Между всеми реформами существовало внутреннее единство, обещавшее обеспечить развитие страны по пути к буржуазно-демократической монархии. Однако реформы не были проведены в жизнь в их полном объёме. Они сопровождались контрреформами, направленными на сохранение существующего общественного строя и привилегированного положения правящих верхов, опоздавших с освобождением крестьян, по крайней мере, на целое столетие.

 

2-й вопрос. Проводимые в 60-70-х гг. реформы, в силу своей противоречивости и ограниченности привели к усилению идейно-политической борьбы и к окончательному оформлению трёх основных направлений в общественном движении, наметившихся ещё в первой половине XIX в.: консервативного, либерального и революционного.

Консерватизм, представленный в основном правящими кругами, был направлен на сохранение традиционных устоев и основ общества без какого-либо существенного их обновления. Его сторонники стояли на страже самодержавия, выступали за свёртывание реформ. Идеологами консерваторов в 30-40-х гг. были писатель Н.М.Карамзин, министр просвещения при Николае I С.С.Уваров, историк М.П.Погодин. Они проповедовали тезис о незыблемости коренных устоев российской государственности, к которым относили самодержавие, православие и народность. Самодержавие они считали единственной адекватной формой российской государственности, а верность православию у россиян – признаком их истинной духовности. Во второй половине XIX в. их идейными наследниками стали обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев, министр просвещения Д.А.Толстой, журналисты-издатели М.Н.Катков и В.П.Мещерский. Оплотом и одновременно сферой распространения консерватизма являлись бюрократический аппарат, церковь, официальная периодическая печать.

Либерализм как общественно-политическое течение возник в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал, демократических свобод и проведение экономических реформ. В 30-40-х гг. он характеризовался двумя направлениями – западничеством и славянофильством, сформировавшимися в острых дебатах о своеобразии исторического пути России. Ядро западников составили группы петербургских литераторов, публицистов, профессоров (В.П.Боткин, К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский). Они полагали, что России следует заимствовать уже существующие на Западе формы политической и экономической жизни. Им возражали славянофилы. Теоретиками славянофильства были А.С.Хомяков, братья Аксаковы и братья Киреевские. В свою очередь, они указывали на особый, непохожий на западноевропейский, путь развития России, Это своеобразие виделось им в общинности русского народа, в его духовности, основанной на православии. Самодержавие они выдавали за продукт единения власти и народа. Их можно было бы принять за консерваторов, но в отличие от последних они выступали не за сохранение существующего общественного строя, а за его развитие с учётом традиционных особенностей. К тому же они не принадлежали к господствующему слою. Они активно выступали за восстановление права народа выражать своё мнение, которое у него якобы существовало с допетровских времён, Славянофилы выступали с требованием отмены крепостного права и за превращение монархии в подлинно народную, сохранение самобытных общинных порядков, земского самоуправления, укрепление православия. Славянофилы и западники были двумя характерными проявлениями российского либерализма, отражавшего срединное положение России между Востоком и Западом, между Азией и Европой.

В пореформенный период процесс оформления либерализма как самостоятельного общественного течения получил своё дальнейшее развитие. Наиболее видными его представителями являлись Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, С.М.Соловьёв, М.Е.Салтыков-Щедрин. Основной социально-политической базой либералов становятся, наряду с печатными органами, земские гласные и университетские профессора. Либеральное общественное движение не имело устойчивой организационной структуры, Оно состояло из множества политических оттенков. Его слабость предопределялась неразвитостью самого гражданского обществ, отсутствием в социальной структуре достаточно многочисленной буржуазии.

Неспособность правящих кругов реформировать самих себя, политическая аморфность либералов приводили к радикализации общественных настроений и наступлению второго периода в освободительном движении. На смену дворянским революционерам приходят революционные демократы, которые стремились к коренному переустройству общества и построению общинного социализма. Идеологами его были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. Они критиковали существующий строй и полагали, что основной ячейкой будущего социалистического общества в России должна стать крестьянская община. Их теоретические воззрения повлияли на формирование нового радикального течения – народничества, возникшего вследствие неспособности верхов решить крестьянский вопрос.

Как и либералы, революционные народники не представляли собой однородное политическое целое. В 1870 г. оформились три основных его идейных течения: а) бунтарское (анархистское). Его идеолог М.А.Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и поэтому его надо поднять на революцию, которая должна уничтожить государство и создать вместо него федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций; б) пропагандистское. Его идеолог П.Л.Лавров утверждал, что народ не готов к революции. Поэтому главное внимание надо уделить длительной пропаганде социалистических идей. Разбудить крестьянство должна передовая часть российской интеллигенции; в) заговорщическое. Теоретик этого течения П.Н.Ткачёв в своих воззрениях о возможной революции в России делал акцент на заговор с целью государственного переворота силами профессиональных революционеров. Захват власти, по его мнению, должен быстро вовлечь народ в социалистическое переустройство.

Формирование народнических организаций

происходило в течение 60-70-х гг. Основными из них являлись первая «Земля и воля» (1861-1864) и вторая «Земля и воля» (1876-1879). Последняя возникла в результате неудачного «Хождения в народ» в 1873-1875 гг. Её руководителями были Г.В.Плеханов, А.Д.Михайлов, В.Н.Фигнер, С.Л.Перовская и другие. В 1879 г. после раскола «Земли и воли» возникли две народнические организации: «Чёрный передел» во главе с Г.В.Плехановым, Л.Г.Дейч, В.И.Засулич, занимавшимися мирнойпропагандой народнических идей и «Народная воля» во главе с А.И.Желябовым, А.Д.Михайловым, С.Л.Перовской и другими, которые положили в основу своей деятельности террористическую борьбу с царскими сановниками. Ею было совершено восемь покушений на Александра II. 1марта 1881 г. он был убит, Народ остался безмолвен. Его наивная вера в царя была поколеблена несправедливостью крестьянской реформы, за которую и поплатилась династия. Но зато усилились полицейские репрессии. Основная часть революционных народников была разгромлена, однако на смену им нарождалось новое поколение революционеров.

3-й вопрос. Период царствования Александра III (1881-1894) называют временем контрреформ. Понятие «контрреформы» включает в себя комплекс мероприятий царского правительства, направленных на пересмотр итогов реформ 60-70-х гг. В основу их было положено «Положение о мерах к охранению государственного порядка иобщественного спокойствия». Он принимался сроком на три года как чрезвычайная мера борьбы с террором народовольцев, но постоянно продлевался вплоть до 1917 г. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались новые охранные отделения, вводился политический сыск, поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам. Затем началось принятие законоположений, направленных на остановку проводимых с 60-х гг. реформ. В августе 1882 г. вступили в действие новые «Временные правила печати», усилившие репрессивные меры в этой сфере. В августе 1884 г. был введён новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов. В декабре 1886 г. ми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.145 (0.02 с.)