Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос: Предпосылки и отмена крепостного права в России. Реформы Александра 2.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С окончанием Крымской войны (1856 год) в истории России началась, как ее называли современники, эпоха освобождения, или эпоха Великих реформ. Требование отмены крепостного права было выдвинуто представителями передовой общественно-политической мысли еще в конце XVIII в., все крупнейшие писатели говорили об аморальности крепостного права, за его отмену боролись тайные общества. Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие: · во-первых, крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств; · во-вторых, крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян; · в-третьих, кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков; · в-четвертых, рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»; · в-пятых, осознание правящими кругами, что крепостное право — «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»[1]; · в-шестых, крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества. Крепостное право таило в себе и другую угрозу. Оно диктовало стране крайне медленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущую отсталость России. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно. Причины отмены крепостного права были настолько основательны, что промедление со стороны царя уже было опасно. Общество осознавало необходимость перемен. Крепостные крестьяне всех губерний Российской империи ждали заветного освобождения от личной зависимости и наделения землей. Насколько оправдались их надежды, стало ясно после 19 февраля 1861 года. Земская и городская реформы. Выдающуюся роль в подготовке реформы местного управления сыграл Н.А.Милютин. Проект возглавляемой им комиссии предусматривал, чтобы органы местного управления не выходили за рамки хозяйственных вопросов. Основными принципами земской реформы стали выборность и бессословность. И хотя Н.А.Милютина и министра внутренных дел С.СЛанского, как "либералов", уволили в отставку, новый председатель комиссии П.А.Валуев изменил лишь систему выборов в земские учреждения. Окончательный проект был утвержден Александром II 1-го января 1864 г. Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - земские управы. Сфера компетенции земств: местное хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, отчасти народное образование. Они не имели политического значения и находились под административным контролем губернаторов. Земства были выборными всесословными органами. Однако избирательное право на основе высокого имущественного ценза выборщиков обеспечивало преобладание в них дворян и буржуазии. В 1870 г., по образцу земств, учреждается городское самоуправление. Сроком на 4 года избираются городские думы, которые подчинялись непосредственно Сенату. Однако губернаторы осуществляли надзор за их деятельностью. Депутаты думы назывались городскими гласными. Они в свою очередь избирали городскую управу и городского голову. Думы имели статус общественной, а не государственной организации. Они занимались водоснабжением, уличным освещением, транспортом, озеленением, градостроительством, пожарной охраной и др. Фактическая власть в городах принадлежала не городскому самоуправлению, а градоначальникам и губернаторам. Судебная реформа. Дореформенный суд в России был сословным, негласным, полностью зависимым от администрации. В ходе проведения судебной реформы 1864 г. принимаются новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства и судоустройства. Судья назначался правительством, но мог быть отстранен только по суду. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Появился новый бессословный, гласный суд, независимый от администрации, введены адвокатура, состязательный процесс. Структура суда приняла следующий вид. Мировые судьи рассматривали уголовные дела, за совершение которых предусматривалось наказание: выговор, замечание, штраф до 300 руб., арест до 3-х месяцев, тюремное заключение до 1 года. По гражданским делам они могли принимать к рассмотрению лишь те, по каким иски не превышали 500 руб. Окружной суд принимал более существенные уголовные и гражданские дела. При рассмотрении уголовных дел привлекались присяжные заседатели, определявшие виновен ли обвиняемый, или нет. В случае вынесения обвинительного вердикта, меру наказания устанавливали коронные судьи, исходя из уголовных законов. Перемены мало коснулись судопроизводства по политическим делам, где большие права оставались у жандармерии и специальных судебных комиссий. В целом судебная реформа стала наиболее последовательной из буржуазных реформ того времени. Ведущую роль в ее осуществлении сыграл известный юрист Зарудный. Реформы в области просвещения и печати. Демократические преобразования коснулись и народного образования. Огромная заслуга в этой реформе принадлежала министру народного просвещения Головину. "Положение о начальных народных училищах" от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковно-приходских земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских. Новый устав гимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., вводил равенство в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В 1862 г. стали учреждаться женские гимназии. Плата в гимназиях была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. - около 600. В 1863 г. был принят исключительно либеральный университетский устав. Он давал университетам широкую автономию, предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их министром просвещения. К концу XIX в. число университетов в России достигло 10. В 70-х годов положено начало женскому высшему образованию: во многих городах открылись высшие женские курсы. Особую известность получили Бестужевские курсы в Петербурге. В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в 2 раза больше, чем в деревне. К концу XIX в. в России действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских читален. Изменилась политика правительства и в области печати. Старый цензурный устав отменен, а новый принят не был. В 1865 г. введены "Временные правила" о цензуре, действовавшие с некоторыми изменениями 40 лет. Они существенно смягчали "цензурный гнет", особенно предварительную цензуру. Правительственные и научные издания от цензуры освобождались. Военная реформа. Поражение России в Крымской войне обусловило необходимость скорейшего проведения военной реформы. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. Серию военных реформ в 60-70 гг. провел военный министр Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страну разделили на 15 военных округов. Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. За три года - с 1864 по 1867 г. - численность армии снизилась с 1132 тыс.человек до 742 тыс., при сохранении военного потенциала. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы. В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожный войска. Перевооружение армии требовало коренной технической реконструкции старых и создания новых предприятий. В России впервые начали производить орудийные стволы из литой стали. Оружие покупали и за рубежом. В течение 70-х гг. перевооружение в основном завершилось. Военные теоретики М.И.Драгомиров, Д.А.Милютин, Г.А.Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные и юнкерские училища. В них принимались лица всех сословий. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы соответственно 7 лет и 3 года. Лица с высшим образованием могли поступать на службу вольноопределяющимися на срок в 6 месяцев. В результате реформы была создана небольшая армия мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Русская культура в 19 веке. Развитие культуры России в первой половине XIX века ознаменовалось крупными достижениями, ставшими вкладом в мировую культуру. Признанных высот достигла наука, особенно в естественнонаучной области и технике. Лисянский и Крузенштерн совершают первое русское кругосветное путешествие (1803-1806 годы). В 1819 году Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. В 1819 году начинает работу Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом. Гениальный прорыв в математике совершил разработкой неэвклидовой геометрии профессор Казанского университета Лобачевский. В области физики электричества крупные открытия принадлежат Петрову и Ленцу. В органической химии прославился Зинин, основатель школы русских химиков. Выдающимся медиком стал Пирогов, участник обороны Севастополя. Исследования в области обезболивания принесли ему мировую известность. Среди технических достижений России известны электромагнитный телеграф, созданный Шиллингом в 1832 году – раньше, чем Морзе. Прославился в области электрохимии и электротехники Якоби, который в 1849 году построил первый в мире электроход. Одна из первых в мире и первая в России паровая железная дорога построена в 1834 году на Урале отцом и сыном Черепановыми. В 1837 году железная дорога соединила Петербург с Царским Селом. В явном противоречии с развитием науки и потребностями страны пребывало просвещение. Хотя в первой половине XIX века было открыто 5 новых университетов, образование оставалось типично сословным. В ВУЗах могли учиться только представители привилегированных сословий, в высшей и начальной школе господствовал жёсткий административный и идеологический контроль. Царило религиозно-монархическое воспитание, насаждалась идеология уваровской триады – теория "официальной народности". Развитие русской литературы шло под сильнейшим идеологическим и цензурным гнётом. Но ни в какой другой сфере вклад России в мировую культуру не был столь высок, как в ней. Русская литература первой половины XIX века прошла большой путь, в 40-50-х годах в ней окончательно утвердился реализм. Важнейшим её представителем был баснописец Крылов, поднявшийся до политической и социальной сатиры. Основоположником русской литературы нового времени стал величайший поэт А.С.Пушкин. Его появлению предшествовало творчество поэтов-романтиков Жуковского и Батюшкова. Пушкинская традиция была продолжена Лермонтовым. Его "Герой нашего времени" открыл серию русского классического романа XIX века. Крупным литературным явлением было творчество Кольцова и Тютчева. 40-е годы стали "гоголевским периодом" русской литературы. К гоголевской реалистической школе принадлежат крупнейшие авторы – Салтыков-Щедрин, Гончаров, Достоевский. Усиливается демократическая направленность литературы, очевидная в творчестве Некрасова. К середине XIX века относится начало творчества Тургенева. В первой половине XIX века в России формируется оригинальная музыкальная школа. В 20-30-е годы развернулось творчество ярких композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова, Верстовского. Их искания подготовили появление Глинки – основоположника русской музыкальной классики (оперы "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"). Младшим современником Глинки был Даргомыжский, создавший оперы "Русалка", "Каменный гость" и другие. Всё более заметную роль в жизни общества играл театр. Классическими произведениями драматургии стали "Ревизор" Гоголя и "Горе от ума" Грибоедова, а в начале 50-х годов первые пьесы Островского. Особую известность приобрёл Малый Московский театр – во многом благодаря сценическому дарованию М.С.Щепкина, сына крепостного крестьянина. В изобразительном искусстве господствовала академическая живопись, связанная с императорской Академией художеств. Ее блестящими представителями были Брюллов ("Последний день Помпеи") и Иванов. Вместе с тем появляются новые имена, не связанные с академизмом (Венецианов, Воробьёв, Федотов). Важную роль сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842 году. Прославились портретами своих современников из разных слоёв общества Кипренский и Тропинин. Широкое признание получил маринист Айвазовский. Зодчество первой половины XIX века развивалось в русле классицизма. Русские архитекторы, обогащая общеевропейский стиль самобытными и оригинальными чертами, создают так называемый русский ампир. В Петербурге возводятся Казанский собор (А.Н.Воронихин), Адмиралтейство (А.Д.Захаров), здание Главного штаба (К.И.Росси), ансамбль Александринского театра, новый Эрмитаж, Исаакиевский собор. В Москве – Голицынская больница, Большой театр (О.И.Бове), Большой Кремлёвский дворец (К.А.Тон). Появляются памятники в честь выдающихся деятелей России: в Москве установлены памятники А.В.Суворову (М.И.Козловский), К.Минину и Д.Пожарскому (И.П.Мартос), в Петербурге М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли (В.А. Орловский). П.К.Клодт создаёт знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памятник И.А.Крылову. Просвещение и наука во второй половине XIX века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения. Достижения Александра II в этой области не могли перечеркнуть даже контрреформы Александра III. Систему начального образования составляли церковно-приходские и земские, а также воскресные школы, запрещенные в 60- е годы. Количество гимназий с 1861 по 1887 г. увеличилось втрое, но указ "о кухаркиных детях" снизил число гимназистов. Кроме гимназий существовали реальные, коммерческие и другие училища. Женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ. Большие успехи были достигнуты в высшем образовании - количество университетов к концу века достигло десяти. Университетский устав 1863 г. давал университетам почти полную автономию в самых разных областях. Но в 1884 г. правительство Александра III ввело новый реакционный устав, лишивший университеты автономии и усиливший надзор за ними. В 70-80 гг. положено начало женскому высшему образованию - открыты курсы в разных городах. Вторая половина XIX в. стала периодом новых выдающихся открытий русской науки. Труды И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" обобщали результаты опытов, заложили основы отечественной физиологии. И.И. Мечников совместно с Н.Ф. Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию (1886 г.), основал школу микробиологии и сравнительной патологии. Вместе с О.О. Ковалевским он заложил основы сравнительной эмбриологии. К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений. Величайшим открытием Д.И. Менделеева стал периодический закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров разработал фундаментальную теорию химического строения. П.Л. Чебышев ввел в математическую науку новые понятия, основал свою школу. Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г.Столетова, автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта. Открытия в области техники принесли мировую известность русским ученым. Это изобретения П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.О. Доливо- Добровольского. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881 г.). Попов изобрел радио. Астроном Бредихин исследовал кометы. Достижения географии связаны с именами Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая. Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и общественно-политической жизни страны играла литература. Литературная критика в лице Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Михайловского отстаивала принципы связи литературы с жизнью. Господствующим направлением становится критический реализм. Отсутствие в России трибуны политических дискуссий вело к тому, что выражение революционных взглядов и реакция на них переносились в литературу и искусство. Во второй половине XIX в. расцвело творчество целой плеяды выдающихся мастеров: Тургенева, Гончарова, Л.Н. Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Подлинным демократизмом пронизаны произведения Некрасова - поэта, редактора журналов "Современник" и "Отечественные записки". В 80-х гг. появляются новые литературные дарования - Короленко, Чехов. Среди поэтов широко известны Майков, Полонский, Фет, А.К. Толстой. Драматургия представлена такими выдающимися творцами, как Островский, написавший около 50 пьес, и Чехов, буквально ворвавшийся на театральные подмостки в конце века. Вторая половина XIX в. стала временем бурного расцвета музыки. В 60-70 гг. развернулось творчество "могучей кучки" - композиторов Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Они творили в области симфонической, камерной, оперной музыки. Наиболее выдающиеся произведения - "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Снегурочка", "Садко", "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина. Несколько позже, в 70-х - начале 90-х гг. расцветает талант Чайковского. Оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", симфонические и камерные произведения поставили Чайковского в ряд гениев мировой культуры. Рубинштейн, выдающийся пианист, автор оперы "Демон" и вокального цикла "Персидские песни", основал первую в России Петербургскую консерваторию. В 80-е и особенно 90-е гг. появляется новое поколение композиторов - Танеев, Лядов, Глазунов. На конец века приходится расцвет творчества Рахманинова и Скрябина. Ведущее место занимают Московский Малый театр и Александринский театр в Петербурге. Самой знаменитой артисткой стала Ермолова (Малый театр). Особое значение в развитии русской живописи приобрело создание в 1870- 1871 гг. "Товарищества передвижных художественных выставок", объединившего многих художников России. Наиболее известными среди них были - И.М. Крамской, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, Н.А. Ярошенко. Произведения "передвижников" отразили любовь к России, к ее народу и истории. В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ропет, В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чигаров и другие создали "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества (Исторический музей, Городская дума и Верхние торговые ряды в Москве). В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К.А. Тона. Наиболее выдающимися скульпторами были Антокольский и Опекушин (последнему принадлежит памятник Пушкину в Москве).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.145 (0.011 с.) |