Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос:Место истории в системе наук

Поиск

Вопрос:Место истории в системе наук

Словоисторииозначает в древней Греции – повество о прошлом. Сейчас термин истории употребляется в 2-х смыслах:

ü Как процесс развития общества и природы.

ü Как наука.

В древности историю не считали наукой, на том основании, что прошлые события невозможно было перепроверить при помощи опыта как в физике или химии.

Однако повторяемость присуща к истории общества, хотя она проявляется ни так как в природе.

Пример: Ю.Цезарь, Наполеон, Сталин.

Однако в отличии от природы не все явления истории общества является закономерным. Законом является только то, что не может быть предотвращено ни какими усилиями.

Большинство историков считают, что большинство закономерных явлений 18 года в России «На историю общества влияет очень много случайных факторов». Особенно влияют исторические личности, если они занимают высокое общественное положение.

XVIII в. – Россия вела войну(7-летнюю) против Пруссии.

1860г.- русские победили короля.

1761г.- умирает Елизавета Петровна, стал царь Петр III.

Жизнь общества изучает ни только историю, но и другие гуманитарные науки(философия, политология). Отличие истории от других гуманитарных наук состоит в следующем:

· История изучает события прошлого.

· История изучает конкретные события.

· История обязательно имеет хронологические и территориальные рамки изучения(когда и где).

Предметом изучения истории, большинство историков считаю процесс возникновения развития человеческого общества.

Практическое значение истории, как науки огромна. Еще в древнее времена значение истории в жизни общества было определено очень короткой фразой-«История- это наука о жизни».

История- это наука об опыте предыдущих поколений. Мы стараемся из этого опыта прошлого брать максимум положительного, что дали наши предки.

События в истории повторяются. История нашего отечества формирует гражданина патриота, а так же востребована обществом нравственное качество личности.

История – это несущая конструкция духовной культуры человечества. Можно не знать многие детали гуманитарной культуры. История помогает нам правильно ориентироваться в современных событиях и прогнозирование будущего.

Древняя Греция

Политический строй государств древней Индии был таким же, как межречье Тиара и Ефрата это была эпоха меди и бронзы.

Примерно в 22 веке до нашей эры в Индию пришли с севера арийские племена, которые уже знали маталл, куб, письменность, оросительное земледелие.

Примерно 3000 лет тому назад в Индии была кастовая система деления общества:4 основные касты и множество промежуточных. В 1950г. насчитывалось 3000 каст. Кастовая система сохранилась до сих пор.

Высшей кастой являлись Рахманы – верховные жрецы, к ним прислушивался даже царь, одевались они в белые одежды.

Кшатрии –вторая основная каста. Крупные военоначальники формировались местные князья. Одевались в красные одежды.

Вайшеи – 3я каста. Земледельцы, торговцы, происшедшие из арийских племен. Одежда- желтая.

Шудры – 4я каста. Низшя. Происходит из местных племен, занималась низшим трудом. Черная одежда.

Но были ещё презренные люди, они входили в касты. Древняя Индия не считалась единой. Наиболее сильным государством на территории Индии была Империя Маурьи, её основал Чандрагурта, он прославился тем, что в 327г. Освободил северную Индию от войск Македонского, а через 10 лет взял власть во всеё северной Индии. Однако наивысшего развития империя достигла при Ашоке (268-232гг).В этот период провинции, упраляемые князьями и чиновничьи земли принадлежали знати и сельским общинам.

Во 2 веке до н. э. часть Северной Индии захватывала куманские племена, пришедшие с севера.

Куманская держава

В этом государстве падает значение знати, а царь-живой бог.В 7 веке появляется первая религия в Индии- буддизм,которая не признавала деление на касты. В основе буддизма лежит приоритет духовной жизни над материальной.

Лежат в основе 4 истины:

1) Земная жизнь – страдание

2) Причина желания

3) Надо стремиться от всего земного и добиться спокойствия души в Нерване

4) Каждый может достичь спокойствия, если откажется от земных страстей и желаний

Сторонники индуизма защищали кастовую систему. Считали, что касты происходят из части тела бога росхы.

Первые цивилизации на территории Китая. Уже в 14-11вв. до н. э. существовало государство Инь, затем оно было завоевано Чтау. Эпоха Чтау продолжалась с 11по 3в до н.э. В 7-8 вв в Китае существовало множество государств, которые воевали друг с другом, но в период, когда государство было единым, Чтоу считалось сыном неба. В период с 770 по 476 гг. Чтоу распался на несколько государств.

В 1 веке н.э. выработан современный стиль написания иероглифов.

Фактически китайская религия – это философия. Бог – великое небо. Большой вклад конфуций внес в воспитание поведения людей, конфуций против богатства, накопительства.

Япония делилась на провинции, губернии, уезды.С 18века появляется Синтоизм – связь между людьми и божеством Амотерос.

Древняя Греция в отличии от восточной цивилизации была не речной,а приморской, поэтому значительное развитие получили товарно- денежные отношения. Рабство играло существенную роль в экономике. Получила развитие демократия.В 4 веке до н. э. в истории Древней Греции начался новый этап.

Для древней классической греции характерны 4 классических явления:

1)классические рабовладельческие отношения.

2)установление товарно-денежных отношений

3)Высокий уровень культуры

С середины 8 до середины 6 вв идет великая греческая колонизация, когда многие греки переместились в другие страны.В ходе великой колонизации определенное количество простых греков очень разбогатело.

А.Древний Рим

Условной датой основания Рима считается 753г. до нашей эры в 8-6 веке до нашей эры. Рим превращается из варварской общины в город государства. До 510г. Римом управляли выборные цари, при которых были сенат и народное собрание. Однако цари постоянно стремились ограничить роль сената и народного правления и поэтому в 510г. царская власть в Риме была ликвидирована. Вместо царей каждый год стали избирать равноправных 2 консулов, которые работали под контролем. Члены сената были пожизненными. Каждая римская семья имела земельный участок в пол гектара, кроме того имела право занимать свободные участки общественной земли. До 494 г. свободное население Рима не было равноправным, оно делилось на привелегирированных патриций и плебей. Плебеи не имели право свободно занимать общинные земли. Однако плебеи обязаны были участвовать в войнах в494 г. плебеи отказались идти на войну и патриции вынуждены были отступить. Плебеи получили право иметь в сенате своих представителей народных трибунов, которые имели право вето. Плебеи получили равные права с патрициями, а долговое рабство было отменено.К 3 в. до н.э. в Риме окончательно утвердилась гражданская община, а к 60г. 3 в. Римляне завоевали почти всю Италию. В римск.- гражданской общине сочеталось коллективное и частное землевладение. Все граждане имели равные права. Однако реальная власть в руках знати.

С 265-146г. Рим воевал за Сицилию и за лидерство средиземного моря, против Карфагена. Произошло 3 купеческих войны, в ходе которых Карфаген был разрушен. В 146 г. римляне завоевали Грецию, и Рим стал мировой державой. В связи с этим резко увеличилось количество рабов, которые вытесняли свободных земледельцев и ремесленников. Значительные массы римлян перестали работать, а многие и не хотели работать, считая, что римлянам позорно работать. Достойными занятиями считались политика и военное дело, а остальные виды труда считались рабскими. В результате государство пришлось кормить 100 тыс. свободных римлян. Возникла проблема управления провинций, которые ущемляют права по сравнению с жителями центра. Превратившись в огромную державу, Рим уже не мог быть гражданской общиной, попытка народных трибунов Сиберии. Эти братья пытались отобрать земли у кого их сильно много, но эта попытка не удалась. Из-за земли в 90 г. в Италии вспыхнули крестьянские восстания из-за земли, в результате крестьяне получили восстание, но земляне вопрос так и не решили. Последнее 10-летие в этих условиях постепенно зарождается новая форма власти это власть диктатора или императора. Сначала должность диктатора устанавливалась в среднем на период войны или на период восстаний. В 82г. диктатором стал полководец Сулла, но в 79г. он добровольно отказался от власти. 73-72 потрясло огромное восстание под руководством Спартака(120 тыс. воинов). После подавления Спартака в Риме развернулась борьба за власть, между 3-мя военачальниками Помпеем, Крассом, Цезарем. В 53г. до нашей эры Цезарь управлял провинцией Галлия, а Помпей оказался в Риме единственным консулом. Он потребовал через сенат, что бы Цезарь безоружным явился в Рим и отчитался от своей деятельности. Цезарь явился в Рим в 49г. но не без оружия, а с войском и взял его без боя. Цезарь в основном опирался на армию, раздавая солдатам землю. Перед приходом Цезаря в Рим порядка там не было.7 месяцев римляне не могли избрать консула. Народ требовал твердую, единоличную власть. Поэтому сенат дал Цезарю пожизненным диктатором. Однако в сенате у цезаря были враги и в том числе и Брут. 15 марта 44г. до нашей эры во время заседания Цезарь был убит Брутом. После цезаря началась борьба за власть между внучатым племянником Октавианом и другом цезаря консулом Антонием. Они поделили сначала власть, Октавиан управлял западными провинциями, а Антоний восточными. Антоний женился на царице Клеопатре. Однако в 30-е годы до н.э. в результате войны между ними Антоний проиграл и покончил с собой и Клеопатра тоже. Власть перешла к Октавиану. В 27г.до н.э. получил призвание императора и титул Августа. Его власть была огромной в течении 16 лет. Он умело ей пользовался, уважал сенат, шел на уступки всем кроме рабов. Умер он в 14 г. до н.э. После того римская империя существовала еще 3 века. В это время были разные периоды и императоры. При Нероле (37-68 г. н.э.) не соблюдались законы и традиции, он был самодуром.

Достойный император Троян (98-117г. н.э.) прекратились науки, появилась свобода слова. Основой власти в древнем Риме считалась законность. В последнее время существование империи улучшилось положение рабов, расширились права провинции, местная знать получила доступ в Сенат, законодательство усовершенствовалось.

В 3 веке н.э. Рим снова в кризисе. Управлять трудно провинции все меньше подчиняются центру, расстраиваются финансы. Рим теряет роль центра. В 330г н.э. император Константин перенес центр в Константинополь. В последние века империи рабство стало не выгодным, поэтому многие землевладельцы стали передавать участки в аренду беднякам и рабочим. Люди на арендованных участках работали- колоны. Но это было не выгодно и они бежали часто. В 395г. римская империя распалась на 2 государства:

• Византия (восток)

• Рим (запад)

В 408 и 410 г. Рим грабили готы- германские племена, а в 476г. германский военачальник Одоапр лишил власти последнего римского императора Августа. В западно-римской империи не существовала боль. Это условная дата, когда закончилась история другого мира.

Византия

Византия существовала с 395 – 1453г. Византийцы называли себя римлянами, это было многонациональное государство, расположенное вокруг Средиземного моря. В Азии, Европе и Северной Америке господствовала народность- греки. Византии приходилось воевать с Арабами, греками и славянскими народами и с народами своих окраин. До 7 века н.э. она была очень сильной империей, но затем потеряла ряд территории Сирию, Палестину, Египет, Месопотамию захваченные арабами. Часть территории в Италии захватили германцы. С середины 7 в. территория сократилась втрое. В 9в. вновь восстанавливается и являлась сильным государством до 13 в., когда Константинополь в 1204г. взяли крестоносцы. В 1453г. Византия прекратила войну и вошла в состав Османской империи. Византия была самодержавной монархией. Во главе государства- император. Он имел огромные права. Его должность считалась священной. Первоначально в Византии был сенат, государственный совет и гражданские общины. Сенат утверждал императора в должности. Наиболее яркой личностью императора был Юстиниан 1 (527-565г.). Принял законы, которые действовали до конца империи. В них сочетались римское право ценности христианства. Равенство перед законом, право частной собственностью, рабы-люди, смертная казнь сохранялась. В 6-7в. снижается роль сената. Усиливается власть императора- самодержца. Положения рати зависело от воли императора. Основная часть земель в собственности государства. Экономика страны под жестоким контролем государства. С конца 12в. могущество Византии стремительно падает. Усилилась феодальная знать в провинциях, которая сопротивлялась к центру. Многие были недовольны: крестьяне, купцы, местная власть.

На господство Византии претендовала католическая Европа предлагая в этой связи объединение католической и православных церквей под руководством папы римского и обещая за это Византии поддержку сначала против арабов, а потом противотурок. В 1204г. рыцари крестоносцы взяли Константинополь и разрушили его. Император Михаил 13 восстановил Византийскую империю, но его территория сильно сократилась. В 1439г. между католической и византийской церквями был подписан союз во Флоренции однако это не спасло Византию от разгрома и в 1053г. Византийская империя перестала существовать, турки взяли Константинополь. Византийская империя оказала огромное влияние на страны востока и запада. Это был один из главных центров мировой культуры и науки. Особое многое заимствовало из Византии Русь, экономику, религию, политику и культуру.

Предпосылки и причины смуты

На рубеже 16 и 17вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в положении центральных областей государства. С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего «тягла», и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и

повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестянское население своих имений. Положение холопов «полных» и «кабальных» всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода. Во 2-ой половине 16в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию; в царствование Грозного «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» (Соловьев). Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, население в огромном большинстве своем безропотно и бесприкословно подчинялось своим «природным государям». Но когда династии прекратились и государство оказалось «ничьим», земля растерялась и пришла в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей «безгосударственной».

Общий ход Смуты, ее характер и последствия. «В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. первый может быть назван династическим, второй - социаным и третий - национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе». Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной «борьбе всех против» и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выраженние в тушинских «перелетам» и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки «воровских людей». Нет сомнения, что в середине Смутного времени (начиная с 1606 г.) мы наблюдаем элементы «классовой борьбы», или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие, которое одна из ярославских грамот второго земского ополчения характеризует в следующих словах: «собрався воры изо всяких чинов учинили в Московском государстве междоусобное кровопролитие и восста сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлече меч, и многое кровопролитие христианское учинилося». Современики точно и правильно пишут:»воры из всяких чинов», т.е. из всехсословий и классов общества. Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерым «воровским» лагерем, а между тем «у Вора были представители очень высоких слоев московской знати». «Воровские люди» - это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория - люди без всякихморально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те «земские люди», которые поднялись против домашних «воров» и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное «ворами» и внешними врагаминациональное государство? Это были троицкие монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков, - союз весьма пестрый в классовом отношении. В период так называемого междуцарствия (1610-1613 гг.) положение Московского государства казалось совершеннно безвыходным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы - Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов и своих «воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля стала «безгосударной», политические связи между отдельными областями порвались, но все же общество не распалось: его спасли связи национальные и религиозные. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей переписке города призывают одни других «быти в любви и в совете и в соединении друг с другом», и «в том крест целовати меж себя, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе», и за «истинную христианскую веру на разорителей нашея християнские веры, на польских и литовских людей и на русских воров стояти крепко», а потом «выбрати бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы». Вожди нижегородского ополчения, со своей стороны, призывают города соединиться, «чтоб нам, по совету всего государства, выбрати общим советом государя, чтоб без государя московское государство до конца не разорилося»..., «и выбрати б нам государя все Землею...всемирным советом». Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куды», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, «шалостью» и своим союзом с врагами государства. В отношении политическом смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию, что государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего «хозяина» - государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

Воцарение Романовых

В последние годы наша страна открыла для себя новые и порой неожиданные варианты отечественной истории. К сожалению, наше школьное образование было построено таким образом, что мы можем назвать имена руководителей многих восстаний, бунтов, революций и стачек, можем вспомнить имена европейских королей, американских президентов, египетских фараонов. Имена же людей, в течение столетий стоявших во главе Российской империи, наши советские историки постарались предать забвению. Именно поэтому данная работа посвящена возникновению на Руси династии Великих Князей Романовых. Зададимся вопросом: почему Михаилу Федоровичу удалось основать династию, в течение веков управлявшей Россией?

Вспомним события, предшествовавшие восхождению на престол первого Царя династии Романовых.

Иоанн IV Грозный, убив старшего сына - Иоанна, прервал мужскую линию династии Рюриковичей. Его средний сын, Федор, был неполноценен. Таинственная смерть в Угличе младшего сына - Димитрия (его нашли зарезанным во дворе терема), а затем - кончина последнего из Рюриковичей Феодора Иоанновича - положили конец их династии. К власти пришел Борис Годунов, брат жены Феодора, как член регентского Совета из пяти бояр. Земский Собор 1598 года избрал Бориса Годунова Царем.

В 1604 году польские войска под предводительством Лжедмитрия I, Григория Отрепьева, выступили из Львова к русской границе.

В 1605 году скончался Борис Годунов, и Престол был передан его сыну Феодору и царице-вдове. В Москве вспыхнуло восстание, Феодор и его мать были задушены. Новый царь, Лжедмитрий I, въехал в Москву в сопровождении польской армии. Но правил он недолго: в 1606 году Москва восстала, и Лжедмитрий был схвачен и убит. Царем стал Василий Шуйский.

Наступающий кризис приближал страну к состоянию анархии. После восстания Ивана Болотникова и двухмесячной осады Москвы на Россию из Польши двинул свои войска Лжедмитрий II. В 1610 году войско Шуйского было разбито, царь был низвергнут и пострижен в монахи.

Власть перешла в руки Боярской Думы: наступил период "семибоярщины". После подписания Думой договора с Польшей польские войска были тайно введены в Москву. Сын польского царя Сигизмунда III, Владислав, стал русским царем. И только в 1612 году ополчению Минина и Пожарского удалось освободить Москву.

И именно в этот момент на арену Истории вышел Михаил Феодорович Романов. Кроме него, претендентами на Престол были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но избрали все-таки Михаила. Почему? В.Б.Кобрин пишет по этому поводу так: "Романовы устроили всех. Таково свойство посредственности." Действительно, для консолидации страны, восстановления общественного порядка, были нужны не яркие личности, а люди, способные спокойно и настойчиво вести консервативную политику. "...Нужно было все восстановлять, чуть не сызново строить государство - до того был разбит его механизм," - пишет В.О.Ключевский.

Таким и оказался Михаил Романов. Его царствование было временем оживленной законодательной деятельности правительства, которая касалась самых разнообразных сторон русской государственной жизни.

Правление первого Романова на начальном периоде отличалось зависимостью от Боярской Думы и несамостоятельностью в принятии решений: по всем важным вопросам Михаил Федорович обращался к Земским Соборам. Однако, со временем начала укрепляться единоличная власть царя: на местах стали управлять подчиненные центру воеводы. К примеру, в 1642 году, когда собрание высказалось при громадном большинстве за окончательное присоединение Азова, отвоеванного казаками у татар, Михаил Федорович принял противоположное решение.

Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых после "смутного времени" оставалась под владением Польши и Швеции. В 1632 году, после того как в Польше умер король Сигизмунд III, Россия начала войну с Польшей, в результате которой новый король Владислав отказался от притязаний на московский Престол и признал Михаила Федоровича московским царем.

Самым важным новшеством в промышленности того времени стало появление мануфактур. Дальнейшее развитие ремесла, увеличение производства сельского хозяйства и промысла, углубление общественного разделения труда привели к началу формирования всероссийского рынка. Кроме того, наладились дипломатические и торговые связи России с Западом. Крупнейшими центрами российской торговли стали: Москва, Нижний Новгород, Брянск. С Европой морская торговля шла через единственный порт - Архангельск; большей частью товары шли сухим путем. Таким образом, активно торгуя с западно-европейскими странами, Россия добилась проведения самостоятельной внешней политики.

Поднялось и сельское хозяйство. Начинало развиваться земледелие на плодородных землях к югу от Оки, а также в Сибири. Этому способствовало то, что сельское население России делилось на две категории: владельческих и черносошных крестьян. Последние составляли 89.6% сельского населения. По закону, они, сидя на государственной земле, обладали правом ее отчуждения: продажи, заклада, передачи по наследству. Т.о., крестьяне были лично свободны, у них отсутствовало крепостное право. За выполнением общественных обязанностей следила община с мирским сходом и выборными.

В результате разумной внутренней политики резко улучшилась жизнь простого народа. Так, если за период "смутного времени" городское население в самой Москве уменьшилось более чем в три раза - горожане убегали из своих разрушенных жилищ, то после "реставрации" экономики, по словам К.Валишевского, "...курица в России стоила две копейки, десяток яиц - копейку. Приехав в столицу на пасху, он <посол - П.Л.> был свидетелем благочестивых и милостивых деяний государя, который до заутрени посетил тюрьмы и раздавал заключенным крашеные яйца и бараньи тулупы."

Наметился прогресс и в области культуры. По словам С.М.Соловьева, "...Москва поражала великолепием, красотою, особенно летом, когда к красивому разнообразию церквей присоединялась зелень многочисленных садов и огородов." В Чудовом монастыре открылась первая в России греко-латинская школа. Была восстановлена разрушенная во время польской оккупации единственная московская типография. К сожалению, на развитие культуры того времени наложило отпечаток то, что сам Михаил Романов был человеком исключительно религиозным. С.М.Соловьев пишет,что "царь участвовал в религиозном торжестве, которому подобного новая Россия уже не видала: из Успенского собора в Спасские ворота двигался крестный ход; за образами и духовенством шли стольники, стряпчие, дворяне и дьяки в золотом парчовом платье, за ними сам государь, за государем бояре, окольничие, думные люди и гости; по обе стороны пути близ царя шли полковники и головы стрелецкие." Поэтому самыми крупными учеными этой эпохи считались исправители и составители священных книг, что, безусловно, сильно тормозило прогресс.

Итак, подытожим. На мой взгляд, основной причиной того, что Михаилу Романову удалось создать "жизнеспособную" династию, явилась его тщательно взвешенная, с большим "запасом прочности", внутренняя и внешняя политика, в результате которой России пускай не полностью - удалось решить проблему воссоединения русских земель, были разрешены внутренние противоречия, развились промышленность и сельское хозяйство, укрепилась единоличная власть царя, наладились связи с Европой и т.д. В то же время, действительно, царствование первого Романова нельзя причислить к блестящим эпохам истории русской нации, и его личность не фигурирует в ней особым блеском. Тем не менее, это царствование знаменует собой период возрождения, значение которого ощущается и сегодня. Будем надеяться, что после предстоящих в скором времени Выборов во главе России встанет кто-то похожий на Михаила Федоровича...

Политическое и социально-
экономическое развитие России
при первых Романовых

Внешняя политика

Необходимой предпосылкой для выхода из глубокого кризиса являлась стабилизация внешнеполитического положения страны, прекращение иностранной интервенции. Швеция и Польша продолжали захватывать русские земли. В этих условиях российская дипломатия активизировала усилия по заключению мира. В 1617 г. со Швецией был заключен Столбовский мир, по которому Россия вернула себе Новгородскую землю, но потеряла выход к Балтийскому морю (р. Неву, Ижорскую землю, города Корела, Орешек и др.). В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей, оставлявшее за ней Смоленские и Северские земли.

Чтобы вернуть себе Смоленск, Россия безуспешно воевала с Польшей в 1632-1634 гг. Однако эти земли были возвращены лишь после новой войны с Речью Посполитой (объединение Польши Литвы в 1569 г.) в 1654-1667 гг. В составе Речи Посполитой остались западные земли: Белоруссия и большая часть Украины. Земли, отошедшие к Швеции, в XVII веке отвоевать так и не удалось.

Таким образом, территориальные потери, понесенные Россией после смуты, оказались очень тяжелы. Тем не менее главным оставалось решение внутренних проблем - ликвидация разрухи и укрепление власти.

Укрепление политической
системы власти

Важнейшим условием выхода страны из кризиса было укрепление политической власти. При Михаиле Федоровиче (1613-1645 гг.) главную роль играл его отец - Федор Романов, патриарх русской православной церкви (Филарет). Начала восстанавливаться сословно-представительная монархия, учрежденная в середине XVI века. Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу, которая состояла из представителей наиболее знатных родов. Председательствовал в Думе царь. Решения Думы имели характер закона, его разъяснения или распоряжения по конкретному вопросу. Дума разбирала наиболее важные вопросы жизни страны - войны и мира, принятия нового закона, введения новых налогов и т.д.

Михаил Федорович постоянно опирался и на Земский собор, который при нем созывался почти ежегодно. Земский собор состоял из представителей боярства, поместного дворянства, посадских людей, духовенства, государственных крестьян, то есть был более широким по своей социальной природе. Но Земские соборы в России как органы сословного представительства не стали законодательными учреждениями, так как они выполняли свои функции только по указаниям верховной власти (монарха). В.О. Ключевский отмечал, что "народное представительство (Земский выборный собор) возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского представительства".

В области управления правительство первого Романова шло по пути бюрократической централизации. Административно-исполнительными органами стали приказы, которые были созданы в середине XVI века. В XVII веке их было около 90. Они ведали какой-либо областью управления в масштабе всей страны. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой - четко контролировали органы местного самоуправления. Приказ Разрядный назначал бояр и дворян на службу по военному, гражданскому ведомствам; Поместный приказ - ведал поместными и вотчинными землями; Ямской приказ обеспечивал организацию почтовой связи для нужд государства; Посольский приказ выполнял внешнеполитические функции и т.д.

На местах, в уездах из центра назначались воеводы, которые выполняли роль главного администратора и судьи. Воевода отвечал за поступление всех налогов, выполнение хозяйственных дел, имел полицейские функции. Воеводская власть с начала XVII в. постепенно вытесняла "земские начала" местного самоуправления (земские и губные избы, введенные в середине XVI века), усиливала бюрократические порядки.

Создавая данную систему управления, правительство Михаила Романова ставило перед собой задачу - восстановить Московское царство. Однако задача эта была невыполнима. Восстановить Московское царство в том виде, в каком оно существовало до смуты, было уже невозможно, ибо произошли серьезные и необратимые изменения в обществе. В верхах все шире распространяются преобразовательные настроения. Особенно заметным это становится в правление второго Романова - Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Он стремится к абсолютной монархии и будет постепенно разрушать сословно-представительную монархию.

Опорой нового царя была по-прежнему бюрократия (чиновники). Но Алексей Михайлович опирался на ее лучшую часть, выдвигал умных, образованных людей, независимо от их происхождения. Это Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев и др. Время боярства ушло в прошлое. Государственная бюрократия с 1640 по 1690 годы увеличилась в три раза, в центральном аппарате управления к концу XVII века насчитывалось более 4,5 тысяч чиновников.

Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение в падении значения Боярской думы и Земского собора. После 1653 г. Земские соборы созывались уже эпизодически и к концу XVII века прекратили свое существование. Ведущее значение в государственном управлении приобретают приказы. Во второй половине XVII века был создан приказ Тайных дел с широкими полномочиями. Он подчинялся царю и должен был обеспечить слаженность работы бюрократического механизма самодержавной власти. Приказ Тайных дел ведал политическим сыском, расследовал дела о злоупотреблениях властью, волоките, казнокрадстве и т.д., через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих. На местах вместо выборных земских органов власть окончательно перешла в руки воевод, содержание которых оплачивало не государство, а население соответствующего уезда.

В России формировался абсолютизм. Но, в отличие от Западной Европы, этот процесс происходил всецело на базе феодальной системы, что не могло не наложить отпечаток на тип складывающегося абсолютизма. Своеобразным кодексом феодального права стало "Соборное уложение", принятое в 1649 г. Уложение определило взаимоотношения власти и общества на основе светских законов. Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество - дворян. Резко ограничивалось местное самоуправление (только у государственных крестьян действовали выборные органы управления), вводилась власть воевод. Новые законы ограничили права церкви. То, что уже принадлежало церкви, признавалось за ней, вновь же приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно гражданским судом, а не церковным, духовенство. Это Уложение делало общество более светским, так как утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями.

Соборное уложение навечно закрепило крестьян, работающих на частных землях, за их собственниками. Юридическое оформление кр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.021 с.)