Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы институализации религии как социального института

Поиск

Существование религии в различных общественных системах на всем

протяжении человеческой истории, начиная с первобытного общества - это

общепризнанный факт. Всеобщий, универсальный характер религиозных верований

дает основание предполагать, что рассмотрение ее в качестве ошибки или

заблуждения человечества, являющихся следствием неразвитости общественной

практики и научного познания, будет односторонним и предвзятым подходом к

изучению религии. Присущий французскому Просвещению и затем подхваченный

марксизмом взгляд на религию как "ложное, иллюзорное сознание", "опиум для

народа" не дает возможности глубоко проникнуть в специфику религиозного

опыта, понять его своеобразие и социально-культурную значимость.

Социологический подход к изучению религии отличается рядом характерных

особенностей, вызванных своеобразием предмета изучения - религиозной

практики, ее уникального места в человеческой культуре и общественной

жизни. Первый методологический постулат заключается в том, чтобы

объективно, без идеологических шор и политических предубеждений исследовать

место и роль религии в обществе. Это кажущееся само собой разумеющимся

требование отнюдь не просто реализовать, поскольку различные социальные я

политические группировки подчас совершенно противоположным образом

оценивают религию. Один полюс представлен сторонниками марксистской теории,

которая, как известно, негативно расценивает религию, считает, что она

служит интересам господствующих классов, способствует усилению эксплуатации

трудящихся. Задача социальной науки видится в том, чтобы раскрыть

социальные, гносеологические и психологические истоки возникновения

религии, объяснить причины сохранения "религиозных пережитков" в

современном обществе и наметить пути и средства их преодоления, чтобы

построить атеистическое общество. Представители противоположной точки

зрения — религиозные деятели и теологи, напротив, склонны абсолютизировать

роль и значение религии в общественном развитии. Они полагают, что многие

сложные и противоречивые проблемы современности порождены именно

ослаблением роли религии в индустриальном обществе, недостатком религиозной

веры в жизни людей. Эта позиция находит определенную поддержку среди той

части западных социологов, которые, очевидно, симпатизируют религии и даже

принимают участие в религиозных движениях. Такова, например, точка зрения

влиятельного американского социолога П. Бергера, хотя в его работах имеется

немало интересных и ценных наблюдений и обобщений, касающихся выяснения

специфики религии.

Исходным пунктом объективного социологического анализа религии, по нашему

мнению, должно быть понимание ее как социокультурного института. Такой

подход к изучению религии, которая совмещает в себе черты культурной

системы, т.е. определяет сферу значений, символов и ценностей, относящихся

к фундаментальным аспектам человеческого бытия, и вместе с тем

функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального

инстититута (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными

институтами, дозволяет с максимальной полнотой и объективностью выяснить и

проанализировать уникальную роль религии в человеческой истории, в жизни

современного общества. Отсюда проистекает вторая методическая особенность

социологического анализа религии, заключающаяся к том, что при исследовании

ее функций как социального института необходимо уделить особое внимание тем

из них, которые относятся к культурной системе общества, т.е. связаны с

ценностно-нормативными аспектами. И наконец, третья характерная

методологическая особенность социологического анализа религии состоят в

том, чтобы учитывать позицию личности, точку зрения актера, т.е. самого

действующего лица (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере

значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих. Этот

момент также чрезвычайно важен, ибо чисто внешнее, объективное наблюдение и

изучение религии ведет, с одной стороны, к ложной дилемме "религия-наука",

а с другой стороны, заведомо сужает культурологическое, мировоззренческое

значение религии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.007 с.)