Характеристика светской и марксистской социологии религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика светской и марксистской социологии религии



Становление научной социологической теории религии представляет собой часть процесса становления марксистской науки в целом - философии, политической экономии, научного коммунизма. Марксистская социологическая теория религии, с одной стороны, имела некоторые предпосылки в виде накопленного идейного материала, с другой - явилась обобщением массы фактов. В качестве мыслительных предпосылок выступали идеи свободомыслящих и атеистов, которые фиксировали определенные свойства религии как социального явления; фактуальную основу составили данные, почерпнутые из истории или полученные в ходе изучения наличной социальной действительности.

До марксизма не было научной социологии, отсутствовала и научная социологическая теория религии. Однако за многовековую историю человечества было высказано немало идей, имеющих отношение к социальным аспектам религии.

Домарксовские мыслители обнаружили социоморфный характер многих религиозных структур. Сведение “религиозного мира” к его земной основе позволило интерпретировать христианские, мусульманские и другие представления и мифы как отражение определенных отношений людей, дало возможность создать “морфологию” религиозных образов, институтов и т. д.

Сюжеты античной мифологии, Библии, Корана и т. д. обычно сводились к политическим, моральным отношениям, а институт государства, семьи считался тем оригиналом, в соответствии с которым выкристаллизовывалась структура “религиозного мира”. Такого рода постановка вопроса вела к мысли о том, что у религии нет своей “собственной” истории, что история религии - это одна из сторон истории человечества. Однако правильно объяснить мораль, государство, семью и другие общественные явления домарксовские мыслители не могли. Чтобы принцип сведения “работал”, надо понять социальную сущность того, к чему сводится “религиозный мир”. Это сделано не было, а значит, оставалась нераскрытой истинная природа социоморфизма религиозных образов.

 

Ряд верных идей высказали домарксовские атеисты и свободомыслящие о социальной роли религии в политической и нравственной сферах: в сохранении устоев государства, в укреплении власти монархов. Религия уподоблялась опиуму, сильно действующим наркотикам (С. Марешаль)[1], средству, с помощью которого “легче держать в узде народ” (Ж. Мелье)[2]. Домарксовские мыслители обнаружили отрицательное влияние религии на нравственность, доказывали, что религия “покрывает, питает и возбуждает пороки” (М. Монтень) [3], “колеблет и разрушает” нравственность (П. Гольбах) [4], что существует “противоречие между верой и моралью...” (Л. Фейербах) [5].

Если обнаружено вредное воздействие религии на нравственность, то неизбежно должен был возникнуть вопрос: возможно ли общество, состоящее из атеистов? Блестящим ответом был ответ П. Бейля. Он полагал, что религия не может быть основой морали, что религиозный фанатизм служит причиной политических преследований. Поведение людей определяется страстями и интересами. Высокая нравственность может быть и в обществе атеистов, если здесь будут строго наказываться преступления и внушаться отвращение к безнравственным поступкам. Провозглашение возможности общества без религии сыграло важную роль в утверждении рационалистических атеистических взглядов.

Изучение реальных фактов давало основу и для становления и развития научного понимания религии. “Религиозные факты” брались в общей связи с другими социальными фактами, в рамках определенной совокупности фактов экономических, политических и т. д. На основе материалистического понимания истории были сформулированы исходные идеи научной социологической теории религии. Выдающийся вклад в развитие этой теории внес В. И. Ленин.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.004 с.)