Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неформальные и формальные организации и их признаки.

Поиск

Бюрократия как вид формальной организации,ее признаки и роль в обществе

Современная наука считает, что бюрократия является наиболее эффективной формой социальной организации, которую выработало человечество. Впервые научный анализ бюрократии осуществил немецкий социолог М. Вебер. Согласно Веберу, распространение бюрократии в современном обществе неизбежно. Развитие бюрократической власти — это единственный способ справиться с административными требованиями крупномасштабных социальных систем. Однако Вебер считает, что бюрократии присущи некоторые крупные недостатки, оказывающие серьезное влияние на природу нынешней общественной жизни.

Бюрократия — высшая точка длительного исторического пути, по которому двигалась европейская цивилизация. На этом пути она отбросила другие типы социального управления, предпочтя им бюрократическое.

Чиновники впервые появились не в Европе, а в Китае. Уже в VII в. в Китае была сделана попытка отдать управление на откуп профессионально подготовленным чиновникам. Но в Китае были сильны сословные механизмы, затруднена вертикальная мобильность, главными оставались феодальные привилегии и правила родства.

Одним из основных типов бюрократии в традиционном обществе была армия. В капиталистической Европе категория «привилегия» заменяется категорией «компетентность», поклонение и преданность личности правителя — служебной дисциплиной и корпоративным духом.

Вебер создает идеальный тип бюрократии. Идеальный тип — это абстрактное описание, в котором усиливаются некоторые черты, присущие реальным случаям, для выделения наиболее существенных их характеристик.

Понятия управления и руководства. Функции руководителя предприятия.

Понятие руководителя.

Литература, а также философия да и психология раньше старалась представить руководителя в свете его индивидуальных черт /см. "Жизнеописания 12 Цезарей" Плутарха, Теофраст "Характеры" и др./. Все признают, что руководитель обязан обладать особыми качествами, которые делают его способным управлять. Набор этих качеств может быть различен, к их числу разные авторы относят:

- Искусство убеждения, импозантность, благородство, любовь к риску.

- Энтузиазм, знание подчиненных, решительность, предприимчивость, дисциплинированность и беспристрастность.

- Смелость, воля, гибкость ума, неподкупность.

- Честность, беспристрастность, справедливость, искренность.

- Хладнокровие.

- Молчаливость, умение сохранять дисциплину и т.д.

Эти качества являются не только субъективными, но и абстрактными Если придерживаться этих требований, то невозможно найти руководителей, необходимых для осуществления социальной жизни. Эти качества формулируются без учета конкретной ситуации, в которой руководитель призван действовать. Ни одна группа не похожа на другую. У каждой из них свои цели, своя работа, величина и функции.

Не могут быть одинаковыми качества руководителей, действующих в различных условиях. Тем не менее создаются тесты, относящиеся к психологии управления, используемые для диагностики степени выраженности тех или иных желаемых качеств руководителя /той или иной профессии/.

Понятие управления

В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.

Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.

Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.

Управление предприятием призвано решать две основных задачи:

1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;

2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

Стили руководства.

Стиль руководства - это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации.

Существует два подхода к определению стилей руководства:

1. Поведенческий подход выделяет автократичный, демократичный и либеральный стиль руководства. Автократичный (авторитарный) руководитель навязывает свою волю работникам. Такой руководитель не обращает внимания на суждения своих подчиненных, он обращается к низшим потребностям работников, постоянно оказывает давление. Демократичный руководитель прислушивается к мнению подчиненных при принятии решений. Он обращается к более высоким потребностям людей. При таком стиле обязательна система контроля. Либеральный стиль предполагает практически полную свободу персонала в принятии решений, в определении целей своей работы и контроля за ее результатами.

В зависимости от применяемых методов руководства, руководителей делят на сосредоточенных на работе, и сосредоточенных на человеке. Стиль руководства ориентируется или на деятельность, или на людей.

Лайкерт выделяет четыре разновидности стилей руководства: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая и основанная на участии.

Методы оценок руководителя.

Основой метода наблюдения является следующее:-восстановление в памяти прошлых наблюдений и событий, связанных с данным работником;

-наблюдения за ним в процессе работы (постоянные и мо-ментные);

-наблюдения во время стажировки или во время испытательного срока;

-наблюдения за работником в искусственно созданных деловых ситуациях (деловые игры, групповые дискуссии и т. д.).

В последние годы в области разработки методов оценки проделана большая работа в различных странах. Программы оценок становятся все более сложными, включают психологические тесты, деловые игры, анализ отчетных данных, разбор конкретных ситуаций. Процедура оценки занимает несколько дней и сочетается с занятиями по повышению квалификации.

Зарубежные авторы предлагают следующий список общих и частных показателей оценки работы менеджера и отдельных участников этой работы.

. Умеет ли руководитель правильно распределить свое рабочее время. Критериями оценки при этом могут быть следующие:

-отношение времени, затрачиваемого на перспективное планирование, ко времени, затрачиваемому на оперативную работу;

-отношение количества «времени для себя» к количеству «времени для других»;

-количество времени, затраченного на научные исследования и разработки; вопросы капитального строительства, производства, материально-технического снабжения; подбор и расстановку кадров и пр.;

-количество времени, затраченного на подготовку производства и осуществление производственного процесса.

2. Каких результатов достигает менеджер и с какими временными затратами.

Возможные критерии оценки:

-разработка и осуществление общей концепции руководства;

-планирование научных исследований и количество досрочно завершаемых тем;

-текучесть на предприятии, психологический климат, уровень развития коллективов и время, непосредственно затрачиваемое на работу с людьми (беседы с кадрами, планирование подготовки кадров и т. д.).

3. Каким трудовым потенциалом располагает руководитель и каковы условия для выполнения возложенных на него задач. Критерии:

-степень соответствия требованиям, предъявляемым к квалификации руководителя;

-индивидуальные возможности (состояние здоровья, возраст и т. д.);

-стиль работы менеджера;

-полная и четкая формулировка полномочий, ясная постановка задач;

-оптимальный объем информации;

-наличие помощников, разгружающих руководителя от выполнения рутинной работы, и научных работников (специалисты, штабы) -для подготовки решений и другой творческой работы.

4. Какие формы применяет менеджер, для того чтобы привлечь коллектив к управлению. Критериями оценки могут быть:

-разработка целей на перспективу, информирование коллектива;

-способы распределения заданий в коллективе;

-творческая атмосфера;

инициатива и активность в коллективе;

-взаимопонимание между руководителями и подчиненными.

5. Умеет ли руководитель путем активного влияния на выше и нижестоящих руководителей создать хорошие условия для работы. Критерии;

-учет и классификация руководителем наиболее часто встречающихся помех, существенно влияющих на работу;

-готовность менеджера обсудить с другими руководителями вопросы стиля работы;

-совместная работа с другими руководителями при разработке основных принципов руководства и координация совместных усилий.

6. Насколько умеет менеджер сохранять работоспособность, Критерии:

-эффективное использование рабочего времени и условий труда;

-соблюдение перерывов в работе для отдыха и принятия пищи;"' способность сосредоточиться на поставленных задачах; способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, умение активно отдыхать; соблюдение режима дня;

-отношение к собственному здоровью (нормальный образ жизни, занятия спортом и т. д.);

-использование свободного времени на культурные мероприятия и повышение образования

Также многие зарубежные специалисты рекомендуют оценивать:

-влияние менеджера на постановку цели и ее оценку в коллективе;

-его способность формулировать цели на перспективу и исходя из них планировать оперативные мероприятия;

-точность распределения и закрепления задач, полномочий и ответственности;

-повышение личной ответственности подчиненных руководителей путем передачи им некоторых задач и полномочий;

-своевременное и конкретное решение руководителем принципиальных задач;

-соблюдение сроков и контроль выполнения решений;

-сотрудничество с общественными организациями, совещательными органами и органами контроля;

-формы и методы сотрудничества с профсоюзной организациями, а также с контролирующими органами;

-используемые методы работы (формы совместной работы с подчиненными, письменные или устные распоряжения, рапорты, руководство совещаниями, обсуждение проблем и т. д.);

-наличие необходимых предпосылок для достижения высоких результатов труда (подготовка необходимой информации для принятия решений, условия для планомерной работы и т. д.);

-участие в принятии решений, точное распределение и закрепление заданий и конкретные указания по их реализации, выполнение решений и разработанных положений н т. д.;

-степень влияния на стиль работы других руководителей (пассивное наблюдение или активное вмешательство и т. д.);

-использование свободного времени (повышение квалификации, культурные мероприятия, занятия спортом и т. д.).Перед нами один из вариантов оценки деятельности руководителя, акцентирующий внимание на частных показателях.

Роль частных показателей нельзя преувеличивать, так как в погоне за их соблюдением может возникать ведомственность, стремление поправить «свои» дела за счет соседа, невнимание к общим целям и задачам. В то же время на фоне общих задач и оценок частные оценки, если их не абсолютизировать, правомерны, необходимы и полезны.

При разработке показателей оценки чрезвычайно важно единообразное понимание этих показателей и самим руководителем, и вышестоящими руководителями, и его подчиненными, и его коллегами. Важна и стабильность этих показателей, особенно если речь идет о руководителях высшего звена. Всякого рода изменения здесь следует вносить с большой осторожностью, в случаях острой необходимости.

Говоря об оценке эффективности работы менеджера, очень важно оценивать не только результаты, но и то, насколько использованы возможности, которыми располагал руководитель. Упущенные возможности - серьезный дефект в работе руководителя. Менеджер, результаты которого сравнительно скромны, но который максимально использовал все имевшиеся возможности, заслуживает высокой оценки.

Способы решения конфликтов

В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противостоянию сторон, к демонстрации взаимоисключающих позиций.

Конфликтная ситуация -- это необходимое условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.

Способов устранения причин, приведших к конфликту. Работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “общение”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом - позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей “да или нет”, целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смерть групповых и личных категорий.

Например, если составляется карта конфликта между двумя сотрудниками в организации, то в карту можно включить этих работников, а оставшихся специалистов объединить в одну группу, либо выделить отдельно еще и начальника данного подразделения.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

Имеется пять стилей разрешения конфликтной ситуации:

1) уклонение - уход от конфликта;

2) сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться;

3) принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения;

4) компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения;

5) решение проблемы - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.

Некоторые предложения по разрешению конфликта:

1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.

2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.

3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.

4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Неформальные и формальные организации и их признаки.

Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.

Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае такая позиция называется функцией, в другой - статусом.

Система безличных требований фиксируется нормами и образцами поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной деятельности. Поскольку её цель - сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации.

Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций, поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.

Неформальная организация - вторая подсистема. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

Признаки неформальной организации: общность проблемы, личных симпатий, интересов без формальных указаний на согласование цели и обязанностей; достижение личных целей, не обеспечиваемое в формальных организациях; стихийное создание, не оформленное никакими формальными документами; совокупность внеслужебных контактов; появление лидера, обладающего моральным авторитетом, который помогает группе в достижении целей, поддержании и укреплении ее существования; социальный контроль над своими членами с учетом групповых норм поведения.

Формальная организация обладает следующими признаками:

- создается на основе формальных документов;

- уставные документы утверждаются в государственных организациях в соответствии с действующим законодательством;

- формализованное горизонтальное и вертикальное разделение труда;

- фиксирование служебных отношений в официальных актах;

- формальное признание всеми членами организации ее целей, закрепленных в уставных документах;

- назначение или выборы официального руководителя, наделенного полномочиями единоначальника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.014 с.)