Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 29. Социальная деятельность

Поиск

Глава 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого проис­ходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и пре­образование природного и социального мира.

Деятельность отдельной личности, как минимум, есть четы-рехкомпонентный процесс. Она включает в себя: 1) отношение че­ловека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых им и т.п.; 2) его отношение к другому человеку- к людям, их группам, обществу в целом; 3)его отно­шение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее мно­гообразию, и, наконец, 4) его отношение к самому себе. Каждая из этих граней, прямо или косвенно, включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной че­ловеческой деятельности.

Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности (производственной, полити­ческой, военной, спортивной и т.д.) и ее результат - произведен­ный продукт или победу на выборах, одержанную победу над вра­гом, спортивный результат. Именно социальная деятельность яв­ляется исходным условием возникновения и существования обще­ства, реальной движущей силой его изменения и развития.

В структуре социальной дея­тельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

 

По Веберу действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему ли­цу или наблюдателю достойной причиной для определенного дей­ствия;

3)социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Согласно Веберу, социальное действие, занимающее цен­тральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациоиалъное действие- такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в ко­тором рационально рассматривается отношение средств к целям и
побочным результатам действия и, наконец, рационально осмыс­ленное отношение различных целей друг к другу, причем критери­ем рациональности является успешность действия;

2) ценностно-рациональное действие - такая ориентация по­ведения, направленность которого основана на личных убеждени­ях индивида о долге, достоинстве, совести, красоте или каких-либо
иных ценностях, понимаемых в качестве самоценности опреде­ленного поступка, взятого как таковой и независимо от успеха;

3) традиционное действие, основанное на длительной при­вычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;

4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувст­вами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами то­
го, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентирован­ным.

 

Глава 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого проис­ходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и пре­образование природного и социального мира.

Деятельность отдельной личности, как минимум, есть четы-рехкомпонентный процесс. Она включает в себя: 1) отношение че­ловека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых им и т.п.; 2) его отношение к другому человеку- к людям, их группам, обществу в целом; 3)его отно­шение к природе, всем ее процессам и явлениям, ко всему ее мно­гообразию, и, наконец, 4) его отношение к самому себе. Каждая из этих граней, прямо или косвенно, включает все другие, образуя вместе с ними многогранную конфигурацию индивидуальной че­ловеческой деятельности.

Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности (производственной, полити­ческой, военной, спортивной и т.д.) и ее результат - произведен­ный продукт или победу на выборах, одержанную победу над вра­гом, спортивный результат. Именно социальная деятельность яв­ляется исходным условием возникновения и существования обще­ства, реальной движущей силой его изменения и развития.

В структуре социальной дея­тельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

 

По Веберу действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему ли­цу или наблюдателю достойной причиной для определенного дей­ствия;

3)социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Согласно Веберу, социальное действие, занимающее цен­тральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациоиалъное действие- такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в ко­тором рационально рассматривается отношение средств к целям и
побочным результатам действия и, наконец, рационально осмыс­ленное отношение различных целей друг к другу, причем критери­ем рациональности является успешность действия;

2) ценностно-рациональное действие - такая ориентация по­ведения, направленность которого основана на личных убеждени­ях индивида о долге, достоинстве, совести, красоте или каких-либо
иных ценностях, понимаемых в качестве самоценности опреде­ленного поступка, взятого как таковой и независимо от успеха;

3) традиционное действие, основанное на длительной при­вычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;

4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувст­вами индивида и не являющееся рационально осмысленным, более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами то­
го, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентирован­ным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.01 с.)