Глава 36. Документальное исследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 36. Документальное исследование



Анализ документов - это совокупность методических прие­мов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

По общей значимости документы обычно делятся на:

1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);

2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневники, семейные альбомы и др.).

По форме изложения документы подразделяются на:

1) статистические (статистические отчеты, сборники ста­тистических материалов, содержащие экономические и социаль­ные показатели развития страны, динамику рождаемости, смерт­ности, материального благосостояния населения, его образова­тельного уровня и т.п.); ;

2) вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).

По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов:

1) письменные документы, в которых информация изложена в форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прес­сы, различного рода документальные свидетельства - о рождении, о служебной должности, о праве на владение имуществом и т.п.);

2) иконографические документы, воспринимаемые визуаль­но (иконы, картины, кино — и фотодокументы, видеозаписи);

3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое воспри­ятие (грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).

По критерию авторства документы делятся на:

1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заяв­ление, жалоба);

2) коллективные, созданные несколькими авторами или группой людей (обращение к депутатам, правительству или насе­лению страны, декларация о намерениях группы, партии, движе­ния и т.п.).

 

Многообразие видов документов по-разному используются в социологических исследованиях, однако существуют два основ­ных метода анализа документов. Один из них традиционный, классический, а второй - формализованный, или, как его чаще все­го называют, контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания). Традиционный анализ документов представляет собой сово­купность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количествен­ный. Качественный контент-анализ основан на использовании не­частотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача - получить количественную характе­ристику содержания изучаемого текста.

 

Содержательным ядром контент-анализа выступает логическая модель предмета анализа, в которой взаимодействуют три элемента: 1) категориальная модель предмета анализа; 2) системы единиц анализа; 3) меры (единицы) измерения.

Категориальная модель предмета анализа включает в себя параметры и категории анализа, отражающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и аспекты, соответствующие целям и задачам социологического исследования.

Система единиц контент-анализа представляет собой опре­деленным образом иерархизированную совокупность единиц ана­лиза. К числу наиболее часто употребляемых из них относятся:

1. Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов

2. Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах.

3. Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отраженного в изучаемом тексте.

4. Ситуация. Например, экологическая ситуация, рассматри­ваемая в контексте отношения человека с окружающей средой.

5. Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы..

 

Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре кон­тент-анализа изучаемого текста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.005 с.)