Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология конфликта. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Выделяют 3 формы взаимодействия: кооперацию, конкуренцию и конфликт. Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда. Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры. Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. (Волков, Мостовая) Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.» (учебник Кравченко с.78) Конфликт имеет общие стадии протекания: 1) стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм; 2) стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; 3) стадию конфликтных действий; 4) стадию снятия или разрешения конфликта. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа: 1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом; 2) межличностный, при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; 3) конфликт типа личность — группа, яркий образец которого представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»; 4) конфликт группа — группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства ПричинЫ: Социальные -1) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов.; 2) культурная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов Личностные: (Основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность) 1) потребности физического существования (пища, материальное благополучие, потребности в продолжении рода и т.д.);2) потребность в безопасности;3) социальные потребности (потребности в общении, признании, любви, уважении и др.);4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте, самореализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех людей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму. Функции: Конфликт - неизбежное явление в развитии общества. Функции позитивные: 1.разрядка психологической напряженности 2.коммуникативно-связующая роль. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу. 3.выполняет консолидирующую роль в обществе и даже может быть движущей силой социальных изменений. Функции негативные: конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями. Субъекты: Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли Вопрос 39. Методология и методика конкретных социологических исследований. (с. 275-280, Демина) Социологическое исследование – это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним сущностным анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных. Социологические исследования подразделяются: - теоретические (т.е основанные на применении и апробировании определенных социологических теорий) и эмпирические (т.е. основанные на сборе и обработке данных об объективной реальности, завершающиеся, как правило теоретическим осмысливанием) - фундаментальные (ориентированные на выявление универсальных связей и отношений) и прикладные (ориентированные на решение узкого круга практических проблем) - сплошные (когда обследуется вся генеральная совокупность) и выборочные (проводимое на основе определенной выборки из генеральной совокупности). Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование – используется для предварительного обследования определённого процесса или явления. Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, об его структурных элементах. Проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. (н: коллектив крупного предприятия, население города, области…) Аналитическое исследование – ставит целью углублённое изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. (разновидность – социальный эксперимент -) – создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще 2 вида социологического исследования – точечное и повторное. Точечное исследование (разовое) – дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент изучения. Повторное – в зависимости от целей может проходить в два, три и более этапа. Процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. (часто именно свойства объектов подсказывают временные интервалы – например: опрос выпускников школы перед выпускными экзаменами, а затем после поступления в институт. (особый вид повторного) панельное – неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Монографическое – нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. (очень часто монографическое исследование дополняется использованием методов других наук – истории, экономики, культорологии, лингвистики) Когортное – изучают специфические совокупности людей в течении определённого времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (н: вступивших в брак, призванных в армию). Когорту, образованную по году рождения, называют поколением. Международные, кроскультурные исследования – основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.009 с.) |