Социология конфликта. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология конфликта. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.



 

«Выделяют 3 формы взаимодействия: кооперацию, конкуренцию и конфликт.

Кооперациясотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разде­ление труда.

Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обла­дание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефи­цитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (груп­пы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осоз­нают, что в одиночку они достигнут большего. Она является со­циальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. (Волков, Мостовая)

Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкури­рующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, со­ревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мир­ным путем, это называется конкуренцией. А когда это проис­ходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.» (учебник Кравченко с.78)

Конфликт имеет общие стадии протекания:

1) стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;

2) стадию перехода потенциального конфликта в реальный, или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

3) стадию конфликтных действий;

4) стадию снятия или разрешения конфликта.

В зависимости от характера этих сторон конф­ликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности проти­востоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекс­пировским Гамлетом;

2) межличностный, при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;

3) конфликт типа личность — группа, яркий образец которого представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»;

4) конфликт группа — группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства

ПричинЫ:

Социальные -1) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределе­ние между членами общества и группами богатства, влияния, ин­формации, уважения и других социальных ресурсов.; 2) культур­ная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведен­ческих стандартов

Личностные: (Основным личностным побудительным мотивом конфликта яв­ляется неудовлетворенная потребность) 1) потребности физического существования (пища, материаль­ное благополучие, потребности в продолжении рода и т.д.);2) потребность в безопасности;3) социальные потребности (потребности в общении, призна­нии, любви, уважении и др.);4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте, само­реализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех лю­дей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способ­ны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Функции:

Конфликт - неизбежное явление в развитии общества.

Функции позитивные:

1.разрядка психологической напряженности

2.ком­муникативно-связующая роль. Через эту функцию участники кон­фликта осознают свои и противостоящие им интересы, вы­являют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

3.выполняет консолидирующую роль в обществе и даже может быть движущей силой социальных изменений.

Функции негативные:

конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьез­ный урон предприятиям и обществу. Национальные кон­фликты нарушают взаимосвязи между нациями.

Субъекты:

Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, со­циальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конф­ликт прекращается. Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его уча­стники, которые играют в нем второстепенные роли

Вопрос 39. Методология и методика конкретных социологических исследований. (с. 275-280, Демина)

Социологическое исследование – это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним сущностным анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных.

Социологические исследования подразделяются:

- теоретические (т.е основанные на применении и апробировании определенных социологических теорий) и эмпирические (т.е. основанные на сборе и обработке данных об объективной реальности, завершающиеся, как правило теоретическим осмысливанием)

- фундаментальные (ориентированные на выявление универсальных связей и отношений) и прикладные (ориентированные на решение узкого круга практических проблем)

- сплошные (когда обследуется вся генеральная совокупность) и выборочные (проводимое на основе определенной выборки из генеральной совокупности).

Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование – используется для предварительного обследования определённого процесса или явления.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, об его структурных элементах. Проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. (н: коллектив крупного предприятия, население города, области…)

Аналитическое исследование – ставит целью углублённое изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

(разновидность – социальный эксперимент - ) – создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще 2 вида социологического исследования – точечное и повторное.

Точечное исследование (разовое) –дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент изучения.

Повторное – в зависимости от целей может проходить в два, три и более этапа. Процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. (часто именно свойства объектов подсказывают временные интервалы – например: опрос выпускников школы перед выпускными экзаменами, а затем после поступления в институт.

(особый вид повторного) панельное – неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени.

Монографическое – нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. (очень часто монографическое исследование дополняется использованием методов других наук – истории, экономики, культорологии, лингвистики)

Когортное – изучают специфические совокупности людей в течении определённого времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (н: вступивших в брак, призванных в армию). Когорту, образованную по году рождения, называют поколением.

Международные, кроскультурные исследования – основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.008 с.)