Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии группового и коллективного обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организационная система обучения, включающая индивидуально-обособленную, парную, групповую формы обучения при преобладании последней, называется групповой системой обучения. Примером групповой системы обучения является классно-урочная система. Структура коллективной системы обучения состоит из четырех общих форм обучения: индивидуально-обособленной, парной, групповой, коллективной. Однако ведущее значение приобретает коллективная форма обучения: не менее 50—60 % времени учащиеся работают в парах сменного состава. Данная система обучения была реализована в опыте ряда педагогов (А.Г. Ривина, В.К. Дьяченко, А.С. Границкой и др.). Традиционными и имеющими более длительную историю являются технологий на основе групповой формы обучения. При этом рассматриваются групповые формы в широком значении, основанные на фронтальной общеклассной работе, которая направлена на решение общих задач, и в узком значении — групповая работа в малых группах (звеньях, бригадах и т. п.), на которые делятся учащиеся класса. Собственно групповыми технологиями является организация работы учащихся класса в малых группах. Технология группового обучения — технология обучения, основанная на структуре группового общения и делении класса на группы (звенья, бригады и т. п.) для решения конкретных учебных задач под руководством учеников (консультантов) или учителя. Для групповой технологии обучения свойственны следующие особенности (И.Б. Первин, X.Й. Лийметс и др.): класс делится на группы для решения конкретных учебных задач; численность группы обычно от 3 до 8 человек; преобладает групповая структура общения (один говорит, все слушают); каждая группа получает определенное задание (группы могут выполнять одно и то же задание, разные задания или часть общеклассного задания), которое выполняется под руководством кого-либо из учеников (консультанта) или учителя; состав групп и их руководители подбираются с учетом объединения учащихся разного уровня обученности, информированности по данной теме, а также совместимости; поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение к другим членам группы за советом и т. п.; оценивается индивидуальный вклад каждого члена группы в выполнение группового задания; подводятся итоги работы групп на уроке; вырабатываются правила работы и учащиеся обучаются их выполнению; учитель отвечает на возникающие у групп и отдельных учащихся вопросы; контролирует и регулирует ход, порядок работы в группах; в случае необходимости оказывает помощь отдельным группам или учащимся. Разновидностями групповых технологий являются: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки. В качестве примера рассмотрим технологию группового опроса, который обычно проводится после завершения определенного раздела программы с целью повторения и закрепления материала. Он организуется на уроке или после него. Учитель составляет перечень вопросов, в соответствии с которым консультант в ходе группового опроса спрашивает каждого члена своей группы. Остальные члены группы при этом комментируют, дополняют и совместно оценивают ответы ученика. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Групповой опрос не только позволяет в течение урока выявить знания всех учащихся, но и способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за результаты своей учебной деятельности. Для эффективной реализации технологии группового обучения педагог должен хорошо знать класс (уровень обученности и воспитанности, особенности межличностных отношений в классе), систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т. д.). Технология обучения на основе коллективной формы обучения имеет не столь длительную историю, как рассмотренная выше технология группового обучения, хотя идея обучения учеников самими учениками появилась еще в древности. В XIX веке она была воплощена в Белл-Ланкастерской системе взаимного обучения, суть которой в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали остальных учащихся. Такая система обучения не обеспечивала необходимого качества обучения и не получила большого распространения. Автором технологии обучения на основе коллективной формы (способов) обучения является педагог-новатор А.Г. Ривин (1877—1944), который впервые организовал коллективное обучение в 1918 году на хуторе Корнин под Киевом. Здесь в течение года осуществлялось обучение учащихся в возрасте от 10 до 16 лет в парах сменного состава и микрогруппах. В результате был создан разновозрастный самообучающийся самоуправляющийся детский коллектив, который работал под общим руководством педагога. Однако методика обучения на основе коллективной формы педагогического процесса не была должным образом принята и оценена современниками. А.Г. Ривин, а затем и современный теоретик рассматриваемой технологии обучения В.К. Дьяченко развили идею взаимного обучения, включив учащихся в общение в парах сменного состава, в которых они выполняют поочередно роль учителя и ученика. Современная технология коллективного обучения — технология обучения, предполагающая организацию учебно-познавательной деятельности учащихся в парах сменного состава и соблюдение принципов взаимообучения, взаимоконтроля, взаимоуправления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.01 с.) |