Тема I.Введение. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I.Введение. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.



История

 

Учебно- методический комплекс

 

для бакалавриата по направлению 080100 «Экономика»

 

 

Всеволожск 2011

 

 

 

I. Пояснительная записка.

 

«История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть).

Главная цель изучения учебной дисциплины «История России» состоит в освоении студентами мирового и отечественного исторического опыта, в формировании у них исторического мышления, цельного представления об историческом пути России, понимания основных тенденций и особенностей её исторического развития, места и роли России в решении судьбоносных проблем мирового исторического процесса.

Основные задачи изучения данной учебной дисциплины направлены на формирование следующих общекультурных компетенций выпускника:

· знание базовых ценностей мировой культуры и готовности опираться на них в своём личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

· знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умения оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

· способности занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

· умения анализировать и оценивать исторические события и

процессы (ОК-4);

· владения культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

· умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

· готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· стремления к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

· умения критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

· осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

· способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

· понимания роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

· способности осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

· способности учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности (ОК-20);

· способности придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22);

 

 

В результате изучения дисциплины «История» выпускник должен

Знать

· закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

Уметь

· ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления в обществе;

 

Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника

 

«История» является дисциплиной Гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть).

Дисциплина «История» разработана в связи с задачей модернизации гуманитарного образования в высшей школе в соответствии с реалиями ХХI века - информатизацией, глобализацией, современной ролью России в мировом сообществе. Курс направлен на переход от репродуктивной, знаниевой парадигмы к развивающей, личностно ориентированной. Комплексный курс синхронной истории позволяет сформировать у студентов системное видение исторических процессов, научить их понимать динамику и основные линии исторического движения к современному миру, специфику и значение России на разных этапах мировой истории.

Цель данного курса - создание комплексного, объемного представления об истории Востока, Запада и России с древнейших времен до конца XIX века, научная синхронизация важнейших этапов всемирно-исторического процесса для различных регионов мира, выявление исторических тенденций, приведших к современному состоянию мира.

История - наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных исторических фактов и событий, умения их сопоставлять, обобщать, экстраполировать. Поэтому многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития.

Помимо исторического подхода данный курс построен также и с использованием компаративного анализа, междисциплинарного, цивилизационного и культурно-антропологического подходов, теорий модернизации. Это позволило более глубоко соотнести основные аспекты исторического развития Востока. Запада и России, в русле всемирной истории показать исторические судьбы регионов в их сопоставлении и комплексе взаимосвязей, выделить условные перекрестки их взаимодействий и понимания человеческой составляющей истории. Курс построен по проблемно-блоковому принципу, сформированному в контексте научной исторической синхронизации.

В процессе изучения, в частности, дисциплины «История» выпускник вуза должен:

- иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

- иметь научное представление об основных этапах в развитии человеческой цивилизации и месте в этом процессе России, знать хронологию основных исторических событий;

- иметь представление об основных типах и формах человеческой цивилизации и их характерных чертах;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

- уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов;

- иметь представления об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

- получить дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности.

 

 

. II. Содержание программы

Исторического процесса.

Этническая история славян. Автохтонные и миграционные теории происхождения славян. Основные археологические культуры древних славян. Ареал расселения славян. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Этногенез восточных славян.Восточные славяне в VIII-IX вв. Расселение. Колонизация Великой Русской равнины. Цивилизационное значение пути «из варяг в греки». Роль водной стихии в расселении восточных славян. Материальная и духовная культура. Язычество. Нравы и обычаи. Социально-политическая организация. Соседи восточных славян. Возникновение и основные этапы становления русской государственности. «Норманисты» и «антинорманисты». Современный взгляд на происхождение государства восточных славян. Киевская Русь. Загадка названия «Русь»: происхождение, содержание, трансформация исторического смысла.

Время первых киевских князей (Олег, Игорь, княгиня Ольга, Святослав) в IX-X вв. Владимир. Принятие христианства. Цивилизационное значение перехода от язычества к христианству. Начало складывания общерусского национального сознания. Церковь в жизни Древней Руси. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в X-XII вв. Социально-экономическое и политическое развитие Древней Руси. «Правда Русская». Основные категории свободного и зависимого населения. Община и вотчина. Социально-экономическая роль города. Время расцвета Киевской Руси. Ярослав Мудрый. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Половецкая угроза. Переход к территориально-политической раздробленности. Образование новых государственных центров на территории Древней Руси. Владимиро-Суздальская, Новгородская и Галицко-Волынская земли: важнейшие черты их развития.

Международное положение Древней Руси. Связи с Западной Европой и Византией. Фактор внешней опасности. Древняя Русь и кочевники.

Культура Древней Руси. Устное народное творчество, ремёсла. письменность, просвещение, литература, зодчество. Древнерусская народность.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России.

Административно-территориальное устройство и социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в. Становление капиталистического уклада. Сельское хозяйство. Эволюция помещичьих и крестьянских хозяйств. Российская промышленность, формирование предпосылок для перехода к машинному производству. Внутренняя и внешняя торговля. Социальная структура российского общества.

Реформы и реформаторы в России. Поиск путей модернизации страны. Александр I. Внутренняя политика. «Негласный комитет». Программа социально-экономических и политических преобразований М.М.Сперанского. Образование министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Конституция Царства Польского. Государственная уставная грамота Российской империи Н.Н.Новосильцева. Отмена крепостного права в Прибалтике. Усиление охранительных начал в правительственной политике. А.А.Аракчеев.

Внешняя политика Александра I. Борьба России за укрепление своих позиций в Европе и мире. Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз.

Движение декабристов. «Конституция» Н.М.Муравьёва и «Русская правда» П.И.Пестеля. Восстание 14 декабря 1812 года в Санкт- Петербурге и Черниговского полка на юге.

Николай I. Консервативная «модернизация» империи. Усиление централизации государственного управления. Повышение роли Собственной его императорского Величества канцелярии. Политика в области просвещения и печати. Консервация сословного строя. Кодификация законов. Секретные комитеты. Крестьянский вопрос. П.Д.Киселёв и реформа управления государственной деревней. Экономическая политика.

Внешняя политика Николая I. Формирование «имиджа» жандарма Европы. Крымская война.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблемы экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Россия в начале XX в. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века.Административно-территориальное устройство Российской империи. Сословная структура. Социальный состав общества. Политический строй. Государственное управление.

Нарастание общественно-политического кризиса. Революция 1905-1907 гг. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование политических партий, их программы и тактика. Возникновение российского парламентаризма. «Думская монархия». Государственная Дума в Российской империи. П.А.Столыпин и его программа реформ. Третьеиюньский государственный переворот. Борьба в правящих кругах вокруг преобразовательных планов П.А.Столыпина. Внутриполитическое развитие России. Политический кризис накануне первой мировой войны.

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Экономическое развитие России в начале XX в., его особенности. Промышленный подъём в 1908-1914 гг. Развитие сельского хозяйства. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Экономика страны накануне первой мировой войны.

Внешняя политика России в начале века.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Причины и начало войны. Боевые действия русской армии. Война и российская экономика. Внутриполитическое развитие России в годы войны. Отношение различных партий к войне. Конфликт между властью и «обществом» летом 1915 г. Прогрессивный блок и его программа. Рост недовольства в стране. Кризис власти и «министерская чехарда».

Революция 1917 г.Февральская революция и падение самодержавия. Временное правительство и Петроградский Совет. Двоевластие. Выбор пути развития. Борьба за власть основных политических сил. Политические кризисы. Альтернативы развития страны. Октябрьское вооруженное восстание. Приход к власти большевиков. Создание советского государства. Разгон Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов.

Экономические основы советской власти. Выход России из первой мировой войны. Брестский мир, его условия, судьба и последствия.

Гражданская война: причины, основные события, итоги. Белое движение: природа, характер, социальная база. Формирование Красной армии. «Военный коммунизм» и его кризис. Российская эмиграция.

Тема IX. Россия на рубеже третьего тысячелетия. Поиск новой модели общественного развития. Заключение.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка как попытка разработки новой стратегии социально-экономического развития СССР. Обострение экономических, социальных и национальных отношений пе. Попытка государственного переворота и её провал. События 19-21 августа 1991 года. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Новые инициативы СССР во внешней политике. Формирование нового политического мышления. Итоги перестройки: достижения и потери.

Российская Федерация – Россия. Становление новой российской государственности(1993-1999 г.) Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Начало экономических и политических реформ. Конституция Российской Федерации 1993 г. Проблема национально-государственного строительства на современном этапе. Государственная Дума, политические партии и общественные движения современной России. Россия в начале XXI века. Культура современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Заключение. Перспективы развития мировой и отечественной исторической науки. Исторические знания как составная часть общей культуры менеджера, их применение в практической деятельности. Формы и методы совершенствования исторических знаний.

Рекомендации по подготовке к экзамену.

 

 

Рекомендации к самостоятельной работе студентов.

Для успешной самостоятельной работы, студентам необходимо внимательно ознакомиться с представленными для самостоятельного изучения темами, выделить время, необходимое для подготовки тем по представленным планам.

Основой профессиональной подготовки студента должна быть самостоятельная проработка рекомендованной литературы по учебной дисциплине.

К такого рода литературе относятся, прежде всего, основная и дополнительная, указанная в учебно-методических комплексах и раздаточных материалах по изучаемой дисциплине. Основная литература, как правило, имеется в библиотеке филиала. Поиск ответов на контрольные вопросы необходимо начинать с основной литературы. Это поможет сориентироваться в круге изучаемых проблем, выделить наиболее существенные из них. Далее, по мере усвоения учебного материала следует перейти к изучению дополнительной литературы. Затем можно продолжить работу с учебными пособиями, имеющимися в других библиотеках и учреждениях.

Использование в самостоятельной работе оригинальных источников позволит студенту ближе познакомиться с исследованиями в изучаемой области и повысить, таким образом, научно-практическую ценность профессиональной подготовки.

Контроль самостоятельной работы студента проводится в ходе семинарских и практических занятий, подготовки и проверки курсовых и контрольных работ, рефератов, тестирования, консультаций.

 

 

III. Тематический план

( для студентов очной формы обучения)

№ п/п Перечень семестров, название разделов и тем Общая трудоем-кость (час.) Количество часов аудиторных занятий Само- стоятельная Работа (час.)
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Лабор. работы
  История России до XIX века    
Введение. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.      
Древний период российской истории: формирование субъекта исторического процесса.    
Исторический процесс формирования единого российского государства. Эпоха Московского царства. (XIII-XVII в.в.)    
Россия в XVIII веке. Становление и развитие Российской империи.    
  Зачёт              
  История России: новое и новейшее время.    
Российская империя в XIX веке: поиск путей модернизации страны.    
Россия в начале XX века. Выбор пути развития.    
Россия, СССР в 1920-1950гг.: формирование «советской» модели общественного развития.    
СССР, Россия во второй половине XX века: попытки преобразований и кризис «советской» модели общественного развития.    
Россия на рубеже третьего тысячелетия. Поиск новой модели общественного развития. Заключение.    
  Экзамен              
  Всего по дисциплине.    

III. Тематический план

( для студентов заочной формы обучения)

№ п/п Перечень семестров, название разделов и тем Общая трудоем-кость (час.) Количество часов аудиторных занятий Само- сто-ятельная Работа (час.)
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Лабор. работы
  История России до XIX века      
Введение. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.      
Древний период российской истории: формирование субъекта исторического процесса.      
Исторический процесс формирования единого российского государства. Эпоха Московского царства. (XIII-XVII в.в.)      
Россия в XVIII веке. Становление и развитие Российской империи.      
  Зачёт              
  История России: новое и новейшее время.      
Российская империя в XIX веке: поиск путей модернизации страны.      
Россия в начале XX века. Выбор пути развития.      
Россия, СССР в 1920-1950гг.: формирование «советской» модели общественного развития.      
СССР, Россия во второй половине XX века: попытки преобразований и кризис «советской» модели общественного развития.      
Россия на рубеже третьего тысячелетия. Поиск новой модели общественного развития. Заключение.      
  Экзамен              
  Всего по дисциплине.    

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделам (модулям)

 

Наименование раздела (модуля) дисциплины. Контрольные вопросы
Раздел 1. История как наука, ее роль в обществе. (Модуль 1) 1.1. Дайте определение науки «История». 1.2. Расскажите о функциях исторической науки. 1.3. В чем отличие цивилизационного подхода от формационного? 1.4. Кого называют «Отцом истории»? 1.5. Назовите основные этапы антропогенеза. 1.6. Что такое первобытно-общинный строй? 1. 7. Что означает понятие «неолитическая революция»? 1.8. Каковы особенности первого и второго общественного разделения труда? 1.9. Расскажите о наиболее крупных археологических открытиях. 1.10 Каково на ваш взгляд место России во всемирном историческом процессе.
Раздел 2. Древний мир и раннее средневековье (Модуль 2) 2.1.Расскажите о гипотезах возникновения письменности. 2.2. Каковы причины греко-персидских войн? 2.3. Троянская война: миф или реальность. 24. Каковы причины Великой греческой колонизации? 2.5. Сравните политический строй в Афинах и Спарте. 2.6. Расскажите об образовании империи Александра Македонского. 2.7. Почему распалась Западно-Римская империя? 2.8.Когда и как началось Великое переселение народов? 2.9. Где находились славяне в эпоху великого переселения народов. 2.10. Какова причина распада империи Карла Великого? 2.11. каковы были общественные отношения, занятия и верования восточных славян.
Раздел 3. Зрелое средневековье и раннее новое время (Модуль 3) 3.1. Назовите причины раскола христианской церкви на католическую и православную. 3.2. Сколько было крестовых походов? Каковы были их результаты? 3.3. Как и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордена? 3.4. Расскажите об образовании Монгольской империи и ее значении для истории Евразии. 3.5. Когда сложился сёгунат в средневековой Японии и какова его специфика? 3.6. Какими причинами была вызвана Столетняя война? Почему она оказалась затяжной? 3.7. В чем причины падения Византии? 3.8. Почему Москва стала центром объединения русских земель? 3.9. Какие реформы были осуществлены ИваномIV в 1549-1563 гг.? 3.10 Укажите причины возникновения «Смутного времени». 3.11. Каковы причины свержения Лжедмитрия 1? 3.12. Почему на российский престол был избран М.романов?  
Раздел 4. Россия и мир в новое время (Модуль 4) 4.1. Назовите основные направления преобразований, осуществленных в России Петром I. В чем заключались сила и слабость петровских реформ? 4.2. Какие действия Екатерины II в области внутренней политики можно рассматривать как политику «просвещенного абсолютизма»? 4.3. Каково значение Великих географических открытий? 4.4. Что такое Реформация и каково ее значение? 4.5. Что такое промышленный переворот и каково его значение? 4.6. В чем историческое значение Великой Французской революции? 4.7. Расскажите о наполеоновских войнах и создании Священного союза. 4.8. Каковы причины европейских революций 1848-1849 гг? 4.9. В чем причины Гражданской войны в США? 4.10. Каково значение «Великих реформ» Александра II? 4.11. Расскажите о революции Мэйдзи и ее последствиях. 4.12. Назовите основные направления внешней политики России после окончания Крымской войны.
Раздел 5. Россия и мир в новейшее время (Модуль 5) 5.1. В чем причины начала Первой Мировой войны? 5.2. Расскажите о балканских войнах. 5.3. Расскажите об основных событиях Первой мировой войны. 5.4. Каково мировое значение Великой Октябрьской социалистической революции? 5.2. В чем отличие Лиги Наций от ООН? 5.6. Что понимают под «новым курсом» Рузвельта? 5.7. Укажите причины победы Красных в гражданской войне 5.8. Что такое НЭП и почему он был введен. 5.9. Каковы причины начала Второй Мировой войны? 5.10. В чем заключается всемирно-историческое значение победы советского народа в 1945 году? 4.11. Укажите причины, основные события и итоги «холодной войны». 4.12. Почему произошел распад колониальной системы? 4.13. Определите причины распада СССР. 4.14. Что привело к объединению Европы в Европейский союз? 4.15. В чем суть политических реформ, проведенных президентом РФ В.В.Путиным.

 

Примерная тематика контрольной работы №1

Историческое знание в гуманитарной культуре России в начале XXI века. Историческое сознание российских граждан.

Становление и развитие российской исторической науки. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Особенности российской цивилизации и менталитета русского народа

Природно-географические факторы формирования типа жизнедеятельности и социального устройства у древних славян.

Древние славяне, их предшественники, прародина, этногенез (I тыс. до н.э. - IV век н.э.).

Восточные славяне на пороге образования государства (VI - IX в.в. н.э.).

Проблема происхождения государства восточных славян в современной исторической науке. Загадка названия «Русь».

Древняя Русь в IX - XII в.в.

Древняя Русь в период своего расцвета. Владимир Святой. Ярослав Мудрый.

Возникновение древнерусского государства. Время первых киевских князей.

Принятие христианства на Руси и его цивилизационное значение.

Русские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское, Галицко - Волынское княжества, Киевская земля, Господин Великий Новгород (вторая половина XI - начало XIII в.в.).

Литовско - Русское государство, история возникновения и развития.

Монголо-татарское нашествие и его последствия для русских земель.

Альтернативы возвышения Москвы и факторы лидерства московских князей.

Центры объединения русских земель. Владимиро-Суздальское и Московское княжества, Литовско-Русское государство.

Возникновение Московского государства. «Москва-Третий Рим».

Московское государство в XVI веке. Иван Грозный.

Расширение Московского государства в XVI веке.

Новые явления в развитии России в XVII веке.

Внешняя политика России в XVII веке.

Ливонская война, её политический смысл и последствия.

«Смутное время» в Московском государстве.

Петровский вариант «модернизации» в России. Возникновение российской империи.

Результаты, историческая цена и социальные последствия петровской «модернизация».

«Спор о Польше» во второй половине XVIII века.

Борис Годунов и самозванцы. Борьба за власть в Московском царстве и альтернативы его развития.

Раскол в русской православной церкви в XVII веке, его политическое и социокультурное значение.

Народные движения «бунтарного века».

Территориальный рост русских земель в XVII веке: экспансия и освоение.

«Северная война» и её последствия для России.

Российская империя в эпоху дворцовых переворотов (1725 - 1762 г.г.)

Россия в период «просвещенного абсолютизма». Екатерина II.

Внешняя политика России в XVIII веке.

«Русский Гамлет» на троне: противоречивость политики Павла I.

Примерная тематика контрольной работы №2

Поиски путей реформирования России в начале XIX века. Александр I.

Декабристы: содержание идей и оппозиционная деятельность.

Николай I. Концепция власти и государственная политика во второй четверти XIX века.

Внешняя политика России в первой половине XIX века.

Внешняя политика России во второй половине XIX века.

Эпоха великих реформ в России. Александр II.

Александр II и его окружение. Научные дискуссии о необходимости и возможности реформ.

Формирование либерального направления общественной мысли в XIX веке.

Народничество как идеология и общественное движение в 60-90-е годы XIX века.

10. Александр II. Реформа аграрных отношений в России.

.Александр II. Государственные реформы по формированию элементов гражданского общества.

Александр II. Реформаторская деятельность в области образования и просвещения.

Внешняя политика России в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.

Государственная политика в области культуры и образования в первой половине XIX века.

Александр III.Основные направления государственной политики.

Государственная политика в области предпринимательства во второй половине XIX века. Новые явления в экономике России в 80-90-е годы.

Оформление радикальных политических течений в конце XIX- начале XX. Появление и особенности революционных партий.

Содержание идей и реформаторские усилия российских либералов начала XX века. Формирование либеральных политических партий.

Политическое развитие России в начале XX века.

Общественная мысль о путях модернизации России в первой половине XIX века.

Общественное движение и культура в России.

Подъем отечественной культуры в первой половинеXIX века.

Содержание идей и смысл реформаторских усилий П.А.Столыпина. Основные тенденции социального и экономического развития России в 1906-1913 г.г.

Внешняя политика России в начале XX века.

Государственная Дума в истории России.

Формирование политических партий в России в начале XX века.

Российское общество в годы Первой мировой войны.

1917 год в судьбе России. Выбор пути развития.

Учредительное собрание в истории России и его судьба.

Гражданская война в России. Причины, этапы противоборства, итоги.

Советское государство в 20 - 30-е г.г.

Внешняя политика СССР в 20 - 30-е г.г. XX века

Внешняя политика СССР в 50 - 80-е г.г. XX века.

СССР: образование, развитие, распад.

СССР в годы Великой Отечественной войны: народ, армия, власть.

СССР в 50-е - начале 80-х г.г.

Перестройка в СССР. Формирование новой России.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ

НА ЗАЧЕТНОМ ЗАНЯТИИ

1.Отечественная история как наука и учебная дисциплина.

2.Историческое сознание, его сущность, формы и функции.

3.Понятие «цивилизация», «ментальность», «культурно-историческая эпоха» в современном историческом знании.

4.Проблема этногенеза восточных славян.

5.Природно-географические факторы формирования типа жизнедеятельности и социального устройства восточных славян.

6.Дискуссии о возникновении государства у восточных славян.

7.Древняя Русь в период своего расцвета. Владимир Святой. Ярослав Мудрый.

8.Социально-политическое устройство древнерусского государства.

9.Внешняя политика древнерусского государства.

10.Принятие христианства в Древней Руси.

11.Удельная раздробленность Древней Руси.

12.Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика.

13.Галицко-Волынское Княжество и Литовско-Русское государство.

14.Монголо-татарское нашествие и его роль в истории страны.

15.Борьба русского народа с немецкими и шведскими агрессорами.

16.Центры объединения русских земель. Возвышение Москвы.

17.Возникновение Московского государства. Иван III, Василий III.

18.Цивилизационный смысл формулы «Москва-третий Рим».

19.Образ «идеального государства» в политике и идеологии Ивана Грозного.

20.Опричнина Ивана Грозного как момент цивилизационного выбора.

21.«Избранная Рада» в истории Московского государства.

22.Расширение Московского государства в XVI веке.

23.Ливанская война, её политический смысл и последствия.

24.Социально-политическое устройство Московского государства.

25.«Смутное время» в Московском государстве. Начало династии Романовых.

26.Политика Алексея Михайловича, «Тишайшего».

27.Церковная реформа середины XVII века. Цивилизационный и политический смысл Раскола.

28.Территориальный рост российских земель в XVII веке: экспансия и освоение.

29.Западничество и западники в истории России XVII века. 30.Народные движения «бунташного» века.

31.Дискуссии о смысле и последствиях петровских преобразований.

32.Петровская «модернизация» России. Возникновение Российской империи. 33.Эпоха «дворцовых переворотов» в истории России.

34.Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

35.Внешняя политика России в XVIII веке.

Зб.Павел I и его политика.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Отечественная история как наука и учебная дисциплина.

2. Историческое сознание, его сущность, формы и функции.

3. Понятия «цивилизация», «ментальность», «культурно-историческая эпоха» в современном историческом знании.

4. Проблема этногенеза восточных славян.

5. Природно-географические факторы формирования типа жизнедеятельности и социального устройства восточных славян.

6. Дискуссии о возникновении государства у восточных славян.

7. Древняя Русь в период своего рассвета. Владимир Святой, Ярослав Мудрый.

8. Социально-политическое устройство древнерусского государства.

9. Внешняя политика древнерусского государства.

10. Принятие христианства в Древней Руси.

11. Удельная раздробленность Древней Руси.

12.Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика.

13.Галицко-волынское княжество и Литовско-Русское государство.

14. Монголо-татарское нашествие и его роль в истории страны.

15. Борьба русского народа с немецкими и шведскими агрессорами.

16. Центры объединения русских земель. Возвышение Москвы.

17. Возникновение Московского государства. Иван III, Василий III.

18. Цивилизационный смысл формулы «Москва - третий Рим».

19. Образ «идеального государства» в политике и идеологии Ивана Грозного.

20. Опричнина Ивана Грозного как момент цивилизационного выбора.

21. «Избранная Рада» в истории Московского государства.

22. Расширение Московского государства в XVI веке.

23. Ливонская война, её политический смысл и последствия.

24. Социально-политическое устройство Московского государства.

25. «Смутное время» в Московском государстве. Начало династии Романовых.

26. Политика Алексея Михайловича, «Тишайшего»

27. Церковная реформа середины 17 века. Цивилизационный и политический смысл Раскола.

28. Территориальный рост русских земель в XVII веке: экспансия и освоение.

29. Западничество и западники в истории России XVII века.

30. Народные движения «бунташного» века.

31.Дискуссии о смысле и последствиях петровских преобразований.

32. Петровская «модернизация» России. Возникновение Российской Империи.

33. Эпоха «дворцовых переворотов» в истории России.

34. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

35. Внешняя политика России в XVIII веке.

36. Павел I и его политика.

37.Россця в начале XIX века. Поиски путей реформирования страны. Александр I.

38. Николай I и его окружение: концепция власти и изменения в государственной политике, и управлении во второй четверти XIX века.

39. Внешняя политика России в первой половине XIX века.

40.Александр II и его окружение. Научные дискуссии о необходимости и возможности реформ.

41.Аграрная реформа 1861 года.

42.Формирование элементов и условий гражданского общества в России в 60-70с годы. (Земская, городская, судебная и военная реформы).

43.Общественная мысль и общественные движения в России в XIX веке.

 

44. «Контрреформы» в истории России. Александр III.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.046 с.)