ТОП 10:

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №2 от 10 сентября 2011 г.

зав. кафедрой______________Веркеенко Г.П.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Для студентов художественно-графического факультета.

Все направления подготовки

Семестр 1:

Учебных недель в семестре – 18

Лекции – 12 часов

Семинары – 16 часа

самостоятельная работа – 26 часа

Семестр 2:

Учебных недель в семестре – 17

Лекции – 12 часов

Семинары – 16 часа

самостоятельная работа – 28 часа

Составитель:

К.и.н., профессор кафедры Отечественной истории Веркеенко Г.П.

Орёл – 2011

I. Аннотация программы

Программа учебного курса «История» составлена в соответствии c Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и «Положением об учебных программах в Орловском государственном университете». При ее разработке авторы руководствовались требованиями к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Суть этих документов, определяющих требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов, а также основные направления изучения учебного курса, полностью отражена в соответствующих темах данной учебной программы.

Учебная программа предоставляет возможность всем обучающимся в Орловском государственном университете получить необходимый минимум исторических знаний, предусмотренных государственными стандартами бакалавриата в вузах России. История входит в инвариативную часть базисного учебного плана высших учебных заведений Российской Федерации.

С учётом времени, отводимого на изучение истории, главное внимание в программе уделяется лишь основным историческим эпохам. Приоритетное место отводится истории нашей Родины, которая рассматривается в контексте всеобщей истории.

Настоящая учебная программа предназначена для использования на дневном отделении художественно-графического факультета Орловского государственного университета.

II. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «История» относится к «Гуманитарному, социальному и экономическому циклу»

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление об истории России, культурно-историческом своеобразии нашей страны, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

 

Задачи курса заключаются в развитии знаний, умений и навыков личности, которые позволяют:

ü сформировать понимание гражданственности и патриотизма, как преданности своему Отечеству, побуждать к стремлению своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

ü выявлять закономерности исторического процесса; места человека в историческом процессе и в политической организации общества;

ü осуществлять воспитание нравственности, морали современного российского студента;

ü понимать многообразие культур и цивилизаций, рассмотреть их взаимодействие и многовариантность исторического процесса;

ü понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

ü сформировать способность работы с разноплановыми источниками, к эффективному поиску информации и критическое отношение к источникам;

ü прививать навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствоваться принципами научной объективности и историзма;

ü научить логически мыслить, вести научные дискуссии;

ü выработать творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

III. Дисциплина «История» входит в базовую часть «Гуманитарного, социального и экономического цикла». Изучение «Истории» осуществляется на первом курсе. Изучение предмета базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе получения среднего образования по предметам История России, Всемирная история, Обществознание.

 

IV.Требования к освоению содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

o основные направления, проблемы, теории и методы истории;

o движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

o различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

o основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

o важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

 

Уметь:

§ логически мыслить, вести научные дискуссии;

§ работать с разноплановыми источниками;

§ осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

§ получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

§ преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

§ формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

§ соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

§ извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

§ Владеть:

§ представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

§ навыками анализа исторических источников;

§ приемами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».

Для достижения такого итога, при определении планируемых результатов освоения содержания курса, важно выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

· Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

· Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).

· Умение сопоставить событие из истории России с конкретным событием из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

· Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

· Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

 

V. Объем дисциплины и виды учебной работы

Трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины в данной программе составляет 3 зачетных единицы (или 108 часов).

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
В том числе:  
Творческая работа (эссе)  
Другие виды самостоятельной работы  
Вид промежуточного контроля Зачет
Вид итогового контроля Экзамен

VI. Содержание дисциплины

Одна из особенностей интегрированного курса «История» состоит в проблемно-хронологическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать студентам комплексное представление о всемирных исторических процессах, роли России в мировой истории. Он предполагает выделить в курсе «История» девять комплексных тем. Особое место в курсе занимает раздел, посвященный истории как науке и месту истории в системе социально-гуманитарных наук.


Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
лекции практические занятия СРС Итого
  1 СЕМЕСТР
  1 Модуль
История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, источники и методы истории. Значение изучения истории  
Особенности становления государственности в России и мире
Русские земли в XII-XV веках и европейское средневековье
  Рубежный контроль 1    
           
  2 Модуль
Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации
Россия и мир в XVIII – первой половине XIX вв.: модернизация и промышленный переворот
  Рубежный контроль 2    
           
  2 СЕМЕСТР
  1 Модуль
Россия и мир во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Общенациональный кризис в России. Создание Советского государства в условиях капиталистического окружения
  Рубежный контроль 1    
           
  2 Модуль
Индустриальное и постиндустриальное общество в России и мире (середина – вторая половина ХХ в.)
Россия и мир в 90-е годы XX – начале XXI вв.
  Рубежный контроль 2    
           
  ИТОГО:

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

План семинара

1. Происхождение и расселение славян. Великое переселение народов, его влияние на этногенез восточных славян.

2. Хозяйственный уклад, социальная структура, обряды и нравы восточных славян. Язычество.

3. Соседи восточнославянского общества. Взаимоотношения с Хазарским каганатом и Византией. Торгово-политическая роль варягов.

4. Образование Древнерусского государства. Начало объединения восточнославянских земель и племен князем Олегом.

Темы рефератов

1.Византийские источники и историки о восточных славянах: Образ жизни, быт, нравы.

2. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и ее историографическая оценка.

3.Хазарский каганат и его отношения с восточнославянскими племенами.

4. Племенной союз вятичей.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте письменно план изложения материала каждого вопроса семинарского занятия, т.е. разделите вопросы на несколько подвопросов, каждый из которых должен иметь самостоятельное смысловое значение.

Семинар 2. Киевская Русь

План семинара

1. Экономика, политическое устройство и социальная структура Древнерусского государства. Становление раннефеодальных отношений. Общее и различное средневековой Западной Европы и Руси.

2. Политическая жизнь Древней Руси в Х – начале XI вв. Походы киевских князей. Борьба с хазарами и печенегами.

3. Христианизация Руси и ее последствия. Феномен двоеверия.

4. Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».

Темы рефератов

1. Орловский край в составе Киевской Руси.

2. "Повесть временных лет" как письменный источник по истории Киевской Руси.

3. «Русская правда» - первый свод законов древнерусского государства.

4. Походы князя Святослава.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте письменно сложный (многоступенчатый) план изложения материала каждого вопроса семинарского занятия. Для этого разделите вопросы семинара на несколько подвопросов и в них в свою очередь выделите несколько смысловых частей. Каждую из этих частей четко сформулируйте и обозначьте буквами а), б), в), г) и т.д.

 

План семинара

1. Владимир Мономах: борьба с половецкой угрозой и реформы государства. Распад Киевской Руси. Объективные и субъективные причины феодальной раздробленности на Руси.

2. Основные земли и княжества Руси в XII – начале ХIII в. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

3. Монголо-татарское нашествие на русские земли и установление ордынского ига.

4. Борьба Новгорода и Пскова против экспансии с Запада. Александр Невский.

Темы рефератов

1. Взаимоотношения Руси со странами Европы в IX – XIII вв.

2. Новосильское княжество и его роль в истории Российского государства.

3.Новгородская феодальная республика.

4. Борьба Московского и Тверского княжеств в XIV в.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Подготовьте устный ответ на вопрос: как Н.М.Карамзин в своем труде "История государства Российского" освещает удельный период истории России. Для этого самостоятельно найдите соответствующие разделы указанного труда, внимательно их изучите и продумайте свой ответ на поставленный вопрос. Ответ можно составить письменно.

Семинар 4. Завершающий этап феодальной раздробленности. Образование Российского централизованного государства. Ивана III

План семинара

1. Политическое соперничество между княжествами. Возвышение Москвы. Иван Калита и Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение.

2. Ослабление владычества Золотой Орды в русских землях. Феодальная война во второй четверти XV в.

3. Завершение политического объединения русских земель. Образование единого Российского государства и его социально-политическое устройство.

4. Формирование российского типа феодализма. Оформление крепостного права.

Темы рефератов

1. Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское – два центра объединения Руси.

2. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

3. Судебник Ивана III.

4. Русская культура XIV- XV вв.

Дополнительные задания для самостоятельной работы

Задание 1.Пользуясь картой, проанализируйте шансы различных русских княжеств - стать центром объединения (Владимир, Москва, Нижний Новгород, Великий Новгород, Рязань, Тверь).

Задание 2.Выделите предпосылки объединения раздробленных русских земель в XIV – первой половине XV вв. Укажите объективные и субъективные причины возвышения Московского княжества над Рязанской, Тверской и Новгородской землями.

 

ТЕМА 4. РОССИЯ В XVI -XVII ВЕКАХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Семинар 5. Московское государство в начале Нового времени

План семинара

1. «Новое время» в Европе. Абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Буржуазные революции.

2. Внутренняя политика Ивана IV: реформы, опричнина и ее последствия.

3. Внешняя политика России в XVI века. Ливонская война.

4. Генезис социальной структуры российского общества и системы органов власти государства в XVI в.

Темы рефератов

1. Россия при Василии III.

2. Организация обороны южной границы Российского государства. Основание крепости Орел.

3. Сословно-представительная монархия в России в XV-XVI вв.

4. Реформы Ивана IV.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Подумайте над вопросом (для участия в дискуссионных выступлениях на семинарском занятии): одинаково ли характеризуется личность Ивана Грозного, оценивается его деятельность в исторической литературе? Для этого внимательно прочитайте соответствующие места учебников, учебных пособий (в том числе и зарубежных авторов, переведенных на русский язык), монографий, справочной литературы и т.п. Выскажите также и свое отношение к личности Ивана Грозного.

План семинара

1. Смутное время. Борьба против польско-шведской интервенции.

2. Новые черты в социально-экономическом развитии России.

3. Территориальное расширение России в XVII веке. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Борьба за православное единство. Воссоединение древнерусских земель.

4. Особенности политического развития страны: становление абсолютизма, народные восстания (городские бунты и крестьянская война под предводительством С.Т.Разина).

Темы рефератов

1. Собор 1613 г. и утверждение на российском престоле династии Романовых.

2. Церковный раскол в России и его последствия.

3.Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

4. Крестьянская война под руководством С.Разина.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте хронологическую таблицу наиболее важных, на ваш взгляд, событий истории нашего Отечества за период XVII вв. Составьте также возможно более подробный список исторических деятелей этого периода.

План семинара

1. Предпосылки и основные направления реформаторской деятельности Петра I. Последствия преобразований.

2. Борьба России за выход к морю. Азовские походы Петра I. Северная война.

3. Внутренняя политика Екатерины П. Просвещенный абсолютизм. Признаки кризиса империи.

4. Народные движения XVIII в. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

5. Внешняя политика России во второй половине ХVIII в. Дальнейшее территориальное расширение страны.

Темы рефератов

1. Областная реформа 1775 года и основание Орловской губернии.

2. Особенности и основные направления развития русской культуры в XVIII веке.

3. «Птенцы гнезда Петрова».

4.Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте краткий библиографический указатель литературы, в которой освещается история России XVIII в., оформите его правильно с учетом рекомендаций преподавателя, ведущего семинарские занятия в вашей учебной группе. При составлении данного указателя используйте библиографические материалы читального зала, библиотеки, справочную литературу и т. п.

План семинара

1. Социально-экономическое состояние России в первой половине XIX века. Переход от мануфактуры к фабричному производству. Начало промышленного переворота.

2. Александр I и попытка реформ сверху.

3. Отечественная война 1812 года.

4.Общественно-политической жизни в России в первой половине XIX в. Движение декабристов. Общественные движения и идейная борьба в 30-е – 50-е гг. XIX в. Западники и славянофилы.

5. Внутренняя политика России при Николае I.

7. Крымская война 1853 – 1856 гг.

Темы рефератов

1. Культура России первой половины XIX века.

2. Орловский край в Отечественной войне 1812 года.

3.Кризис крепостнических отношений в России (первая половина XIX в.)

4.Теория официальной народности. С.С. Уваров.

Дополнительные задания для самостоятельной работы

Историк А.А. Корнилов выделил 6 этапов реформирования России в период правления Александра. Они изложены ниже.

1801-1805 гг. Приступ к реформам
1805-1807 гг. Приостановка реформ
1808-1812 гг. Второй приступ к реформам
1812-1815 гг. Приостановка реформ
1816-1818 гг. Продолжение реформ
1819-1825 гг. Отказ от реформ

Приведите примеры, которые характеризовали бы периодизацию внутренней политики Александра I. Если вы не согласны с мнением А.А. Корнилова, то предложите своё собственное мнение в отношении внутренней политики в России в первой четверти XIX в.

План семинара

1. Отмена крепостного права в России. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX века (земская, городская, судебная, военная).

2. Общественно-политическая жизнь в 60 – 70-е гг. XIX века в России. Народничество, его идеология и политическая практика.

3. Ускорение капиталистического развития России во второй половине XIX в. Изменение социальной структуры населения. Начало рабочего движения.

4. Марксизм на русской почве. Начало оформления в России социал-демократического движения. Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.

Темы рефератов

1.Преобразование системы образования России во второй половине XIX в.

2. Лидеры революционного народничества и их судьбы.

3.Первая индустриализация (российская промышленность в 80-90-е гг. XIX в.).

4. Контрреформы в России в 80-х – начале 90-х гг. XIX вв.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Сопоставьте мероприятия в области внутренней политики, проведённые при Александре II и Александре III.В каких вопросах Александр III выступал преемником Александра II? Предложите объяснение и дайте оценку мерам, предпринятым Александром III.

Заполните таблицу:

Вопросы для сопоставления Александр II Александр III
Государственное устройство и местное самоуправление    
Социальная политика    
Просвещение и печать    
Экономическая политика    
Национальная политика    

 

План семинара

1. Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX - XX века.

2. Буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 г.: причины, этапы и результаты. Формирование российского парламентаризма в начале XX в. Государственная дума. Становление многопартийной системы.

3.Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Ее цели и практическая реализация.

4.Начало Первой мировой войны. Вступление в войну России. Победы и поражения русской армии в первые годы войны.

Темы рефератов

1. Российская интеллигенция и революция.

2. Новый подъем рабочего движения в 1911 – первой половине 1914 годов.

3. Реформы П.А. Столыпина.

4.Русско-японская война 1904-1905 гг.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Изобразите в виде схемы многопартийную политическую систему, которая стала формироваться в России в начале XX века. Она должна содержать следующие данные: название политической партии, дата ее создания, лидеры партии, ее центральный орган, численность партии, ее социальный состав, главные программные требования, течения и группировки в партии, историческая судьба партии.

 

План семинара

1.Назревание в России революционного кризиса в годы Первой мировой войны. Победа Февральской революции. Проблема власти.

2. Обострение политической борьбы в стране весной и летом 1917 г. Кризисы Временного правительства. Выступление генерала Корнилова и его последствия.

3. Победа вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 г. Переход власти в руки большевиков. Становление Советской политической системы. Первые социалистические преобразования в стране. Роль Ленина.

4. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. Причины, основные события, результаты.

5. Политика «военного коммунизма». Ее причины, содержание и последствия.

Темы рефератов

1. Перспективы развития революции после свержения самодержавия в оценке различных политических партий России.

2. Российская эмиграция в первые годы Советской власти.

3. Белое движение в годы гражданской войны.

4. Учредительное собрание

Дополнительное задание для самостоятельной работы

На материале данного семинарского занятия покажите роль мемуарной литературы как исторического источника. Найдите воспоминания, относящиеся к истории России 1914 – 1917 гг., покажите их достоверность, объективность или, напротив, субъективизм. Постарайтесь аргументировать свои выводы ссылкой на документальный материал, на опубликованные архивные источники. Попытайтесь проанализировать найденные вами воспоминания.

План семинара

1. Внутреннее положение Советской республики после окончания гражданской войны. Социально-экономическое развитие Советской страны в годы нэпа.

2. Политическая борьба в ВКП(б) в 1920-е гг.

3. Образование СССР. Принятие первой Конституции СССР. Эволюция СССР в 20 – 30-е годы XX в.

4. Советская модель индустриализации. Форсированное развитие тяжелой промышленности. Основные итоги промышленного строительства в СССР к концу 30-х гг.

5. Сплошная коллективизация сельского хозяйства, ее цели и практическая реализация. Политика насильственных мер в деревне.

6. Тоталитарный режим в СССР. Утверждение культа личности Сталина. Политические процессы. Массовые репрессии в стране.

7. Особенности международных отношений в 1920-30-е гг. Изменение внешнеполитического положения РСФСР. Лига Наций. Дипломатическое признание СССР.

Темы рефератов

1. План ГОЭЛРО и его осуществление.

2. Культурная жизнь страны в 20-е годы

3. Кронштадское вооружённое восстание

4. Кризисы новой экономической политики.

5. Трудовой энтузиазм первых пятилеток. Его истоки и формы проявления.

6. Органы внутренних дел СССР в конце 1920-30-е гг.

7. Культ личности И.В. Сталина в советской культуре

Дополнительные задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составьте таблицу «Борьба за власть в коммунистической партии в 1922-1929 гг.»

Годы Противники Какие политические вопросы прикрывали борьбу за власть
       
       
       
       

Задание 2. На материале данного семинара, в частности при рассмотрении вопроса о переходе к новой экономической политике, покажите, какое значение имеет изучение причинно-следственных связей в историческом процессе для его понимания. Каковы были причины перехода к нэпу? Соответственно раскройте вкратце причины других уже изученных вами событий и явлений в отечественной истории: христианизация Руси, превращение Москвы в центр объединения русских земель, борьба России за выход к морю, революция 1905-1907 гг. и др.

 

План семинара

1. Международное положение и внешняя политика СССР во второй половине 30- начале 40-х гг. Начало второй мировой войны.

2. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Перестройка всей жизни страны на военный лад.

3. Образование антигитлеровской коалиции. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

4. Завершающий этап войны. Освободительная миссия Красной Армии.

5. Источники и цена победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Темы рефератов

1. Великая Отечественная война в мемуарной литературе.

2. Орловская область в годы Великой Отечественной войны.

3.Германия и её сателлиты в годы Второй мировой войны

3. Великая Отечественная война и моя семья.

4. Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны.

Дополнительные задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составьте таблицу «Сравнительный анализ советско-японского военного конфликта на р. Халхин-Гол и советско-финской войны.

  Военный конфликт на р. Халхин-Гол Советско-финская война
Период    
  СССР Япония СССР Финляндия
Количество войск с обеих сторон (тыс. человек)        
Количество военной техники с обеих сторон(танки, орудия, самолёты)        
Цели        
Стратегия и тактика        
Потери        
Результаты        

Задание 2. В годы Великой Отечественной войны Орловская область в течение долгого времени находилась в центре военных событии. Покажите на семинаре, какое отражение этот факт нашел в нашей местной литературе. Используйте на семинарском занятии соответствующие краеведческие издания. Осветите на местном материале такие вопросы, как перестройка всей жизни страны на военный лад, роль партизанского движения в борьбе с врагом, восстановление народного хозяйства в условиях военного времени и др.

План семинара

1. Восстановление народного хозяйства страны. Достижения, трудности и противоречия. Политический режим в последние годы жизни Сталина. Новая волна репрессий.

2. Политическая борьба в руководстве Коммунистической партии в середине 50-х гг. Начало перемен в общественно-политической жизни страны. Осуждение культа личности Сталина. Демократизация общества. "Оттепель".

3. Социально-экономические реформы 1953-1964 гг. Их причины, противоречивый характер и последствия.

4. Начало холодной войны. Военные и политические конфликты 1950- начала 1960-х гг.

Темы рефератов

1. Соперничество СССР и США в освоении космоса.

2. Политический портрет Н.С.Хрущева.

3. Реформы сельского хозяйства Н.С. Хрущёва

4. Карибский кризис.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Важной методологической установкой современной исторической науки является признание исключительной роли человеческого фактора в развитии общества. Конкретизируйте этот тезис сопоставлением деятельности И.В.Сталина и Н.С.Хрущева. Опираясь на изученный материал предыдущих семинаров, приведите аналогичные примеры, раскрывающие роль личности в истории.

План семинара

1. Экономическая реформа 1965 г. и её результаты. Замедление темпов развития экономики страны в 70-е – начале 80-х гг.

2. Усиление консервативных и бюрократических тенденций в политическом руководстве Советского общества во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Правозащитное движение в СССР.

3. Кризис советской системы. Политика ускорения социально-экономического развития, перестройки. Внутренние противоречия концепции обновления советского общества. М.С.Горбачев.

4. Внешняя политика СССР в конце 60-х – начале 90-х гг. Успехи и просчеты.

Темы рефератов

1. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

2. Концепция развитого социализма и ее несостоятельность.

3. Н.А. Косыгин – глава советского правительства.

4. А.Д. Сахаров – политическая биография.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте таблицу социально-экономического развития нашей страны в 1966-1985 гг. Включите в нее конкретные данные по каждой из четырех пятилеток- 8-й, 9-й, 10-й и 11-й. На основе этой таблицы покажите нарастание негативных явлений в экономике и социальной сфере нашей страны того времени.

План семинара

1. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Октябрьские события 1993 г. Либерализация социально-экономической системы России: цели, просчёты, успехи. Б.Н. Ельцин.

2. Политическая борьба и политические кризисы в России в 90-е годы. Стабилизация политической системы в начале XXI в. В.В. Путин. Д.А. Медведев.

3. Межнациональные отношения в современной России. Кавказская война и её влияние на жизнь общества. Проблема терроризма

4. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Роль России в современном мировом сообществе.

Темы рефератов

1. Роль России в мировой экономике.

2. Современная периодическая печать как исторический источник.

3.Русская православная церковь в постсоветский период.

4.Приватизация: цели, этапы, итоги.

Дополнительные задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составьте перечень крупнейших межнациональных конфликтов на территории СССР с 1988 по 2003 гг. Обязательно отметьте участие в них России. Ответьте на вопрос: «Как они повлияли и продолжают влиять на ситуацию в России и на положение наших соотечественников (русскоязычное население)?»

Задание 2.Составьте таблицу «Парламентаризм в современной России». Таблица должна включать 4 раздела: 1). Съезд народных депутатов и Верховный Совет России в 1989-1993 гг.; 2). Федеральное Собрание России в 1993-1995 гг.; 3). Федеральное собрание России в 1995-1999 гг.; 4). Федеральное собрание России в 1999-2010 гг.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.049 с.)