Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире



Семинар 1. Восточнославянское общество и образование Древнерусского государства

План семинара

1. Происхождение и расселение славян. Великое переселение народов, его влияние на этногенез восточных славян.

2. Хозяйственный уклад, социальная структура, обряды и нравы восточных славян. Язычество.

3. Соседи восточнославянского общества. Взаимоотношения с Хазарским каганатом и Византией. Торгово-политическая роль варягов.

4. Образование Древнерусского государства. Начало объединения восточнославянских земель и племен князем Олегом.

Темы рефератов

1.Византийские источники и историки о восточных славянах: Образ жизни, быт, нравы.

2. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и ее историографическая оценка.

3.Хазарский каганат и его отношения с восточнославянскими племенами.

4. Племенной союз вятичей.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте письменно план изложения материала каждого вопроса семинарского занятия, т.е. разделите вопросы на несколько подвопросов, каждый из которых должен иметь самостоятельное смысловое значение.

Семинар 2. Киевская Русь

План семинара

1. Экономика, политическое устройство и социальная структура Древнерусского государства. Становление раннефеодальных отношений. Общее и различное средневековой Западной Европы и Руси.

2. Политическая жизнь Древней Руси в Х – начале XI вв. Походы киевских князей. Борьба с хазарами и печенегами.

3. Христианизация Руси и ее последствия. Феномен двоеверия.

4. Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».

Темы рефератов

1. Орловский край в составе Киевской Руси.

2. "Повесть временных лет" как письменный источник по истории Киевской Руси.

3. «Русская правда» - первый свод законов древнерусского государства.

4. Походы князя Святослава.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте письменно сложный (многоступенчатый) план изложения материала каждого вопроса семинарского занятия. Для этого разделите вопросы семинара на несколько подвопросов и в них в свою очередь выделите несколько смысловых частей. Каждую из этих частей четко сформулируйте и обозначьте буквами а), б), в), г) и т.д.

 

ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII-XV ВВ. И ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Семинар 3. Удельный период в истории России

План семинара

1. Владимир Мономах: борьба с половецкой угрозой и реформы государства. Распад Киевской Руси. Объективные и субъективные причины феодальной раздробленности на Руси.

2. Основные земли и княжества Руси в XII – начале ХIII в. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

3. Монголо-татарское нашествие на русские земли и установление ордынского ига.

4. Борьба Новгорода и Пскова против экспансии с Запада. Александр Невский.

Темы рефератов

1. Взаимоотношения Руси со странами Европы в IX – XIII вв.

2. Новосильское княжество и его роль в истории Российского государства.

3.Новгородская феодальная республика.

4. Борьба Московского и Тверского княжеств в XIV в.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Подготовьте устный ответ на вопрос: как Н.М.Карамзин в своем труде "История государства Российского" освещает удельный период истории России. Для этого самостоятельно найдите соответствующие разделы указанного труда, внимательно их изучите и продумайте свой ответ на поставленный вопрос. Ответ можно составить письменно.

Семинар 4. Завершающий этап феодальной раздробленности. Образование Российского централизованного государства. Ивана III

План семинара

1. Политическое соперничество между княжествами. Возвышение Москвы. Иван Калита и Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение.

2. Ослабление владычества Золотой Орды в русских землях. Феодальная война во второй четверти XV в.

3. Завершение политического объединения русских земель. Образование единого Российского государства и его социально-политическое устройство.

4. Формирование российского типа феодализма. Оформление крепостного права.

Темы рефератов

1. Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское – два центра объединения Руси.

2. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

3. Судебник Ивана III.

4. Русская культура XIV- XV вв.

Дополнительные задания для самостоятельной работы

Задание 1. Пользуясь картой, проанализируйте шансы различных русских княжеств - стать центром объединения (Владимир, Москва, Нижний Новгород, Великий Новгород, Рязань, Тверь).

Задание 2. Выделите предпосылки объединения раздробленных русских земель в XIV – первой половине XV вв. Укажите объективные и субъективные причины возвышения Московского княжества над Рязанской, Тверской и Новгородской землями.

 

ТЕМА 4. РОССИЯ В XVI -XVII ВЕКАХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Семинар 5. Московское государство в начале Нового времени

План семинара

1. «Новое время» в Европе. Абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Буржуазные революции.

2. Внутренняя политика Ивана IV: реформы, опричнина и ее последствия.

3. Внешняя политика России в XVI века. Ливонская война.

4. Генезис социальной структуры российского общества и системы органов власти государства в XVI в.

Темы рефератов

1. Россия при Василии III.

2. Организация обороны южной границы Российского государства. Основание крепости Орел.

3. Сословно-представительная монархия в России в XV-XVI вв.

4. Реформы Ивана IV.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Подумайте над вопросом (для участия в дискуссионных выступлениях на семинарском занятии): одинаково ли характеризуется личность Ивана Грозного, оценивается его деятельность в исторической литературе? Для этого внимательно прочитайте соответствующие места учебников, учебных пособий (в том числе и зарубежных авторов, переведенных на русский язык), монографий, справочной литературы и т.п. Выскажите также и свое отношение к личности Ивана Грозного.

Семинар 6. XVII век в истории России

План семинара

1. Смутное время. Борьба против польско-шведской интервенции.

2. Новые черты в социально-экономическом развитии России.

3. Территориальное расширение России в XVII веке. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Борьба за православное единство. Воссоединение древнерусских земель.

4. Особенности политического развития страны: становление абсолютизма, народные восстания (городские бунты и крестьянская война под предводительством С.Т.Разина).

Темы рефератов

1. Собор 1613 г. и утверждение на российском престоле династии Романовых.

2. Церковный раскол в России и его последствия.

3.Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

4. Крестьянская война под руководством С.Разина.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте хронологическую таблицу наиболее важных, на ваш взгляд, событий истории нашего Отечества за период XVII вв. Составьте также возможно более подробный список исторических деятелей этого периода.

ТЕМА 5. РОССИЯ И МИР В XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX вв.: МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Семинар 7. Вступление России на путь модернизации. Петр I и Екатерина II

План семинара

1. Предпосылки и основные направления реформаторской деятельности Петра I. Последствия преобразований.

2. Борьба России за выход к морю. Азовские походы Петра I. Северная война.

3. Внутренняя политика Екатерины П. Просвещенный абсолютизм. Признаки кризиса империи.

4. Народные движения XVIII в. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

5. Внешняя политика России во второй половине ХVIII в. Дальнейшее территориальное расширение страны.

Темы рефератов

1. Областная реформа 1775 года и основание Орловской губернии.

2. Особенности и основные направления развития русской культуры в XVIII веке.

3. «Птенцы гнезда Петрова».

4.Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте краткий библиографический указатель литературы, в которой освещается история России XVIII в., оформите его правильно с учетом рекомендаций преподавателя, ведущего семинарские занятия в вашей учебной группе. При составлении данного указателя используйте библиографические материалы читального зала, библиотеки, справочную литературу и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.016 с.)