Сущность и формы исторического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и формы исторического знания.



Сущность и формы исторического знания.

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятель­ных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

 

Методы и источники изучения истории.

Студент должен знать: методы изучения истории - сравнительный, системный, типологический, ретроспективный, идеографический.

Метод -в переводе с греческого те^Иодоз означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели.

В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.

История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаи­мосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. 4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исто­рических событий во времени.

Методология истории.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подхо­дах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объектив­ные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с уче­том социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.

Понятия и классификация исторического источника.

 

Получить информацию о человеке, обществе, государстве, событиях, происходив­ших в разное время и в различных странах, можно только из исторических источников. Под историческим источником в настоящее время понимается продукт культуры, объ ективизированнный результат деятельности человека. Это могут быть культурные объекты, произведения, вещи, документы.

Познавательным средством для всего этого многообразия исторических источни­ков является классификация. Условно можно выделить 4 вида исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) фонические (звуковые);

4) изобразительные.

Только привлечение всех видов источников позволит воссоздать объективную кар­тину исторического развития.

Наибольший интерес для историков представляют письменные источники. Их изу­чает вспомогательная историческая дисциплина источниковедение. Письменные источ­ники также подлежат классификации.

Согласно отечественному историку Л.Н. Пушкареву, можно разделить письменные источники на два рода: делопроизводственные и повест­вовательные.

Делопроизводственные источники делятся на 4 вида: картографические, ста­тистические, актовые, канцелярские. Повествовательные источники Пушкарев разделил также на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные.

Существуют и другие классификации исторических источников.

Принятие христианства на Руси. Особенности формирования феодальных отно

Шений

Принятие христианства на Руси. В 988 г. при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси.

Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом.

Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле.

“Божий слуга” - государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Корсуни – центре византийских владений в Крыму.

Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну.

Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.

Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси.

Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

 

 

Феодальная раздробленность

Развитие Руси в период раздробленности. Со 2трети 12в до конца15в на Руси длился период феодальной раздробленности. Главные предпосылки: ослабление центральн.власти киевского князя, укрепление власти феодалов на местах.(восстание в Киеве-1113г.бедствие народа из-за усобиц князей)Росло крупное феодальное землевладение. У крупных феодалов есть свои дружины, аппарат управления: рост желания отд.от Киева.

Особая опора на служивых-дворян, составлявш.дружину которые получали за службу деньги, землю. Рост владений церкви. ''Русская правда''- юридически закрепленное. господство феодалов и зависимость смердов. В конце12-нач13в.

В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси.

Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы.

В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика.

Северо-восточная Русь – Владимиро-Суздальская /ранее Ростово-Суздальская/ располагалась в междуречье Оки и Волги.Экономическому подъему способствовал приток населения, спасавшийся от нападения врагов и в поиске спокойных условий для ведения хозяйства... На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками.

Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской держав. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока.Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо.

На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика.

Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство. Северо - Западная РусьНовгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала.

Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией.

Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью.

Высшим органом власти было вече. На котором избиралось правление, рассматривались вопросы внутренней и внешней политики. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией.

Полит. дробление не повлекло культурного разобщения.

Общее религиозное сознание И единство церкви замедлили процессы обособлен. И создали предпосылки для будущ.воссоединения русских земель. Позитивным моментом раздробленности являлось развитие регионов страны.Негативные:1. Междуусобицы 2. Борьба за территорию княжества 3. Русь оказалась обеспеченной накануне очередного нашествия кочевников.

Семейные отношения

Семейные отношения строились на основе полного подчинения главе семейству. За непослушания жены или детей обычной практикой того времени были телесные наказания. Телесные наказания применялись даже к боярским женам и детям.

В брак молодые люди вступали преимущественно по воле родителей. Особенно распространенным это было среди бояр, которые путем брачных союзов своих детей пытались приумножить свое благосостояние и укрепить положения в обществе. Крестьянской молодежи предоставлялось право собственного выбора будущего супруга.

На культуру и быт русского народа в 16 веке влияли очень многие исторические факторы. Которые, однако, способствовали сохранению ее самобытности и целостности.

 

Причины

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной.

"Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке, одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция?

И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине.

Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия.

Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота).

В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.

Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления.

Петр предпринял летом 1695 г. поход на Азов — турецкую крепость у впадения Дона в Азовское море. Осада была безуспешной, но Петр повторил ее летом 1696 г, впервые использовав флот, построенный в Воронеже, и взял крепость, договором с Турцией закрепив ее за собой. Был сделан первый шаг к морям.

В 1697 г. Россия заключила с Австрией и Венецией наступательный союз против Османской империи.

Для его укрепления за границу было отправлено великое посольство для обучения кораблестроению и военно-морскому делу. Ехал и Петр под именем урядника Петра Михайлова.

Крайне важным оказался поворот в русской внешней политике: оценив обстановку в Европе, Петр вместо борьбы за южные моря поставил задачу выхода на Балтику.

В начале 17 в. Балтийское море контролировала Швеция. Государства, не согласные с таким положением вещей, заключили в 1699 г. «Северный союз» (Россия, Дания, Саксония) и в 1700 г. начали против Швеции Северную войну. Дания капитулировала сразу.

 

Северная война, её итоги.

 

Война для России началась с неудачной осады Нарвы осенью 1700 г. Это поражение заставило Петра 1 форсировать военные реформы в России, а также занялся созданием экономической базы для армии, ее комплектованием, вооружением и обучением.

Армия стала формироваться на основе рекрутских наборов (с 1699 г.); полки «нового строя» с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, системой комплектования, обучения и боевых действий заменили стрелецкое войско. К 1708 г. вместо 40 тыс. человек петровская армия насчитывала уже 113 тыс.; на армию работали не менее 30 русских мануфактур.

В 1706 г. Карл 12 победил Саксонию и заставил короля Августа выйти из «Северного союза». Россия и Швеция остались один на один. В 1708 г. Карл 12 вторгся в Россию через Украину, гетман которой Мазепа обещал королю поддержку. Однако украинский народ не стал союзником Карла.

В 1709 г. русские войска одолели Карла 12 в Полтавском сражении, оказавшемся поворотным в ходе войны. Армия Карла три месяца безуспешно осаждала Полтаву, а Петр успел за это время подвести главные силы к городу.

Военные действия были перенесены в Прибалтику и на море, где 1714 г. у м.Гангут русский Балтийский флот одержал победу над шведским.

В 1721 г. был заключен Ништадтский мир, передававший России ряд земель.

Россия завоевала выход на Балтику, чем укрепила свой международный авторитет и создала предпосылки для экономического и культурного развития во взаимодействии с Европой («окно в Европу»). 1721-империя.

 

Второй этап реформ

В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией.

Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.

Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников.

1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы.

В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ.

Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути.

Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность

Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.

Россия, СССР в период НЭПа.

В ходе гражданской войны была введена особая чрезвычайная экономическая политика - военный коммунизм.,

Она была направлена на то, чтобы всю экономику подчинить нуждам фронта.

Цель ее выстоять, выжить, победить.

Суть ее: Буржуазию обложить чрезвычайным налогом.

Ускорили национализацию промышленности. Ввели трудовую повинность.

Руководство промышленностью было строго централизовано. Ввели продразверстку (т.е. продовольственный налог): все крестьяне должны были отдавать гос-ву излишки продовольствия. Купля продажа основных товаров была запрещена. Ввели натурализацию зарплаты. Распределение было уравнительным.

Были введены бесплатные коммунальные услуги. Подобная политика вскоре вызвало недовольства, которые переходили в так называемые "кулацкие восстания", они жестоко подавлялись. Причинами их был упадок производства, продразверстка, с которой крестьяне не хотели мирится с окончанием войны.

Нэп - новая экономическая политика. Это идея Ленина, которая была утверждена на 10 съезде партии в 1921 году. Ленин понял, что если оставить политику военного коммунизма, о страну не успокоить и поэтому предложил заменить ее НЭПом.

Он существовал с 1921 года по 1929 год. Задача НЭПа была восстановить в ограниченных рамках рыночную экономику при руководящей роли в народном хозяйстве партийно-государственного аппарата.

Суть его: Продразверстку заменили продналогом (он был в два раза меньше и объявлялся заранее). Разрешили торговлю. Отменили декрет о национализации мелкой, кустарной промышленности.

В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и средние предприятия. Разрешили наемный труд.

Вводили рыночные отношения (купля продажа), упразднили уравнительную оплату труда, вместо нее вводилась зарплата зависимая от квалификации рабочего и от кол-ва произведенной продукции. Появился новый класс - нэпманы.

Больше всего их появилось их в торговли, т.к. в ней быстрее идет отдача. Появилось много арендных предприятий. В 1922 году была отменена карточная система.

Была проведена денежная реформа. Совзнак заменили на червонец (1\60 тысячам). Он стал конвертируемым (1 червонец = 5,145$). Конвертируемость его достигалась гибкой налоговой системой. Налог состоял из 2 частей: основного, прогрессивного.

Основной платили все, прогрессивный - те, кто имел дополнительный доход. Существовало более 12 косвенных налогов: на чай, на соль, на спички и т.д. Иностранцам разрешили брать предприятию концессии, создавать смешанные предприятия. Концессии давали возможность приобретать машины и оборудование. Было создано много кооперативных предприятий. Кооперация была в два раза эффективней гос-ва.

Особенно много было коопераций в с\х. Она насчитывала около 50 различных типов объединений: кредитная, свекловичная, картофельная, маслодельная и т.д.

Были отменены все бесплатные услуги. У НЭПа было много недоброжелателей. По этому вопросу в партии и в стране постоянна велась дискуссия о его необходимости.

Особенно были недовольны НЭПом левые коммунисты.

Они говорили о гибельной мелкобуржуазной стихии, которая рождает частника-эксплуататора, и тосковали по порядкам военного коммунизма. Недовольных было много и в партии и в правительстве, т.к. им приходилось отказаться от метода приказных решений.

Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политике, знаний, опыта, которых у них не было. Они умели управлять только приказным методом.

Но многое было и выгодно, т.к. они имели гарантированную зарплату, дачу, которые не зависили от эффективности работы.

Недовольны НЭПом были бедные крестьяне и батраки, их устраивал военный коммунизм с его принципом - хоть не много, но всем.

Итоги НЭПа: НЭП значительно поднял производительность труда, заинтересовал людей в нем. Рынок стал насыщаться промышленными и продовольственными товарами. Значительно возросла товарность хлеба, масла, сыров: они шли на продажу за рубеж. Но после смерти Ленина НЭП свернули.

Варианты послесталинского развития.

Сущность и формы исторического знания.

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятель­ных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.067 с.)