Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в первые послевоенные годы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в первые послевоенные годы.



 

Тема VIII. СССР, Россия во второй половине XX века: попытки преобразований и кризис советской модели общественного развития.

Партийно-государственный кризис 1953-1956 гг. Поиск путей обновления страны Провозглашение курса на восстановление жизнедеятельности партии, государства, общественных организаций и его осуществление. Начало реабилитации жертв массовых репрессий 1930-1950-х гг. XX съезд КПСС. Новации и догмы. Доклад Н.С.Хрущёва о культе личности. Попытка введения коллективного руководства в партии. Восстановление национальной автономии репрессированных народов. Принятие третьей Программы КПСС. Курс на ускорение «коммунистического» строительства. Борьба либеральных и бюрократических тенденций в политической жизни страны. Сопротивление партийно-государственного аппарата. Новочеркасский расстрел 1962 года и «пражская весна» 1968 года как сигналы свёртывания хрущёвских реформ.

Попытки экономических и социальных реформ. Курс на ускорение научно-технического прогресса. Влияние научно- технической революции на общественное развитие. Проблемы внедрения достижений НТР в экономику. Мероприятия по преодолению отставания сельского хозяйства. Начало освоения целинных и залежных земель. Поиск новых методов управления. Улучшение благосостояния советского народа. Жилищное строительство. Денежная реформа. Начало импорта зерна. Снижение темпов и эффективности общественного производства. Противоречивость хрущёвских преобразований.

Обновление духовной жизни страны. Оттепель. Развитие науки и культуры. Успехи в использовании атомной энергии. Достижения в освоении космоса. «Эффект Гагарина».

Политический переворот 1964 г. Смена политического курса. Политика стабилизации. Свёртывание процесса реабилитации жертв сталинского террора. Конституция 1977 г. Расхождение между идеологией «развитого социализма» и реальной жизнью. Негативные тенденции в общественной жизни. Усиление администрирования в руководстве культурой. Диссиденты. Правозащитное движение.

Экономическая реформа 1965 г., её направления и результаты. Проблемы и трудности развития советской экономики в 1970-1980-е гг. Нарастание кризисных явлений. Проявления социальной апатии.

Попытки мирного сосуществования двух политических систем: трудности и просчёты. Внешняя политика СССР в 1960-х-нач.1980-х гг.

Тема IX. Россия на рубеже третьего тысячелетия. Поиск новой модели общественного развития. Заключение.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка как попытка разработки новой стратегии социально-экономического развития СССР. Обострение экономических, социальных и национальных отношений пе. Попытка государственного переворота и её провал. События 19-21 августа 1991 года. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Новые инициативы СССР во внешней политике. Формирование нового политического мышления. Итоги перестройки: достижения и потери.

Российская Федерация – Россия. Становление новой российской государственности(1993-1999 г.) Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Начало экономических и политических реформ. Конституция Российской Федерации 1993 г. Проблема национально-государственного строительства на современном этапе. Государственная Дума, политические партии и общественные движения современной России. Россия в начале XXI века. Культура современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Заключение. Перспективы развития мировой и отечественной исторической науки. Исторические знания как составная часть общей культуры менеджера, их применение в практической деятельности. Формы и методы совершенствования исторических знаний.

Рекомендации по подготовке к экзамену.

 

 

Рекомендации к самостоятельной работе студентов.

Для успешной самостоятельной работы, студентам необходимо внимательно ознакомиться с представленными для самостоятельного изучения темами, выделить время, необходимое для подготовки тем по представленным планам.

Основой профессиональной подготовки студента должна быть самостоятельная проработка рекомендованной литературы по учебной дисциплине.

К такого рода литературе относятся, прежде всего, основная и дополнительная, указанная в учебно-методических комплексах и раздаточных материалах по изучаемой дисциплине. Основная литература, как правило, имеется в библиотеке филиала. Поиск ответов на контрольные вопросы необходимо начинать с основной литературы. Это поможет сориентироваться в круге изучаемых проблем, выделить наиболее существенные из них. Далее, по мере усвоения учебного материала следует перейти к изучению дополнительной литературы. Затем можно продолжить работу с учебными пособиями, имеющимися в других библиотеках и учреждениях.

Использование в самостоятельной работе оригинальных источников позволит студенту ближе познакомиться с исследованиями в изучаемой области и повысить, таким образом, научно-практическую ценность профессиональной подготовки.

Контроль самостоятельной работы студента проводится в ходе семинарских и практических занятий, подготовки и проверки курсовых и контрольных работ, рефератов, тестирования, консультаций.

 

 

III. Тематический план

( для студентов очной формы обучения)

№ п/п Перечень семестров, название разделов и тем Общая трудоем-кость (час.) Количество часов аудиторных занятий Само- стоятельная Работа (час.)
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Лабор. работы
  История России до XIX века    
Введение. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.      
Древний период российской истории: формирование субъекта исторического процесса.    
Исторический процесс формирования единого российского государства. Эпоха Московского царства. (XIII-XVII в.в.)    
Россия в XVIII веке. Становление и развитие Российской империи.    
  Зачёт              
  История России: новое и новейшее время.    
Российская империя в XIX веке: поиск путей модернизации страны.    
Россия в начале XX века. Выбор пути развития.    
Россия, СССР в 1920-1950гг.: формирование «советской» модели общественного развития.    
СССР, Россия во второй половине XX века: попытки преобразований и кризис «советской» модели общественного развития.    
Россия на рубеже третьего тысячелетия. Поиск новой модели общественного развития. Заключение.    
  Экзамен              
  Всего по дисциплине.    

III. Тематический план

( для студентов заочной формы обучения)

№ п/п Перечень семестров, название разделов и тем Общая трудоем-кость (час.) Количество часов аудиторных занятий Само- сто-ятельная Работа (час.)
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Лабор. работы
  История России до XIX века      
Введение. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.      
Древний период российской истории: формирование субъекта исторического процесса.      
Исторический процесс формирования единого российского государства. Эпоха Московского царства. (XIII-XVII в.в.)      
Россия в XVIII веке. Становление и развитие Российской империи.      
  Зачёт              
  История России: новое и новейшее время.      
Российская империя в XIX веке: поиск путей модернизации страны.      
Россия в начале XX века. Выбор пути развития.      
Россия, СССР в 1920-1950гг.: формирование «советской» модели общественного развития.      
СССР, Россия во второй половине XX века: попытки преобразований и кризис «советской» модели общественного развития.      
Россия на рубеже третьего тысячелетия. Поиск новой модели общественного развития. Заключение.      
  Экзамен              
  Всего по дисциплине.    

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделам (модулям)

 

Наименование раздела (модуля) дисциплины. Контрольные вопросы
Раздел 1. История как наука, ее роль в обществе. (Модуль 1) 1.1. Дайте определение науки «История». 1.2. Расскажите о функциях исторической науки. 1.3. В чем отличие цивилизационного подхода от формационного? 1.4. Кого называют «Отцом истории»? 1.5. Назовите основные этапы антропогенеза. 1.6. Что такое первобытно-общинный строй? 1. 7. Что означает понятие «неолитическая революция»? 1.8. Каковы особенности первого и второго общественного разделения труда? 1.9. Расскажите о наиболее крупных археологических открытиях. 1.10 Каково на ваш взгляд место России во всемирном историческом процессе.
Раздел 2. Древний мир и раннее средневековье (Модуль 2) 2.1.Расскажите о гипотезах возникновения письменности. 2.2. Каковы причины греко-персидских войн? 2.3. Троянская война: миф или реальность. 24. Каковы причины Великой греческой колонизации? 2.5. Сравните политический строй в Афинах и Спарте. 2.6. Расскажите об образовании империи Александра Македонского. 2.7. Почему распалась Западно-Римская империя? 2.8.Когда и как началось Великое переселение народов? 2.9. Где находились славяне в эпоху великого переселения народов. 2.10. Какова причина распада империи Карла Великого? 2.11. каковы были общественные отношения, занятия и верования восточных славян.
Раздел 3. Зрелое средневековье и раннее новое время (Модуль 3) 3.1. Назовите причины раскола христианской церкви на католическую и православную. 3.2. Сколько было крестовых походов? Каковы были их результаты? 3.3. Как и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордена? 3.4. Расскажите об образовании Монгольской империи и ее значении для истории Евразии. 3.5. Когда сложился сёгунат в средневековой Японии и какова его специфика? 3.6. Какими причинами была вызвана Столетняя война? Почему она оказалась затяжной? 3.7. В чем причины падения Византии? 3.8. Почему Москва стала центром объединения русских земель? 3.9. Какие реформы были осуществлены ИваномIV в 1549-1563 гг.? 3.10 Укажите причины возникновения «Смутного времени». 3.11. Каковы причины свержения Лжедмитрия 1? 3.12. Почему на российский престол был избран М.романов?  
Раздел 4. Россия и мир в новое время (Модуль 4) 4.1. Назовите основные направления преобразований, осуществленных в России Петром I. В чем заключались сила и слабость петровских реформ? 4.2. Какие действия Екатерины II в области внутренней политики можно рассматривать как политику «просвещенного абсолютизма»? 4.3. Каково значение Великих географических открытий? 4.4. Что такое Реформация и каково ее значение? 4.5. Что такое промышленный переворот и каково его значение? 4.6. В чем историческое значение Великой Французской революции? 4.7. Расскажите о наполеоновских войнах и создании Священного союза. 4.8. Каковы причины европейских революций 1848-1849 гг? 4.9. В чем причины Гражданской войны в США? 4.10. Каково значение «Великих реформ» Александра II? 4.11. Расскажите о революции Мэйдзи и ее последствиях. 4.12. Назовите основные направления внешней политики России после окончания Крымской войны.
Раздел 5. Россия и мир в новейшее время (Модуль 5) 5.1. В чем причины начала Первой Мировой войны? 5.2. Расскажите о балканских войнах. 5.3. Расскажите об основных событиях Первой мировой войны. 5.4. Каково мировое значение Великой Октябрьской социалистической революции? 5.2. В чем отличие Лиги Наций от ООН? 5.6. Что понимают под «новым курсом» Рузвельта? 5.7. Укажите причины победы Красных в гражданской войне 5.8. Что такое НЭП и почему он был введен. 5.9. Каковы причины начала Второй Мировой войны? 5.10. В чем заключается всемирно-историческое значение победы советского народа в 1945 году? 4.11. Укажите причины, основные события и итоги «холодной войны». 4.12. Почему произошел распад колониальной системы? 4.13. Определите причины распада СССР. 4.14. Что привело к объединению Европы в Европейский союз? 4.15. В чем суть политических реформ, проведенных президентом РФ В.В.Путиным.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.236 (0.008 с.)