Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Концептуальные основы курса↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра психологии, социологии, государственного и муниципального управления
О.П. СТЕРЛИГОВА СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «040201» «СОЦИОЛОГИЯ» МОСКВА – 2008
УДК 504 С 79
Стерлигова О.П. Социальная экология: Учебное пособие.- М.: МИИТ, 2008. - 60 с.
В учебном пособии рассматриваются основные этапы становления и развития социальной экологии как науки. Рассматриваются методы социальной экологии и сферы их практического применения. В полном объеме обсуждаются принципы и законы данной дисциплины. Учебное пособие посвящено вопросам экологического образования, излагаются проблемы современной экологии. Учебное пособие включает теоретические вопросы курса, рекомендации для подготовки и проведения семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, словарь экологических терминов. Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ третьего уровня высшего профессионального образования и отражает задачи преподавания дисциплины «Социальная экология». Предназначено для студентов специальности «Социология».
Рецензенты: Коваленок Т.П. – кандидат психологических наук, доцент Московского государственного агро-инженерного университета им. В.П. Горячкина; Удачина Е.Г. –кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН.
© Московский государственный университет путей сообщения, 2008
В В Е Д Е Н И Е В настоящее время термин «экология» употребляют, когда говорят о природе и ее неблагополучном состоянии. Политики, журналисты, педагоги, социологи, психологи, деятели культуры в своих исследованиях часто употребляют слово «экология». Этот термин употребляется совместно с такими словами как семья, общество, город, культура, педагогика, психология, воспитание. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Термин «экология» был впервые введен немецким биологом Эрнстом Геккелем (1834 – 1919) в 1866 году. Он образован из двух греческих слов: oikos, что значит дом или жилище, и logos – изучение или наука. Таким образом, буквально «экология» означает нечто вроде науки о земном «хозяйстве». Во 2-м томе своей книги «Всеобщая морфология организмов» Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие … имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе». На русском языке термин «экология» впервые было упомянуто в кратком изложении «Общей морфологии» Э.Геккеля – небольшой книжке, вышедшей в 1868 году под редакцией И.И. Мечникова. Э. Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии. Как самостоятельная биологическая дисциплина она выделилась только с начала XX в. наряду с физиологией, генетикой и др. С середины пятидесятых годов ее значение и сферы приложения стали значительно расширяться, и современную экологию можно охарактеризовать как междисциплинарную область, развивающуюся на стыке физики, биологии и общественных наук. В настоящее время экология стала дифференцированной наукой. Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы об улучшении условий жизнедеятельности людей. Задачи экологии расширяются, и она выходит за пределы только биологических наук. Современная экология охватывает очень обширный круг вопросов и тесно переплетается с социальными, техническими и гуманитарными науками. Экология рассматривается как универсальная, фундаментальная, комплексная наука, имеющая практическое значение. В связи с этим, существует несколько различных толкований содержания этого термина: - экология – одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания; - экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и ее взаимодействии с обществом; -экология - особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход); - экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы). Следовательно, экология рассматривается не только как система наук, она приобретает мировоззренческий характер. Экология является биологической наукой, но в настоящее время она стала и междисциплинарной наукой, охватывающей естественные, технические и общественные явления. Но она имеет и свою специфику. Н.Ф. Реймерс очень четко определили особенность данной науки: «Она всегда ставит в центр изучаемых явлений ЖИВОЕ, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, все человечество; а если не живое, то созданное живым – биогеохимический цикл, например, круговорот углекислоты или кислорода в биосфере, промышленное предприятие или сельскохозяйственное поле». Экология тесно связана с генетикой. Об этом свидетельствует тот факт, что экспериментальные исследования генетики позволяют осуществлять генетический мониторинг в популяциях организмов, включая человека. Экология имеет традиционные связи с биохимией. Биохимия помогает выяснению путей метаболизирования растениями различных токсинов. Экология тесно связана с физиологией, так как она учитывает последствия регуляции жизненных функций. Наряду с этим экология связана с химией, математикой, географией и другими естественными науками. Экологию можно считать единой биосоциальной или социально-биологической наукой, так как в ее предмет изучения вошли взаимодействие надорганизменных систем различного иерархического уровня друг с другом и с окружающей средой. Важнейшими направлениями современной экологической науки являются экология человека и социальная экология. Антропоэкология (экология человека) изучает взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постепенно усложняющейся динамической средой обитания. Экология человека рассматривает биосферу как экологическую нишу человечества, изучая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство. Социальная экология (социоэкология) – наука, изучающая взаимоотношения в системе общество – природа, влияние окружающей среды на общество. Главная цель социальной экологии – это сохранение равновесия системы «человек- окружающая среда». Человек выступает в этом случае в качестве социума, поэтому предмет социальной экологии – это крупные контингенты людей, распадающиеся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа – общество». Она раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы рационализации взаимоотношений человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле. Социальная экология разрабатывает также научные основы рационального природопользования, направленные на охрану природы. Необходимо отметить, что социальная экология не только относительно самостоятельная, но и комплексная наука. Философские, социально-экономические, этические и другие аспекты социальной экологии разрабатываются новыми научными направлениями – историческая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика. Большое место в социальной экологии принадлежит вопросам экологического образования, воспитания и просвещения. Одним из направлений, связанных с социальной экологией, является прикладная экология, разрабатывающая нормы использования природных ресурсов и среды жизни, устанавливающая допустимые нагрузки на них и определяющая формы управления экосистемами. Необходимо отметить, что социальная экология выделила социоприродные законы, отражающие единство общества и природы. Закон – это необходимое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе. Социальная экология формулирует новые типы законов, отражающих взаимосвязь общества, техники и природы в рамках единой системы. Опираясь на такие законы, общество сможет решать вопросы взаимосвязанного экологического и социально-экономического развития.
Все взаимосвязано со всем. Природа знает лучше. Ничто не дается даром. Эти законы должны учитываться при рациональном природопользовании и вообще при любой деятельности человека на Земле и в Космосе. Английский философ Герберт Спенсер (1820-1903) писал: «Никакие законы человеческие не могут иметь действительного значения, если они противны законам природы». Следовательно, синтез природного и общественного, если людям удается его реализовать, станет характерной чертой цивилизации. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» 1. Биосферный подход к решению экопроблем. 2. Взаимосвязь систем: «человек – техника», «человек – культура», «человек – природа». 3. Естественные и социальные системы. 4. Задачи социальной экологии. 5. Законы социальной экологии. 6. Западные философские концепции «неантропоцентристской этики». 7. Категории экологии. 8. Концепции развития экоаудита в России. 9. Локальный, региональный и глобальный уровни экологических проблем. 10. Международная охрана окружающей среды. 11. Метод социальной экологии. 12. Механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды. 13. Мониторинг природной среды, методы наблюдений и анализа состояния экосистем. 14. Национальные и глобальные уровни экологических проблем. 15. Неуправляемый рост народонаселения и проблемы экологии. 16. Нормы экологического законодательства и экоаудита в России. 17. Основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах. 18. Основные черты кризисных экологических ситуаций. 19. Особенность экологического подхода: «центральный объект» и «окружающая среда». 20. Охрана окружающей среды в России. 21. «Парниковый» эффект и договоры по азону. 22. Политика и экологическая политика. 23. Понятие и элементы окружающей среды. 24. Понятие, цель, задачи и принципы экологический экспертизы. 25. Популяции в экологии, систематике, генетике. 26. Правовая охрана окружающей среды. 27. Причины изменений видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека. 28. «Римский клуб» и экопроблема. 29. Социальная экология в системе наук. 30. Становление социальной экологии. 31. Становление экологической этики. 32. Становление экологического образования. 33. Теоретические основы экологического образования. 34. Теоретические и методологические основы социальной экологии. 35. Теория Т.Р. Мальтуса о народонаселении. 36. Типы экосистем и экологические проблемы. 37. Физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации. 38. Функции социальной экологии. 39. Экзистенциальная природа социопатии. 40. Экологические аспекты здоровья. 41. Экологические движения и организации в России и на Западе. 42. Экологический кризис: структура, причины, пути выхода. 43. Экологическое сознание и экологическое образование. 44. Этапы демографической истории. 45. Этапы развития экологии.
С О Д Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3 Раздел 1. Концептуальные основы курса 1. Предмет, метод, принципы и законы социальной экологии………………………………………………………………. 8 2. Сущность системы «общество – природа»………..…… 12 3. Типы экосистем и экологические проблемы…………….17 Раздел 2. Экология, политика и общество 4. «Римский клуб» и экологические проблемы…………….23 5. Экологический кризис и возможности его решения…....27 6. Экологические движения и организации………………..31 Раздел 3. Экология. Здоровье. Цивилизация 7. Экология и здоровье человека. Урбоэкология………….33 Темы семинарских занятий………………………………….42 Вопросы к зачету по курсу «Социальная экология»..…….47 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….51 ГЛОССАРИЙ………………………………………………..52
Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. – М.: «КРУК», 1994. 2. Бганба В.Р. Социальная экология. – М.: Высшая школа. – 2005. 3. Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. Учебное пособие // Энциклопедия социального образования. – М., 1998. 4. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. – М.: Агар, 1999. 5. Комаров В.Д. Социальная экология – философские аспекты. – Л., 1990. 6. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология. – М., 1996. 7. Небель Б. Наука об окружающей среде. Т.1. М., 1993. 8. Маркович Д.Ж. Социальная экология. – М., 1996. 9. Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний. М., 1993. 10. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб., 2001. 11. Шамилева И.А. Экология. – М.: Владос, 2004. 12. Урбоэкология /Под ред. Т.И. Алексеева. М., 1990. 13. Экологический энциклопедический словарь. – М., 1999.
Г Л О С С А Р И Й АГРОЭКОСИСТЕМА – неустойчивая, искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема культурных биосистем. Агросистемы, как и естественные экосистемы, являются элементарными единицами биосферы (поля, искусственные пастбища, огороды, сады, виноградники, лесные насаждения и т.п.). АДАПТАЦИЯ – комплекс приспособительных морфофизиологических, поведенческих и информационно-биоценотических реакций, обеспечивающий возрастание устойчивости к воздействию факторов внешней среды и успех в конкуренции. АНАБИОЗ – (оживление) способность организмов переживать неблагоприятное время (изменение температуры окружающей среды, отсутствие влаги и др.) в состоянии, при котором резко снижается обмен веществ и отсутствуют видимые проявления жизни. При наступлении благоприятных условий организм оживает. Явление анабиоза впервые было обнаружено А. Левенгуком (1901). АРЕАЛ – область распространения на земной поверхности систематической группы живых организмов или сообществ. Они бывают сплошные, когда организмы занимают территории без существенных перерывов, и прерывистые (дизъюнктивные). Границы ареалов растений и животных сформировались в процессе эволюции биосферы и зависят от условий окружающей среды. Они могут изменяться под воздействием естественных факторов (климатические, эдафические, биотические) или под влиянием деятельности человека (при вырубке лесов, загрязнений окружающей среды и пр.). АУТЭКОЛОГИЯ – (вне и экология) раздел экологии, рассматривающий взаимоотношения отдельного организма (вида) с окружающей средой. БИОГЕОЦЕНОЗ -сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и энергии совокупность живых организмов (биоценоз) с неживыми компонентами – условиями обитания; к живым компонентам биогеоценоза относятся автотрофные и гетеротрофные организмы. БИОКОСНОЕ ВЕЩЕСТВО – вещество, возникающее в результате совместной деятельности живых организмов и косных (абиогенных) процессов (кора выветривания, почвы, природные воды и др.), причем они представляют значительно биогеохимическую энергию в биосфере. Термин введен В.И. Вернадским (1926). БОЛЕЗНИ УРБАНИЗАЦИИ – большая группа заболеваний, связанных с переуплотнением населения и загрязнением окружающей среды (шумовым, химическим, биологическим и т.д.). БИОТОП – часть (блок) экосистемы, представляющая среду обитания для организмов (биоценоза), может быть представлен абиотическими и биотическими факторами. ВЕЩЕСТВО ЖИВОЕ – совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, вне зависимости от их систематической принадлежности. ВЕЩЕСТВО БИОГЕННОЕ – химические соединения, возникшие в результате жизнедеятельности организмов. ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ЛИХОРАДКИ – группа вирусных болезней человека, при которых поражаются мелкие кровеносные сосуды, повышается температура. Вирусы циркулируют между грызунами и клещами. ГЕНОФОНД – совокупность генов одной группы особей (популяции, группы популяций или вида), характеризующихся определенной частотой встречаемости (генов). Большую роль в охране и воспроизводстве генофонда растений и животных играют национальные парки, биосферные заповедники, зоопарки, генетические банки и т.д. Термин введен А.С. Серебровским (1908). ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА – совокупность предметов и явлений природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественного производства и составляющих необходимое условие существования и развития человеческого общества. ГЕТЕРОТРОФЫ - организмы, использующие в качестве источника питания органические вещества, произведенные другими организмами. К гетеротрофам относятся человек, все животные, некоторые растения, большинство бактерий, грибы. В пищевой цепи экосистем составляют группу консументов. ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на среду, окружающую цивилизацию. ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ГСМОС) – проводит работу по пяти основным направлениям, связанным со здоровьем человека (с участием Всемирной организации здравоохранения), климатом (со всемирной метеорологической организацией), дальним переносом загрязняющих веществ (с Европейской экономической комиссией). ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ – научное направление, рассматривающее экологическое взаимодействие биосферы с процессами, происходящими в недрах Земли, космическим окружением и антропогенными факторами (последействиями природопреобразующей, производственной деятельности человека). ДЕПОПУЛЯЦИЯ – уменьшение численности населения людей или животных. ДИГРЕССИЯ – ухудшение состояния экосистем под влиянием воздействия различных факторов, чаще всего человека. ДОЗА ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ (ПДД) – максимальное количество вредного агента, проникновение которого в организмы (через дыхание, пищу и т.п.) еще не оказывает на них пагубного влияния. ЗАПОВЕДНИК – природная территория, изъятая из хозяйственного использования и предназначенная для сохранения экосистем, видов живого или других объектов природы (например, минералов). МОНИТОРИНГ – слежение за какими-либо объектами, явлениями, средами жизни или биосферой в целом. НООСФЕРА – «мыслящая оболочка» (В.И. Вернадский), сфера разума – естественная стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека становится важным фактором биосферных процессов. ПАРК НАЦИОНАЛЬНЫЙ – территория, включающая особо охраняемые природные ландшафты с целью их сохранения, а также для экологического образования и воспитания. Обычно включает зоны заповедную, рекреационную и хозяйственную. РЕСУРСЫ ВОЗОБНОВИМЫЕ – все природные ресурсы, находящиеся в пределах биосферного круговорота веществ, способные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпом хозяйственной деятельности человека. РЕСУРСЫ НЕВОЗОБНОВИМЫЕ – та часть природных ресурсов, которая не самовосстанавливается в процессе круговорота веществ в биосфере за время, соизмеримое с темпом хозяйственной деятельности человека. СРЕДА АНТРОПОГЕННАЯ - среда природная, прямо или косвенно, намеренно или непреднамеренно измененная людьми. СУКЦЕССИЯ – последовательная смена экосистем (биоценозов) в результате саморазвития на безжизненном субстрате или на месте разрушения существовавших экосистем (в этом случае сукцессии называют вторичными). Конечным результатом является относительно стабильные климаксовые или узловые экосистемы. СОЦИОПРИРОДНАЯ СИСТЕМА – социоэкосистема – динамическая саморазвивающаяся система «человеческое общество – природа». СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ – единство экономических и экологических характеристик развития общества, выражающих его отношение к природе и, прежде всего, к биосфере. В истории общества различают три основных способа взаимодействия общества и природы: палеолитический (коэволюционно-собирательский), неолитический (производственно-некоэволюционный) и ноосферный (интнсивно-коэволюционный), на который предстоит перейти человечеству для экологического выживания. ТЕРАТОГЕН (Ы), ТЕРАТОГЕНЕЗ – биологические воздействия (внутриутробные заболевания и т.п.), химические вещества и физические агенты, вызывающие уродства у организмов в ходе их индивидуального развития. ТЕХНОСФЕРА – часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человека. Техносфера – это здания, различного рода сооружения, системы коммуникации, производственное оборудование, транспортные средства и т.д. ЭКОЛОГИЯ – первоначально раздел биологии (биоэкология), занимающийся изучением взаимоотношений организмов между собой и со средой обитания. Современная экология ориентирована на изучение окружающей среды и взаимоотношений с ней человека, определение масштабов и допустимых пределов воздействий человеческого общества на среду, поиск путей уменьшения или нейтрализации этих воздействий. В стратегическом плане – наук о выживании человечества, недопущении экологического кризиса и выходе из него. В основе всех направлений современной экологии лежат фундаментальные положения биологической экологии. Делится на общую, социальную и прикладную. ЭКОЛОГИЯ ОБЩАЯ – наука о наиболее общих закономерностях взаимоотношений организмов и их сообществ со средой. Включает экологию особей (аутэкологию), экологию популяций (популяционная экология), экологию сообществ и учение об экосистемах (синэкология), учение о биосфере (глобальная экология). ЭКОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ – раздел экологии, занимающийся разработкой допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм использования природных ресурсов, методов управления экосистемами, способов «экологизации» различных отраслей хозяйства, моделированием экосистем или экосистемных процессов и т.п. ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа», специфическую роль человека в экосистемах различного ранга, отличие этой роли от других живых существ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, основы рационального природопользования. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА – раздел социальной экологии, задачей которого является изучение адаптаций человека или его групп (популяций) к изменяющейся среде (в ряде случаев социальной), влияния среды на здоровье людей. ЭКОПОЛИС – городское население, в котором максимально сочетаются для человека преимущества городской среды и экологические потребности. ЭКОПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА – совокупность генетически обусловленных свойств и структурно-функциональных особенностей индивидуума, характеризующих специфическую адаптацию к конкретному набору особых факторов среды обитания (высокогорье, пустыня, Крайний Север и др.). Понятие введено Н.А. Агаджаняном (1981). ЭКОСИСТЕМА – любое сообщество живых существ и среды их обитания, существующее как единое функциональное целое. Основные признаки экосистемы – круговорот веществ и поток энергии, способность противостоять (в определенных пределах) внешним воздействиям, самовосстанавливаться и развиваться. Различают микроэкосистемы (например, ствол гниющего дерева, небольшой пруд и т.п.), мезоэкосистемы (лес, озеро, река и т.п.), макроэкосистемы (океан, континент и др.) и глобальную экосистему в границах всей планеты (биосферы). ЭКОСФЕРА – экологическая сфера, биологическая система, включающая живые организмы и окружающую их среду, с которой они взаимодействуют. ЭКОЦИД – преднамеренное преступное разрушение среды обитания всего живого, в том числе уничтожение среды обитания человека на обширной территории в военных целях. ЯВЛЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЕ – событие, прямо или косвенно вызванное хозяйственной деятельностью человека или его поведением. Сводный план 2008 г., поз……… Стерлигова Ольга Петровна СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Учебное пособие Подписано в печать Формат 60x84/16 Тираж -
Усл.-печ.л. - Заказ №
127994, Москва, ул. Образцова, 15 Типография МИИТа [1] См.: Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. М., 1998. С.29-34 [2] См.: Бганба В.Р. Социальная экология. М.,2005. С.64-68. [3] См.: Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. М., 1982. С. 150. [4] См.: Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. [5] См.: Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. М.: Агар, 1999. С. 135-138. [6] См.: Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. М.: Агар, 1999. С. 139-140.
[7] См.: Бганба В.Р. Социальная экология. М., 2005. С.99- 105. [8]См.: Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М., 1994. С.201-202. [9] См.: Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М., 1994. С.210-212.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра психологии, социологии, государственного и муниципального управления
О.П. СТЕРЛИГОВА СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «040201» «СОЦИОЛОГИЯ» МОСКВА – 2008
УДК 504 С 79
Стерлигова О.П. Социальная экология: Учебное пособие.- М.: МИИТ, 2008. - 60 с.
В учебном пособии рассматриваются основные этапы становления и развития социальной экологии как науки. Рассматриваются методы социальной экологии и сферы их практического применения. В полном объеме обсуждаются принципы и законы данной дисциплины. Учебное пособие посвящено вопросам экологического образования, излагаются проблемы современной экологии. Учебное пособие включает теоретические вопросы курса, рекомендации для подготовки и проведения семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, словарь экологических терминов. Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ третьего уровня высшего профессионального образования и отражает задачи преподавания дисциплины «Социальная экология». Предназначено для студентов специальности «Социология».
Рецензенты: Коваленок Т.П. – кандидат психологических наук, доцент Московского государственного агро-инженерного университета им. В.П. Горячкина; Удачина Е.Г. –кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН.
© Московский государственный университет путей сообщения, 2008
В В Е Д Е Н И Е В настоящее время термин «экология» употребляют, когда говорят о природе и ее неблагополучном состоянии. Политики, журналисты, педагоги, социологи, психологи, деятели культуры в своих исследованиях часто употребляют слово «экология». Этот термин употребляется совместно с такими словами как семья, общество, город, культура, педагогика, психология, воспитание. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Термин «экология» был впервые введен немецким биологом Эрнстом Геккелем (1834 – 1919) в 1866 году. Он образован из двух греческих слов: oikos, что значит дом или жилище, и logos – изучение или наука. Таким образом, буквально «экология» означает нечто вроде науки о земном «хозяйстве». Во 2-м томе своей книги «Всеобщая морфология организмов» Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие … имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе». На русском языке термин «экология» впервые было упомянуто в кратком изложении «Общей морфологии» Э.Геккеля – небольшой книжке, вышедшей в 1868 году под редакцией И.И. Мечникова. Э. Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии. Как самостоятельная биологическая дисциплина она выделилась только с начала XX в. наряду с физиологией, генетикой и др. С середины пятидесятых годов ее значение и сферы приложения стали значительно расширяться, и современную экологию можно охарактеризовать как междисциплинарную область, развивающуюся на стыке физики, биологии и общественных наук. В настоящее время экология стала дифференцированной наукой. Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы об улучшении условий жизнедеятельности людей. Задачи экологии расширяются, и она выходит за пределы только биологических наук. Современная экология охватывает очень обширный круг вопросов и тесно переплетается с социальными, техническими и гуманитарными науками. Экология рассматривается как универсальная, фундаментальная, комплексная наука, имеющая практическое значение. В связи с этим, существует несколько различных толкований содержания этого термина: - экология – одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания; - экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и ее взаимодействии с обществом; -экология - особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход); - экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы). Следовательно, экология рассматривается не только как система наук, она приобретает мировоззренческий характер. Экология является биологической наукой, но в настоящее время она стала и междисциплинарной наукой, охватывающей естественные, технические и общественные явления. Но она имеет и свою специфику. Н.Ф. Реймерс очень четко определили особенность данной науки: «Она всегда ставит в центр изучаемых явлений ЖИВОЕ, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, все человечество; а если не живое, то созданное живым – биогеохимический цикл, например, круговорот углекислоты или кислорода в биосфере, промышленное предприятие или сельскохозяйственное поле». Экология тесно связана с генетикой. Об этом свидетельствует тот факт, что экспериментальные исследования генетики позволяют осуществлять генетический мониторинг в популяциях организмов, включая человека. Экология имеет традиционные связи с биохимией. Биохимия помогает выяснению путей метаболизирования растениями различных токсинов. Экология тесно связана с физиологией, так как она учитывает последствия регуляции жизненных функций. Наряду с этим экология связана с химией, математикой, географией и другими естественными науками. Экологию можно считать единой биосоциальной или социально-биологической наукой, так как в ее предмет изучения вошли взаимодействие надорганизменных систем различного иерархического уровня друг с другом и с окружающей средой. Важнейшими направлениями современной экологической науки являются экология человека и социальная экология. Антропоэкология (экология человека) изучает взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постепенно усложняющейся динамической средой обитания. Экология человека рассматривает биосферу как экологическую нишу человечества, изучая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство. Социальная экология (социоэкология) – наука, изучающая взаимоотношения в системе общество – природа, влияние окружающей среды на общество. Главная цель социальной экологии – это сохранение равновесия системы «человек- окружающая среда». Человек выступает в этом случае в качестве социума, поэтому предмет социальной экологии – это крупные контингенты людей, распадающиеся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа – общество». Она раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы рационализации взаимоотношений человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле. Социальная экология разрабатывает также научные основы рационального природопользования, направленные на охрану природы. Необходимо отметить, что социальная экология не только относительно самостоятельная, но и комплексная наука. Философские, социально-экономические, этические и другие аспекты социальной экологии разрабатываются новыми научными направлениями – историческая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика. Большое место в социальной экологии принадлежит вопросам экологического образования, воспитания и просвещения. Одним из направлений, св
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.252 (0.017 с.) |