Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы экосистем и экологические проблемыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экосистема – основная функциональная единица в экологии. Экосистема (от греч. oikos – жилище, местообитание, объединение), экологическая система – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов. Термин «экосистема» предложен английским ботаником А.Д. Тенсли (1871 – 1955). А. Тенсли считал, что экосистемы, «с точки зрения эколога, представляют собой основные природные единицы на поверхности Земли», в которые входит «не только комплекс организмов, но и весь комплекс физических факторов, образующих то, что мы называем средой биома, - факторы местообитания в самом широком смысле». Он подчеркивал, что для экосистем характерен «разного рода обмен веществ не только между организмами, но и между органическим и неорганическим». Функция экосистем – специфическое соединение форм жизни, входящих в экосистему, и природной среды. Экосистема – первичная единица биосферы. Биосфера – это поверхностная оболочка вокруг Земли, где существует (вместе с человеком) весь живой мир. В биосфере каждая экосистема равновесна и взаимосвязана, что обусловлено взаимодействием энергий и веществ. Биосфера состоит из различных не изолированных друг от друга экосистем. Между экосистемами обычно нет четких границ, и одна экосистема постепенно переходит в другую. Все экосистемы земного шара связаны через атмосферу и мировой океан и составляют единое целое – биосферу – глобальную экосистему. Экосистемы очень разнообразны. Их состав зависит от многих факторов, в первую очередь от климата, геологических условий и влияния человека. Если главную роль играют автотрофные организмы – продуценты (например, леса, луга, степи, болота и др.), системы называют автотрофными. Если же продуцентов в экосистеме нет, или их роль незначительна (например, экосистемы океанических глубин, высокогорных ледников), то такие экосистемы называют гетеротрофными. Различают наземные и водные экосистемы. Экосистемы могут быть естественными и социальными (антропогенными – от греч. anthropos – человек и genos – происхождение). Например, сельскохозяйственные, городские, промышленные экосистемы. Важнейшими природными экосистемами Земли являются: тайга; тундра и полярные пояса; океаны; побережья; болота, топи и мангровые заросли; степи умеренных широт; леса умеренных широт, саванны; пустыни; влажные экваториальные леса; горы; острова и другие. Социальные системы по своим свойствам отличаются от естественных систем: - они созданы человеком в соответствии с определенными потребностями и целями; - их структура, организация в ходе истории меняется; - состоят из особой социальной формы материи (а не из организмов, как естественные системы); - закрытые системы (не принимают посторонние элементы, если для них не предусмотрено определенное место в системе); - частичные (не могут существовать как самостоятельные, а живут за счет окружающих их систем); - функциональные (созданы для реализации какой-либо функции). Здоровье человека, населения в целом зависит от воздействия различных подсистем природной и социальной среды, реализующегося через физиологические, биофизиологические и биохимические механизмы регуляции и отражающегося на физиологическом состоянии человека. Следовательно, естественные и социальные системы взаимосвязаны и взаимно пересекаются. Независимо от степени сложности экосистема характеризуется видовым составом, численностью входящих в нее организмов, биомассой, соотношением отдельных трофических групп, интенсивностью процессов продуцирования и деструкции органического вещества. Выделяют два подхода к изучению экологической системы: аналитический, при котором изучают отдельные части системы, и синтетический, когда изучают всю систему в целом. В настоящее время взаимодействие общества и природы происходит в таких масштабах, что порождает экологическую проблему. Экологическая проблема связана: - с ухудшением качества окружающей человека природной среды в результате индустриализации и урбанизации его образа жизни; - с истощением традиционных энергетических и сырьевых ресурсов; - с постоянным возрастанием демографической «нагрузки» на природу; - с нарушением естественных экологических балансов; - с отрицательными генетическими последствиями загрязнения природы отходами хозяйственной деятельности человека. Следствием этого возникают зоны напряжения экологической ситуации и повышенного экологического риска. Зоны напряжения – определяют ареал, в пределах которого наблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому. К ним относятся территории, где отдельные негативные показатели здоровья населения (заболеваемость детей, взрослых, число социальных и психических отклонений) достоверно выше нормы, по сравнению с теми территориями, которые не подверглись выраженному антропогенному воздействию данного типа. Зоны повышенного экологического риска – это территории, на которых существует повышенная вероятность неблагоприятных последствий для здоровья людей и состояния экосистем. Причиной является случайные, катастрофические, антропогенные или природные факторы и объекты. Это связано с наличием на данной территории опасных производств и объектов, повышенная вероятность особо опасных природных явлений. В особых случаях возникают зоны чрезвычайной экологической ситуации. К ним относятся участки территорий, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды. Данные изменения влекут за собой нарушение здоровья населения, равновесия естественных систем (повреждение генетических фондов растений и животных). Участки территорий, где в результате хозяйственной деятельности, естественных катаклизм произошли необратимые изменения окружающей среды, влекущие за собой увеличение заболеваемости и смертности населения становятся зонами экологического бедствия. К зонам экологического риска относятся территории или акватории, в пределах которых определенный вид хозяйственной деятельности человека способен вызывать возникновение опасных экологических ситуаций (например, захоронение радиоактивных или ядовитых отходов). Зона экологической катастрофы – территория или акватория, в пределах которой наблюдается переход состояния природы от катастрофической фазы к коллапсу, что делает ее непригодной для жизни человека. Последовательная смена экосистем, возникающих на одной и той же территории в результате влияния природных факторов или воздействия человека, называется сукцессия. Различают несколько видов сукцессий: антропогенная, зоогенная, катастрофическая, лаборогенная, пирогенная, фитогенная, циклическая, эндоэкогенетическая. Сукцессия антропогенная вызвана хозяйственной деятельностью человека, его прямым или косвенным влиянием на экосистему (загазованность атмосферы, вырубка и т.д.). Сукцессия зоогенная вызвана сильным воздействием животных одного или нескольких видов (массовое размножение насекомых и т.д.). Сукцессия катастрофическая вызвана каким-либо катастрофическим для экосистем природным фактором (пожар, ветровал, необычный паводок, массовое размножение вредителей и т.д.). Сукцессия лаборогенная – форма антропогенной сукцессии, вызванная трудовой деятельностью людей. Сукцессия пирогенная – послепожарная сукцессия вне зависимости от причины возникновения пожара – природной или по вине человека. Сукцессия фитогенная – одна из форм стихийных биогенных сукцессий экосистем, причиной является изменение растительности, вызванное в свою очередь какими-то другими причинами (завозом чуждых видов растений человеком и т.п.). Сукцессия циклическая (вековая) – обратимая вековая динамика климаксовой экосистемы, возникающая в результате ее внутреннего развития («постарения» и «омоложения»). Сукцессия эндоэкогенетическая обусловлена воздействием самого растительного сообщества, постепенно изменяющего среду обитания (путем формирования фитоклимата). Таким образом, содержание экологической проблемы имеет ярко выраженный социальный аспект. Для человека необходима система знаний, правил и законов природопользования при взаимодействии с природой. Глобальные экологические проблемы связаны с повсеместным увеличением радиоактивного фона планеты (развитие атомной промышленности и энергетики), насыщением биосферы электромагнитными полями (функционирование радио и телестанций, дальних линий электропередач), загрязнением природной среды синтетическими веществами, отходами производств. Весь комплекс глобальных проблем можно классифицировать по следующим системам отношений: «человек – техника», «человек – культура», «человек – природа». В системе «человек – техника» к кризису ведет создание различных видов оружия массового уничтожения (ядерного, термоядерного, лазерного и прочих), развитие техники и технологий материального производства для системы «человек – культура». Для системы «человек – культура» опасность представляет унификация национальных культур, так как ограничение их многообразия может привести к оскудению культурной среды, формирующей человеческое в человеке. В системе отношений «человек – природа» важно осознание человеком себя, как части природы, овладение культурой и понимание ответственности перед будущими поколениями в процессе взаимодействия с природной средой. На современном этапе важно выделить национальный, региональный и глобальный уровни экологической проблемы. Эти уровни взаимосвязаны и находятся в сложной зависимости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.008 с.) |